В какой стране латинской америки расположен панамский канал
Перейти к содержимому

В какой стране латинской америки расположен панамский канал

  • автор:

В какой стране латинской америки расположен панамский канал

Сто лет назад, 12 июня 1920 года, состоялось официальное открытие Панамского канала. Сложнейшее строительство Панамского канала стало одной из важнейших вех в мореплавании. Основное предназначение Панамского канала – сокращение межконтинентальных морских маршрутов. Панамский канал – это своеобразный памятник упорству и героизму людей, принимавших участие в его строительстве.

Панамский канал соединяет Карибское море, Атлантический и Тихий океаны. Канал расположен в государстве Панама, что в переводе с индейского языка звучит, как «место, где водится много рыбы». Длина искусственной водной артерии составляет 81,6 километров. Стандартное время прохода судна по Панамскому каналу укладывается в 8-10 часов. Канал обслуживает 144 морских маршрута, соединяющих 160 стран и около 1700 портов в мире.

Канал использует систему шлюзов с входными и выходными воротами. Шлюзы функционируют как водные лифты: они поднимают суда с уровня моря (Тихоокеанский или Атлантический) до уровня искусственного озера Гатун (26 метров над уровнем моря). Затем корабли проходят по Континентальному Водоразделу и на выходе спускаются до уровня океана опять же с помощью щлюза. Каждый шлюз носит имя города, в районе которого он расположен: Гатун (со стороны Атлантики), Педро Мигель и Мирафлорес (со стороны Тихого океана). Для прохода судов используются специальные железнодорожные тягачи. Их прозвали «мулами», по аналогии с животными, тянувшими раньше суда по рекам.

ИЗ ИСТОРИИ ПАНАМСКОГО КАНАЛА

История Панамского канала уходит корнями в 16 столетие, когда испанец Васко Нуньес де Бальбоа в 1513 году первым пересек Панамский перешеек и вышел к тихоокеанскому побережью. С тех пор идея соединения Атлантического и Тихого океанов водным путем, дабы не совершать полный опасностей долговременный переход вокруг Южной Америки, не покидала умы мореходов и торговцев.

Однако технические возможности для реализации этого проекта появились лишь в конце XIX века. Первая реальная попытка строительства Панамского канала была предпринята французами в 1879 году под руководством Фердинанда де Лессепса, дипломата и руководителя проекта Суэцкого канала.

Но строительство Панамского канала было куда более сложной задачей. Главной инженерной ошибкой было то, что канал не предусматривал никаких шлюзов и плотин, а должен был проходить на уровне моря, по аналогии с Суэцким каналом. Не помогло и привлечение к решению инженерных вопросов создателя Эйфелевой башни Александра Гюстава Эйфеля. Но самым страшным стали смертельные эпидемии малярии и желтой лихорадки, унесшие жизни более 20 тысяч человек. Как писали тогда газеты, одновременно с рабочей силой из Франции везли готовые гробы. В 1889 году французский проект обанкротился, разразился громкий финансовый и судебный скандал. Строительство канала было остановлено, а его руководитель Фердинанд Лессепс вскоре умер.

Тогда за строительство взялись Соединенные Штаты Америки. Америка была заинтересована в сокращении водного пути из портов Калифорнии к своему атлантическому побережью, а главное, Панамский канал имел колоссальное военное значение — он позволял практически мгновенно перебрасывать флот из одного океанского бассейна в другой. В 1903 году США выкупили панамский проект у французов, обеспечили Панаме независимость от Колумбии, не желавшей предоставлять американцам зону канала в бессрочное пользование, и подписали формальный договор с новым панамским правительством.

Обновленный проект был разработан в кратчайшие сроки инженером Джоном Фрэнком Стивенсом, предложившим использовать для канала искусственные озера и специальные шлюзы, которые бы регулировали уровень воды. Также были организованы беспрецедентные мероприятия по осушению болот и уничтожению москитов, чтобы уберечь рабочих от эпидемий. Правда, и это строительство стоило жизни почти 6 000 рабочих. Грандиозный проект был воплощен в жизнь через десять лет. 15 августа 1914 года по каналу прошло первое судно — американский пароход «Анкон». Но официальное открытие Панамского канала состоялось 12 июня 1920 года. Долгие годы Панамский канал оставался под контролем США.

В 1977 году был подписан договор Торрихоса-Картера, по которому 31 декабря 1999 года суверенитет над зоной канала возвратился под юрисдикцию Панамы. В 2006 году правительство Панамы выступило с планом расширения и модернизации Панамского канала. Для увеличения его проходной способности были построены два новых трехступенчатых шлюзовых каскада: один при входе со стороны Атлантики, а второй — со стороны Тихого океана. В результате таких работ пропускная способность канала возросла в два раза. 26 июня 2016 года состоялась церемония открытия обновленного Панамского канала. В этот день по расширенному каналу прошел китайский контейнеровоз Cosco Shipping.

Сегодня Панамский канал — один из главных мировых морских путей, через который ежегодно проходит около 18 тысяч судов, что составляет значительную часть мирового грузооборота.

Следите за новостями на нашем сайте, подписывайтесь на нас в социальных сетях VK, Instagram и FB.

История Панамского канала. Досье

Проход парохода “Анкон” по Панамскому каналу, 15 августа 1914 года. EPA/ EFE

Идея соединить между собой Тихий и Атлантический океаны через Панамский перешеек появилась еще в XVI в., однако технические возможности для этого появились лишь в конце XIX в. Первую попытку строительства канала предприняли французы в 1879 г., но она оказалась неудачной и завершилась многочисленными финансовыми скандалами.

Панамский канал

В начале XX в. за реализацию проекта взялись американцы. В 1903 г. между США и Колумбией, в состав которой входила территория Панамского перешейка, был подписан договор (Хея-Эррана), предусматривавший передачу зоны канала на 99 лет в пользование американцам и их право на военное вмешательство в интересах защиты канала. Однако колумбийский парламент отказался ратифицировать этот документ. Тогда при поддержке американского военного флота в колумбийском департаменте Панама (занимает территорию Панамского перешейка) был установлен лояльный США режим, и 3 ноября 1903 г. здесь было объявлено о создании независимого государства. После этого Панама и США подписали договор (Хея-Бюно-Варильи), предоставивший США «на вечные времена» право пользования и контроля над территорией будущего Панамского канала. Панама получила $10 млн. Помимо этого, за пользование каналом для США была установлена арендная плата.

Строительство Панамского канала началось в 1904 г. Работы по его прокладке длились 10 лет. В них приняли участие свыше 70 тыс. Общая стоимость проекта составила $660 млн. 15 августа 1914 г. по каналу прошло первое судно. Им стал американский пароход «Анкон». Официальная церемония открытия состоялась 12 июня 1920 г.

В 1939 г. США приступили к расширению канала для прохода военных кораблей нового поколения, однако работы были остановлены в связи с началом Второй мировой войны.

Характеристики

Канал протянулся с северо-запада на юго-восток Панамского перешейка, от г. Колон на атлантическом побережье до г. Панама на тихоокеанском. Его длина — 80 км (из них около 65 км проложено по суше). Вся система состоит из искусственных водоемов, соединенных каналами, и трех групп шлюзов. Шлюзы необходимы в связи с тем, что из-за особенностей рельефа искусственное озеро Гатун находится на высоте 25,9 м над уровнем моря. Все шлюзы двусторонние, что позволяет осуществлять безопасное встречное движение судов. Ширина шлюзовых камер – 33,5 м, глубина – 12 м. Канал сократил водный путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско на 13 тыс км. Проход по нему занимает в среднем около 8 часов. Максимальная пропускная способность канала — около 17 тыс. судов и 300 млн тонн грузов в год.

Эксплуатация

В 1977 г. руководитель Панамы Омар Торрихос и президент США Джимми Картер подписали Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете и управлении каналом (договоры Торрихоса-Картера), согласно которым 31 декабря 1999 г. Панамский канал перешел под юрисдикцию Панамы. Для управления им при правительстве страны была создана государственная компания — Администрация Панамского канала.

Канал имеет статус международного. Его акватория используется не только с учетом национального законодательства, но и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. За проход по нему взимаются официальные платежи. Согласно отчету Администрации Панамского канала, в 2015 финансовом году (с 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г.) через канал были перевезены рекордные 340,8 млн т грузов, а доход от его эксплуатации составил почти 2% годового ВВП страны. На канале трудятся около 10 тыс. человек.

Модернизация

В начале XXI в. стала очевидна необходимость модернизации всей системы канала. Его пропускная способность достигла своего максимального уровня. Кроме того, канал рассчитан на проход судов определенных размеров — типа Panamax (допустимая длина – 294 м, ширина – 32,6 м, осадка – 12 м). Другие суда, с размерами, превосходящими заданный стандарт, — их принято называть Post-Panamax (длина — 400 м, ширина — 50 м, осадка — до 15 м) — не вписываются в его габариты.

В апреле 2006 г. правительство выступило с планом расширения и модернизации канала. На референдуме в октябре того же года его одобрили 76,3% панамцев. На его реализацию государство выделило $5,25 млрд. Работы начались 13 сентября 2007 г.

Проект включал строительство двух новых трехступенчатых шлюзовых каскадов — один при входе со стороны Атлантики, а второй — со стороны Тихого океана. Чтобы соединить уже существующие каналы с новыми шлюзами, прорыто 8 км новых судоходных каналов, а старые расширены и углублены, уровень озера Гатун поднят на 45 см (что позволит ежедневно расходовать дополнительные 2 млн тонн воды на работу шлюзов). Всего в ходе работ было перемещено 130 млн кубометров грунта и скальной породы. Ширина новых шлюзов достигает 55 м, а глубина — 15,2 м. Таким образом, Панамский канал сможет принимать современные крупнотоннажные суда. Ожидается, что в итоге пропускная способность этого водного пути возрастет в два раза.

Церемония открытия обновленного Панамского канала состоялась 26 июня 2016 г. Право открыть модернизированный канал было предоставлено китайскому судну Cosco Shipping Panama.

Панамский канал

Панамский канал построен под влиянием и с помощью США, долгое время Вашингтон контролировал и сам канал, и прилегающую к нему территорию Панамы. Именно борьба за зону канала сформировало независимую национальную политику, и после почти 90-летней борьбы, 31 декабря 1999 г, зона канала перешла под юрисдикцию Панамы.

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ, шлюзовой канал, пересекающий панамский перешеек и соединяющий Атлантический и Тихий океаны. У атлантического входа в канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского – Бальбоа и Панама.

Длина панамского канала от глубокой до глубокой воды – 81,6 км, минимальная ширина – 150 м, гарантийная глубина – 12 м, размер камер парных шлюзов – 305 на 33,5 м. Водораздельный участок канала длиной 51 км лежит на высоте 25,9 м над у.м. Входя со стороны Атлантического океана, суда поднимаются через три ступени шлюзов Гатун в искусственное озеро Гатун, которое образовано плотиной Гатун через реку Чагрес и лежит на высоте 25,9 м над у.м. В 1935 объем водохранилища был увеличен за счет строительства плотины Мадден в верхнем течении Чагреса, что привело к появлению озера Мадден. Из озера Гатун суда проходят 12-километровую Кулебрскую выемку, через шлюзы Педро-Мигель спускаются в озеро Мирафлорес (16 м над у.м.), минуют двухступенчатые шлюзы Мирафлорес и выходят в Панамский залив. Среднее время прохождения судов через канал составляет 7–8 часов. Двустороннее движение невозможно только для крупнотоннажных судов на участке Кулебрской выемки.

Первым из европейцев Панамский перешеек пересек в 1513 испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа. В колониальную эпоху неоднократно возникали так и не реализованные планы строительства трансокеанского канала. Интерес США к идее строительства канала обозначился во время калифорнийской золотой лихорадки 1848. В 1850 США и Великобритания заключили договор Клейтона – Булвера, согласно которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет.

В 1878 Франция получила от Колумбии, куда до 1903 входила Панама, концессию на 99 лет для строительства канала. В 1879 была создана компания под руководством Фердинанда Лессепса, строителя Суэцкого канала, и спустя два года начались работы. Однако в 1887 компания обанкротилась из-за высоких цен, финансовых афер и высокой смертности рабочих. В то время США зондировали возможность прокладки трансокеанского канала через территорию Никарагуа, и специально созданная в 1899 комиссия через три года пришла к выводу, что этот вариант более рационален. Свободу действий США получили в 1901, когда заключили с Великобританией договор Хея – Паунсфорта, аннулировавший предыдущий договор. Французская компания опасалась потерять все капиталовложения в случае строительства канала через Никарагуа и предложила США все права и свою собственность в Панаме за 40 млн. долларов. Североамериканская комиссия рекомендовала принять эти условия, и в 1902 конгресс одобрил проект и начал переговоры с Колумбией.

В 1903 при президенте Рузвельте между США и Колумбией был подписан договор Хея – Эррана о строительстве канала. Однако сенат Колумбии отказался ратифицировать договор. Тогда США стали оказывать поддержку панамским сепаратистам и не позволили колумбийским войскам высадиться на перешейке, чтобы подавить восстание. В результате 3 ноября 1903 Панама провозгласила выход из состава Колумбии и свою независимость как отдельного государства.

Уже 18 ноября 1903 США и правительство новообразованной республики подписали договор Хея – Бюно-Варильи, согласно которому североамериканцы получали полный контроль над зоной шириной в 10 миль, проходящей полосою через весь перешеек. США заплатили Панаме 10 млн. долларов и обязались выплачивать еще 250 000 долларов ежегодно. При этом Панама фактически становилась протекторатом США. В 1914 США подписали с Колумбией договор Томпсона – Уррутии, обеспечивший за определенную компенсацию признание Колумбией независимости Панамы. Сенат США отложил ратификацию договора, и только в 1921 Колумбия получила обещанные 25 млн. долларов.

В 1905 назначенный президентом Рузвельтом экспертный совет рекомендовал построить безшлюзовый канал, однако конгресс принял проект шлюзового канала. Вначале работы велись под руководством гражданских инженеров, но с 1907 строительство взяло на себя военное министерство. В его ведении находился и врачебный контроль над санитарными условиями и лечением тропических болезней. Французы, начинавшие строительство, осуществили выемку 23 млн. куб. м земли по маршруту канала; североамериканцам оставалось вынуть еще 208 млн. куб. м. Первое судно прошло через панамский перешеек 15 августа 1914, но фактически канал вступил в строй после официального открытия 12 июня 1920. По правительственным источникам, сооружение канала обошлось в 380 млн. долларов.

В какой стране латинской америки расположен панамский канал

Панамский канал открыт | ВЕСТИ

Рекламная фотография.

Панамский канал. Контейнеровоз проходит историческим шлюзом.

Судоходный Панамский канал – искусственный водный путь на Панамском перешейке на территории государства Панама, он соединил Тихий океан с Карибским морем Атлантического океана. За столетие каналом воспользовались более миллиона судов. Проект обошелся в 5,5 млрд. долларов США. Официально он открыт 12 июня 1920 года. Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км по перешейку и 16,4 км по морскому глубоководному каналу (ширина 150 м.), проложенному по дну Панамской и Лимонской бухт.

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Он имеет чрезвычайно важное геополитическое значение, оказал не только влияние на развитие судоходства и экономики в Западном полушарии, но и во всем мире. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км. Панамский канал избавил суда следовать кружным путем вокруг Южной Америки по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн. Канал сократил морские расстояния между восточными и западными побережьями США и Канады в 2,5 — 3 раза.
Канал пропускает суда самых разных типов — от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Панамакс. После ввода в 2016 году дополнительных новых более объёмных шлюзов появился стандарт «Новый Панамакс» на более крупные суда. Суда, превышающие размеры этого стандарта, при следовании из Тихого океана в Атлантический океан или в обратном направлении, вынуждены идти вокруг мыса Горн.

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Государственной администрацией канала. Среднее время прохода судна — 9 часов, минимальное — 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность — 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 14 тыс. судов, около 280 млн. т груза (5 % мировых океанских грузоперевозок). Канал перегружен, поэтому очередь прохода по нему продаётся на аукционах. Суммарная плата за проход судна по каналу может достигать свыше $800 тыс.

В 2000 году зона Панамского канала передана под юрисдикцию Панамы и стал важнейшим источником дохода латиноамериканского государства. Но канал фактически остался «зоной жизненных интересов» Соединенных Штатов, сохранивших в Панаме военно-морские и авиационные базы. Такие сооружения как Суэцкий и Панамский каналы это не только коммуникационные узлы в геоэкономическом пространстве, где концентрируются грузопотоки, но и геостратегические полюса геополитики.

В декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней.

https://imgprx.livejournal.net/f9f94d252b0e7a63ed9042d58b9e853a3b6f6733/ta_NL_623krtH5TPXLkLR-Gt34vEur4aOPvR1ulhN7kdzOEtSsvnarmomHhVP_v9TDrcXKZkTxBXq50l0HyOlzwm4VfSht8YafqVTFiPcvsb2IxPsf1wsdCBwfN86mwl

В 2014 года был объявлен окончательный маршрут Никарагуанского канала, соответствующего по ширине и глубине параметрам современных судов и призванного стать альтернативой Панамскому каналу, но проект не был реализован.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Panama_Canal_Map-ru.svg/800px-Panama_Canal_Map-ru.svg.png

Панамский канал. В кружочках — исторические шлюзы Гатун, Мерафлорес и Педро Мигель, на врезках — два новых трехкамерных шлюза, сооружённых к 2016 году.

Автор: Kaidor — File:Panama Canal Map EN.png by ThoroeOpenStreetMap dataSRTM3 V2 data (public domain) vectorized with Mapperitive, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=39131264

История. Идея сооружения канала насчитывает несколько столетий. Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к 16 веку, но король Испании Филипп II наложил запрет, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может». В дальнейшем существовали итальянский, испанский, американский и английский проекты. В 19 века рассматривались два основных варианта направления канала: через Никарагуа и через Панаму.

Первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется 1879 годом. Инициатива в разработке Панамского варианта была перехвачена французами. В то время внимание США привлекал, главным образом, никарагуанский вариант.

На Панамском перешейке решил повторить свой подвиг француз Фердинанд Лессепс, построивший Суэцкий канал. Он вступил в переговоры с правительством Колумбии, владевшей этой территорией. В Париже под председательством Фердинанда Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тысяч человек.

Международный конгресс высказался за канал на уровне моря. Но из-за огромного объема земляных работ в 1887 году пришлось отказаться от идеи безшлюзового канала. К этому времени средства компании были растрачены, главным образом, на подкуп газет и членов парламента, лишь треть была израсходована на производство работ. В результате в конце 1888 года компания прекратила платежи, и вскоре работы были остановлены. На строительство канала ушло 300 млн. долларов (почти в 2 раза больше, чем предполагалось). Причиной стал и ошибочный проект (канал на уровне моря), низкое качество руководства организацией работ, недооценка его стоимости, а также невозможность справиться с болезнями — малярией и жёлтой лихорадкой — косившими работников (погибло 20 тыс. человек).

Вокруг банкротства компании в 1892 году возник знаменитый скандал во Франции. Во время суда обнаружились грандиозные масштабы подкупа парламентариев, членов правительства и прессы. Из-за банкротства компании разорились многочисленные мелкие владельцы акций. Лессепс, а также знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Гюстав Эйфель, были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении компанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения и штрафам. Фердинанд Лессепс не пережил стресса и скончался.

Панамский скандал явился наглядным свидетельством разложения политической и деловой элиты Третьей французской республики и вскрыл масштабы коррупции. «Панама» с тех пор стала нарицательным именем крупного мошенничества с подкупом должностных лиц. Данная авантюра получила название Панамской, а слово «панама» стало синонимом аферы, мошенничества в грандиозных масштабах.

Этим обстоятельством воспользовались Соединённые Штаты, ставшие новой мощной политической силой. США выиграли соперничество с Великобританией, Францией и Испанией за геополитическое влияние в Западном полушарии и исключительное право на строительство канала. Испано-американская война 1898 года усилила намерение США построить канал на Панамском перешейке в целях усиления влияния в Западном полушарии. В 1899 году в США была создана комиссия по постройке канала через перешеек, и Сенат ассигновал 115 млн. долларов на осуществление никарагуанского варианта. В 1901 году США добились исключительного права на сооружение канала без участия Великобритании. С целью запугать французскую компанию, владевшую концессией по постройки конкурирующего канала и сбить цену, комиссия Конгресса США высказалась за никарагуанское направление. Французы согласились в 1902 году продать концессию со значительным оборудованием и выполненным объёмам работ за $40 млн., после этого американцы решили вопрос в пользу Панамского канала. Американцам перешли акций железной дороги Панамской компании.

В начале 1903 года был подписан договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединённым Штатам сроком на сто лет земли (зону шириной 10 миль) для сооружения, поддержания и управления Панамским каналом с правом юрисдикции. Но колумбийский сенат отказался его ратифицировать, справедливо считая, что возведённые компанией сооружения должны безвозмездно перейти к Колумбии.

Долго не церемонясь, Вашингтон организовал сепаратистское движение панамцев, и в 1903 году с помощью военно-морских сил отторг часть территории Колумбии, где была провозглашена независимая Панама, предоставившая американцам в качестве компенсации за поддержку национально-освободительного движения зону для строительства канала. По американо-панамскому договору 1903 года США получили в бессрочное пользование территорию зоны Панамского канала и установили здесь политический, военный и экономический контроль. Вашингтон становился гарантом независимости Республики Панама и получал права поддерживать порядок в городах Панама и Колон, если местная власть с эти не справится. Панама фактически стала протекторатом США.

В 1904 году военное министерство США приступило к сооружению канала. Были предприняты эффективные меры борьбы с распространением жёлтой лихорадки и малярии. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн. и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло.

Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме, нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв динамита в 4 тыс. км от Вашингтона, на Панамском перешейке у поселения Гамбоа уничтожил последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов.

1881-1914 годы: Строительство Панамского канала

Строительство канала на континентальном водоразделе между Тихим и Атлантическим океаном.

https://deadbees.net/wp-content/uploads/2015/11/151115_20.jpg

Американский пароход «Анкон» был первым судном прошедшим по Панамскому каналу 15 августа 1914 года. Пароход спущен на воду в 1902 году в Бостоне под названием SS Shawmut. В 1910 году его приобрела Панамская железная дорога, переименовав судно в SS Ancon в честь исторического холма в Панаме. Пароход использовался при строительстве канала на Панамском перешейке.

C:\Users\Владимир\Desktop\75127406.jpg

https://pics.meshok.net/pics2/75127406.jpg

Большой оползень в октябре 1914 года помешал открытию регулярного движения. Начавшаяся Первая мировая война внесла свои коррективы. Для укрепления обороны на подступах к каналу США приобрели расположенные поблизости острова у Панамы, Дании, Никарагуа и Колумбии. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.

Колониальным флагом зоны Панамского канала в 1915-1977 годах служил флаг ее губернатора, на синем полотнище которого помещались щит с элементами американского герба над изображением плывущего по каналу старинного испанского галеона и девиз «Страну разделяет, мир соединяет».

***
Во время Второй мировой войны в августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала. В японском флоте имелись подводные лодки больших размеров, способные транспортировать до нескольких лёгких гидросамолётов. Самолёты хранились в сложенном виде в специальном ангаре внутри субмарины. Взлёт осуществлялся в надводном положении лодки, после вывода самолёта из ангара и сборки. На палубе в носовой части субмарины имелись специальные полозья катапульты укороченного старта, с которых самолёт поднимался в небо. После завершения полёта самолёт приводнялся и убирался обратно в ангар лодки. Еще в сентябре 1942 года самолёт Yokosuka E14Y, взлетевший с лодки I-25, совершил налёт на территорию штата Орегон (США), сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы, но разрушения были незначительными. Нападение произвело большой психологический эффект, это был единственный случай бомбардировки территории США за всю войну.

***
В 1977 году после многочисленных протестов панамцев в Вашингтоне подписан договор о передаче панамскому правительству контроля над каналом с 2000 года. Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан Республике Панама.

***
Конфигурация канала. До 2016 года со стороны Атлантического океана (северо-западный конец) трёхкамерный шлюз «Gatun» соединял Лимонскую бухту Карибского моря с искусственным озером Гатун. Со стороны Тихого океана (юго-восточный конец) двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединял Панамскую бухту с руслом канала. Разница между уровнем Мирового океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивалось искусственным озером Гатун и ещё одним водохранилищем — Алахуэла.

https://static.r-express.ru/images/1%20день%201.jpg

Исторические шлюзы у дамбы Гатун

https://static.r-express.ru/images/1%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%201.jpg

Скан_20200407

Лайнер компании Princess Cruises проходит историческими шлюзами.

Рекламная фотография.

Все исторические шлюзы канала парные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов. На практике обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры старых шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды.

Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов, ранее служивших основной тягловой силой при строительстве канала). Эта технология была использована впервые в мире. Каждый из мулов весит 55 тонн, для «растяжки» крупных судов необходимо 8 мулов. Судно использует двигатель для движения, а мулы страхуют его от ударов о стенки шлюза, натягивая металлические тросы, прикрепленные к носу и корме судна. Часто расстояние от борта судна до стенок шлюза всего пару десятков сантиметров. Мулы передвигают судно в шлюзе со скоростью 3 км в час. С 1999 года работает новое поколение локомотивов японской фирмы Мицубиси.

Locomotives, Known As Mules In The Panama Canal Stock Photo .

https://previews.123rf.com/images/dogstock/dogstock1804/dogstock180400039/100162864-locomotives-known-as-mules-in-the-panama-canal.jpg

В 2006 году в Панаме был проведен референдум о расширении Панамского канала, который поддержали 79 % населения страны. Принятию этого плана способствовали китайские частные компании, управляющие каналом.

В 2009 году консорциуму европейских строительных компаний Grupo Unidos por el Canal (GUPC) выиграл тендер администрации Панамского канала на строительство третьей группы шлюзов.

В консорциум вошли итальянская Salini Impregilo of Italy, испанская Sacyr Vallehermoso, бельгийская Jan de Nul и панамская CUSA. Первоначальная сумма контракта составила $3,1 млрд., реконструкция обошлась в $5,25 млрд.

В ходе реконструкции были проведены дноуглубительные работы и построены новые, более широкие шлюзы: шлюз «Agua Clara» параллельно шлюзу «Gatun», и шлюз «Cocolí» параллельно шлюзам «Miraflores» и «Pedro Miguel».
400-тонные ворота для новых шлюзов были сооружены в Италии.

https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/5069856/5069856_original.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/5069856/5069856_original.jpg

26 июня 2016 года по обновлённому и расширенному каналу прошло первое судно Neopanamax — китайский 300-метровый контейнеровоз COSCO SHIPPING PANAMA, вышедший 11 июня из порта Пирей с грузом 9 472 контейнеров. Первоначально названное Andronikos, судно было переименовано, чтобы отдать дань уважения государству Панама и Каналу. После реконструкции право на прохождение Панамского канала первым судном определялась жеребьёвкой. Символично, что победила не американская, как в далёком 1914 году, а китайская компания.

C:\Users\Владимир\Desktop\the-first-transit-panama-canal1.jpg

http://mtelegraph.com/wp-content/uploads/2016/06/the-first-transit-panama-canal1.jpg

Максимальная пропускная способность канала возросла вдвое до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот — до 600 млн. тонн. Годовая пропускная способность увеличилась с тысячи судов с 1914 году до 11 тыс. в 2017 году. Через новые шлюзы стали проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Существенно сократилось время доставки венесуэльской нефти в Китай, а объемы поставки увеличился до 1 млн. баррелей в сутки. Если старые шлюзы были приспособлены под контейнеровозы максимальной грузовместимостью 5.000 TEU, то по новым шлюзам могут проходить суда грузовместимостью 13.000 TEU.

Размеры новых шлюзов позволяют принимать суда длиной до 366 м и шириной до 49 м. Но специалисты утверждают, что запас ширины в камере шлюза при закрытых воротах составляет всего 6 м, что не всегда достаточно в полной мере для безопасного прохождения. Несколько судов пострадало от трения о стенки шлюзов.

Новые ворота шлюзов рассчитаны на проводку судов специальными буксирами, в то время как раньше проход крупных судов через шлюзы осуществлялся с помощью небольших железнодорожных локомотивов на электрической тяге. По данным международной федерации работников транспорта новые шлюзовые камеры слишком малы, чтобы буксиры могли нужным образом маневрировать.

Ежегодные доходы Панамы составили в 2017 году $2,5 млрд. и увеличатся к 2025 году до $4,3 млрд. На сегмент контейнерных грузоперевозок приходится почти половина трафика в Панамском канале, его используют 53% всех судов мира, занятых в контейнерных перевозках. В большинстве случаев контейнеровозы осуществляют перевозки между восточным побережьем США и азиатскими странами.

Платежи за проход по каналу. Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала — государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна. Сумма сбора с контейнеровозов рассчитывается в зависимости от их вместимости, выраженной в TEU (объём стандартного 20-футового контейнера).

Китайский контейнеровоз Cosco Shipping Panama стал не только первым судном, прошедшим обновлённым Панамским каналом, но и установил рекорд платежей за его проход ($575,5 тыс.). Всего за неделю рекорд был побит, за проход 337-метрового контейнеровоза Mol Benefactor под гонконгским флагом было выплачено $829 тыс. Платеж за проход японского автомобилевоза превышают $200 тыс. Сумма сбора с малых судов рассчитывается исходя из их длины от 500$ до 2500$.

Администрация Панамского канала объявила о вводе с 15 февраля 2020 года ряда мер, призванных обеспечить необходимый уровень воды и надежный сервис по пропуску судов, пока идет поиск долгосрочного решения проблемы водоснабжения канала. Новые меры принимаются в условиях продолжительного периода скудных осадков и беспрецедентного низкого уровня воды в озере Гатун, главном источнике водоснабжения шлюзов Панамского канала. Количество осадков в 2019 году было на 20% ниже среднегодовой нормы. Осадки был ниже нормы и в предыдущие несколько лет, при этом из-за более высоких температур объем испарения воды был в среднем на 10% выше. Без увеличения сборов и изменения процедур транзита судов уровень воды в канале продолжит снижаться, что скажется на пропускной способности шлюзов.

Администрация Панамского канала вводит ряд мер, в том числе надбавку за подачу воды. Надбавка будет взиматься за проход судов длиной более 125 футов, и варьироваться в зависимости от уровня воды в озере Гатун в диапазоне от 1% до 10% от совокупной суммы сбора за транзит судна.

Сборы за транзит судов через Панамский канал начали расти после нескольких лет жестокой ценовой войны с Суэцем. В 2016 году, когда Панама открыла новые шлюзы, способные пропускать суда почти в три раза более крупные суда, Египет предложил линиям 55% скидки на транзит судов через Суэц, Панама ответила, Египет увеличил скидки до 65%.

В среднем один проход канала стоит около $100 тыс., но цена зависит от водоизмещения судна. Поэтому не удивительно, что доходы от пошлин Панамского канала ежегодно составляют свыше 10% ВВП страны.

***
Вдоль канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная и железная дороги. На своём протяжении канал пересекается тремя мостами.

Автодорожный «Мост двух Америк» у входа в Панамский канал со стронны Тихого океана сооружен в 1959 – 1962 годы. До открытия Моста Столетия в 2004 году он был единственным неразводным мостом, соединяющим Северную и Южную Америку по Панамериканскому шоссе. Мост двух Америк спроектировала американская фирма Sverdrup & Parce. Мост значительно увеличил объём дорожного движения через канал.

IMG_9243

Мост двух Америк ранним январским утром.

Фотография Владимира Дергачева

До строительства этого моста существовали два разводных моста через Панамский канал, имеющих ограниченную пропускную способность. Одним из них был небольшой автодорожный мост, построенный на шлюзе Гатун, а вторым — автомобильно-железнодорожный мост, построенный в 1942 году на шлюзе Мирафлорес.

Мост двух Америк стал важной составной частью Панамериканского шоссе, его трафик увеличился с 9,5 тыс. автомобилей в сутки, к 35 тыс. в 2004 году. Но этого было недостаточно и потребовалось строительство нового моста.

Мост Столетия стал основным мостом Панамериканского шоссе через Панамский канал. Он был построен в дополнение к перегруженному Мосту двух Америк. После своего открытия в 2004 году он стал вторым неразводным мостом через канал. Мост Столетия расположен в 15 км к северу от Моста двух Америк, новая ветка автострады значительно сократила на нем заторы. Мост был назван в честь столетия Панамы, которое отмечалось 3 ноября 2003 года, и открыт к 90-летию первого транзитного прохода по Панамскому каналу грузового судна Ancon 15 августа 1914 года. Мост возведен дислоцированной в Германии международной корпорацией Bilfinger Berger с участием французской и австралийской компаний. Французская строительная компания VINCI Construction Grands Projets приступила к строительству моста по контракту стоимостью $336 млн. с администрацией Панамского канала. В конкурсе за право строительства моста участвовали также бразильско-южнокорейская и испанская компании. Мост был открыт для движения 2 сентября 2005 года, после завершения строительства ведущих к нему новых дорог.

Мост «Атлантический» прошел в 3 км севернее трехкамерного шлюза Gatun (около города Colon). Длина вантового моста составила 1050 метров (со съездами — 2820 м) при длине центрального пролета 530 метров. Высота моста – 75 метров. Мост стал одним из самых длинных среди аналогичных вантовых сооружений в мире.Габариты моста рассчитаны на свободный проход контейнеровозов типа «Post-Panamax». Мост также позволил беспрепятственно связать автомобильным сообщением берега канала независимо от работы шлюзов. Строительные работы были осложнены тем, что велись в условиях непрерываемого судоходства по каналу.

Фотография из Интернета

В 2018 году Китай выиграл тендер на строительство четвертого моста через Панамский канал. Строительство моста началось в августе 2019 года, несмотря на сложное финансовое положение страны. Контракт на строительство моста принадлежит компании «Консорциум Четвёртый мост», дочернему предприятию китайской China Communications Construction Company Ltd. Проект моста оценивается в $1,42 млрд.

***
Панамский канал не только связывает два океана, но и разделяет две Америки. Современный девиз Панамского канала, «A Land Divided – A World United» (Разделенная Земля — Объединенный Мир).

Добавить в друзья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *