Что такое турбулентность простыми словами
Перейти к содержимому

Что такое турбулентность простыми словами

  • автор:

Что такое турбулентность в самолете простыми словами? Стоит ли её бояться?

Очень сложно сохранить самообладание, когда в процессе полета самолет начинает тормошить и бросать из стороны в сторону. Но специалисты уверяют что турбулентность это абсолютно естественное явление в авиации, также как качка на корабле, или тряска автомобиля на плохой дороге.

Процесс турбулентности известен еще с тех времен, когда люди только начали завоевывать небесную высь.

Многих волнует вопрос, зона турбулентности что это за явление?

В переводе из латыни турбулентность означает беспорядочный или бурный. Если говорить на более научном языке — то это физический процесс, во время которого в потоке газа или жидкости самостоятельно формируются линейные и фрактальные волны разных размеров.

Объяснение что такое турбулентность в самолете простыми словами намного проще понять. В атмосфере постоянно происходят физические процессы такие, как смена давления, температуры, скорости и направления ветра. Исходя из этого состав воздушных потоков становится неоднородным и разным по плотности. Поэтому, когда самолет попадает на большой скорости в эти потоки, его начинает потряхивать. Эти неприятные вибрации, которые возникают в салоне и называют турбулентность в самолете.

Чем опасна турбулентность в полете для пассажиров?

Можно с уверенностью сказать, что для пассажиров явление турбулентности безопасно. Оно влияет только на комфорт полета. Но в силу сложившихся обстоятельств, у многих людей могут возникать приступы страха во время полета.

  • Пристегнуть ремни безопасности
  • Не покидать свои места и не перемещаться по салону
  • Багаж разместить в специально предназначенном месте
  • Ничего не держать в руках

Следуя этим указаниям полет пройдет безопасно и без травм.

Следуя из выше представленных фактов и аргументов вопрос, стоит ли бояться турбулентности в самолете отпадает сам собой.

Надеюсь эта статья помогла бросить тень недоверия относительно процесса турбулентности, ответила на вопрос, опасна ли турбулентность и как вести себя когда авиаборт попадает в тряску.

Что такое турбулентность простыми словами

Иллюминатор облака самолет турбулентность

Во время турбулентности авиапассажиров просят не ходить по салону самолета и пристегнуться. Считается, что это один из самых опасных моментов перелета наряду со взлетом и посадкой. Однако фактически турбулентность – обычное явление и особой опасности оно не представляет. Это не значит, что нужно нарушать команды экипажа, но и в панику впадать тоже не стоит.

Почему турбулентность возникает?

Самолет над лесом

«Болтанку», как ее называют профессионалы, вызывает совокупность природных явлений. Воздух – нестатичен. Образуются различные метеорологические фронты, движутся воздушные массы, иногда со скоростью до 300км/ч, возникают зоны различного атмосферного давления.
Основные причины турбулентности – изменение давления, резкая смена скорости и направления воздушных потоков, полет над местностью с различным ландшафтом (поле сменяется горами, горы лесом и т.д.). При этом не обязательно должна быть плохая погода. Турбулентность вполне может возникнуть и при ясном небе, если самолет попадет в зону, где воздушные потоки направлены в разные стороны.

Риск попасть в турбулентность повышает зона кучевых облаков, но их скопление хорошо видно с помощью локаторов и пилот легко может его обойти.

Прохождение через участок турбулентности не считается ЧП, является частью практически каждого рейса и не требует изменения курса самолета. Более того, погода всегда известна заранее, и для коротких рейсов – до 4 часов — никакие сюрпризы пилота не ждут. На более длительных возможны небольшие отклонения от прогноза, но актуальные данные экипаж узнает от диспетчера. В любом случае, воздушные судна оборудованы датчиками, которые сигнализируют о предстоящей потенциальной опасности, на основании этих данных пилот может скорректировать курс.

Как отражается турбулентность на пассажирах?

Пассажиру плохо стюардесса самолет

Если для самолета нахождение в зоне турбулентности особой опасности не представляет, то пассажирам оно может нанести вред.
Группы риска:

  • люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы – «болтанка» может вызвать ухудшения;
  • беременные;
  • пассажиры с плохим самочувствием – турбулентность усилит болезненные симптомы;
  • аэрофобы – приступы неизбежны, когда самолет начинает трясти.

Обо всех ухудшениях нужно сразу сообщать бортпроводнику.

Почему «болтанка» неопасна для самолета

Самолет в облаках

Главный страх пассажиров во время турбулентности – что самолет упадет. Как раз этого можно не опасаться. Да, в салоне кажется, что воздушное судно сильно трясет и оно неуправляемо. Однако технически любой самолет способен выдержать и не такие нагрузки.
Конструкция современных самолетов спроектирована с запасом: они без каких-либо повреждений могут взлететь под углом 90 градусов, а крылья достаточно подвижны для того, чтобы маневрировать при сильных воздушных потоках.

История авиации не зафиксировала случаев, чтобы самолет упал по причине турбулентности.

Другое дело, если к этому фактору присоединилась человеческая ошибка – пилота или диспетчера. Да и подобные случаи фиксировались в последний раз в середине прошлого века.
Запомните главное: это для вас зона турбулетности наступает неожиданно. Пилоты готовы к ней, метеоусловия известны заранее, маршрут спланирован с учетом всех факторов. Если есть угрожающие безопасности авиалайнера факторы, рейс отменят или перенесут.

Что делать во время турбулентности

Пристегнутый пассажир в самолете

Главное – не волнуйтесь. Слушайте указания экипажа и исполняйте их. Для авиакоманды это привычная ситуация, с которой они сталкиваются почти каждый день.
Как себя вести, когда самолет трясет:

  1. Сядьте в кресло.
  2. Пристегните ремень безопасности себе и ребенку, если вы летите с детьми. Если с вами малыш – обязательно придерживайте его еще и руками.
  3. Закройте откидной столик.
  4. Лучше не читать и не смотреть фильмы. Во-первых, это все же опасная зона и вы должны концентрироваться на командах экипажа. Во-вторых, фокусировка взгляда на изображении или тексте при сильной тряске может вызвать головокружение.
  5. Идеальный вариант – закройте глаза и расслабьтесь.
  6. Если вы боитесь летать, при объявлении зоны турбулентности сразу выпейте успокоительного, иначе вас могут накрыть панические атаки.
  7. Если слишком нервничает ваш сосед, постарайтесь его успокоить. Например, расскажите содержание этой статьи, объяснив, что в турбулентности нет ничего опасного.

И еще один секрет: пилоты сравнивают турбулентность во время полета с качкой на корабле и тряской в машине при езде по плохой дороге. Вы же не боитесь, когда автомобиль подпрыгивает на кочке? Разница в том, что волны в море и ямы на дороге вы видите, а воздушные ямы нет, на самом деле ситуации аналогичны.

Турбулентность… Почему трясёт самолёт и почему это не опасно

Турбулентность или болтанка — это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим.

Турбулентность турбулентности рознь. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки.

турбулентность в самолете

Отчего и когда возникает турбулентность?

Опасные завихрения воздуха возникают в грозовых облаках – потоки воздуха в них легко могут бросить самолет на закритические углы атаки, которые чреваты большими неприятностями.

Пилот никогда специально не полетит в скопище грозовых облаков, они хорошо видны на специальном локаторе в кабине пилота и, если есть возможность, их облетает.

Но по краям грозового фронта тоже есть завихрения, вот их-то на локаторе не видно. Перед полетом все пилоты проходят брифинг, на котором ознакамливаются со сводкой погоды и выбирают оптимальный маршрут. Однако, если запланирован длительный перелет, точно спрогнозировать наличие грозовых облаков невозможно.

Еще одной причиной турбулентности могут послужить струйные течения. Это течения скорость которых резко меняется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Обычно они тянутся на несколько тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у восточных берегов США.

В ясном небе болтанка тоже возникает, но самолет не всегда может изменить эшелон полета из-за плотного трафика в небе. Между самолетами нужно строго выдерживать определенные интервалы во избежание столкновений.

Иногда пассажиры думают, что, будет трясти самолет или нет, зависит от квалификации и навыков пилота. Это большое заблуждение – самолет идет на автопилоте. И только при очень сильной болтанке, когда нужна реакция пилота, автопилот отключают и пилотируют в ручную. Вот от чего зависит, с какой силой будет трясти, так это от самолета. Чем он больше и тяжелее, тем меньше ощущается турбулентность.

При снижении самолеты также сталкиваются с сильными вихрями ветра. Для экипажа разработаны нормативы параметров полета в болтанку, и, если они выходят за пределы, пилот вынужден уходить на запасной аэродром. Пассажирам этих отклонений не видно, и, когда капитан сообщает им об уходе на запасной аэродром по метеоусловиям, в салоне возникает легкое напряжение… За окном же все чисто, погода ясная, может, шасси неисправно? Все исправно, просто пилот выполняет рекомендации по обеспечению вашей безопасности.

Но не стоит недооценивать турбулентность. Прислушайтесь к рекомендациям бортпроводников и светового табло, займите свое место и пристегнитесь. При сильной болтанке нередки травмы среди пассажиров, кто-то вылетает из своего кресла и ударяется об углы салона или, что встречается чаще, головой о потолок, доходит до переломов.

Других опасностей, связанный с турбулентностью, нет, самолет никогда не полетит в зону, которая может причинить вред самолету.

В статье использованы материалы проекта Летаем без страха

А в нашем Телеграм-канале тоже есть полезная и актуальная информация. Рассказываем о местах, куда сразу же хочется улететь, публикуем дешёвые билеты и рассказываем новости.

Есть ли в самолете безопасные места и так ли опасна турбулентность

Многие из нас очень бояться летать, и перед очередным перелетом прокручивают в голове разные варианты авиакатастрофы, которая непременно должна случиться именно с ними. Некоторые почувствовал турбулентность во время полета мысленно прощаются с жизни, поскольку считают что именно по этой причине самолет обязательно потерпит крушение или вовсе разлетится в воздухе. Другие наоборот стараются найти и купить авиабилет с максимально безопасным местом в салоне самолета, тем самым в случае авиакатастрофы увеличить свой шанс на выживание. Но так ли опасна турбулентность и есть ли на самом деле безопасные места в салоне самолета? С этими вопросами мы и постараемся сегодня разобраться. Итак, давайте начинать!

Что такое турбулентность и чем она опасна

Известно, что в процессе полета самолет скользит по воздуху, как бы опираясь на него крыльями. Высокое давление воздуха снизу толкает крыло вверх, а низкое давление сверху наоборот затягивает крыло самолета на себя. В результате крыло поднимается, а самолет удерживается в воздухе. На практике, практически весь полет проходит достаточно гладко, но иногда самолет может столкнуться с возникшими прерывистыми потоками или говоря простыми словами попасть в область завихрения воздуха. В итоге пассажиры в салоне самолета начинают ощущать толчки разной силы и потряхивания, и многих эта ситуация очень сильно пугает. На самом деле турбулентность — это нормальное явление в авиации, его можно сравнить с качкой в море, или стандартной тряской автомобиля на неровной дороге.

Турбулентность бывает трех типов:

  1. Легкая — это практически неощутимая турбулентность в самолете, которую мы иногда испытываем при перелете;
  2. Умеренная — при такой турбулентности нужно находиться на своем посадочном месте, поскольку устоять на плоской поверхности и не упасть достаточно трудно;
  3. Сильная — крайне редкая турбулентность, при которой вы будете чувствовать себя приклеенным к вашему креслу.

В большинстве случаев вам не стоит опасаться за свою жизнь при возникновении турбулентности. Поскольку современные самолеты рассчитаны на достаточно серьезные нагрузки. Однако бывают исключения, поэтому авиакатастрофы из-за турбулентности все-таки происходят, но очень редко. Например, одна из известных авиакатастроф по причине аномально сильной турбулентности произошла около полувека назад — тогда Boeing 707, попал в турбулентность ясного неба. Это одна из самых неприятных турбулентностей, которая может случиться. Возникает она неожиданно при ясном небе, при этом не сопровождается значительной облачностью как обычная. Boeing 707 при попытке облететь гору Фунзу попал в аномально сильную турбулентность с двумя сильными и совершенно разными по скорости, температуре, направлению и плотности потоками в итоге самолет развалился на части, и все пассажиры погибли. Поэтому на вопрос опасна ли сильная турбулентность или нет, то скорее всего да, чем нет. Конечно при возникновении умеренной и легкой турбулентности переживать пассажирам совершенно не стоит, для самолёта более опаснее — гроза, сильный ветер и обледенение. В очень сильные турбулентные потоки самолеты попадают крайне редко, да и в большинстве случаев все заканчивается благополучно.

На самом деле турбулентность несет опасность именно пассажирам, поскольку из-за нее нередко пассажиры получают различные травмы, и даже ломают конечности. В большинстве случаев страдают пассажиры, которые игнорируют сигнал, о том что необходимо пристегнуть ремень и оставаться на своих местах. Помните, попав в сильную зону турбулентности, всегда необходимо соблюдать инструкции экипажа и оставаться на месте с пристегнутым ремнем, чтобы после перелета не оказаться на больничной койке.

Есть ли в самолете безопасные места

Как известно, что места в передней части самолета хоть и стоят дороже, но разбирают их в первую очередь. Поскольку считается, что в этой зоне более удобные кресла, которые способны обеспечить дополнительный комфорт пассажирам. Однако, оптимально защищенными могут считать себя пассажиры, которые выбирают места в хвостовой части самолета. У таких мест есть свои минусы, например, кресла не очень удобные, а в последнем ряду кресла вовсе не раскладываются. Поэтому при длительном перелете у вас могут возникнуть проблемы со спиной.

Почему, на самом деле, самые дешевые места в самолете считаются более безопасными? Все дело в том, что данные места при падении самолета испытывают минимальную нагрузку. Известно, что нос самолета практически всегда падает намного быстрее. Поэтому на него и походит основной удар. Большему риску подвержены пассажиры, чьи места располагаются сразу за кабиной и, соответственно, пилоты. Самый большой процент выживаемости приходится на пассажиров, места которых расположены в хвостовой части — эта секция начинается за краем крыла. Поэтому «черный ящик» обычно находится именно в хвостовой части самолета. Пассажиры в секции перед крылом и над крылом имеют практически одинаковый шанс на выживание.

Задние места действительно повышают шанс на выживание в том случае, если высота самолета небольшая, например, авария произошла во время взлета или опасной посадки. Однако, если крушение произошло на высоте 8-10 тыс км, то особой разницы, где находится ваше место в самолете нет, поскольку выжить в такой ситуации практически невозможно. Однако, в истории было немало случаев, когда некоторым пассажирам все-таки удавалось выжить даже в самых страшных авиакатастрофах.

Каждая аварийная ситуация индивидуальна. Случиться может все. Поэтому не игнорируйте инструкции экипажа, пристегиваете ремень по сигналу, чтобы надежно зафиксировать тело в правильном положении. Помните, что при выпадении кислородных масок вам стоит немедленно одеть ее сперва на себя, а уже потом на ребенка. В крайней ситуации необходимо правильно сгруппироваться, это достаточно важно. Поскольку пассажиры, которые быстро и правильно сгруппировались в аварийной ситуации, всегда будут в более выигрышном положении.

Вывод

Несмотря на то, что иногда авиакатастрофы все-таки происходя самолет до сих пор считается одним из самых безопасных видов транспорта, который позволяет за короткое время преодолеть значительное расстояние. Вероятность погибнуть в автокатастрофе намного выше, чем в авиакатастрофе. Но несмотря на это многие панически боятся летать. Турбулентность для самолета не так страшна, как кажется на первый взгляд. Поэтому панически бояться этого явления не стоит. К выбору безопасного места можно отнестись более серьезно. Сидеть в хвосте самолета действительно более безопасно, но лучше не выбирать именно последний ряд, поскольку при длительном перелете вам придется сидеть с ровной спиной из-за того, что кресла не раскладываются. На этом все. Всем спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *