На какой реке стоит нарьян мар
Перейти к содержимому

На какой реке стоит нарьян мар

  • автор:

Река в Нарьян-Маре, 6 букв — сканворды и кроссворды

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Река в Нарьян-Маре», 6 букв (первая — п, последняя — а):

(ПЕЧОРА) �� 0 �� 0

Другие определения (вопросы) к слову «печора» (28)

  1. Город и река в Республике Коми
  2. (печера) финно-угорское племя, в бассейне Печоры
  3. Великая река Русского Севера, несущая свои воды в Архангельской области
  4. Река в Архангельской области
  5. На берегу какой реки стоит город Вуктыл?
  6. Самая известная река в Коми
  7. Северная река России
  8. У этой реки стоит Нарьян — Мар
  9. Энергетическая столица Коми
  10. Город в Республике Коми
  11. Река, давшая фамилию герою Михаила Лермонтова
  12. Сомкнутый, тесный, сплошной ряд чего-, кого-либо
  13. Река, у которой «живут оленеводы и рыбачат рыбаки»
  14. Река на Урале
  15. https://sinonim.org/sc
  16. Город в Коми
  17. Река в СССР
  18. Река в Коми
  19. Нарьян-Мар, река
  20. Финно-угорское племя
  21. Река в Республике Коми
  22. Река на северо-востоке Европейской части России
  23. Река на севере России в Архангельской области
  24. Река, Нарьян-Мар
  25. На этой реке стоит Нарьян-Мар
  26. Город-порт (с 1949) в России, Коми
  27. На какой реке НарьянМар?
  28. На какой реке стоит Нарьян-Мар?
  29. Река Нарьян-Мара
  1. пещера

пещера

  1. спелеол. (спелеологическое) естественная полость в верхней толще земной коры, сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями ◆ Здесь были не переходы и залы, по-немецки строгие и функциональные, а низкая, но чрезвычайно обширная пещера , свод которой опирался на толстые, в беспорядке разбросанные каменные колонны. Андрей Лазарчук, Михаил Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ», 1996 г. ◆ С одной стороны зияла глубокая неизвестно куда уводящая пещера с двумя глубокими колеями в плотном земляном полу, с другой до перехлёстнутого крепкими дубовыми брусьями потолка громоздилась какая-то поленница. Е. Ю. Лукин, «Катали мы ваше солнце», 1997 г.
  2. анат. (анатомическое) название некоторых естественных полостей в анатомической структуре организма ◆ В пирамиде височной кости расположены каналы: лицевой, мышечно-трубный и др., в которых проходят сосуды и нервы, и содержатся полости: барабанная, сосцевидные ячейки и пещера . Рудольф Самусев, Юрий Селин, «Анатомия человека», 2003 г.

Значение слова

Печо́ра (коми Печӧра , нен. Санэро’’ яха ) — река в Республике Коми и Ненецком автономном округе России.

Что искали другие

  • Южный ветер устами моряка
  • Хозяйство, вытесняющее колхозы
  • Имя, объединяющее Чурикова, Гулаю и Макарову
  • Танцевальный зал при кафе и ресторане
  • «лучше … правда, чем сладкая ложь»

Случайное

  • Главный враг водосвинки
  • Самый тесный прием морского боя
  • Термин, обозначающий перерисовку картины, который в наше время применяется к дешевым товарам, копирующим брендовые вещи
  • Восстановительный процесс (хим.)
  • Человек дерзкий в обращении с другими
  • Поиск занял 0.011 сек. Вспомните, как часто вы ищете ответы? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать их, а также синонимы к любым словам, антонимы, ассоциации и предложения.

На какой реке стоит нарьян мар

Нарьян-Мар — административный центр Ненецкого автономного округа Северо-Западного федерального округа, располагается за полярным кругом, в устье реки Печоры.

Примерная численность населения — свыше 19 тысяч человек. Площадь территории города составляет около 49 квадратных километров. Расстояние от Москвы до Нарьян-Мара — 1500 км, от Архангельска до Нарьян-Мара — 660 км. Ближайшая железнодорожная станция — Усинск, находится на расстоянии 420 км по зимней дороге

Историческая справка Нарьян-Мара.

В 1930 году на берегу реки Печоры был построен поселок, получивший название Нарьян-Мар (в переводе с ненецкого языка – «Красный город»). В 1931 года Нарьян-Мар стал центром Ненецкого автономного округа вместо прежней столицы округа, села Тельвисочного. В 1935 году рабочий поселок Нарьян-Мар получил статус города.

К 1940 году в городе начала развиваться промышленность: работал лесопильный завод, кустарное предприятие по производству кирпича, местные жители ловили рыбу и занимались скотоводством. Через морской порт Нарьян-Мара в центральные регионы страны переправляли лес, уголь, пушнину и продукцию оленеводства.

С начала 60-х годов XX века город начал активно застраиваться в соответствии с генеральным планом. Первые кирпичные здания появились в Нарьян-Маре в 1963 году, первый кирпичный жилой дом был построен в начале 70-х годов XX века. К середине 70-х годов XX века в городе были проведены центральное тепло и водоснабжение, введены очистные сооружения. В это же время в Нарьян-Маре была проложена сеть автомобильных дорог как в черте города, так и за его пределами для соединения с другими городами.

В 90-е годы темпы развития города, как и всей страны, снизились, некоторые жители стали покидать Нарьян-Мар. Однако и в это время в городе было построено несколько жилых домов, здания «Промстройбанка», расчетно-кассового центра, федерального казначейства. С начала XXI века с ростом нефтедобычи в НАО город получил новый толчок в своем развитии, за первое десятилетие появились десятки современных монолитных и кирпичных зданий, строятся и ремонтируются дороги и коммуникации, идет активный снос ветхого жилья и переселение жителей в новые благоустроенные квартиры.

С 1991 года ведется масштабное строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск, которая свяжет округ с Республикой Коми и общероссийской транспортной системой. На данный момент основным видом транспорта, которым можно попасть в Нарьян-Мар, остается авиация, железнодорожное сообщение в городе отсутствует.

4 октября 2011 года в Нарьян-Маре Президент Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев провел заседание президиума Госсовета по проблемам ЖКХ.

В настоящее время Нарьян-Мар является развитым промышленным центром Ненецкого автономного округа. Основу экономики города составляет топливная промышленность: нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и газодобывающая промышленность. Кроме того, Нарьян-Мар является крупным торговым портом. Большое значение для экономики также имеет геологоразведка тундровых и шельфовых месторождений.

Порт Нарьян-Мар: пришло время активного развития

Порт Нарьян-Мар: пришло время активного развития

Морской порт Нарьян-Мар расположен в устье рукава Большая Печора реки Печоры, впадающей в Баренцево море (Ненецкий автономный округ, НАО). Акватория порта включает участок водной поверхности реки Печоры и ограничена островами Поповский и Екушанский, Урпинской Кошкой и береговой линией правого берега реки Большой Печоры, включающей Кармановскую Курью и Городецкий Шар. В границы порта также входит удаленный морской терминал «Амдерма», расположенный на реке Амдерме в юго-западной части Карского моря в границах акватории Северного морского пути.

Административно-властные функции в порту осуществляет Нарьян-Марский филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики».

Виталий Малеев, капитан морского порта Нарьян-Мар ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Неотъемлемая часть СМП

Морской порт Нарьян-Мар является замерзающим портом с сезонной навигацией, которая длится с мая по ноябрь. В зимнее время плавание и ледокольная проводка судов не осуществляются. Тем не менее, порт является неотъемлемой частью трассы Северного морского пути (СМП), а также играет важную роль в обеспечении снабжения удаленных населенных пунктов, расположенных в бассейне реки Печоры.

В порту принят разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов. Лоцманская проводка для всех судов в акватории порта и на подходах к нему является обязательной и осуществляется круглосуточно. Порт доступен для морских судов и судов класса река — море длиной до 114 метров, шириной до 14 метров, осадкой до 3,6 метра, за исключением участка акватории в районе терминала «Амдерма».

Площадь акватории морского порта – 5,6 кв. км, площадь территории – 22,6 га. Порт располагает 6 причалами с общей длиной причальной линии 730 пог. метров. Порт обладает открытыми и крытыми складскими площадками 23,4 тыс. кв. м и 5,2 тыс. кв. м соответственно. Пропускная способность грузовых терминалов порта – около 500 тыс. тонн грузов в год.

Грузы в порту перерабатывают два портовых оператора – ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» и ООО «НАО – Арктик Порт» (оператор удаленного морского терминала «Амдерма»). Через порт Нарьян-Мар переваливаются каботажные грузы, которые доставляются в летний период с верховьев реки Печоры судами река — море и морскими судами по программе северного завоза из Архангельска. На терминале «Амдерма» перегружаются в основном нефтепродукты.

Возможности по грузообороту выше

Объем перевалки грузов в порту в 2022 году составил 47 тыс. тонн, что на 32,5% меньше, чем в 2021-м.

По-прежнему в номенклатуре доставляемых грузов преобладают строительные грузы (щебень, песок), горюче-смазочные материалы (ГСМ), контейнеры с продуктами и оборудованием, автотехника и прочие генеральные грузы (ЖБИ – плиты и блоки, кирпич, пиломатериалы и пр.); основные грузы на отправку из порта – пус-тые контейнеры, металлолом, нефтепродукты в портопункты Каратайка, Тобой, Усть-Кара, порты Архангельск и Варандей, на терминал «Амдерма».

Уменьшение объемов грузооборота обусловлено неблагоприятными гид-рометеоусловиями; по гидрологичес-ким условиям навигация 2022 года прошла на относительно малой воде. Операторы перевозок сообщают, что на отдельных участках Печоры как в Республике Коми, так и в НАО уровень воды был настолько мал, что не позволял судовладельцам совершать рейсы с верховьев реки в июле и вплоть до закрытия речной навигации. Как следствие, поток грузов с верховьев существенно уменьшился.

В общем объеме грузооборота порта оборот терминала «Амдерма» в 2022 году составил 4,76 тыс. тонн (ООО «НАО – Арктик Порт»); для сравнения: в 2021-м на терминале обработано 6,1 тыс. тонн грузов.

Следует пояснить, что снижение объема перевалки связано с отсутствием материалов для реконструкции аэропорта Амдерма, уменьшением поставок нефтепродуктов и небольшим количеством металлолома, вывозимого с территории поселка Амдерма и прилегающих к нему территорий.

В 2022 году порт принял 163 судна, на 13 меньше, чем в предыдущем году, при этом все суда – под флагом РФ.

Полные меры безопасности

Структура Службы капитана порта позволяет в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в порту, в том числе пожарную, экологическую и транспортную безопасность.

Специалисты обеспечены обустроенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи. Коллектив филиала подготовлен к выполнению текущих и перспективных задач.

В целях предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов в филиале АМП имеется План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. План ЛАРН разрабатывается совместно с субъектами, осуществляющими выгрузку, погрузку, транспортировку нефти и нефтепродуктов.

Для обеспечения безопасности мореплавания и нормальной деятельности служб капитана порта Администрацией заключены договоры на гидрометеообеспечение, несение аварийно-спасательной готовности с соответствующими организациями, структурами и предприятиями.

Кроме того, для мореплавателей АМП размещает на сайте навигационную и иную информацию.

Сквозь призму перспектив

Порт Нарьян-Мар и водный транспорт в НАО не имеют альтернативы, так как регион не связан с железной дорогой, автодороги лишь местного назначения (к тому же автотранспорт имеет более высокую себестоимость по сравнению с водным), поэтому жизнедеятельность и экономическое развитие округа напрямую зависят от работы водного транспорта.

Между тем в последние годы практически не проводились дноуглубительные работы на водных путях, из-за чего происходит снижение проходной осадки судов, что на 30-40% уменьшает их загрузку. Это вызывает необходимость привлечения дополнительных судов, продление сроков навигации с применением ледокольного сопровождения, а значит, увеличение и без того достаточно высокой себестоимости транспортировки грузов.

Вот почему для обеспечения развития, повышения эффективности работы и улучшения экономических показателей порта следует проводить дноуглубительные работы, улучшать и модернизировать портовую инфраструктуру (причалы, склады, технику), обеспечить железнодорожное сооб-щение и строительство автодорог.

В 2021 году в адрес ФГБУ «АМП Западной Арктики» поступила декларация о намерениях инвестирования в строительство морского терминала для обслуживания будущего газохимичес-кого комплекса (ГХК) по производству метанола, стабильного газового конденсата и гранулированной серы. Производительность комплекса, который разместится в районе п.Красное (НАО), в 52 км на северо-восток от Нарьян-Мара, составит 1,8 млн тонн. Инвестор, компания «Русхим», намерен построить комплекс (бывший проект «Печора СПГ») к 2026 году.

Главгосэкспертиза уже выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изыс-каний на строительство комплекса. Сырьевой базой предприятия станет Кумжинское месторождение, важность которого для энергетического баланса России отмечена в Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Параллельно разрабатывается проект реконструкции пункта пропуска через госграницу в порту, чтобы включить в его границы морской терминал для обслуживания ГХК. В составе объектов пункта пропуска предполагается строительство административно-бытового здания для размещения контролирующих органов, также здесь планируется и размещение инспекции госпортконтроля Службы капитана морского порта.

Морские порты №3 (2023)

  • Морской порт Нарьян-Мар
  • ФГБУ «АМП Западной Арктики»
  • СМП

О городе Нарьян-Мар

Нарьян-Мар (нен. Няръяна мар» — «Красный Город») — город (с 1935) в России, административный центр Ненецкого автономного округа. Город находится за полярным кругом, расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.

Расстояние от Москвы до Нарьян-Мара — 1500 км, от Архангельска до Нарьян-Мара — 660 км. Ближайшая железнодорожная станция — Усинск — находится на расстоянии 350 км, добраться до неё по суше можно только по зимней автомобильной дороге (зимнику).

История

Предыстория

Идея постройки города в низовьях реки Печоры возникла давно. Богатый животный мир, красивые места, большая судоходная река, возможность торговать лесом — все это влекло людей на Север. Сведения русских летописей не оставляют сомнений в том, что уже с ХII века район Нижней Печоры хорошо был известен. Здесь местные племена — югра, печера — сначала осуществляли меновую торговлю с русскими. По мере роста могущества Новгородской республики, а затем и Московского княжества меновая торговля была заменена данью. В 1499 году возникает Пустозерск. В XVIII—XIX веках появляются новые села и деревни на берегах устья Печоры; Великовисочное, Оксино, Тельвиска, Куя — жители которых занимались традиционным хозяйством, рыбным, зверобойным промыслами, оленеводством. Во второй половине XIX в. началась отправка за границу печорского леса. С 1897 года Товариществом Архангельско-Мурманского срочного пароходства налажены морские рейсы между Архангельском и низовьем Печоры (деревня Куя). В 1903 году на территории современного Нарьян-Мара основан Печорский лесозавод, созданный товариществом «Стелла Поляре» во главе с норвежским лесопромышленником Мартином Ульсеном.

Основание города

В 1924 году в урочище Белощелье открыто агентство Северного морского пароходства. Штат состоял из восьми человек. Были построены 2 каркасных склада и навес, который разбирался на зиму.

4 сентября 1931 года в Белощелье состоялось заседание комиссии Архангельского крайкома ВКП (б). Единственный вопрос «О строительстве Печорского порта». Главной причиной строительных преобразований было открытие геологом Г. А. Черновым в 1930 году Воркутинского месторождения угля. Для доставки угля к потребителю существовал только один путь — через Печорский порт. Так образовался рабочий посёлок Нарьян-Мар (Красный город). Чтобы образовался поселок, пришлось объединить территории и население лесозавода, Белощелья, поселков Калюш, Карманово (Городецкого), Носово (Качгорт) и деревни Екуша. Первые постройки на территории будущего города — жилой барак на 65 человек, восьмиквартирный дом, столовая, почта, «дом ненца», больница, типография.

18 декабря 1931 г. принимается постановление президиума Ненецкого окрисполкома: «Ввиду несоответствия пониманию вытекающего из слова „мард“ наименование рабочего посёлка писать „Нарьян-Мар“».

Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 года административный центр Ненецкого национального округа, Северного края, был перенесён из села Тельвисочного в рабочий поселок Нарьян-Мар.

9 апреля 1934 года V пленум Ненецкого Окрисполкома принял Решение о преобразовании рабочего поселка Нарьян-Мар, в котором проживало свыше 8000 человек, в город Нарьян-Мар. 10 марта 1935 года. постановлением Президиума ВЦИК рабочий поселок Нарьян-Мар Ненецкого округа Северного края преобразуется в город.

1930-е годы

В 1934 году решением поселкового Совета были названы первые улицы. Ими стали улица Набережная, улица Партизанская (сейчас ул. Пырерки), проспект Заполярный (ныне ул. Смидовича), улица Оленная (с 1936 года это ул. им. Выучейского) и улица Полярная. В этом же году руководством города было принято решение приступить к строительству Дома Советов. В1934 году своих первых специалистов выпустило педагогическое училище. В 1932 году начала работу оленеводческая зональная станция. В 1933 году была организована контора рыбтреста. Параллельно наращивал темпы работы морской порт. В том же 1934 году начала просветительскую деятельность библиотека, а затем был открыт окружной музей. Не отставало от общего развития города и развитие образования. С 1934 года в городе работали культпросвет школа и две общеобразовательные школы.

В 1936 году было создано бюро оповещения погоды.

В 1937 году открыт профессиональный драматический театр, впоследствии переведенный в город Котлас.

Торговля была представлена двумя универмагами, специализированным гастрономом и специализированным магазином с товарами для тундрового населения.

13 февраля 1933 года была открыта первая заполярная авиалиния, которая связала Архангельск с Нарьян-Маром. В 1932 году начал работу первый радиоузел с 110 радиоточками, а в 1937 году власти установили прямую телеграфную связь с Архангельском.

30 марта 1937 года, в Нарьян-Маре, на лед Печоры приземлились самолеты экспедиции, следовавшей на Северный полюс, чтобы организовать первую в мире полярную дрейфующую станцию Северный полюс-1. Из-за непогоды остановка в Нарьян-Маре затянулась на две недели. 12 апреля 1937 года самолёты вылетели на полярную станцию Маточкин Шар (Новая Земля). На доме, в котором жили полярники, установлена мемориальная доска.

Великая Отечественная война

В годы Великой отечественной войны Нарьян-Мар был тыловым городом. С октября 1941 года в городе начал действовать военный аэродром, который относился к 772-й авиабазе Беломорской военной флотилии. Самолеты из Нарьян-Мара выполняли разведывательные полеты в Арктике. 22 июня 1943 года над Нарьян-Маром единственный, раз за всю войну пролетел немецкий самолет «Ю-88», предполагается, что он осуществлял аэрофотосъёмку города и близлежащих населенных пунктов.

В День авиации 1944 года работники Нарьян-Марского морского порта передали летчику Беломорской военной флотилии В.В. Томашевскому самолет-бомбардировщик Ил-4 «Работник Печорского флота», купленный на деньги портовиков. 7 сентября 1944 года передовые труженики Ненецкого округа передали летчикам Беломорской военной флотилии истребитель Як-7Б Нарьян-Марский судостроитель, который был вручен Герою Советского Союза капитану А.К. Тарасову. В 1946 году истребитель был доставлен в Нарьян-Мар и установлен в сквере как памятник советским людям, трудившимся в тылу (утрачен в 1956 и восстановлен в 2010 году).

16 августа 1942 года из поселка Хабарово в Нарьян-Мар вышла группа кораблей. В ее состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а буксирный пароход «Комсомолец» – баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя». 17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев в Баренцевом море, вблизи него всплыла германская подводная лодка U-209, открывшая артиллерийский огонь. Лихтер «Ш-500», баржа П-4 и буксирный пароход «Комилес» были потоплены. Буксирный пароход «Комсомолец» загорелся и выбросился на берег. Пароходу «Норд» удалось уйти. Из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули, либо погибли в ходе артиллерийского обстрела. В память об этом событии в Нарьян-Маре, на улице Сапрыгина в ноябре 1968 года был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец».

1940-е – 1980-е годы

Местную промышленность в 30-е и 40-е годы представляло кустарное предприятие по производству кирпича в Екуше. В 1940 году им было выпушено 1 млн. 100 тыс. штук кирпича. И жилфонд города на тот момент представлял собой 52,4 тыс. кв. м. общей площади. Новый этап развития города в конце 40-х и 50-е годы обозначен строительством квартала жилых домов по улице Выучейского. В 60-е годы были введены в эксплуатацию первые кирпичные здания — ДК и школа № 3. В 1975 году строители сдали первое многоэтажное здание в кирпичном исполнении — здание окружкома КПСС, ныне городской администрации. А в 1981 году рабочие Нарьян-Марского СМУ получили квартиры в первом в городе новеньком панельном доме. Строительство было переведено на промышленную основу. С началом строительства кирпичных и панельных домов внедряется централизованное водоснабжение и локальная система канализации с местными очистными сооружениями. Совершенствовалась и система обслуживания горожан. В 1955 году открылся первый автобусный маршрут. С созданием городской дизельной электростанции в 1959 году налажено устойчивое электроснабжение, а в начале 60-х годов жилые дома стали переводить на центральное отопление.

С 1973 года нарьянмарцы смотрят телевизионные программы через станцию «Орбита». А в 1978 году в жилые квартиры пришел природный газ, был начат перевод котельных на газовое топливо. В 1973 году построен 92-метровый мост через р. Качгортинскую курью, а затем, в 1983 году — 57-метровый через р. Лесозаводская курья. В 80-е годы введены новые мощности на электростанции, нефтебазе, построен хлебозавод, в 1989 году — построен четырехэтажный корпус окружной больницы. В 80-е годы построены новая поликлиника и аптека, гостиница «Печора», школа-интернат со спальным корпусом, универмаг, музыкальная школа. Появился целый квартал современных панельных жилых домов.

1990-е годы и наши дни

В 90-е годы темпы развития города, как и всей страны, снизились, некоторые жители стали покидать Нарьян-Мар. Однако и в это время в городе было построено несколько жилых домов, здания «Промстройбанка», расчетно-кассового центра, федерального казначейства. С начала XXI века с ростом нефтедобычи в НАО город получил новый толчок в своем развитии, за первое десятилетие появились десятки современных монолитных и кирпичных зданий, строятся и ремонтируются дороги и коммуникации, идет активный снос ветхого жилья и переселение жителей в новые благоустроенные квартиры.

В сентябре 2009 года Нарьян-Мар посетил Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, который участвовал в торжествах посвященных 80-летию НАО.

4 октября 2011 года в Нарьян-Маре Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев провел заседание президиума Госсовета по проблемам ЖКХ.

29 июля 2012 года Нарьян-Мар с официальным визитом посетил Президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг.

Экономика

Промышленность

  • Морской порт и речная пристань
  • Предприятия пищевой промышленности
  • ОАО «Ненецкая нефтяная компания»
  • Нефтяная компания OOO «НарьянМарНефтегаз»
  • ОАО «Нарьян-Марсейсморазведка»
  • ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»
  • Газопровод от месторождения Василково, конечный пункт Нарьян-Мар

Достопримечательности

  • Здание администрации Ненецкого автономного округа
  • Окружная библиотека
  • Краеведческий музей
  • Здание почты
  • Памятник 500-летию Пустозерска
  • Памятник Яку-7Б
  • Культурно-деловой центр «Арктика»
  • Памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец»
  • Памятник «Подвигу участников олено-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны»

Транспорт

Городской

В городе с 1955 года действует автобусный транспорт, в настоящее время обслуживающий 6 маршрутов:

  • Маршрут № 411: г. Нарьян-Мар — п. Искателей
  • Маршрут № 2: Морской порт — ул. Ленина
  • Маршрут № 4: Морской порт — Аэропорт
  • Маршрут № 4а: ул. Ленина — Аэропорт
  • Маршрут № 7: Морской порт — оз. Безымянное
  • Маршрут № 8: Морской порт — ул. Мира

На маршрутах используются автобусы ЛиАЗ-5256, ПАЗ-4234 и ПАЗ-3205.

Междугородные связи

Нарьян-Мар не связан с другими городами ни постоянной автомобильной дорогой, ни железной дорогой. С 1991 года ведётся масштабное строительство дороги Нарьян-Мар — Усинск протяженностью 386 км. Не достроено 80 км. Трасса должна соединить Ненецкий автономный округ с Республикой Коми, обеспечить ему доступ к железнодорожному узлу в Усинске. С декабря до апреля в Нарьян-Мар можно проехать по зимнику из п. Харьяга. В период навигации на Печоре действует паромная переправа Щельяюр — Нарьян-Мар.

Пока автомобильная дорога не построена, основным видом транспорта, которым можно попасть в Нарьян-Мар, остается авиация. Аэропорт Нарьян-Мара принимает самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-12 Ту-134, Як-40, Як-42, Ил-18, Boeing 737, ATR 42, вертолеты всех типов. Эксплуатант аэропорта — ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», имеющий в своем авиапарке самолёты Ан-2 и вертолёты Ми-8 . Выполняются регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Киров, Сыктывкар, Усинск, а также по местным воздушным линиям.

Грузы в город доставляются морским путём из Архангельска, а также по реке из города Печоры.

Климат

Климат Нарьян-Мара субарктический, с длительной зимой и коротким нежарким летом. Город находится в зоне вечной мерзлоты, однако вечномёрзлых грунтов в черте города нет. С 14 по 30 декабря длится полярная ночь. Зима сравнительно мягкая для полярных широт вследствие влияния Баренцева моря, однако, весна и осень, длительные и холодные, а лето прохладное. Среднесуточная температура переходит через ноль только в мае, и снова переходит за ноль уже в начале октября. С 30 мая по 15 июля длится полярный день, с апреля по август наблюдаются белые ночи. Лето холодное, средняя его температура всего 13 градусов (с довольно сильными вариациями от года к году, самый тёплый июль отмечался в 1974 году, а самый холодный в 1968 году, со средними температурами соответственно +18.8 и +7.7). Летом иногда город могут достигнуть горячие воздушные массы из степей Казахстана, тогда температура может превысить +30 °C в тени.

Население

  • 1939 год – 13 700 человек
  • 1959 год – 13 222 человек
  • 1970 год – 16 864 человек
  • 1979 год – 23 435 человек
  • 1989 год – 20 182 человек
  • 2002 год – 18 611 человек
  • 2010 год – 19 820 человек
  • 2011 год – 21 338 человек
  • 2012 год – 22 375 человек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *