Почему аничков мост так называется
Перейти к содержимому

Почему аничков мост так называется

  • автор:

Мост четырех коней

В любое время года, в любое время суток и в любую погоду на Аничковом мосту можно увидеть, как кто-то фотографируется на фоне легендарных бронзовых коней. Привезти домой такой снимок — настолько же обязательная часть туристической программы, как поход в Эрмитаж или подбрасывание монетки над памятником Чижику-Пыжику.
Между тем, мост далеко не сразу обрел свой «открыточный» вид: поначалу он был деревянным, а затем несколько раз перестраивался в камне.

Аничков мост

Несуществующая Анечка
Впервые заменить паромное сообщение пешим на этом участке постановил еще Петр I в 1715 году, распорядившись «за Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост».
Деревянное мостостроительство в те годы широко развернулось в Петербурге — переправы появлялись то тут, то там, и никакого сакрального значения их наименованию не придавали. Поскольку наводить мост на Фонтанке подрядили солдат располагавшегося неподалеку адмиралтейского «строительного батальона» под командованием майора Михаила Аничкова, то и мост стали звать «Аничковым» (с ударением на второй слог). Много позже молва породила миф о некой Анечке – безвестной героине туманной любовной истории, связанной не то с архитектором, не то с одним из строителей моста. В народе мост даже какое-то время называли Анечкиным. Но это не более чем красивая легенда.
Сам Аничков принадлежал к дворянскому роду, корни которого уходят в XIV век. Известно, что после постройки моста он дослужился полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой улице вел Аничков переулок, который сегодня зовется переулком Крылова.
А Аничков дворец, построенный здесь в 1740-х годах, был назван просто по близости к одноименному мосту и к роду Аничковых отношения не имел.

Аничков мост в старину

В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось.

Каменный век
На смену деревянной в 1785 году пришла каменная переправа. Прежде нее на реке Фонтанке были построены из камня Прачечный, Пантелеймоновский, Измайловский, Семеновский и Обуховский мосты, мосты Ломоносова и Белинского.
Впрочем, ветшать деревянный мост начал уже в 1720-х годах. Кроме того, он был настолько узким, что два экипажа с трудом могли разъехаться на нем. В 1921 году за его реконструкцию взялся голландец Герман ванн Болес, а воплощал его проект в жизнь Доменико Трезини. «Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъемного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей. », — говорилось в одном из документов того времени.
Благодаря Болесу мост приобрел разводной пролет, открыть который способны были два человека (раньше для прохода судов один из пролетов приходилось разбирать). В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова Аничков мост был перестроен. Одной из причин, по которым его требовалось укрепить, стал подарок императрице от персидского шаха — слоны, которых должны были торжественно провести по Невскому проспекту.

Аничков мост в 1830 году

Пришлось пожертвовать разводным пролетом, зато на въезде появились фонари на деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше современной.
Спустя еще 30 лет всю Фонтанку одели в гранит, а мосты оформили однотипно по проекту француза Перроне. Перестроили и Аничков мост: он стал гранитным, трехпролетным и снова обрел разводной механизм.

Обретение коней
Проект перестройки моста был составлен инженер-майором Иваном Буттацем при участии инженера Александра Редера и подписан Николаем I в декабре 1840 года, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Работы под надзором директора Путейского института генерал-лейтенанта Андрея Готмана шли споро: уже через три месяца были выложены новые кирпичные арки, своды облицевали розовым гранитом, оставшимся от строительства Исаакиевского собора. Мост соорудили всего за полгода, после чего встал вопрос о его эстетическом оформлении.
Сначала планировали украсить своды бронзовыми накладками, быки – декоративными вазами, а береговые устои – конными группами. Позже решили ограничиться лишь последними.
Петербургский скульптор-анималист Петр Клодт в то время работал над скульптурами ведомых юношами коней, которые должны были украсить пристань на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. В итоге на пристани остались львы и вазы, а коням нашли иное применение: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил их из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке. Их установили на западном берегу реки. С восточной стороны разместились гипсовые копии, выкрашенные под бронзу.
Еще год понадобился Клодту, чтобы создать вторую пару конных групп, но оказаться на Фонтанке им была не судьба: по указанию Николая I фигуры подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и перевезли их в Берлин. Тем временем обер-полицмейстер, следивший за состоянием моста, сообщал, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной». Одна из гипсовых копий настолько обветшала, что у нее отвалился хвост.
Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены лишь 9 октября 1843 года и простояли всего три года – на этот раз их подарили королю Сицилии Фердинанду II и увезли в Неаполь. Клодт увидел в этом знак судьбы и вместо очередных копий решил сделать совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком.
Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году, а в 1850 скульптурные группы украсили наконец мост. Четыре образа соответствуют этапам укрощения коня: в первой группе изображен человек с кордой в руках, во второй — попытка коня вырваться на свободу, в третьей — постепенное утверждение воли человека, в четвертой — человек, спокойно идущий рядом с укрощенным конем. Кони третьей и четвертой группы, в отличие от первых, подкованы. Легенда гласит, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»
Еще три пары таких же скульптурных групп позже были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой. Они стали одним из главных символов Петербурга.
Об Аничковом мосту писал Александр Блок:
. Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда.
Все пребывало. Движенья, страданья —
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

Аничков мост в XX веке

Легенды Аничкова моста
Аничков мост, один из самых «открыточных» мостов Северной столицы, фигурирует во множестве легенд, от романтичных до неприличных.
К слову, жители Петербурга XIX века шутили: «в Петербурге не употребляют алкоголь только четыре человека, все они стоят на Аничковом мосту и не пьют лишь потому, что держат коней и руки у них заняты».

Лик любовника
Молва тех времен гласила, что Клодту изменила жена. Он не смог с этим смириться и нашел соперника, но вместо того, чтобы вызвать его на дуэль, что и было положено делать в те годы, просто увековечил этого мерзавца в скульптуре. Точнее, в ее одной части.Теперь уже точно сложно сказать соответствует ли образ любовнику его жены, поскольку существуют версии, что это Наполеон или вообще бывший царь батюшка.
Для тех кто решит проверить, речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

Кони Клодта. Лик любовника

Восемнадцать яиц
Начиная с середины XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки появившиеся на задней части спины одного из коней:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых жопы…
Когда император Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то на нем экспромтом вывел строки собственного сочинения:
Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!
А если бы действительно нашли?
А в тот момент родилось фольклорное имя нового моста. Его прозвали мостом «восемнадцати яиц«, учитывая, что с момента торжественного открытия и до 1917 года одним из обязательных символов моста был смотрящий за порядком городовой. Ныне Аничков мост остается мостом «шестнадцати яиц«, поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует. Хотя его можно считать и мостом «четырнадцати яиц«, так как у одного коня вместо гениталий лицо личного врага Клодта.

Смерть создателя
Существует миф, что скульптур умер вскоре после того, как был грубо оклеветан — будто бы злые языки распустили слух, что у двух коней нет языков (простите за тавтологию). А Клодт, помешанный на скульптурном сходстве, решил это проверить, сунул руку в пасть всем четырем и, о ужас, языка в двух не нашел. Впал в депрессию и умер. Кони стоят на том же месте, если хотите можете проверить, если высоты не боитесь.

Реклама царских времен
Тому факту, что два коня не подкованы существует два объяснения — одно символическое, а другое юмористически-историческая.
Символом служит то, что подкованные стоят лицом к западу — значит, к войне готовы, а восточные — нет, стоят с мирными целями.
Историческое объяснение отражает юмористическое настроение горожан. Тогдашние петербуржцы справедливо рассудили, что скульптор так их расставил недаром, ибо «подкованные лошади идут от кузниц на Литейном» — такая своеобразная реклама XIX века.

Прощения императора
Император Николай I, обожавший лошадей и верховую езду, благоволил к Петру Клодту.
Одна из легенд гласит, что как-то скульптор катался на лошади в свите царя. Вдруг его скакун сорвался и вырвался вперед, а по придворному этикету того времени это было просто непозволительно, но император лишь иронично заметил: «Создавать статуи коней Клодту удается значительно лучше, чем кататься на них«.
Другая легенда, тоже связанная с Николаем I, говорит, что скульптор верхом на коне случайно обогнал на собственном Аничковом мосту процессию императора. Барон Клодт понял ошибку и уже был готов к наказанию, но Николай только покачал головой и сказал, кивнув на прославленные скульптуры: «Ради этих — прощаю«.

Почему аничков мост так называется

  • Русский

+7 (981) 218‑41‑50Заказать звонокСвяжитесь с нами в WhatsApp

  • 1 Главная
  • 2 Статьи
  • Легенды, история Аничкова моста

Название Санкт-Петербурга – город мостов, пожалуй, самое точное. В городе 342 разводных и неразводных моста. Хотим представить вам достопримечательность – неразводной мост через Фонтанку, который соединяет Спасский и Безымянный остров. По Аничковому мосту проложена главная магистраль города – Невский. Интересен мост не конструкцией, она самая обычная. Привлекают внимание скульптуры, собранные в группу укротителей коней. Статуи символичны, о них ходят легенды.

Скульптурная группа Аничкова моста

Скульптурная группа была изначально создана не для этого моста, а для Университетской набережной. Но к сроку статуи не были отлиты, их место заняли египетские сфинксы. Позже скульптуры планировали установить между Адмиралтейством и Зимним. Когда и это место заняли, автор предложил установить группу на Аничковом мосту. С ноября 1841 г на мосту появились «укротители коней».

Вначале было две оригинальных скульптуры. Их установили со стороны Аничкового дворца. С другой стороны поставили гипсовые копии, которые простояли недолго и были подарены Николаем I королю Пруссии. Следующие копии император подарил Неаполю. У Клодта появилось желание пресечь создание копий, он отлил новые оригинальные статуи, продолжая тему укрощения. Так в 1851 г появилась известная нам сегодня группа. Гиды начинают осмотр с первой ранней группы, двигаясь по часовой стрелке.

Реалистичность скульптур, проработка деталей, застывшее движение принесли славу автору. Клодт стал членом Берлинской и Римской академий художеств. А бронзовые копии «укротителей коней» стали непременным украшением дворцов и усадьб.

В годы войны скульптуры снимали с моста и спрятали под землю в Аничковом саду, только так можно было уберечь уникальное произведение искусства от постоянных бомбежек.

Пострадавший мост восстановили, но борозды от снарядов сохранили в память о тех трагических днях.

Городские мифы и легенды о скульптурах

Из-за скульптур в народе долго мост называли «мост 18 яиц», потому что дежурил городовой, сейчас чаще говорят «мост 16 яиц».

Если заглянуть коню в композиции «Юноша, берущий под уздцы», то увидишь лицо человека. Так и осталось загадкой, кого невзлюбил скульптор и поместил в таком месте. По одной гипотезе – это любовник жены, по второй – сам Наполеон.

История возведения Аничкова моста

Сначала в 1716 г мост был из дерева. Строил его батальон под командованием инженера-подполковник М.О. Аничкова. Так и прижилось в народе название – Аничков мост. Предложенное Петром Первым название – Невский мост не прижилось.

В течение столетия мост перестраивали. Когда Фонтанка была судоходной – разводной узкий мост. После обмеления реки мост расширили и сделали стационарным.

В конце 18 в Аничков мост после полной реконструкции стал каменным и вошел в городскую черту. Проезд по мосту был затрудненным из-за небольшой ширины, что в 19 веке привело к очередной реконструкции. Проектом улучшения занимались Буттац и Редер. Они установили рекорд по срокам строительства, справились за 4,5 месяца. С 1841 года мост стал с тремя пролетами, облицован розовым гранитом и новым чугунным ограждением с барельефами русалок и морских коньков работы Брюллова.

Но уже через 2 года от сурового климата и интенсивного движения стали появляться недостатки. Их устранили очередной реконструкцией в начале 20-го века.

На Аничковом мосту была заасфальтирована проезжая часть. В 50-х закрыто движение трамвая. В 21 веке реставрацию проводили 12 лет назад. Нынешняя ширина моста 37,9 м протяженность 54,6 м.

Водные экскурсии дают потрясающий обзор всех мостов Питера.

Почему Аничков мост так назвали

Мост через Фонтанку в Петербурге открыли после реконструкции 2 декабря 1841 года. Именно тогда Аничков мост оделся в гранит и обзавёлся барельефами с морскими коньками и русалками.

Почему Аничков мост так назвали

Изначально переправа была деревянной. Пётр I повелел «за Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост» в 1715 году, и к 1716 году через реку и заболоченную пойму перекинули деревянное балочное многопролётное сооружение на свайных опорах.

Своё название мост получил в честь инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, построившего переправу. Рабочий батальон размещался в финской деревне на берегу Фонтанки, и с тех пор это место прозвали Аничковой слободой. К этой слободе и примыкал мост.

В те времена Фонтанка находилась прямо на границе Петербурга, и около моста проверяли паспорта у тех, кто наведывался в город.

Позже переправу несколько раз перестраивали. В 1839 году проезжую часть решили сделать шире, чтобы не тормозить движение по Невскому проспекту. В 1840-ом году Николай I утвердил проект инженера Ивана Брутацца, созданного с участием инженера Александра Редера.

Начались работы — 22 мая 1841 года заложили первый камень. А 20 ноября того же года открыли движение по мосту. За это время установили арки, перила и гранитные пьедесталы для статуй, разобрали старую узкую переправу и построили трёхпролётный каменный мост. Опоры моста и пролёты облицевали розовым гранитом, а мост обнесли литой чугунной оградой с барельефами морских коньков и русалок, которую выполнил архитектор Александр Брюллов по мотивам решётки на Дворцовом дворце в Берлине.

Аничков мост

Аничков мост

Не зря Санкт-Петербург называют «русской Венецией» и «городом мостов» — сегодня здесь насчитывается 342 моста. Хотя у многих людей Северная столица ассоциируется с разводными сооружениями через Неву — Дворцовым, Троицким и другими мостами, внимания достойны и неразводные мосты в других районах. Один из них — Аничков мост через реку Фонтанку.

Как правильно называется Аничков мост? Ударение в названии следует ставить на вторую гласную — Ани́чков мост.

Аничков мост связывает Спасский и Безымянный острова, по нему проходит главная городская магистраль — Невский проспект. Пожалуй, каждый турист, гуляющий по Санкт-Петербургу, проходил по Аничкову мосту — ведь он значится во всех путеводителях и входит в список важнейших достопримечательностей.

Интересно, что конструкция моста не представляет собой ничего особенного, а вот его «изюминкой» является группа скульптур, изображающих этапы укрощения коня. Изваяния давно стали символами культурной столицы, с ними связаны различные городские легенды.

Аничков мост через Фонтанку на панораме:

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Кони на Аничковом мосту были установлены в ноябре 1841 года. Известно, что скульптор Петр Карлович Клодт создавал монументы для украшения участка Университетской набережной, что напротив здания Академии художеств. По проекту мастеру предстояло отлить всего две фигуры, но Клодт не успел закончить работу к сроку и на пристани установили египетских сфинксов. Позднее произведения Петра Карловича планировали разместить между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но тоже передумали. В итоге сам скульптор предложил использовать коней для украшения Аничкова моста.

Аничков мост

Поскольку изваяний было всего два, решили просто их продублировать. Готовые бронзовые скульптуры установили на западной стороне моста (ближе к Аничкову дворцу). Это были работы «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». А на постаменты с восточной стороны временно водрузили их гипсовые копии.

Дубликаты отлили быстро, однако Николай I подарил их прусскому королю. Новые изготовили лишь в 1843 году, но и эти скульптуры стали императорским подарком, они уехали в Неаполь. С 1846-го «Укротители коней» на Аничковом мосту опять стали гипсовыми. После этого Клодт решил не создавать больше копии, а отлить две новые композиции — «Осаживающий коня юноша» и «Юноша, поверженный конем». Так, в 1851 году, появилась известная группа, демонстрирующая 4 стадии укрощения. Осмотр рекомендуется начинать с группы «Осаживающий коня юноша» и двигаться по часовой стрелке.

«Осаживающий коня юноша»

«Осаживающий коня юноша»
Фото: © Tsyganov Sergey

За свои произведения П. К. Клодт получил членство в Берлинской и Римской академиях художеств. Его конные статуи были выполнены с такой реалистичностью, что стали необычайно востребованы — копиями бронзовых лошадей часто украшали дворцы и усадьбы.

В годы Великой Отечественной войны композиции сняли с моста и закопали в саду Аничкова дворца. Это позволило уберечь их от бомбежек, которым постоянно подвергался Ленинград. Сам мост сильно пострадал в те годы — взрывной волной снесло чугунную ограду, гранитные постаменты были изувечены осколками. Глубокие борозды, оставленные снарядами, видны до сих пор, их не стали убирать, а сохранили как память о тех страшных событиях.

Вид на мост с Невского проспекта:

Мифы и легенды

Конные группы Клодта дали Аничкову мосту смешное народное название «мост 18 яиц» (до 1917 года на мосту постоянно дежурил городовой — отсюда и такая цифра). Сегодня встречается вариант «мост 16 яиц».

Также внимательные зрители сумели разглядеть в очертаниях одной из скульптур человеческое лицо. Увидеть его можно, если подойти к группе «Юноша, берущий коня под уздцы» и заглянуть коню между ног. Кого изобразил скульптор в таком месте неизвестно, в городе ходили разные версии на этот счет — многие считали, что это любовник жены Петра Карловича или Наполеон Бонапарт. Загадку лица на Аничковом мосту так и не удалось разгадать.

Аничков мост

История и описание Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Первый деревянный мост через Фонтанку появился в 1716 году. Строительством занимался батальон инженера-подполковника М. О. Аничкова и по его фамилии в народе мост прозвали Аничковым. Позднее Петр I издал указ о переименовании моста в Невский, то новое название не прижилось.

До середины XVIII века Аничков мост несколько раз перестраивался. Изначально он был разводным — Фонтанка когда-то была судоходной, пока не обмелела — потом мост расширили, убрав разводную часть.

С 1783 по 1785 годы Аничков мост полностью реконструировали, превратив его в каменный. Границы Санкт-Петербурга к тому времени сильно расширились и мост вошел в городскую черту. Однако его проезжая часть была слишком узкой и затрудняла транспортный поток — в связи с этим в начале 1840-х начался ремонт. Авторами нового Аничкова моста стали инженеры И. Ф. Буттац и А. Х. Редер. Архитекторы закончили проект невероятно быстро — за 4,5 месяца. И 20 ноября 1841 года появился трехпролетный каменный мост, облицованный розовым гранитом. Сооружение украсила чугунная ограда с барельефами в виде русалок и морских коньков работы А. П. Брюллова.

Чугунная решетка моста

Чугунная решетка моста, © Tsyganov Sergey

К сожалению, суровые погодные условия Северной столицы и другие факторы стали причиной быстрого разрушения моста. Уже в 1843 году были обнаружены недостатки конструкции. Это повлекло новые строительные работы, их проводили в начале 1900-х годов. В 1938-м проезжую часть Аничкова моста заасфальтировали, а в 1951-м закрыли трамвайное движение. Последняя реставрация проводилась в 2007–2008 годах. Сегодня ширина Аничкова моста составляет 37,9 метров, а длина 54,6 метров.

Экскурсии от Спутника

Экскурсии от Tripster

Как добраться

Аничков мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. С западной стороны от него располагается Аничков дворец с садом, а с восточной — дворец Белосельских-Белозерских.

Ближайшая станция метро — «Гостиный двор» (560 метров), также можно пройти от станции «Маяковская» (700 метров), от «Достоевской» или «Владимирской» (840 метров).

Общественный транспорт останавливается на Невском проспекте: возле Аничкова дворца (ост. «Дворец творчества юных») и на перекрестке с Литейным и Владимирским проспектами (ост. «Литейный проспект»).

До остановки «Дворец творчества юных» довезут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22, а до «Литейного проспекта» — автобусы № 15, маршрутки № К-177, К-258, К-90, троллейбусы № 3, 8, 15.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *