Что обязан получить проводник вагона до начала посадки пассажиров в поезд
Перейти к содержимому

Что обязан получить проводник вагона до начала посадки пассажиров в поезд

  • автор:

Руководство проводнику — Обязанности проводника при посадке и высадке пассажиров

Глава XIII
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ ВАГОНОВ С ПАССАЖИРАМИ И ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПРИ ПОСАДКЕ И ВЫСАДКЕ ПАССАЖИРОВ НА СТАНЦИЯХ
Пассажирские составы для посадки пассажиров на станциях формирования и оборота подают к платформе не позднее чем за 40 мин до отправления поезда в рейс.
Вагоны должны быть хорошо провентилированы (механическая вентиляция вагонов должна включаться не позже чем за 20 мин до начала посадки пассажиров независимо от времени года), в темное время освещены, в отопительный сезон обогреты до температуры воздуха не ниже + 16 С.
Проводники обязаны перед осаживанием составов под посадку разогревать кипятильники и готовить чай пассажирам, а также заблаговременно навешивать на обеих сторонах вагона маршрутные доски и устанавливать порядковые номера врезных фонарей вагонов, при необходимости надевать приводной ремень генератора. Если состав подан под посадку пассажиров к низкой платформе (высотой 150—200 мл), то проводники перед посадкой пассажиров обязаны о цельнометаллических вагонах открыть входные двери рабочих тамбуров и закрепить их установленными на торцовой стене фиксаторами, поднять откидные площадки и закрепить их на запоры. Если состав подан к высокой платформе (высотой 1 100 мм), откидные площадки не поднимаются. Поручни дверей рабочего тамбура необходимо протереть тряпками, а в ЦМВ — и поручни откидной площадки.
Посадка пассажиров в вагон начинается после оповещения об этом по громкоговорящей сети станции (вокзала) или в пути следования после одного удара колокола.
Во время посадки пассажиров в спальные вагоны открывается только одна дверь. При этом один проводник находится около открытой двери для проверки проездных документов и соответствий веса ручной клади установленной норме, заполняет бланк учета занятости мест в вагоне. Другой проводник при посадке находится в вагоне и размещает пассажиров по местам в соответствии с проездными документами.
С января 1968 г. на станциях формирования и оборота пассажирских поездов разрешается производить посадку пассажиров в вагоны без проверки проводниками проездных документов:
во все поезда международного сообщения;
фирменные;
все пассажирские поезда (кроме местных), отправляемые со станций Москва, Ленинград, Киев, Минск, Тбилиси, Баку, Ереван, Ташкент, Алма-Ата, Душанбе, Фрунзе, Ашхабад, Рига, Вильнюс, Таллин, Кишинев и Одесса.
После отправления поезда с выше указанных станций проводник должен проверить билеты у пассажиров и заполнить бланк учета занятости мест в вагоне.
С лета 1969 г. разрешено продавать на промежуточных станциях билеты в общие вагоны местных поездов без указания номеров вагонов и мест, не ожидая телеграммы о наличии свободных мест в поезде (продажа билетов в спальные вагоны производится в установленном порядке).
В связи с этим посадку пассажиров в местные поезда можно производить в любой общий вагон. Проводникам необходимо оказывать содействие пассажирам в переходе из вагона в вагон, обеспечивая равномерную населенность всех общих вагонов поезда.
Проводник, находящийся во время посадки в вагоне, обязан строго следить за тем, чтобы пассажиры укладывали свои вещи аккуратно и в положенные места, не ставили на диваны твердых и режущих предметов, не ложились на диваны в обуви, не ставили чайники или ведра с кипятком на диваны или подоконные столики. Пассажиры должны подниматься на подъемные спинки для лежания только по лестницам. Проводник обязан предупредить провожающих, что они должны покинуть вагон не позднее чем за 2 мин до отправления поезда. На станциях, где стоянка поезда не превышает 5 мин, провожающие в вагоны не допускаются.
В поездах дальнего и местного сообщения пассажир должен занимать место, указанное в билете, а в вагонах пригородных поездов — любое свободное место.
В пути следования разрешается механикам-бригадирам пассажирских поездов в отдельных случаях допускать в общие вагоны при наличии свободных мест пассажиров, имеющих транзитные билеты, но не успевших из-за опоздания поезда, с которым они прибыли, оформить их в кассе станции. В этом случае механик-бригадир должен немедленно произвести компостирование билетов и получить от пассажиров при необходимости соответствующие доплаты. При этом на билетах делается надпись наименования станции, указывается номер поезда, дата его отправления и все это заверяется подписью.
Посадка пассажиров одновременно с обоих тамбуров вагона производится на станциях формирования и оборота составов в общие вагоны с местами для сидения при об служивании вагонов двумя проводниками.
Проводник, находящийся при посадке у открытой двери, должен иметь при себе сигналы: днем — флаги, ночью — зажженный сигнальный фонарь. Проводник должен требовать предъявления билетов пассажирами, а не провожающими.
Кроме того, предупреждать пассажиров, чтобы они не забыли билеты у провожающих. Лица, не предъявившие проездных документов или не оформившие их надлежащим образом, в вагон не пропускаются.
При обнаружении проводником при посадке неправильно оформленных кассой проездных документов или в случае выдачи пассажиру билета без наличия свободных мест в вагоне механик-бригадир и проводник вагона обязаны пропустить пассажира в вагон и совместно с работниками вокзала принять меры к предоставлению ему места в поезде, а также к исправлению неправильно оформленных проездных документов.
Если при посадке обнаружен билет без компостера, без указания станции назначения, с неправильным названием станций и другими неточностями, допущенными по вине железнодорожных работников, билета признаются дефектными и отбираются, пассажир пропускается в вагон, механик-бригадир поезда составляет об этом акт в соответствии с Тарифным руководством № 5. На основании указанного акта дефектные документы обмениваются механиком-бригадиром поезда в билетной кассе без участия пассажира на новые. Новый билет и составленный акт доставляются для подписи пассажиру в вагон.

Когда случай неправильной выдачи билета обнаружен в поезде, проводник обязан составить акт, который пересылается резервом проводников на станцию, выдавшую этот билет. Если при посадке возникли недоразумения, они должны быть немедленно разрешены на месте начальником вокзала или дежурным по вокзалу, дежурным по посадке или механиком-бригадиром.
Для создания более удобного проезда одиночно следующим женщинам во всех мягких, мягко-жестких и купированных вагонах скорых и пассажирских поездов выделяются вторые купе. Билеты в это купе продаются в кассах станций только женщинам.
Забота о пассажире начинается с момента посадки. В пути следования по просьбе женщин проводники обязаны размещать их в одном купе. По желанию пассажира замена занимаемого им места на другое свободное место и обмен местами между пассажирами в том же вагоне разрешаются проводником вагона.
Проводник обязан не только организованно и своевременно провести посадку, но и хорошо устроить каждого пассажира в вагоне, обеспечить его постельным бельем, чаем, сахаром, кондитерскими изделиями, книгой, свежей газетой, журналом, шахматами, домино и т. п.
Во всех вагонах пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток. Верхние багажные полки, предназначенные для укладки ручной клади, занимать для лежания пассажиров запрещается. При массовых перевозках пассажиров в отдельных случаях по распоряжению МПС разрешается пассажирам занимать верхние багажные полки для лежания.
Перед высадкой пассажиров проводник после остановки поезда должен выйти впереди пассажиров, открыть дверь, а если нужно — и откидную площадку, вытереть поручни и обеспечить безопасную высадку пассажиров.
Некоторым пассажирам приходится выходить из ва гона ночью, другим — на станциях со стоянкой поезда 1—2 мин. Поэтому проводники вагонов обязаны предупреждать пассажиров за 20—30 мин до высадки, оказывать помощь в выносе вещей, вызвать, если это необходимо, носильщиков, помочь выйти из вагона. Проездные билеты транзитным пассажирам выдаются не позже чем за 30 мин до прибытия поезда в пункт пересадки. Перед прибытием пассажиров на станцию назначения проводники вагонов
обязаны погасить их проездные документы путем надрыва билета (квитанции доплат) и возвратить эти документы пассажиру перед выходом из вагона.

"ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ"(Утверждена 13.09.1996 на 16-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)

Утверждена
на шестнадцатом заседании Совета
по железнодорожному транспорту
13 сентября 1996 года
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ
Введение
Настоящая Типовая инструкция для проводника пассажирского вагона является основанием для разработки каждой железнодорожной администрацией нормативных документов, определяющих обязанности проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения.
В Типовой инструкции изложены обязанности проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения в пункте формирования при приемке и подготовке вагона в рейс, в пути следования, в пункте оборота и по прибытии поезда в пункт формирования.
На основании Типовой инструкции железнодорожные администрации разрабатывают и утверждают должностные инструкции, инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности, санитарных правил, применительно к действующим нормативным актам государства и конкретным условиям работы каждого подразделения, обеспечивающего обслуживание пассажирских поездов межгосударственного сообщения.
1. Общие положения
1.1. На должность проводника вагона межгосударственного сообщения назначаются лица, прошедшие курсы подготовки в учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию пассажиров и сдавшие экзамены на знание устройства и правил эксплуатации оборудования, конструкции составных частей пассажирских вагонов, безопасных приемов труда, требований пожарной безопасности, санитарного минимума и нормативных документов.
1.2. Лица, назначенные на должность проводника вагона, проходят медицинский осмотр, порядок и очередность которого регламентируются законодательными актами государств — участников Соглашения.
1.3. На должность проводника вагона назначаются лица не моложе возраста, установленного трудовым законодательством государства.
1.4. Обслуживающий персонал поездов межгосударственного сообщения обязан проявлять уважительное отношение к нравам и обычаям народов государств — участников Соглашения, соблюдать законодательные акты государств, по территориям которых следует поезд.
1.5. При проведении пограничного и таможенного контроля в поезде проводник вагона должен оказывать содействие пограничным и таможенным органам.
1.6. Проводник вагона межгосударственного сообщения помимо нормативных документов по кругу своих обязанностей должен знать:
правила пользования вагонами межгосударственного сообщения;
действующие правила внутреннего пассажирского сообщения, распоряжения и предписания, необходимые проводнику для выполнения своих служебных обязанностей;
железнодорожные правила, действующие на дорогах следования, а также поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах страны назначения вагона и на транзитных дорогах маршрута следования;
общие таможенные, пограничные и валютные положения, действующие в государствах, через которые следует поезд или вагон;
все виды проездных билетов, квитанций доплат, документов, дающих право на ревизию пассажирского поезда на всем маршруте его следования;
перед началом рейса проводник получает от начальника поезда бланки формы ЛУ-72 или ИНУ-4 по учету населенности вагона и расхода постельного белья; бланки ЛУ-73 по учету наличия свободных и освобождающихся мест получают проводники головного и хвостового вагонов;
проводник обязан знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, электрооборудования, вентиляции, холодильных установок, установок кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации (УПС), циркуляционных насосов, кипятильников, системы сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ) и других устройств вагона, а также сохранность внутреннего оборудования и инвентаря.
1.7. Проводник должен выполнять по кругу своих обязанностей требования:
Правил технической эксплуатации железных дорог;
Инструкции по сигнализации на железных дорогах;
Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам;
Правил учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах;
Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
Инструкции по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов;
Санитарных правил подготовки пассажирских вагонов и Санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования.
В информационный банк включены Санитарные правила пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в международном сообщении, утвержденные 07.03.2001 на 28-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.2. Обязанности проводника при приемке
и подготовке вагона в рейс
2.1. Перед отправлением в рейс проводник обязан явиться на работу в установленное время, в чистой и опрятной форменной или фирменной одежде.
2.2. При приемке вагона или перед отправлением в рейс проводник обязан проверить:
исправность поручней, переходных площадок, тамбурных входных площадок, а также дверей и дверных замков по всему вагону;
наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов;
исправность пожарных кранов в котельном отделении и туалете нетормозного конца вагона;
обеспеченность вагона водой, работу питьевой точки;
состояние кранов, умывальных чаш и унитазов, механизмов смыва унитазов;
наличие и исправность огнетушителей (проверяется согласно действующей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов: по количеству и сроку годности);
наличие съемного оборудования и имущества (по книге формы ФИУ-11);
наличие топлива для приготовления чая;
санитарное состояние вагона, наличие постельных принадлежностей, мыла, моющих, дезинфицирующих средств и туалетной бумаги (при приемке от комплексной экипировочной бригады или от сменщика);
укомплектованность уборочным инвентарем;
наличие пепельниц в местах, отведенных для курения;
действие ручного тормоза;
наличие аптечки для оказания медицинской помощи, а также на случай возникновения аварийной ситуации, проводник штабного вагона проверяет наличие санитарных носилок, которые хранятся в этом вагоне.
2.3. При приемке вагона проводник совместно с электромехаником (при его отсутствии — с начальником поезда) обязан проверить:
состояние распределительных щитов, панелей автоматики; работоспособность потребителей электроэнергии на функционирование включением и выключением их с пульта или щита управления;
отсутствие утечки тока на корпус вагона;
состояние аккумуляторных батарей, степень зарядки батареи по показаниям приборов на электрическом щите;
исправность и работоспособность системы сигнализации контроля нагрева букс; пожарной сигнализации;
исправность кипятильника (визуально и по показаниям прибора) и наличие пламеотражателя в топке титана;
исправность хвостовых и сигнальных фонарей.
Примечание. При необходимости, проводник получает консультацию от поездного электромеханика по правилам пользования указанным оборудованием.
2.4. В отопительный сезон проводник дополнительно обязан:
проверить исправность сети отопления в рабочем состоянии, наличие колосников в топке, исправность ручного и циркуляционного насосов;
проверить наличие воды в системе отопления и обеспеченность вагона топливом; получить топливо по нормам;
не допускать хранение в котельном помещении дров, обтирочных, горючих материалов и других посторонних предметов.
2.5. О всех неисправностях или недостатках, обнаруженных в процессе приемки вагона, проводник обязан доложить начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер.
2.6. Перед рейсом проводник должен получить продукты чайной торговли (чай, сахар, кофе, кондитерские изделия, другие виды продуктов питания и напитков).
2.7. Проводник должен навесить на вагон с двух сторон маршрутные доски, а с внутренней стороны окна — порядковый номер вагона согласно схеме формирования состава.
2.8. До подачи поезда для посадки пассажиров проводник должен поддерживать температуру в вагоне в зимнее и переходное время года в пределах 18 — 22 град. Цельсия, в летнее — 22 — 26 град. Цельсия.
2.9. Во время посадки пассажиров в поезд проводник должен находиться возле открытой двери вагона (остальные двери вагона должны быть закрыты на внутренний замок — «секретку») и проверить у пассажиров наличие и правильность оформления проездных документов, следить (и нести ответственность) за соблюдением правил перевозки ручной клади согласно действующим нормам.
2.10. За пять минут до отправления поезда проводник должен предупредить, чтобы провожающие освободили вагон.
3. Обязанности проводника в пути следования
3.1. В пути следования проводник обязан:
во время дежурства иметь визитную карточку;
содержать вагон в чистоте и поддерживать нормальную температуру в вагоне в соответствии с санитарными правилами;
следить за состоянием внутреннего оборудования вагона и правильным положением межвагонных переходных площадок;
не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалете — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов в соответствии с Санитарными правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования.
Запрещается мыть полы в вагонах с электроотоплением при наличии высокого напряжения на электрических печах отопления.
Влажную уборку разрешается производить только при обесточенных печах электрического отопления.
На вагонах с комбинированным отоплением разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, не отключая цепи электронагревателей высоковольтного комбинированного котла отопления;
мусор в вагоне должен собираться в специальную емкость «для мусора» и сжигаться в топке котла вагона или удаляться из вагонов только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота. Выбрасывать золу и мусор на пути, а также на пол тамбура, переходную площадку вагона запрещается;
в вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч. по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями, а в фирменных поездах и в вагонах СВ поездов всех категорий — по требованию пассажиров в любое время суток. При обслуживании пассажиров чаем проводник должен быть в белой куртке или фартуке;
поддерживать наличие кипяченой охлажденной воды;
в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей; по желанию пассажиров при возможности заменять использованное постельное белье в пути следования за дополнительную плату; доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам преклонного возраста, пассажирам с малолетними детьми. Уборка постельных принадлежностей и постельного белья производится после выхода пассажиров; в исключительных случаях разрешается с позволения пассажиров убирать постельное белье не ранее чем за 30 минут до прибытия поезда на станцию;
при выходе из строя радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда; инструктировать пассажиров о правилах проведения таможенного и пограничного контроля досмотра;
следить за тем, чтобы окна вагона, при необходимости, открывались только с одной — коридорной — стороны (на двухпутных участках — с полевой стороны), а в вагонах с полным кондиционированием воздуха при работе кондиционера все окна были закрыты;
обеспечивать для пассажиров беспрепятственное пользование санузлами (кроме санитарных зон и стоянок поезда на станциях);
вести учет населенности вагона и расхода постельного белья на бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4, учет наличия свободных и освобождающихся мест на бланках формы ЛУ-73;
при приеме — сдаче смены проверить наличие в папке билетов и их соответствие занятым пассажирами местам, расход постельного белья и сделать соответствующие отметки в бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4 и ЛУ-73;
оказывать пассажирам первую доврачебную медицинскую помощь;
при отсутствии централизованного отопления во время топки котла твердым топливом поддерживать температуру в вагоне в соответствии с п. 2.8 настоящей Инструкции;
строго соблюдать требования к санитарным зонам и при подъезде к крупным станциям, курортам закрывать туалеты.
3.2. В случае утери, порчи, а также загрязнения постельных принадлежностей, требующего их химической чистки, в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник должен заявить об этом начальнику поезда, который по квитанции формы ГУ-57 взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате.
3.3. Во время движения поезда проводники обязаны держать боковые и торцевые двери нерабочего тамбура в головном и хвостовом вагонах закрытыми на внутренние запоры — «секретки» и специальный ключ. В остальных вагонах боковые двери нерабочего тамбура закрываются на внутренний запор и специальный ключ, в рабочем тамбуре — только на внутренний запор. Торцевые двери для перехода из вагона в вагон должны быть незаперты.
3.4. До прибытия поезда на станцию, где имеется высадка, проводник обязан за 30 минут предупредить пассажиров.
По прибытии поезда на станцию проводник должен после полной остановки открыть дверь, поднять откидную площадку, зафиксировать ее (при отсутствии высокой платформы), протереть поручни и приступить к высадке и посадке пассажиров. При стоянке поезда менее 5 мин. и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить из вагона; при отправлении пассажирского поезда закрыть дверь, кроме проводников хвостового и штабного вагонов, которые должны проводить станцию до конца платформы.
3.5. На линейных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с билетами на данный поезд независимо от того, в какие вагоны выданы билеты, и не допускать посадки и высадки пассажиров на ходу поезда.
3.6. При отборе у пассажира проездных документов после посадки в вагон проводник должен их погасить путем надрыва, не нарушая компостерные знаки, за исключением проездных документов транзитных пассажиров, которым в пути следования предстоит пересадка на другой поезд, и пассажиров, желающих в пути сделать остановку с продлением срока годности билета.
В вагонах со спальными местами проездные документы всех форм служебных и талонных билетов до конца поездки в данном поезде должны

V. Посадка пассажиров в поезд дальнего следования и пригородного сообщения и условия проезда

48. При посадке пассажира в вагон проверяются проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), при наличии льгот на проезд — документы, подтверждающие право на льготы, а также соответствие веса, габаритов ручной клади пассажира установленным нормам.

При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру документа, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест не допускается.

В случае расхождения данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в проездном документе (билете) (не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере), пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием мест.

Если при посадке в поезд пассажир предъявляет проездной документ (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест.

49. Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе (билете). На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе (билете).

Проезд в поезде пригородного сообщения определенной категории допускается только при предъявлении проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения данной категории.

50. При посадке в поезд пригородного сообщения без указания мест пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ (билет), а при наличии льгот на проезд предъявляет также документы, подтверждающие право на льготы.

51. Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест. При наличии свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформлении дополнительных проездных документов (билетов). Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается.

52. Проездные документы (билеты), приобретенные пассажирами на поезда дальнего следования и пригородного сообщения, действительны на время следования поезда или вагона беспересадочного сообщения, с которым следует пассажир до пункта своего назначения.

53. При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда .

Пункт 32 Правил оказания услуг.

Проводники вагонов доставляют комплекты постельного белья на места пассажиров.

Запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья .

Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату.

54. Проводники вагонов предупреждают пассажиров о подходе поезда к станции их назначения не позднее чем за 30 минут.

55. О каждом несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с пассажиром, составляется акт о несчастном случае и вручается пострадавшему пассажиру или иному лицу, уполномоченному на получение такого акта.

56. Физическое лицо, не предъявившее уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов (билетов) в поезде или при выходе через пункт контроля действительного проездного документа (билета) либо документов, подтверждающих право на бесплатный или льготный проезд, является безбилетным .

(п. 56 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. I), ст. 56, N 14, ст. 2021).

(сноска введена Приказом Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

57. Безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде дальнего следования или пригородного сообщения, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов, не предусматривающих условие получения обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета), при наличии установленного такого тарифа перевозчиком, в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа.

(в ред. Приказа Минтранса России от 18.09.2018 N 334)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля, а также сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета).

В случае отсутствия возможности оформить проезд на свободное место в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием места, безбилетное физическое лицо обязано оплатить стоимость проезда от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до ближайшей железнодорожной станции, на которой безбилетное физическое лицо удаляется из поезда, и сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде. При этом безбилетному физическому лицу уполномоченным перевозчиком лицом оформляется проездной документ (билет) без предоставления места.

(п. 57 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

58. При отказе безбилетного физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета), уполномоченным перевозчиком лицом на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр остается у уполномоченного перевозчиком лица, второй выдается безбилетному физическому лицу.

В акте указывается:

дата и время составления акта;

фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного представителя перевозчика;

остановочный пункт или железнодорожная станция или номер поезда и вагона, на/в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;

фамилия, имя и отчество (при наличии) безбилетного физического лица с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

подпись безбилетного физического лица.

При отказе безбилетного физического лица от подписи акта уполномоченным перевозчиком лицом в акте делается соответствующая запись.

После составления акта с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном статьей 110.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», и безбилетное физическое лицо удаляется из поезда работником перевозчика, на которого в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), на ближайшей железнодорожной станции или остановочном пункте.

(п. 58 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

59. Безбилетное физическое лицо, совершившее посадку в поезд пригородного сообщения в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные билетные кассы и (или) платежные терминалы, обязано оплатить стоимость проезда от пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе до железнодорожной станции назначения, в вагоне или после окончания поездки в пункте назначения, в том числе железнодорожной станции назначения. При этом сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) не взимается.

(п. 59 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

60. При проезде в поезде дальнего следования по проездному документу (билету), оформленному по тарифу на перевозку детей, пассажира в возрасте старше 10 лет на момент отправления поезда, с такого пассажира взимается разница между стоимостью проездных документов (билетов), оформленных по тарифу на перевозку взрослого пассажира и тарифу на перевозку детей от станции отправления до станции назначения пассажира.

61. Перевозка больных пассажиров, требующих изоляции от других пассажиров, производится с сопровождающими в отдельных купе по предъявлении соответствующего медицинского заключения. Оформление проездных документов (билетов) производится при наличии свободного купе на ближайший поезд и с оплатой всех мест в купе.

Инструкция проводнику пассажирского вагона ЦЛ-614

1.1. Инструкция проводнику пассажирского вагона определяет его основные обязанности, права и ответственность в пункте формирования при подготовке пассажирского поезда в рейс, в пути следования пассажирского поезда и по прибытии в пункт оборота, а также дополнительные обязанности проводника пассажирского вагона международного и межгосударственного сообщения, проводника скоростного поезда и хвостового вагона.
1.2. На работу проводником пассажирского вагона (далее — проводник) принимаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие подготовку в специализированных учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию пассажиров в поездах по установленной программе.
Лица, принимаемые на работу проводником, проходят в установленном МПС России порядке медицинскую комиссию для определения пригодности к данной работе.
Периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму проводники проходят не реже одного раза в два года с отметкой в личной медицинской книжке проводника.
1.3. Для обслуживания фирменных пассажирских поездов, пассажирских спальных вагонов прямого сообщения (СВ), хвостовых вагонов и пассажирских вагонов с полным кондиционированием воздуха назначаются проводники со стажем работы не менее одного года, а вагонов скоростных пассажирских поездов — не менее двух лет.
1.4. Проводник обязан знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, электрооборудования, вентиляции, бытовых холодильников и водоохладителей, установок принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации (УПС), циркуляционных насосов, кипятильников и других устройств пассажирских вагонов, а также обеспечивать сохранность внутреннего оборудования и инвентаря.
1.5. Проводник при исполнении своих рабочих обязанностей должен руководствоваться требованиями:
настоящей Инструкции;
Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации»;
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ);
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте;
Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте;
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов;
Инструкции по техническому обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона;
Санитарных правил подготовки пассажирских вагонов;
Правил учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах;
Санитарных правил пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
Санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования;
Инструкции для проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения;
Регламента действий поездных бригад при обслуживании поездных локомотивов одним машинистом;
Памятки для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов;
других нормативных правовых и иных актов, относящихся к деятельности проводника.
1.6. Проводник должен знать:
все виды проездных документов, квитанций доплат;
документы, дающие право ревизии и комиссионной проверки пассажирского поезда;
расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении.
1.7. С момента выхода на работу проводники в пункте формирования пассажирского поезда, а проводники прицепных пассажирских вагонов с момента прицепки их вагонов в пути следования подчиняются непосредственно начальнику пассажирского поезда, а по техническим вопросам эксплуатации оборудования вагонов — также поездному электромеханику (ПЭМ).
1.8. Перед началом рейса проводник должен получить от начальника пассажирского поезда бланки по учету населенности вагона и расхода постельного белья (формы ЛУ-72 или ИНУ-4) и учету свободных и освобождаемых мест (формы ЛУ-73).
1.9. Проводник должен требовать от пассажиров соблюдения правил проезда, быть вежливым и внимательным, не допускать возникновения с пассажирами конфликтных ситуаций.

2. ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПОЕЗДА В РЕЙС

2.1. Перед отправлением в рейс пассажирского поезда проводник обязан прибыть к месту работы в установленное время в форменной одежде, имея при себе:
удостоверение личности;
удостоверение на право обслуживания электроустановок напряжением до 1000 В;
удостоверение о проверке знаний ПТЭ;
санитарную книжку проводника;
удостоверение на право обслуживания хвостового вагона (для проводника хвостового вагона).
Проводник пассажирского поезда международного сообщения и фирменного поезда на левой стороне форменной одежды должен носить визитную карточку установленного образца.
2.2. При приемке пассажирского вагона перед отправлением в рейс проводник обязан проверить:
исправность поручней, переходных площадок, тамбурных входных площадок, дверей и дверных замков по всему вагону;
наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов;
исправность пожарных кранов и наличие шлангов в котельном отделении и туалетах;
обеспечение пассажирского вагона водой, работу крана для питьевой воды;
состояние кранов, умывальных чаш, унитазов, механизмов для слива унитазов;
наличие огнетушителей и пломб на них;
наличие топлива для системы отопления и кипятильника;
наличие пепельниц в местах, отведенных для курения;
действие ручного тормоза;
исправность хвостовых сигнальных фонарей;
исправность внутреннего оборудования;
наличие Журнала приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона (формы ВУ-8);
наличие аптечки для оказания медицинской помощи, а также санитарных носилок в штабном вагоне.
2.3. При приемке пассажирского вагона от комплексной экипировочной бригады проверяется также:
наличие комплектов постельных принадлежностей, мыла, моющих и дезинфицирующих средств, туалетной бумаги;
наличие уборочного инвентаря (в комплект уборочного инвентаря входят: пылесос, веник просяной, ведра для мусора и для воды, совок для мусора, ветошь, ерши для унитазов, дезодоранты, дезинфицирующие средства).
2.4. При приемке пассажирского вагона проводник вместе с электромехаником поезда должен проверить:
функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления;
отсутствие утечки тока на корпус вагона;
состояние аккумуляторных батарей;
исправность системы контроля нагрева букс (СКНБ) и установки пожарной сигнализации (УПС);
исправность электрокипятильника;
исправность хвостовых сигнальных фонарей.
2.5. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки пассажирского вагона, проводник обязан доложить начальнику пассажирского поезда или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер по их устранению.
2.6. После приемки пассажирского вагона проводник должен получить предметы чайной торговли.
Проводник хвостового пассажирского вагона должен получить также у начальника пассажирского поезда сумку главного кондуктора и хранить ее в служебном отделении.
2.7. С обеих сторон пассажирского вагона проводник должен навесить маршрутные доски, а с внутренней стороны окон служебного купе и косого коридора — таблички с порядковым номером вагона согласно схеме формирования пассажирского поезда.
2.8. При подаче пассажирского поезда на посадку пассажиров в вагоне должна поддерживаться температура в зимнее и переходное время года (18 — 22)°С, в летнее — (22 — 26)°С. Температура воздуха в пассажирском помещении вагона нормируется в зимнее и переходное время года для всех типов вагонов, а в летнее время года — только для пассажирских вагонов с полным кондиционированием воздуха.
2.9. Во время посадки пассажиров в пассажирский поезд проводник обязан:
находиться снаружи пассажирского вагона возле открытой двери рабочего тамбура и проверять у пассажиров проездные документы (билеты). Проездные документы (билеты) пассажиров спальных вагонов собираются после отправления пассажирского поезда, а билеты пассажиров общих вагонов и вагонов межобластного сообщения с местами для сидения хранятся у пассажиров;
предупреждать пассажиров о том, чтобы они не забыли свои билеты у провожающих лиц, а за 5 мин до отправления предупреждать провожающих лиц об отправлении пассажирского поезда;
не допускать к посадке пассажиров с легковоспламеняющимися и взрывоопасными материалами и веществами;
не допускать в вагон пассажиров, находящихся в сильной степени опьянения.
2.10. Проводник имеет право взять с собой и провозить бесплатно личные вещи массой до 50 кг.

3. ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА

3.1. В пути следования пассажирского поезда проводник обязан:
закрепить на двери служебного купе табличку с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника;
поддерживать постоянную чистоту и комфортную температуру воздуха в пассажирском помещении вагона согласно Санитарным правилам содержания пассажирских вагонов в пути следования;
следить за состоянием внутреннего оборудования и правильным положением межвагонных переходных площадок;
не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в пассажирском вагоне, а в туалетах по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательной обмывкой полов в соответствии с Санитарными правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования;
мыть полы в вагонах с электроотоплением только после отключения печей отопления; в вагонах с комбинированным отоплением разрешается мыть полы, кроме полов котельного отделения, без отключения нагревательных элементов котлов отопления;
не менее трех раз в сутки с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч’ по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями, а в фирменных поездах и вагонах СВ всех категорий — по просьбе пассажиров в любое время суток; при обслуживании пассажиров проводник должен быть в белой куртке или белом переднике;
поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе — охлажденной воды;
в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей; по желанию пассажиров и при наличии возможности заменять в пути следования постельное белье за дополнительную плату; доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам с малолетними детьми;
убирать постельные принадлежности после высадки пассажиров; в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию высадки пассажиров;
вести учет расхода постельного белья на бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4 и наличия свободных и освобождаемых мест на бланке формы ЛУ-73;
при приеме-сдаче смены проверять наличие в папке проездных документов (билетов), соответствие их занятым пассажирами местам, расход постельного белья и делать соответствующие отметки в бланках форм ЛУ-72 или ИНУ-4 и ЛУ-73;
оказывать пассажирам первую доврачебную помощь;
при отсутствии централизованного электрического отопления при использовании твердого топлива поддерживать температуру в пассажирском помещении вагона в соответствии с п. 2.8 настоящей Инструкции;
при выходе из строя радиоустановки объявлять в дневное время пассажирам названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок пассажирского поезда; информировать пассажиров о правилах таможенного и пограничного контроля;
следить за тем, чтобы окна при необходимости открывались только с коридорной стороны, а на двухпутных участках — только с полевой стороны; при работе кондиционера — чтобы все окна были закрыты:
строго соблюдать требования к санитарным зонам, закрывая при проезде через них туалеты.
3.2. Мусор в вагоне должен собираться в специальном контейнере, а затем сжигаться в топке котла вагона или удаляться из вагона в предусмотренные для этого места на железнодорожных станциях; выбрасывать мусор и золу на пути, на пол тамбура, переходные площадки запрещается.
3.3. В случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, а также порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник должен доложить об этом начальнику пассажирского поезда, который взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате формы ГУ-57.
3.4. Во время движения пассажирского поезда торцевые двери тамбуров по концам состава вагонов должны быть закрыты на внутренние запоры («секретки») и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок «секретку», замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок («секретку») и замок под трехгранный ключ.
3.5. За 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию, где производится высадка пассажиров, проводник обязан предупредить об этом пассажиров.
После полной остановки пассажирского поезда на железнодорожной станции проводник должен открыть боковую дверь рабочего тамбура со стороны посадочной платформы, при отсутствии высокой платформы поднять и зафиксировать откидную площадку (фартук), протереть поручни, приступить к высадке и посадке пассажиров. При стоянке пассажирского поезда менее 5 мин и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам из вагона не выходить; при отправлении пассажирского поезда проводник должен закрыть и запереть дверь, проводники хвостового и штабного вагонов провожают железнодорожную станцию до конца железнодорожной посадочной платформы, после чего также запирают тамбурные двери.
3.6. При стоянке поезда на станции более 10 мин проводник пассажирского вагона обязан осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу и, при необходимости, в зимнее время года удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи от льда и снега.
3.7. Проводники стоящих на станциях пассажирских поездов перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.
3.8. На линейных железнодорожных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с проездными документами (билетами) на данный пассажирский поезд независимо от того, в какие пассажирские вагоны выданы проездные документы (билеты); не следует допускать посадку и высадку пассажиров на ходу поезда.
3.9. При получении от пассажиров проездных документов (билетов) после посадки в вагон проводник должен погасить их, надорвав билет, не нарушая компостерные знаки. Не гасятся проездные документы транзитных пассажиров, которым предстоит пересадка на другой пассажирский поезд, и пассажиров, желающих сделать остановку в пути следования.
В вагонах со спальными местами проездные документы (билеты) до конца поездки в данном поезде должны находиться в специальной папке у проводника, который несет ответственность за их сохранность.
Транзитным пассажирам проводник возвращает проездные документы (билеты) за 30 мин до прибытия пассажирского поезда в пункт пересадки.
Служебные железнодорожные проездные документы всех форм не гасятся и хранятся у пассажиров.
Выдавать использованные проездные документы (билеты) лицам, не совершившим по ним поездку, запрещается.
3.10. При утере принятого у пассажира проездного документа (билета) проводник должен составить акт, который подписывают начальник пассажирского поезда и пассажир. Акт заверяется штемпелем железнодорожной станции, где пассажирский поезд имеет остановку. Железнодорожная станция выдает новый проездной документ (билет) до конечного пункта следования пассажира с отметкой на обороте этого проездного документа (билета) «Взамен утерянного». Проездной документ (билет) оформляется начальником пассажирского поезда или проводником в билетных кассах железнодорожной станции без участия пассажира.
3.11. При необходимости пропуска через тамбур пассажиров других пассажирских поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию (вокзалу) железнодорожной станции проводник должен открыть обе боковые двери рабочего тамбура, поднять откидные площадки («фартуки») и следить за проходом пассажиров.
3.12. Если проводник обнаружил, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от пассажирского поезда, он должен сообщить об этом начальнику поезда, составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт подписывается начальником пассажирского поезда, проводником и двумя пассажирами.
3.13. При получении информации об изменении маршрута следования поезда проводник оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту. При отсутствии радиосвязи в поезде помощник машиниста локомотива передает информацию проводнику головного вагона, а тот остальным проводникам и начальнику пассажирского поезда.
При отцепке неисправного пассажирского вагона проводник должен информировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах пассажирского поезда.
3.14. Порядок дежурства проводников определяется графиком. График работы проводников составляется с расчетом обеспечения постоянного дежурства одного проводника в каждом вагоне.
3.15. При выявлении больного или подозрении на заболевание, при неожиданных родах проводник должен сообщить об этом начальнику пассажирского поезда. Заболевший пассажир или роженица могут быть высажены на ближайшей железнодорожной станции, где имеется медицинский пункт. При этом составляются акты о передаче больного пассажира или роженицы работникам медицинского пункта железнодорожной станции и дополнительных расходах постельного белья.
При выявлении больного (больных) острыми кишечными инфекционными заболеваниями и пищевыми отравлениями проводник пассажирского вагона обязан:
немедленно информировать о выявленном больном (больных) начальника пассажирского поезда по внутрипоездной связи или через проводников соседних вагонов;
до прибытия медицинских работников изолировать больного (больных) в отдельном купе.
3.16. Ревизия в пассажирском поезде может проводиться только в присутствии начальника пассажирского поезда или лица, его замещающего.
При ревизии в обслуживаемом вагоне проводник обязан:
обеспечить доступ ревизоров в служебное купе и другие помещения вагона, не причиняя при этом неудобства пассажирам;
в спальных вагонах предъявить ревизующим папку с собранными у пассажиров проездными документами (билетами);
в общих и межобластных вагонах сопровождать ревизующих при проверке билетов у пассажиров;
предъявлять по требованию ревизующих документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест;
давать необходимые пояснения по возникающим в процессе ревизии вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров;
в случае обнаружения в обслуживаемом вагоне провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования белья и других нарушений дать письменное объяснение.
3.17. Проводник обязан:
контролировать выполнение пассажирами требований пожарной безопасности;
не допускать использования пассажирами открытого пламени, провоза легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, курения в не отведенных для этого местах, подключения электрических приборов (кроме электробритв);
контролировать показания электроизмерительных приборов, СКНБ, УПС и другого электрического оборудования на пульте управления;
на железнодорожных станциях при стоянке пассажирского поезда более 5 мин производить осмотр подвагонного оборудования.
3.18. Проводнику запрещается самостоятельно ремонтировать и регулировать электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха, радиооборудование, УПС и СКНБ. При любой неисправности перечисленного оборудования проводник обязан отключить их от сети и вызвать поездного электромеханика.
3.19. При разрушении ртутных контактных термометров нужно вызвать начальника пассажирского поезда и немедленно собрать разлившуюся ртуть в посуду, не допуская распространения ее по полу вагона. При попадании ртути на кожу человека — удалить ее и далее действовать в соответствии с Санитарными правилами пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
3.20. Для обеспечения безопасного следования пассажирского поезда проводник обязан:
при полном замыкании на корпус любого из полюсов электрического оборудования отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения и аварийной сигнализации (СКНБ, УПС), и вызвать поездного электромеханика или начальника пассажирского поезда;
при возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, а также в случае срабатывания СКНБ немедленно остановить стоп-краном пассажирский поезд, по телефону или цепочке вызвать поездного электромеханика или начальника пассажирского поезда для принятия оперативного решения, на ощупь определить степень нагрева букс вагона;
при экстренном торможении (вынужденной остановке) пассажирского поезда на перегоне проводник должен выяснить причину остановки поезда путем осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, крепления деталей автотормоза и электрооборудования; в случае обнаружения неисправности, являющейся препятствием для дальнейшего движения пассажирского поезда, проводник обязан немедленно подать сигнал остановки в сторону локомотива и вызвать начальника пассажирского поезда, который организует устранение неисправности или принимает решение о дальнейшем следовании поезда; после отпуска машинистом локомотива автотормозов проводник обязан проверить отпуск тормоза в обслуживаемом им пассажирском вагоне, а после отправления пассажирского поезда проводники вагонов должны из тамбуров наблюдать за движением поезда и в случае неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к остановке поезда;
при остановке пассажирского поезда на уклоне проводники вагонов по сигналу машиниста локомотива «Тормозить» (три длинных свистка) должны привести в действие ручные тормоза, а перед приведением поезда в движение по сигналу машиниста локомотива «Отпустить тормоза» (два длинных свистка) отпустить ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах;
в случае срабатывания пожарной сигнализации отключить акустический сигнал на блоке управления, по его табло установить место возгорания, убедиться в достоверности показания путем осмотра этого места; при ложном сигнале о пожаре вызвать поездного электромеханика или начальника пассажирского поезда.
3.21. При обнаружении пожара проводники должны действовать в соответствии с п. 5 Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов.
3.22. Для обеспечения безопасности пассажиров при возникновении нештатных ситуаций проводник обязан:
в случае срабатывания в вагоне взрывного устройства остановить поезд стоп-краном, вызвать начальника пассажирского поезда, оказать первичную медицинскую помощь пассажирам. Порядок дальнейшего следования поезда определяет начальник пассажирского поезда вместе с машинистом локомотива. По имевшему место событию составляются акты о получении травм пассажирами (приложение А) и по общему случаю (приложение Б);
при наружном обстреле пассажирского вагона проводник должен вызвать начальника пассажирского поезда, потребовать от пассажиров разместиться ниже оконных проемов;
при стрельбе внутри пассажирского вагона сообщить об этом начальнику пассажирского поезда, эвакуировать пассажиров в соседние вагоны и вызвать работников милиции;
при обнаружении в пассажирском вагоне подозрительных предметов, бесхозных вещей руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов.

4. ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПО ПРИБЫТИИ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА В ПУНКТ ОБОРОТА

4.1. По прибытии пассажирского поезда в пункт оборота проводник обязан:
осмотреть пассажирский вагон; при обнаружении забытых вещей сдать их в камеру забытых вещей по акту;
при обнаружении посторонних подозрительных предметов руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов;
осмотреть оборудование пассажирского вагона, сообщить о выявленных неисправностях начальнику пассажирского поезда или поездному электромеханику для принятия мер по их устранению;
произвести влажную уборку пассажирского помещения и подготовить вагон к посадке пассажиров.
4.2. Время работы проводников в пункте оборота устанавливается графиком работы.

5. ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПО ПРИБЫТИИ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА В ПУНКТ ФОРМИРОВАНИЯ

5.1. По прибытии пассажирского поезда в пункт формирования проводник обязан:
осмотреть пассажирское помещение вагона; при обнаружении забытых вещей сдать их по акту в камеру забытых вещей;
сдать нереализованные продукты чайной торговли; сдать деньги за реализацию платных услуг; сдать чистое и использованное белье;
сдать съемное оборудование и инвентарь сменной бригаде или в кладовую, если пассажирский вагон отставляется в резерв;
передать пассажирский вагон сменной бригаде или же дежурному проводнику в парке отстоя вагонов с отметкой об этом в маршрутном листе;
сдать в резерв проводников маршрутный лист, акты, составленные в пути следования;
сделать запись в Журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона (формы ВУ-8);
расписаться за время очередного выхода на работу.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ХВОСТОВОГО ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

6.1. Проводниками хвостового пассажирского вагона назначаются проводники со стажем работы не менее одного года после сдачи соответствующего экзамена и получения удостоверения на право выполнения обязанности проводника хвостового вагона.
6.2. Проводник хвостового вагона должен получить после приемки пассажирского вагона сумку главного кондуктора.
6.3. На проводника хвостового пассажирского вагона возлагаются дополнительные обязанности:
принимая пассажирский вагон, проверить наличие, исправность, чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, наличие в них электроламп, а в пути следования контролировать их работу;
на участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник хвостового пассажирского вагона обязан проверить видимость поездных сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления вслед идущего поезда принять меры к подаче сигналов для его остановки;
при отправлении пассажирского поезда с железнодорожной станции проводник хвостового вагона должен показывать в сторону пассажирской платформы (до конца платформы): днем — свернутый желтый флаг, ночью — ручной фонарь с прозрачно-белым огнем;
при вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда ограждение производится проводником хвостового вагона по указанию машиниста локомотива;
если миновала надобность в ограждении поезда, по сигналу машиниста локомотива (один длинный свисток) проводник, ограждающий хвост пассажирского поезда, обязан снять ранее установленное ограждение;
при изменении направления движения пассажирского поезда, при отцепке и прицепке пассажирских вагонов в пути следования проводник хвостового пассажирского вагона должен проверять наличие, исправность и чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, а в пути следования контролировать их работу;
в случаях, предусмотренных ПТЭ, проводник хвостового пассажирского вагона принимает участие в сокращенном опробовании автотормозов в соответствии с установленным порядком;
во время проследования железнодорожной станции, где не предусмотрена по графику остановка пассажирского поезда, проводник хвостового пассажирского вагона должен следить за проходом поезда и в случае сигнала остановки поезда дежурным по железнодорожной станции, стрелочником, сигналистом или другими лицами немедленно остановить поезд стоп-краном.
6.4. Если за хвостовым вагоном, предназначенным для перевозки пассажиров, поставлен служебно-технический, почтовый, багажно-грузовой или другого типа железнодорожный вагон, не предназначенный для перевозки пассажиров, дополнительные обязанности проводника хвостового пассажирского вагона сохраняются за проводником последнего вагона, предназначенного для перевозки пассажиров.

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЛОКОМОТИВА ОДНИМ МАШИНИСТОМ

7.1. При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом:
на железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов и на перегонах по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи начальнику пассажирского поезда, проводники (головного, хвостового) вагонов обязаны выполнять операции по сокращенному опробованию тормозов;
при вынужденной остановке пассажирского поезда на перегоне, в том числе при разъединении (саморасцепе) поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи начальнику пассажирского поезда, проводники пассажирских вагонов обязаны выполнять операции по закреплению и ограждению поезда.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА В

8.1. Проводники поездов международного сообщения должны соблюдать установленные нормы поведения, проявлять уважительное отношение к обычаям народов зарубежных стран и соблюдать законы государства пребывания.
8.2. Проводник международного сообщения, помимо нормативных документов, перечисленных в настоящей Инструкции, должен знать:
Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) и Служебную инструкцию к СМПС, а также правила ведения дорожной документации;
Правила пользования вагонами в международном пассажирском сообщении (ППВ);
железнодорожные правила, действующие на дорогах следования, а также поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах страны, куда следует поезд или вагон, и на транзитных железных дорогах стран, расположенных по маршруту следования;
общие таможенные правила, действующие в странах, через которые следует пассажирский поезд или пассажирский вагон;
расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении;
иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами и работниками иностранных железных дорог по маршруту следования.
8.3. Проводник, обслуживающий прицепные пассажирские вагоны за рубежом, обязан знать телефон и адреса представительств МПС России за рубежом; в случае возникновения непредвиденных обстоятельств немедленно сообщить об этом в представительство.
8.4. Перед отправлением в рейс проводник обязан:
получить служебный паспорт для выезда за границу, маршрут международного сообщения, дорожную ведомость (карту-диаграмму), бланки плацкарт и доплатных квитанций, рекламные и информационные материалы и валюту по норме, книжку регистрации валюты железнодорожных служащих, международные тарифы на плацкарты и другие доплаты, прейскуранты цен в иностранной валюте на продукты чайной торговли.
8.5. В пути следования проводник обязан:
продавать пассажирам плацкарты и оформлять доплатные квитанции согласно тарифам международного сообщения;
давать пассажирам необходимые разъяснения по вопросам их проезда или оказывать помощь в получении разъяснений от других должностных лиц;
своевременно застилать постели, обеспечивать продуктами чайной торговли, культинвентарем;
по требованию пассажиров делать установленные отметки на проездных документах международного сообщения и заверять их штемпелем железнодорожной станции;
в случае отцепки пассажирского вагона из-за технической неисправности поставить в известность об этом пассажиров и выдать им проездные документы (билеты), в том числе и плацкарты, сделав в них соответствующую отметку об отцепке вагона; принять меры к размещению пассажиров, с их согласия, в других вагонах, оказать при этом необходимую помощь, в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам. Если нет возможности разместить пассажиров в других вагонах СВ с местами для лежания, следует с помощью начальника пассажирского поезда разместить их в пассажирских вагонах с местами для сидения.
8.6. При отцепке вагона СВ или вагона с местами для лежания его проводник обязан:
отдать пассажирам купонные книжки с билетами, купонами и плацкартой;
на плацкарте, остающейся у пассажира, и в маршруте проводника сделать отметку следующего содержания: «Вагон №_____ отцеплен на станции ________ числа ___ месяца _______ 2____ года» и заверить своей подписью. Если пассажир проехал большую часть пути, плацкарта для вагонов СВ и вагона с местами для лежания остается у проводника;
если в составе пассажирского поезда остается еще один вагон СВ или вагон с местами для лежания, передать проводнику, который принимает в вагон пассажиров, сведения, содержащие номера спальных плацкарт в пассажирском вагоне с местами для лежания, наименование страны, железная дорога которой выдала плацкарты пересаживающимся пассажирам. Если в пассажирском поезде нет другого вагона СВ или вагона с местами для лежания, плацкарты пересаживающихся пассажиров остаются у проводника.
8.7. Если по групповому билету СМПС поездку совершает меньшее количество пассажиров, чем указано в проездном документе (билете), проводник обязан сделать соответствующую отметку на билете-купоне.
8.8. Проводник обязан принимать от пассажиров заказы на завтрак, утренний кофе, обед и т. п., если в поезде имеется вагон-ресторан, а также информировать пассажиров о возможности приобретения там продуктов питания и напитков.
8.9. Проводнику запрещается: продавать пассажирам товары, приобретенные за свой счет, требовать чаевые и брать их, провозить свою почту и брать ее у пассажиров, провозить предметы, подлежащие таможенным обложениям, употреблять спиртные напитки во время поездки.
8.10. Проводник обязан помогать пассажирам при их входе в вагон и выходе из вагона.
8.11. Проводник должен аккуратно вести дорожную документацию (дорожную ведомость), предъявлять таможенным органам таможенные декларации, а также сдавать валюту в установленном порядке.
8.12. При перестановке пассажирского вагона на пограничной станции с одной колеи на другую проводник должен следить за соблюдением правил техники безопасности пассажирами и недопущением повреждения оборудования вагона (тормозных рукавов, переходных площадок, межвагонных соединений).
8.13. При следовании пассажирского поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными железнодорожными станциями проводник обязан обеспечить соблюдение установленных правил для пассажиров и обслуживающего персонала.
8.14. Не менее чем за 30 мин до окончания поездки проводник должен возвратить пассажирам обложки купонных книжек СМПС и билет-купон, если он недоиспользован, а плацкарту СМПС оставить у себя для отчета.
8.15. При обнаружении в вагоне забытых пассажирами вещей проводник в присутствии начальника пассажирского поезда обязан составить акт с подробным описанием вещей, сдать их под расписку начальнику пограничной железнодорожной станции страны, через которую следовал пассажирский вагон.
8.16. Повреждение вагона и оборудования на иностранных железных дорогах оформляется в соответствии с ППВ. Проводник взимает с пассажира плату согласно таблице цен железной дороги, которой принадлежит вагон, выдает ему соответствующие квитанции, сообщает начальнику пассажирского поезда и составляет акт.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

9.1. Проводник пассажирского вагона несет ответственность за «неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящей Инструкции в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Типовая инструкция проводнику пассажирского вагона, утвержденная МПС СССР 02.10.89 № ЦЛ/4723, на территории Российской Федерации не применяется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *