Где появилась матрешка в каком городе
Перейти к содержимому

Где появилась матрешка в каком городе

  • автор:

Основные версии происхождения матрешки

Народная русская девица Матрёшка – это популярный сувенир.
Невзирая на то, что изначально матрёшка создавалась как детская игрушка, взрослые с трепетом относятся к ней и даже покупают матрешку для себя.
В современные дни эта куколка народное достояние и традиционный русский сувенир, а иногда и желаемый объект для коллекции.

Сегодня спроси иностранца, и он,наверняка, ответит, кто такая матрёшка и откуда она родом.

А вот знают ли сами русские о том, кто придумал эту милую игрушку, где и как она появилась на Руси? Давно ли?

Давайте вспоминать вместе.

Смотрите как разукрашивают матрешки

Что в имени тебе моём?

Откуда же взялось имя матрешка?
Тут тоже много вариантов.
Некоторые историки утверждают, что оно произошло благодаря распространённому русскому имени Маша (Маня), другие придерживаются мнения, что «матрёшка» – это не что иное, как женское имя Матрёна.
К тому же, упоминается, что в поместье Мамонтовых чай разносила прислуга-крестьянка непосредственно с этим именем.
Третьи уверяют, что название игрушки связано с именем Матри, индуистской богини-матери.

Происхождение матрёшки: предположения-мифы

Выяснилось, что узнать истинное происхождения популярной русской игрушки не так то легко.
Много воспоминаний людей, причастных к возникновению матрёшки, пересказывались одними другим, каждый раз обрастая новыми интригующими обстоятельствами и подробностями.
Народ ведь любит сочинять мифы!

Преобладающая часть предположений, дошедшими до нас, следующие:

Общеизвестная .
В конце ХIХ века в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание» Саввы Мамонтова придумана и воплощена в жизнь первая матрёшка, эскиз росписи которой создал художник Малютин, а выточил матрешку знаменитый в то время токарь Звёздочкин.
Прообразом знаменитой куклы послужила то ли фигурка японского бога мудрости Фукурумы, то ли продолговатое пасхальное яйцо, состоящее из двух половинок.

Сомнительная .
Первым вырезал фигурку матрёшки православный монах, который побывал с миссией на японском острове Хонсю.
На этом острове он и позаимствовал составную игрушку, которая позже стала русской народной.
Ввиду того, что ни в одном источнике нет упоминаний о православном монахе, который стал копировать языческое божество, это предположение чаще остальных считается мистическим.

Правдоподобная .
Фигурку японского бога с лысой и вытянутой в раздумье головой в 1890 году привезли с японского острова Хонсю в подмосковное поместье мецената Мамонтова. Особенностью этой статуэтки было то, что в мудреце Фукуруму прятались все члены семьи Мамонтова.
Это настолько заинтересовало художника Малютина, много раз посещавшего хозяев, что он изготовил еще одну игрушку, но сделал это на собственный манер.

Вместо японского божка у него получилась круглолицая крестьянская девушка в цветастом платке, сарафане, да ещё и с петухом в руках.
Матрёшка состояла из 8-ми фигур: сестёр девушки, братца и младенца в пелёнке.
Выточить фигурки художник поручил знаменитому по тем временам токарю В. Звёздочкину.

Где появилась матрешка в каком городе

Чаще всего мастера делали матрешки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Анатолий Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь трудился и художник Сергей Малютин — его называют автором первой матрешки.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Согласно одной из теорий, они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Часть исследователей предполагает, что это могли быть традиционные куклы кокэси или дарума. Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были брат с сестрой, младенец в пеленках и девочка, которая держит в руках, по разным предположениям, горшок с кашей, корзину или каравай. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Анатолий Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь трудился и художник Сергей Малютин — его называют автором первой матрешки.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Согласно одной из теорий, они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Часть исследователей предполагает, что это могли быть традиционные куклы кокэси или дарума. Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были брат с сестрой, младенец в пеленках и девочка, которая держит в руках, по разным предположениям, горшок с кашей, корзину или каравай. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Русская матрешка и ее история

Какие ассоциации возникают, когда вы слышите фразу « Сувенир из России »? Конечно, на ум первым делом сразу приходит традиционный русский сувенир Матрешка . Почему она стала такой популярной? Как вышло так, что именно эта маленькая расписная деревянная кукла стала, одним из символов России ?

У историков существует предположение, что матрёшка имеет японские корни. Игрушка, похожая на русскую матрешку , была привезена из Японии в подарок семье Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов. Она изображала седоусого старичка Фукуруму и состояла из пяти фигурок, вставленных одна в другую.

Они уверенны, что именно эта фигурка и натолкнула русских умельцев на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Другая версия говорит о том, что матрешки пошли от пасхальных яиц, которые в конце 19 века создавали и расписывали именитые художники. Возможно, именно от расписных яиц с ликом Богоматери и пошли матрешки, ведь слово матрешка идет от слова мать, матушка.

Существует несколько версий о том, как деревянная кукла стала матрешкой. По одной версии – имя Матрена в тот период было широко распространено в России. Отсюда и Матрешка. По другой версии в усадьбе служила женщина Матрена, мать большого семейства, красивая и дородная. Кукла получилась похожей на женщину. Вот и пришло мастерам на ум назвать игрушку Матрешкой.

Сейчас уже никто точно не скажет, кто же создал первую русскую матрешку. Но главное состоит в том, что в нашем официальном интернет магазине в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Краснодаре и Челябинске вы всегда сможете недорого купить в подарок один из главных символов и сувениров России — расписную русскую матрешку. Изобретение формы матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в начале 90-ых годов 19 века. Первые фигурки были одинарными и достаточно скромной формы. Потом уже Звездочкин придал матрешке женские округлые формы. Идея с вкладками-куклами тоже, по мнению историков, принадлежит этому токарю. Письменных доказательств этого у историков нет.

Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и держа резец особым образом, вытачивал первую малышку-матрешку. После вытачивалась нижняя часть следующей матрешки, потом ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

Первым человеком, придумавшим эскиз и расписавшим матрешку, называют профессионального художника Сергея Малютина. Это также не подтверждено документально, но все искусствоведы видят почерк Малютина в первых матрешках.

Изначально когда матрешка только появилась на белый свет, она не была сильно популярна. Скорее, ее относили к одному из множества русских сувениров. Но в 1900 году, после Всемирной Выставки в Париже настал ее звездный час. Марину Мамонтову наградили медалью за русскую матрешку, сделанную в их собственной мастерской в Москве. И матрешка начала завоевывать популярность в России и за границей.

В начале 20 века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за рубеж. В нашем официальном интернет магазине в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде вы всегда можете купить матрешки недорого от производителя. Матрешка стала нашим самым известным сувениром. Теперь русские матрешки пользуются большой популярностью по всему миру. Многие иностранцы, посетившие Россию, увозят к себе на родину наш национальный сувенир — русскую матрешку.

Русская матрёшка: от момента создания и до наших дней

Русская матрёшка: от момента создания и до наших дней

Один из самых известных символов России — матрёшка — изначально задумывался как детская развивающая игрушка, но со временем он превратился во всемирно известный сувенир. О том, какой путь пришлось проделать кукле, узнали корреспонденты агентства «Анадолу».

Существует множество версий о происхождении матрёшки. Согласно самой точной, имеющей подтверждение, матрёшка появилась в 1898 году в Москве, в мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей семье Мамонтовых — известных русских купцов и меценатов, рассказала в интервью агентству «Анадолу» хранитель музейных ценностей Художественно-педагогического музея игрушки имени Бартрама Вера Полякова.

«Именно для этой мастерской токарь Василий Звёздочкин и художник Сергей Малютин создали первый образец игрушки. Первая кукла была восьмиместной, в большую вставлялась меньшая, и так до самой маленькой. Разъёмную куклу назвали Матрёна, что означает «мать семейства». Это греческое имя было популярным в России», — рассказывает Полякова.

Однако имя «Матрёна» для игрушки звучало слишком серьёзно, поэтому стали использовать его уменьшительно-ласкательную форму, пояснила сотрудница музея.

По ее словам, в первых матрёшках главную куклу изображали в виде русской девушки в сарафане, платочке и с петухом в руках, а вкладыши в неё — в виде крестьянских детей.

В начале XX века промысел был переведён из Москвы в Сергиев Посад, мастера города продолжили традицию изготовления матрёшек, рассказывает заведующая кафедрой дизайна филиала «Высшая школа народных искусств» Сергиев-Посадского института Дарья Баранова.

По ее словам, в 1904 году матрёшка попала на Всемирную выставку в Париже и очень быстро завоевала известность. С тех пор началось её шествие по миру, и она стала своеобразным символом России.

«Ну а поскольку в то время её уже изготавливали в Сергиевом Посаде, то именно этот город и стал считаться родиной русской матрёшки», — рассказывает Баранова.

Матрёшка считается одновременно и игрушкой, и сувениром. До сих пор куклу широко используют в дошкольных учреждениях как хороший дидактический материал, с её помощью дети изучают цвета, размер, форму предметов.

«На примере матрёшки легко объяснить разницу между большим и маленьким, в маленькую матрёшку не положишь большую, дети это очень хорошо понимают», — рассказывает Баранова.

На рубеже XIX и XX веков художники экспериментировали с формой матрёшки, делали её конусообразной, шлемовидной, меняли ее роспись. Мастера начали раскрывать с помощью матрёшек сюжеты литературных произведений, запечатлевать исторические события. Например, к столетию войны 1812 года с французами были сделаны две матрёшки – Наполеон и Кутузов со своими штабами. К столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя были изготовлены матрёшки с персонажами его литературных произведений «Мёртвые души» и «Ревизор». Выпускалось много матрёшек, изображающих разные народы в национальных костюмах.

А к одному из юбилеев Октябрьской революции сделали матрёшку метровой высоты, и на ней были изображены народы республик в национальных костюмах, входящих в состав СССР.

Однако со временем вернулись к традиционному изображению матрёшки в виде девушки.

Процесс изготовления матрёшки

Делают матрёшку в основном из липы, потому что это очень чистое дерево, оно почти не содержит веток и к тому же достаточно мягкое для обработки, рассказала АА преподаватель рисунка, живописи факультета «Художественные ремёсла» Первого московского образовательного комплекса Елена Калёнова.

В советское время и в годы Перестройки матрёшку пытались делать из берёзы. Но берёза более жёсткая, цвет её древесины имеет более тёплый оттенок, поэтому от неё отказались. Многие мастера не окрашивают лица матрёшек, а цвет древесины липы лучше, чем цвет древесины берёзы, и он передаёт оттенок человеческой кожи.

Деревянные бруски для изготовления матрёшки поступают на завод, где им придают традиционную форму. Потом деревянные заготовки передают художнику. Сначала художник грунтует дерево, то есть покрывает его клеем ПВА или клейстером. Это делается для того, чтобы краска не впитывалась в древесину матрёшки и не расплывалась по ней. А потом, когда на краску наносится лак, он также не впитывается в древесину.

После того, как грунтовка высохла, наносится контур рисунка. Отмечается середина каждой матрёшки так, чтобы совпадал центр лица и всех фигурок (чтобы не было смещённых частей).

Карандашом рисуют овал лица, основные части и детали одежды.

После этого заливаются крупные цветовые пятна – обычно это сарафан, платок и рубашка.

После того, как залиты все цветовые пятна, начинается детальная проработка рисунка: тщательно прорисовываются лицо и декор на одежде. Роспись завершается приданием теней, которые делают рисунок объёмным.

После окончания росписи матрёшку лакируют, чтобы закрепить рисунок, придать игрушке яркость и приятный глянцевый вид.

Классический вариант: матрёшки расписывают красным, зелёным, синим и их сочетаниями – жёлтым, оранжевым.

Время росписи зависит от размера матрёшки и сложности рисунка. В среднем этот процесс занимает от 1,5 до двух-трех часов.

В матрёшке может быть сколько угодно мест, она может быть как одинарной, так и стоместной.

Обычно же в матрёшке бывает от трёх до девяти мест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *