Оружейная палата почему так называется
Перейти к содержимому

Оружейная палата почему так называется

  • автор:

Оружейная палата — главная сокровищница России

Оружейная палата — это известный во всём мире музей. Здесь собраны многие знаменитые и интересные предметы художественного творчества, серебряные изделия и другие работы лучших авторов Российского государства, стран Европы и Востока IV— XX столетия.

История Оружейной палаты

Во второй половине XVI века Казенная оружничья палата служила для хранения оружия великих князей и царей. Поэтому и музей так назвали. В различных мастерских изготавливали не только оружие, но и предметы утвари для царского и патриаршего двора. с 1640-х годов в ведение оружейной палаты после упразднения иконного приказа передаются царские иконописцы, которые расписывали и реставрировали как соборы Московского Кремля, как и храмы в монастырях. А позднее в ее штате появляются и царские живописцы.

В 1720 году Петр I преобразовал Оружейную палату в хранилище государственных ценностей, чтобы придворные в качестве жалованья не получали сокровища из казнохранилища. Однако, различные вещи изымались из казны для важных мероприятий: коронования, похорон царей или в качестве подарков заграничным партнёрам.

В 1806 году Александр I издал Указ, согласно которого Оружейная палата стала дворцовым императорским музеем Российской империи. Из-за пожаров, сырости, неприспособленности помещений царское правительство несколько раз коллекции шедевров меняла место хранения. В 1851 году по проекту архитектора К.А. Тона было построено новое помещение, которое органично вписалось в комплекс Большого Кремлевского дворца, где собрание хранится и сейчас. Большая часть коллекции была утрачена при советской власти. Музейная экспозиция сформирована из драгоценных предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных в кремлевских мастерских, а также подарков, которые были преподнесены иностранными послами представителям царской семьи.

Экспонаты

На сегодняшний день на постоянной выставке музея представлено много экспонатов. Например, шапка Мономаха. Главная реликвия изготовлена из натуральных материалов: соболья оборка и уникальные камни, подобранные по форме и цвету. Ещё один экспонат, на который стоит обратить внимание – двойной трон, созданный специально для коронации двух братьев — 15-летнего Ивана Алексеевича и 10-летнего Петра Алексеевича.

На экскурсии туристы могут также увидеть высокий трон царя Михаила Романова, коронационное платье Екатерины Великой, светские костюмы, царские кареты, пасхальные яйца Фаберже, а также большое количество древних государственных регалий, парадных церемониальных атрибутов и оружия. Среди них — сабля и саадак (прибор, состоящий из колчана и налуча) прекрасной восточной работы, выполненные в едином стиле. Шлем со спекшейся в ком кольчугой найденный в августе 1808 года около реки Колокши вблизи города Юрьева-Польского. Благодаря многочисленным предметам экспозиции посетители могут прикоснуться к многовековой истории Руси.

Залы Оружейной палаты

Для посетителей доступна коллекция в 9 тематических залах музея:

  • 1 и 2 зал: предметы из серебра и золота русских мастеров периодов: XII — нач. XVII вв. и XVII — нач. XX в.;
  • 3 зал — парадное вооружение, созданное с XV по XIX в.в.;
  • 4 зал — ордена и медали XII — нач. XIX в.;
  • 5 зал западноевропейское серебро XIII—XIX в. в., подаренное дипломатами;
  • 6 зал — ткани и историческая одежда, начиная с XIV в., русский светский костюм;
  • 7 зал —государственные регалии и церемониальные предметы (XIII—XVIII вв.);
  • 8 зал — парадные конские убранства XVI—XVII вв.;
  • 9 зал -экипажи, царские кареты XVI—XVIII вв.

Стены вестибюля украшены гербами губерний России.

Алмазный фонд Кремля — музей с самыми драгоценными экспонатами, которые состоят из таких групп, как:

  • Символы государственности.
  • Золотые, платиновые самородки Кремля.
  • Алмазы.
  • Исторические камни
  • Ювелирные украшения начала XVIII столетия.
  • Ювелирные изделия XIX столетия.
  • Почетные награды.
  • Самоцветы.

Информация для туристов

Для экскурсий по территории Кремля и осмотра ансамбля Соборной площади нужно заранее заказать отдельный билет. Обычно продолжительность экскурсии по Оружейной палате составляет 90 минут. Самостоятельного осмотра нет. Фотосъемка разрешена только без вспышки, видеосъемка запрещена.

Планировать посещение необходимо с учётом очереди в течение 1-2 часа.

Посещение для детей до 7 лет граждан России и СНГ — бесплатно
Билеты по полной стоимости удобнее получить онлайн через официальный сайт музея

Режим работы

Музей открыт для посещения со среды по пятницу с 10:00 до 18:00 (четверг —выходной).

Вход осуществляется группами по сеансам — в 10:00, 12:00, 14:30, 16:30.

Купить билеты можно в кассах, которые работают

  • c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00;
  • с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30.

Как добраться

Оружейную палата находится по адресу: Москва, Кремлёвская набережная, 1, стр. 3. В оружейную палату следует ехать подземным или наземным транспортом: например, на автобусах, идущих до остановки «Боровицкая площадь» или «Библиотека имени Ленина». В двух минутах ходьбы расположены станции метро «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина». Войти на территорию Кремля можно через Боровицкую или Кутафью башни.

Специальное предложение от «Арбат Хаус»!

Насладитесь комфортом в самом сердце Москвы. Бронируйте прямо сейчас и получите скидку!

Оружейная палата почему так называется

старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля

Оружейная палата, получившая статус музея в марте 1806 г., вплоть до конца 50-х годов XIX в. фактически оставалась единственным публичным музеем Москвы. Специфика его фондов, обусловила особое внимание правителей к презентации кремлевского собрания. 1830-50-е годы стали очень важным периодом в истории музея. В начале 1830-х годов главная функция музея – прославление правящей династии – была именно так сформулирована и начала находить свое воплощение в экспозиции, а затем была и архитектурно закреплена, определяя «имидж» музея вплоть до 20-х годов ХХ в.

Напомню, что первоначально акценты в общественной презентации музея были расставлены несколько иначе: музей в Кремле создавался как «общенациональный», целью которого было названо желание «увековечить древности Россиян» [1]. Конечно, при этом мы не должны забывать реалий того времени, когда сама история государства воспринималась как история сменяющих друг друга на престоле правителей. Тем не менее, такая концепция музея соответствовало атмосфере, царившей в российском обществе в начале XIX века. В соответствии с этим было выбрано и место строительства здания, возведенного по проекту архитектора И.В.Еготова в 1810 г. в центре Кремля, напротив Арсенала и Сената, олицетворявших военную мощь государства и закон.

Однако, царствование императора Александра I, ознаменовавшееся рядом либеральных начинаний, завершилось восстание декабристов и последовавшей реакционной политикой. События начала 1830-х годов – народные волнения, польское восстание – способствовали еще большему укреплению охранительных принципов и привели к утверждению в середине 1830-х годов «коренных начал» официальной идеологии в виде триады, сформулированной гр. С.С.Уваровым [2] – «самодержавие, православие, народность».

Эти изменения очень быстро нашли отражение в кремлевском музее. Конечно, рамки доклада не позволяют подробно осветить все стороны его работы. Поэтому мне хотелось бы сконцентрировать внимание на том, как была организована презентация музея для публики, что оказывало влияние на внешний вид залов и каковы были особенности эксплуатации первых музейных зданий.

К сожалению, имеющиеся изобразительные материалы не позволяют нам увидеть первоначальный облик залов Оружейной палаты. Однако экспозицию и происходившие в ней изменения в 1830-х годах достаточно детально можно восстановить по первым путеводителям П.П.Свиньина, П.Евреинова, С.Романчикова [3]. К 200-летнему юбилею музея эта тема довольно подробно была освещена, поэтому напомню лишь в общих чертах, как выглядели музейные залы.

Экспозиция была развернута в анфиладе второго этажа. Открывал ее «Коронный» зал и в нем – подлинник Соборного уложения 1649 года. Этот документ трактовался как воплощение соответствия монархического правления потребностям народа [4]. Далее следовало представление главных государственных регалий. После чего посетители видели комплекс «корон побежденных царств», как отражение истории расширения русского государства. Далее были представлены мемориальные предметы царей. Второй зал должен был зримо свидетельствовать о высоком статусе России в мире. В нем размещались посольские дары.

По другую сторону от парадной лестницы располагалась «Оружейная» часть музея (также два зала), характеризующая военное могущество и славу государства. В начале этого раздела были представлены государственные регалии воинского характера – государственные щит, меч и знамя. Далее размещались образцы древнего вооружения и знамена. Обособленно демонстрировались трофеи (в частности, Полтавской битвы 1709 г.).

В начале 1830-х годов в соответствии с измененной концепцией музея, открыто сформулировавшей задачу прославления величия и силы Российских самодержцев, император Николай I лично распорядился о ряде принципиальных изменений в залах. Согласно его указаниям, в частности, Соборное уложение было перемещено к комплексу мемориальных вещей, а все государственные регалии были объединены в первом зале [5]. Кроме того, после подавления восстания в Польше (в 1831 г.) в Оружейную палату из Варшавы были переданы многие символы польского государства. По личному распоряжению Николая I, польские знамена должны были располагаться «по правой стороне портрета Государя Императора» [6], а корона последнего польского короля Станислава Августа была помещена среди корон «побежденных царств». В таком же политическом контексте в сентябре 1849 г. после подавления мятежа в Венгрии император Николай I повелел взятые у мятежников трофеи сложить сначала в Георгиевском зале Кремлевского дворца, потом возить по главным улицам и после передать в Оружейную Палату [7].

Логичным завершением закрепления за Оружейной палатой статуса «фамильного музея Дома Романовых» стало появление проекта строительства нового здания музея в связи с возведением императорского дворцового комплекса в Кремле. В марте 1838 г. император Николай I утвердил проект архитектора К.А.Тона, объединивший главный Императорский дворец, Апартаменты великих князей и музей. Окончательный проект здания Оружейной палаты был предложен в 1844 г., а его строительство завершилось в 1851 г. [8]

Так как же «жил» музей в эти годы? Деятельность его регламентировалась именным указом императора Николая I от 22 августа 1831 г., присоединившим Оружейную палату к Московской дворцовой конторе [9]. В указе впервые было законодательно зафиксировано, что музей должен открываться для публики «в назначенные на то дни и часы».

Полнее правила работы с посетителями были изложены в Инструкции 1832 г. [10] экзекутору Оружейной палаты [11]. Во время публичных осмотров музея в его обязанности входило строго следить за наличием билетов у посетителей «во избежание беспорядка от тесноты». При этом допускался вход «любопытствующих» без билетов в дни, не предусмотренные для массовых посещений.

Первоначально предполагался свободный допуск посетителей. Однако, поскольку по соображениям пожарной безопасности первое здание музея не отапливалось, публичные осмотры устраивались только в теплое время года. Это приводило к огромному наплыву посетителей. Объявления о назначенных днях осмотров публиковались в газетах [12]. Традиционным было открытие музея два раза в неделю с 12 до 14 часов. Александр Фомич Вельтман, бывший помощником директора в 1842-1852 гг. и затем возглавлявший музей до 1870 года, отмечал, что в хорошую погоду и в дни церковных праздников число посетителей доходило до 5000 человек. В такие дни для охраны порядка «сверх придворных служителей Палаты вытребывалась Команда из Инвалидной роты до 40 человек» [13]. Именно для регулирования потока людей и были введены бесплатные билеты, выдававшиеся директором и двумя его помощниками.

В 1840-х годах начала складываться практика целевого экскурсионного обслуживания. Огромный воспитательный потенциал музея первыми оценили военные. С октября 1845 г. согласно приказу Главного начальника Военно-Учебных заведений, воспитанникам кадетских корпусов, отправляемым в Дворянский полк, следовало в обязательном порядке осматривать Оружейную Палату [14]. Именно кадеты стали первыми участниками осмотров музея специально организованными группами, время приема которых согласовывалось заранее.

Число аналогичных запросов росло, поэтому с августа 1849 г. для них было введено дополнительное время – с 9 до 12 часов утра. Летом 1850 г. во время подготовки к переезду в новое здание Оружейная Палата была закрыта для посетителей, но музей не прекращал «свободного пропуска» кадетов [15]. Во второй половине XIX в. постоянные отношения у музея сложились и с другими военными училищами, военно-фельдшерскими школами, а также действующими полками [16]. Для этих учреждений экскурсии проводились уже в 1853-54 годах, когда работы по созданию экспозиции в новом здании музея еще не были завершены.

Значительные перемены в экспозиции Оружейной палаты были связаны с поступлениями новых предметов. В соответствии с положением Оружейной палаты как «главного музея, хранящего предметы, связанные с именами царственных особ» [17], был произведен ряд существенных перемещений ценностей. Вот лишь некоторые масштабные поступления: в 1834 г. — 12 старинных экипажей с Колымажного двора [18], в 1838 г. — 20 портретов из Большого Кремлевского дворца, в 1839 г. — стальная колыбель Александра I, в 1840 г. — более 50 живописных и тканых портретов из Императорской шпалерной мануфактуры.

Среди наиболее массовых поступлений также можно назвать археологические находки. Документы 1840-х годов свидетельствуют о большом числе подобных поступлений в музей. С 1860-х годов, в связи с появлением других музеев исторического профиля, подобная практика для Палаты прекратилась, как не вполне соответствующая его специфике. Археологическая коллекция Оружейной палаты (составлявшая в 1835 г. 29 предметов, а в 1868 г. уже 1750 единиц, размещенных в 20 витринах [19]) была передана в Румянцевский музей.

Поступления в музей требовали изготовления нового витринного оборудования. Необходим был и ремонт имеющейся мебели [20]. В случае проведении любых хозяйственных работ музей сначала приглашал несколько мастеров для определения подходящих цен. Заказ всегда отдавался тому, кто брался выполнить работу в наименьшие сроки и за наименьшую цену, а потому нередко подрядчиком оказывался кто-либо из крестьян, а не известные фирмы.

Дополнительно изготавливались и декоративные элементы для залов. Так в начале 1830-х гг., по личному указанию Николая I, были сделаны несколько новых фигур в полном вооружении, два конных и два детских манекена. В конце 1830-х гг. предполагалось изготовление еще двух конных фигур, однако в мае 1838 г. поступило указание остановить эти работы до постройки новой Палаты [21].

И все же, несмотря на заметное участие императора в делах музея, явно недостаточное финансирование сказывалось на внешнем облике музея. Так, например, серебряная посуда быстро патинировала, а на поддержание ее в нормальном состоянии штатных средств не хватало. Определенным спасением было участие этих музейных предметов в придворных торжествах. В этих случаях чистка серебра всегда осуществлялась на дополнительно выделяемые из казны средства [22]. Но кроме посуды, периодического приведения в порядок требовало оружие и латы, также выставленные преимущественно в открытом хранении. Кроме отсутствия в музее системы отопления, к 1840-м годам еще и рамы на окнах стали настолько ветхими, что летом их пробивал дождь, а зимой сквозь них наносило снег. Стены становились «совершенно мокрыми» в осеннее и зимнее время [23]. Вследствие этого на металле неизбежно появлялась ржавчина и патина. В 1843 г. директор М.Н. Загоскин, в частности, просил выделить 2000 рублей серебром на приведение в порядок всего оружия, которое не чистилось более 10 лет (с 1831 г.) [24].

О том, что ремонтные работы не проводились в необходимом объеме, также свидетельствует случай 1850 г. Тогда в Средней зале над парадным входом обвалился деревянный карниз с лепными украшениями, поскольку дерево от времени истлело. При этом падении пострадал ряд экспонатов [25].

Перспектива скорого перемещения в новое здание позволила провести многие реставрационно-профилактические и хозяйственные работы. Летом 1850 г. музею было разрешено вычистить оружие и броню [26]. В то же время по просьбе директора в музей был передан старый бархат из Грановитой палаты для оформления будущих интерьеров музея [27]. Архитектором Н.И.Чичаговым было разработано новое экспозиционное оборудование. В целом для изготовления новой и ремонта старой мебели музею было выделено более 13000 рублей серебром [28].

В 1851 г. было завершено строительство нового здания. Музей стал «парадной частью» императорского дворца. Кроме отдельного входа, был предусмотрен проход в экспозицию из Картинной галереи Апартаментов.

Экспонаты Оружейной палаты были перенесены в новое здание в 1851 г. Однако «спешность» перемещения фондов, по свидетельству директора музея А.Ф.Вельтмана, «не позволила и думать о систематизации их размещения» [29]. Работы по созданию экспозиции фактически растянулись почти на десятилетие.

В итоге было сформировано девять тематических залов. На втором этаже, с которого начинался осмотр, разместились: Бронный, Оружейный, Трофейный, Коронный (или Тронный) и Серебряный залы. На первом – Модельный, Портретный, Бытовой (или «Образная») и Каретный. Экспонаты также располагались в вестибюле и на парадной лестнице. Я позволю себе не останавливаться подробно на описании внешнего вида залов, предоставив возможность еще раз увидеть акварели и фотографии 60-х – 90-х гг. XIX в. Отмечу лишь, что к началу ХХ в. осмотр коронных ценностей стал доступен лишь избранным, в обычные дни Коронный зал был закрыт для обозрения [30]. В отличие от первой экспозиции, где с этого комплекса начинался весь осмотр музея.

Точных сведений о порядке размещения предметов в залах в 1850-х годах мы, к сожалению, не имеем. Однако, известно, что все эскизы и проекты экспозиционных решений утверждались лично императором [31]. Так, например, в мае 1855 года директор музея передал на утверждение проект решения Образной залы [32]. К сожалению, изображения этого зала у нас нет. В круглом зале нижнего этажа предлагалось разместить более 700 икон «по стенам вроде иконостаса, в легких сплошных рамах». Значительное число крестов, «разной Священной утвари» и погребальные короны следовало разложить в горизонтальных шкафах напротив окон. Походные иконостасы Петра I были помещены по трем сторонам столба, а у четвертой стороны, напротив входа, на столе размещались несколько древних часов и иные вещи из кладовой.

В 1857 г. в связи с большими поступлениями предметов после коронации Александра II так же подробно обсуждался проект Тронной залы. Из документов следует, что к тому времени работы по устройству экспозиции музея еще не были полностью завершены [33].

Музейная мебель и в новом здании не была типовой, но в ее оформлении сохранялось единообразие [34]. В сметах разных лет упоминаются: тумбы-трепьеды; шести- и восьмигранные витрины; горки (обитые малиновым бархатом с золотой бахромой); пирамиды под ружья (обитые кожей или клеенкой); квадратные тумбы под шлемы; витрины с местами для монет в виде лестницы; столы со стеклянными откидными чехлами (для коронационных одежд) и т.д. Все проекты, касающиеся интерьеров, перед подачей императору утверждались дворцовым архитектором [35].

Документы позволяют назвать имена многих подрядчиков, привлекавшихся к работам по подготовке экспозиции в новом здании. Вот лишь некоторые: отставной придворный служитель Василий Федоров (изготавливал деревянные горки для Серебряной залы и занимался развеской балдахинов); вольноотпущенный Егор Жернов, столяр (делал витрины для размещения коронационных одежд); вольный стекольщик Григорий Соколов и многие другие [36].

Накопление и осмысление опыта работы музея привели к появлению в 1858 г. «Правил для управления Московской Оружейной Палатой». В них были зафиксированы главные принципы размещения памятников в экспозиции: учитывалось время создания предмета, его принадлежность царям и другим лицам, а также является это произведение работой русских мастеров или же оно прислано в дар от иностранных держав. Особое внимание при размещении следовало обращать на «удобство» осмотра «замечательных предметов». Предметы, хранящиеся издревле, не должны были смешиваться с приобретенными впоследствии. Следовало соблюдать «симметрический порядок», но лишь при «действительной к тому возможности». Живопись размещалась с учетом хорошего освещения. Около портретов указывались имена художников и изображенных лиц. Все экспонаты, шкафы и витрины должны были иметь нумерацию, для удобства поиска информации в каталогах.

Особо в правилах было зафиксировано запрещение посетителям «дотрагиваться» до предметов [37]. Все правила, касающиеся публики, следовало напечатать «в виде особой выписки» и выставить «у входа на парадную лестницу» [38].

Служители музея обязаны были «быть вежливыми». Особо оговаривалось, что «прием от посетителей денег за сопровождение строжайше воспрещается под опасением наказания». Для удовлетворения любознательности публики в залах поочередно обязаны были дежурить помощники директора [39]. Информацию можно было почерпнуть и из помещенных около вещей ярлыков [40], а также из каталогов, которых за год в среднем продавалось около 1000 экземпляров. Доход от их продажи поступал в помощь нуждающимся служителям музея [41].

Несмотря на положение музея в роли «одной из лучших частей Императорского дворца» [42], отпускаемых средств было явно недостаточно. Об этом свидетельствуют многочисленные факты экономии расходов. Например, для устройства витрин с ружьями использовались «весьма попорченные» бархат и подкладочная ткань [43].

Достаточно показательна и история ремонта манекенов. Решение об их исправлении было принято Николаем I еще в 1838 г., но отложено до переезда музея в новое здание. К 1853 г. фигуры были уже «совершенно попорченные временем и молью» [44]. Директора музея неоднократно поднимали вопрос об их ремонте, находили подрядчиков и представляли сметы: в 1853, 1856, 1860, 1873 годах. Однако привести манекены в порядок удалось лишь к 1875 г. [45].

Новое здание тоже имело ряд технических недостатков. Быстрое накопление копоти на вещах и потолках (из-за печного отопления), отсыревающие стены, почерневшие и облупившиеся (уже к 1856 г.) оконные рамы, растрескавшиеся и расклеившиеся паркетные полы (к 1866 г.) и т.п., – все это вредило облику музея и требовало проведения ремонтных работ в здании. Средства на них не всегда находились вовремя. Первый большой ремонт (с закрытием Палаты для посетителей на несколько месяцев и с полной переноской вещей с этажа на этаж) был проведен в музее в 1870 году [46] .

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что преобразование древней сокровищницы в публичный музей имело не только культурное, но и важное политическое и идеологическое значение. Опыт Оружейной палаты в области создания и обслуживания экспозиции, организации работы с посетителями, решении текущих хозяйственных проблем является во многом уникальным и был весьма полезен для развития отечественного музейного дела.

[1] Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся. Ч. 1. М., 1807, с. XXXVIII
[2] Граф С.С.Уваров был Министром народного просвещения в 1833-1848 годах.
[3] Свиньин П.П. Указатель главнейших достопамятностей, сохраняющихся в Мастерской и Оружейной палате. М., 1826; Евреинов П. Краткое описание Московской Оружейной палаты. М., 1834; Романчиков С. Историческое описание Оружейной палаты или Российский музеум, с богатством первопрестольной нашей столицы Москвы… М., 1835
[4] Свиньин П.П. Указ. соч., с. 17
[5] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 9, л. 4 об. — 5
[6] Там же, д. 19, л. 1
[7] Там же, д. 36, л. 3
[8] Большой Кремлевский дворец архитектора К.А.Тона. М., 1994, с.2, 16
[9] ПСЗ, 2-е издание, т. 6, отд. 1, № 4768, с. 773-779
[10] ОРПГФ, ф. 1, оп. 1, д. 92, л. 7-10
[11] Аналогичные инструкции для других должностных лиц музея не обнаружены.
[12] НИОР РГБ, ф. 47, п. 10, д. 10, л. 1; ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 25, л. 5 (1844 г.); д. 31, л. 4 об. (1847 г.); д. 37, л. 1 об. (1849 г.); д. 103, л. 8
[13] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 103, л. 8
14] ОРПГФ, ф. 1, оп. 1, л. 45; о посещении в разные годы групп кадетов со ссылкой на этот приказ – там же, л. 73, 84, 89, 100, 113а, 123, 125, 133, 140, 147, 148 и т.д.
[15] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 32, л. 3-3 об.; д. 33, л. 1 об.; д. 37, л. 3 об., л. 7
[16] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 48, л. 9 (1853 г.); д. 56, л. 5 (1855 г.), л. 28 (1853 г.), д. 50, л. 8 (1854 г.), д. 92, л. 4 об. (1862 г.), д.101, л. 2 об.; д. 100, л. 5 (1863 г.), д.101, л. 2 об.; д. 100, л. 5 (1863 г.); д. 115, л. 1 (1866 г.), д. 164, л. 5 (1874 г.), д. 68, л. 81, д. 312, л. 5; РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 71026, л. 8-10, 20
[17] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 31, л. 7
[18] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 28, л. 3 об.; д. 19, л. 1-2 об.; д. 16, л. 7; д. 24, л. 5 об. (соответственно)
[19] Николаева А.С. Становление и развитие Оружейной палаты как музейного учреждения (1806-1918). Дисс. К.и.н. М., 2000, с. 45
[20] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 16, л. 4 об.; д. 18, л. 1, 2
[21] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 16, л. 4; д. 19, л. 5, 7 об., 13
[22] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 27, л. 6; д. 37, л. 2 об.
[23] НИОР РГБ, ф. 47, п. 10, д. 7, л. 3
[24] Там же, д. 24, л. 5-6
[25] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 37, л. 9 об.
[26] Там же, д. 37, л. 6 об., 8 об.
[27] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 37, л. 6 об. — 7 об.
[28] Там же, л. 10
[29] НИОР РГБ, ф. 47, п. 10, д. 22, л. 3
[30] См. Экскурсионный вестник …, с. 46
[31] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 40, л. 4, д. 41, л. 3; д. 49, л. 13-14; д. 50, л. 3; д. 53, л. 1-2 об., 8; д. 56, л. 6
[32] Там же, д. 53, л. 8-9. Разрешение было получено в полном объеме 11 мая 1855 г. – ОРПГФ, ф. 1, оп. 1, д. 90, л. 271 – 271 об.
[33] Там же, л. 2
[34] Так, в 1854 г. вся мебель в залах была «выбронзирована», а стены окрашены одинаковым колером – ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 50, л. 3, 5; в 1855 г. для всех шкафов в нижнем этаже дополнительно были «приделаны» «одинаковые ножки», а рамы всех картин исправлены и вызолочены – ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 56, л. 9, 12, 13; кроме того, постоянно при заказе нового оборудования присутствует указание на изготовление «по примеру» или «образцу» уже имеющегося и т.д.
[35] РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 71278, л. 7; д. 71232, л. 14; ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 67, л. 7; д. 219, л. 43 об.; д. 290, л. 9 и другие
[36] ОРПГФ, ф. 20, дорев. оп., д. 46, 47, 56, 61, 67
[37] Там же, л. 16 – 16 об.
[38] Там же, л. 14
[39] Там же, л. 9 об.
[40] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 46, л. 8, д. 214, л. 15, 16
[41] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 147, л. 4; д. 168, л. 27; ф. 1, оп. 1, д. 91, л. 81; РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 21668, л. 6; д. 21671, л. 11; д. 21676, л. 3
[42] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 223, л. 35
[43] Там же, д. 40, л. 13 – 13 об. (1851 г.), д. 251, л. 11 (1899 г.)
[44] Там же, д. 46, л. 11
[45] Там же, л. 11 об.; д. 61, л. 8 (по случаю коронации удалось добиться лишь замены истлевшей одежды и париков на восковых фигурах); д. 81, л. 12 об.-13 об.; д. 144, л. 35; д. 157, л. 2, 3 об., 5; д. 156, л. 17; д. 162, л. 2; д. 168, л. 2
[46] ОРПГФ, ф. 20, дорев. опись, д. 133, 134

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

МАТЕРИАЛЫ И МЕРОПРИЯТИЯ

  • История строительства здания Оружейной палаты 1838-1851 гг. (по материалам музеев Кремля и РГАДА)
  • Из истории Оружейной палаты 1830-е — 1850-е
  • 160 лет со дня строительства Оружейной палаты (Тезисы доклада)

ИСТОРИЯ

Оружейная палата.

Оружейная палата – музей-сокровищница – является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV – начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

План-схема Оружейной палаты:

© 1997-2024 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Часы работы музея
с 10.00 до 18.00
Кассы с 9.00 до 17.00
Выходной — четверг. Фото- и видеосъёмка запрещена в целях сохранения памятников.

Оружейная палата. Сокровищница государства

Среди музеев Московского Кремля особое место занимает Оружейная палата — и не только потому, что в ней хранятся уникальные, бесценные экспонаты. Если петербургскую Кунсткамеру называют первым музеем в России, поскольку годом ее основания считается 1714-й, то Оружейную палату с полным основанием можно назвать первым государственным музеем в Москве. Но не только это делает палату уникальной: в ней хранится колоссальное количество древних государственных регалий и парадных церемониальных атрибутов России, созданных начиная с XIII века.

Как возникла Оружейная палата

Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.

Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

«Оружничая палата вся погоре»

Эта распродажа стала одним из тех катастрофических бедствий, которые выпали на долю Оружейной палаты за неполные пять веков своего существования. Другими были несколько пожаров и переездов, которые, как известно, этим пожарам эквивалентны. Первоначально, судя по летописям XVI века, палата располагалась в Набережных хоромах, к западу от Благовещенского собора. В этом здании Оружейная палата и пережила первый известный историкам пожар – в июле 1547 года, когда от огня катастрофически пострадали почти все постройки Московского Кремля. Второй крупный пожар произошел в палате в 1737 году, во время так называемого Великого, или Троицкого, пожара. К этому времени она уже была в первую очередь хранилищем ценностей, в том числе и военных трофеев, захваченных в ходе Северной войны. Среди них были и шведские знамена, многие из которых стали добычей огня, равно как и существенная часть коллекции оружия. После этого сохранившиеся сокровища Оружейной палаты перенесли в Теремной дворец, откуда они в 1807 году переехали в специальное здание, построенное для палаты по указу Александра I архитектором Иваном Еготовым.

Кольчуга-байдана московского царя Ивана IV Грозного, конец XVI века

Кольчуга-байдана московского царя Ивана IV Грозного, конец XVI века

Это был настоящий дворец, занимавший южную сторону Сенатской площади Кремля, но коллекции Оружейной палаты в нем жилось не слишком уютно. Во время Отечественной войны 1812 года ее пришлось эвакуировать в Нижний Новгород, чтобы спасти от Наполеона, а по возвращении многие предметы нуждались в реставрации, поскольку хранились в неприспособленных помещениях. Впрочем, и само здание Оружейной палаты, несмотря на красоту и помпезность, тоже мало годилось для музея: построенное из дерева, оно не имело отопления и потому было холодным и сырым. Поэтому уже в 1838 году по распоряжению императора Николая I началось проектирование нового здания Оружейной палаты, которое архитектор Николай Тон вписал в единый ансамбль с Большим Кремлевским дворцом. За два года, с 1849-го по 1851-й, новое помещение было возведено, и с тех пор палата не меняла места жительства до нынешнего времени.

Сокровища Оружейной палаты

Что сегодня хранится в Оружейной палате Московского Кремля, которая является объектом культурного наследия России федерального значения? Прежде всего это многочисленные атрибуты государственной власти, начиная с XIII века. Среди них – знаменитая шапка Мономаха, которая является самым древним предметом в этой коллекции, и «Большой наряд», изготовленный мастерами палаты для коронации Михаила Романова, в том числе скипетр, держава и царский венец. Естественно, в коллекцию Оружейной палаты входит и разнообразное оружие – как русское (начиная с XII века), так и иностранное, вплоть до образцов позапрошлого столетия. В числе оружейных экспонатов есть, например, байдана (длинная кольчуга) Бориса Годунова и рогатина великого князя Тверского Бориса Александровича (XV век).

Зимний возок, выполненный в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург в 1733 году. В 1742 году в этом же возке приехала в Москву на коронацию императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I

Зимний возок, выполненный в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург в 1733 году. В 1742 году в этом же возке приехала в Москву на коронацию императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I

Немалую часть коллекции Оружейной палаты составляют драгоценные предметы быта: посуда, украшения, одежда и иконы. Среди них тоже встречаются уникальные древности: например, рака царевича Дмитрия (1630 год) или подаренный шведской королевой Христианой царю Алексею Романову по случаю его коронации в 1647 году «Рог Изобилия», а также некогда заложенная в фундамент Преображенского собора в Переславле-Залесском церковная чаша Юрия Долгорукого. Важной частью коллекции являются коронационные одеяния и убранства русский царей, равно как и парадное светское одеяние XVI века. В самой палате исключительным экспонатом этой части экспозиции считают парадное платье Петра I, включая знаменитый черный голландский костюм. А еще два зала Оружейной палаты отведены под конское убранство и коллекцию экипажей XVI-XVIII веков. Как и в других частях коллекции, в этой собраны работы не только русских мастеров, но и их коллег изо всей Западной Европы, включая Берлин, Лондон и Париж. Все эти экипажи использовались в качестве парадных, участвовали в коронациях, встречах послов и в царских походах.

Обложка: Витрина «Русское вооружение XVIII — начала XIX веков. Ордена и медали», Оружейная палата, зал 4. Источник: armoury-chamber.kreml.ru

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *