Сколько путей на казанском вокзале
Перейти к содержимому

Сколько путей на казанском вокзале

  • автор:

Казанский вокзал

Телефон: справочная +7(495) 266-31-81, +7(495) 266 23 00, +7(495) 264 65 56 (круглосуточно).

Время работы: круглосуточно

Как добраться до Казанского вокзала: ст. метро Комсомольская.

Казанский вокзал в Москве является пассажирским терминалом станции Москва-Пассажирская-Казанская. Располагается он на Комсомольской площади, которую чаще называют площадью «Трех вокзалов». Вначале вокзал назывался Рязанским.

Современный Казанский железнодорожный вокзал входит в число самых больших в Европе. Он обслуживает три направления: восточное, южное и юго-восточное, поэтому и пассажиропоток здесь самый большой в сравнении с другими московскими вокзалами. С Казанского вокзала следуют скорые, пассажирские поезда, а также пригородные электрички. В частности с платформ вокзала отходят поезда в города: Воронеж, Новороссийск, Рязань, Нижний Новгород, Адлер, Владикавказ, Грозный, Казань, Анапу, Самару, Пензу, Саранск, Челябинск, Магнитогорск, Тольятти, Ульяновск, Уфу, Ростов-на-Дону, Махачкалу и прочие.

Казанский вокзал – единственный, который имеет выход в город из метро через перрон (ведет на Новорязанскую улицу к троллейбусам № 22 и № 25к). Отличительной особенностью является и то, на этом вокзале существует редко встречающееся в России левостороннее движение (участки Москва — Рязань-1 и Люберцы-1 — Коренево).

Предшественник Казанского – Рязанский вокзал, являлся станцией Рязанской дороги в Москве. Это было небольшое неприглядное деревянное здание, построенное на скорую руку в 1862 году, при открытии первого Коломенского участка Московско-Рязанской железной дороги.

По поводу пуска первого участка железной дороги газеты писали: «пока в устройстве дороги еще много несовершенств, ни на одной станции вокзалы еще не отстроены». На самом деле, торопясь запустить железную дорогу в эксплуатацию, сдали ее с недоделками. По отзывам пассажиров, большинство станций были не достроены, и из вагонов приходилось выпрыгивать. Такая же ситуация наблюдалась и в Москве, где дам снимали на руках с лестниц вагонов.

В 1864 году деревянный вокзал заменили каменным, построенным по проекту архитектора М.Ю. Левестама. Новый Рязанский вокзал стал третьим на Каланчевском поле – нынешней площади Трех вокзалов. Здание было не очень большим, дебаркадер и платформы с путями имели общую крышу с вокзалом. Над входом высилась башенка с часами. Новое здание было не очень функциональным и довольно невыразительным в плане архитектурного решения. До нашего времени от этой постройки сохранилось лишь ажурное здание веерного депо, построенное в итальянской манере.

В 1893-1894 годах, когда железнодорожные пути продлили до Казани, железную дорогу переименовали в Московско-Казанскую, а вокзал, соответственно, стал Казанским. В связи с продлением дороги, пассажирский поток значительно возрос, и встал вопрос о строительстве нового здания вокзала. В Правление железной дороги поступило несколько проектов, но все они имели значительные недостатки, и были отвергнуты. В 1907 году рассматривался еще один проект реконструкции Казанского вокзала, но и он не получил одобрения Министерства.

Тем временем ситуация становилась критической. Поскольку вопрос строительства нового вокзала не был решен, то в 1910 году старое здание реконструировали, увеличив помещения первого и второго классов. Поскольку такие изменения не решили всех проблем, спустя некоторое время снова объявили конкурс на лучший проект для нового вокзала.

Из всех предложенных вариантов комиссии показались наиболее интересными три. Автором одного был академик архитектуры Ф.О. Шехтель, второй принадлежал академику архитектуры А.В. Щусеву, а третий – художнику Е.Н. Фелейзеру. По итогам обсуждения лучшим был признан проект Щусева. Важную роль в выборе комиссии сыграл тот факт, что он единственный развернул здание вокзала, перенеся главный фасад вокзала с неширокого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади, наиболее выгодно по отношению к городу. 29 октября 1911 года правление дороги приняло постановление о строительстве вокзала по проекту Щусева, но только в ноября 1913 года проект был утвержден в МПС.

Главным архитектором строительства Казанского вокзала назначили самого Щусева. За то время, пока шло согласование проекта, архитектор переехал из Санкт-Петербурга в Москву, и занимался изучением местности. Непростой рельеф площади требовал нестандартного решения, и Щусев его нашел. Из-за разного уровня рельефа Щусев сделал здание вокзала несимметричным. Башню — доминанту всего архитектурного ансамбля, он разместил в самом низком месте, что способствовало оптимальному визуальному восприятию здания со всех углов обзора.

Возведение временного вокзала начали в июле 1912 года, еще до окончательного утверждения в МПС. Зимой 1913 года в это строение перевели основные службы, а старое здание снесли, освободив место для строительства. В газете «Московские ведомости» в те дни писали: «Новый Казанский вокзал, сооружаемый по проекту и под наблюдением А.В. Щусева, будет грандиозным сооружением, выходя фасадами на Каланчевскую площадь, Рязанский проезд и Рязанскую улицу. Общий объем всего помещения составит 60 тыс. куб. сажен. Постройка вокзала с полным его оборудованием исчислена по смете в 7 млн. рублей. Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, будет увенчан башней — башней княжны Сююмбеки в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком (дракон Зилант, изображенный на древнем гербе Казани), тут же под башней — громадные часы».

Действительно, по планам Щусева новый Казанский вокзал должен был стать настоящим произведением искусства. По его задумке левая часть вокзала отводилась под первый и второй класс. Пол просторного роскошного вестибюля первого класса должен быть выстлан черным и красным порфиром, а стены украшены полотнами Н.К. Рериха, на которых запечатлены сцены битвы с татарами при Керженце и взятие Казани. Рядом с перронным залом располагался зал ожидания восьмигранной формы со звездчатым куполом и росписью в восточном стиле. Из вестибюля и перронного зала должны быть выходы в огромный зал ресторана, обставленный в стиле Петровской эпохи: стены покрыты зелеными с розовым шпалерами (вид тканного вручную декоративного изделия, безворсовые ковры-картины), а на резном деревянном плафоне – аллегорические изображения городов, через которые проходит Московско-Казанская железная дорога. Для прибывающих пассажиров предназначался отдельный вестибюль, с платформы он имел выход прямо на Рязанский проезд и был изолирован от зала-ресторана и других помещений.

Правое крыло Казанского вокзала отводилось под третий класс и багажный зал. Вход в багажный зал располагался недалеко от центрального входа. Его украшали гербы Москвы, Рязани и Казани. Отдельные помещения были предусмотрены для пассажиров четвертого класса и воинских подразделений. По центру вокзала располагались шесть крытых платформ длиной по 80 саженей каждая, и двенадцать подъездных путей.

Для росписи залов Казанского вокзала Щусев пригласил таких знаменитых художников как: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих, А.Е. Яковлев, И.А. Билибин, Е.Е. Лансере. Что касается фасада вокзала, то он оформлен с использованием цветов московского барокко 17 века – белого и красного. В оформлении архитектор также использовал элементы нижегородского и Рязанского зодчества.

Но начало первой мировой войны внесло значительные корректировки в планы архитектора. Затем последовала революция 1917 года, затем гражданская война. В 1918 году железные дороги на территории РСФСР были национализированы, и строительные работы на Казанском вокзале возобновились.

Часть вокзала открыли в 1919 году, когда главный корпус электрифицировали, а в июне 1922 года были готовы и пассажирские залы. Только тогда временный деревянный вокзал, которому суждено было простоять целых десять лет, сломали. Официальной датой завершения первого этапа строительства Казанского вокзала считается 1926 год, а второго – 1940 год.

Еще тогда, когда новый вокзал был лишь в планах, Шусев настоял на установке часов с боем. Архитектор сам выполнил рисунки знаков зодиака для циферблата, а отлить их из бронзы должны были в Санкт-Петербурге. Часы изготовил известный часовой мастер В. Пушкарев. Работали они с 1926 года по 1941 год, когда при взрыве фугасной бомбы был сброшен колокол. Восстановили часы лишь в 1970 годах.

В середине 20 века Казанский вокзал несколько раз расширяли и обновляли. В это время был построен подземный зал ожидания для размещения пассажиров пригородных электричек. Этот зал имел выход на станцию метро Комсомольская. В 70-е годы была проведена крупная реконструкция здания. В результате значительно увеличилась пропускная способность вокзала, и в то же время, были реализованы некоторые неосуществленные замыслы академика Щусева.

В период с 1987 по 1997 годы обновили фасад здания, изменили планировку внутренних помещений, установили крыши над перронами, переоснастили вокзальные службы новыми техническими средствами. За это десятилетие здесь были построены новые залы ожидания и переходы от поездов, ведущие к Комсомольской площади и к станциям метрополитена. Также был построен подземный туннель, соединивший все три вокзала, стоящие на площади. В это же время над платформами установили крупнопролетное перекрытие общей площадью 17 тысяч квадратных метров. На Новорязанской улице и Рязанском проезде возвели новые корпуса. Их строили, опираясь на чертежи Щусева. Открытие Казанского вокзала после реконструкции состоялось в 1997 году, оно было приурочено к 850-летию основания Москвы.

В 2002 году на Казанском вокзале открылся сервис-центр, предлагающий более 30 видов различных услуг. Здесь установлено оборудование для продажи ж/д билетов, которое позволяет пассажирам приобрести проездной документ на поезд практически без очереди. Выбрать и оформить билет можно устроившись за столиком в уютном кресле, наблюдая за процессом через экран компьютерного монитора в зале ожидания повышенной комфортности. Изначально здесь располагался тот самый восхитительный ресторан, некогда один из самых больших в Москве.

В наши дни Казанский вокзал представляет собой не только крупный современный комплекс, обслуживающий огромное количество пассажиров, но и архитектурную достопримечательность Москвы, одно из самых известных творений архитектора Щусева.

1862 г. – при открытии первого Коломенского участка Московско-Рязанской железной дороги было построено деревянное здане Рязанского вокзала
1864 г. — деревянный вокзал заменили каменным, построенным по проекту архитектора М.Ю. Левестама
1893-1894 г.г. — когда железнодорожные пути продлили до Казани, железную дорогу переименовали в Московско-Казанскую, а вокзал, соответственно, стал Казанским 1907 г. –второй раз рассматривался проект реконструкции Казанского вокзала, но и он не получил одобрения Министерства
1910 г. — старое здание Казанского вокзала реконструировали и снова объявили конкурс на лучший проект для нового вокзала
1911 г. — правление дороги приняло постановление о строительстве вокзала по проекту Щусева 1912 г. – построили временный Казанский вокзал
1913 г. — проект Щусева был полностью утвержден в МПС, старый вокзал снесли и приступили к строительству нового
1918 г. — железные дороги на территории РСФСР были национализированы, и строительные работы на Казанском вокзале возобновились
1919 г. — главный корпус электрифицировали, и часть вокзала открыли
1922 г. — были готовы и пассажирские залы, временный деревянный вокзал, которому суждено было простоять целых десять лет, сломали
1926 г. – считается официальной датой завершения первого этапа строительства Казанского вокзала
1940 г. – завершился второй этап строительства вокзала
1941 г. — при взрыве фугасной бомбы был сброшен колокол часов
70-е г.г. — была проведена крупная реконструкция здания
1987-1997 г.г. — прошла очередная масштабная реконструкция Казанского вокзала
2002 г. — на Казанском вокзале открылся сервис-центр, предлагающий более 30 видов различных услуг

Казанский вокзал

ЖД Вокзал Казанский вокзал

Казанский является одним из девяти действующих столичных вокзалов. Одновременно обслуживает несколько направлений: восточное, южное и юго-западное. Пассажирский терминал на регулярной основе обслуживает более 100 поездов дальнего следования, более 150 пригородных электричек по будням и более 120 электричек по выходным. В казанском и рязанском направлениях курсируют электропоезда.

В конце 1990-х здание вокзала было реконструировано: был значительно обновлен внешний облик здания, осуществлено расширение и перепланировка внутренних помещений (в том числе с использованием современных технических средств), поставлены крыши над платформами. Здание вокзала знаменито своими башенными часами, изображения знаков зодиака на которых выполнил архитектор вокзала А. В. Щусев. Вокзал является одним из самых старейших в Европе и наиболее загруженным в Москве.

На 2023 год железнодорожный вокзал имеет 9 платформ и 17 путей.

Расписание поездов и поиск билетов

Чтобы найти и купить жд билеты на поезд в Москве заполните пункты отправки и прибытия, выберите нужную дату. Это быстрее и удобнее, чем посещение привокзальных касс. Достаточно распечатать билет и прибыть ко времени отправления поезда, электронная регистрация на рейс будет произведена автоматически. При возникновении любых вопросов можно обратиться в круглосуточную техническую поддержку.

Табло прибытия и отправления поездов в режиме онлайн в Казанском вокзале Москвы:

Более детальную информацию по расписанию движения поездов и электричек можно получить на соответствующих страницах данного сайта.

Основные направления

Самый загруженный вокзал столицы обслуживает большое количество пригородных электричек и поездов дальнего следования, следующих в направлении Рязани и Мурома.

Наиболее популярными направлениями дальнего следования являются поезда, соединяющие столицу со следующими городами: Рязань, Пенза, Чебоксары, Ростов-на-Дону, Воронеж, Самара, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Ульяновск, Адлер, Магнитогорск, Нижневартовск, Анапа, Симферополь, Кисловодск и другие.

Среди направлений дальнего следования можно выделить составы международного значения, соединяющие столицу с городами: Душанбе, Худжанд, Ташкент, Астана, Бишкек и другие.

Направления дальнего следования обслуживают фирменные составы:

  • «Двухэтажный состав»;
  • «Анапа-Москва»;
  • «Премиум»;
  • «Тюмень»;
  • «Оренбуржье»;
  • «Италмас»;
  • «Ульяновск»;
  • «Чувашия»;
  • «Южный Урал»;
  • «Мордовия» и др.

Среди пригородных направлений наибольшим спросом пользуются следующие: Люберцы, Раменское, Выхино, Голутвин, Шатура, Воскресенск, Гжель, Луховицы, Егорьевск.

Поезда дальнего следования отправляются и прибывают на вокзал в круглосуточном режиме. Обслуживание пригородных направлений осуществляется с 05.00 до 01.00. поезда и электрички курсируют в обоих направлениях, с подробным расписанием можно ознакомиться в справочной службе.

Казанский вокзал

Казанский вокзал построили в 1862-1864 годах для Рязанской железной дороги. Сначала пути тянули английские инженеры, поэтому здесь сохранился единственный в России участок с левосторонним движением поездов.

Казанский вокзал, фото 2018 года

Первый участок Рязанской железной дороги (до Коломны) открыли 20 июля 1862 года.

Газеты писали, что вокзалов на станциях нет, а пассажиры жаловались, что платформы не готовы, и из поездов приходится выпрыгивать.

Первое одноэтажное здание Казанского вокзала с башенкой в центре построили по проекту М.Ю. Левестама. Вскоре оно стало тесным. Поэтому в 1913 году начали строить новое здание по проекту А.В. Щусева.

Новый Казанский вокзал, сооружаемый по проекту и под наблюдением А.В. Щусева, будет грандиозным сооружением, выходя фасадами на Каланчевскую площадь, Рязанский проезд и Рязанскую улицу. Общий объем всего помещения составит 60 тыс. куб. сажен. Постройка вокзала с полным его оборудованием исчислена по смете в 7 млн. Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, будет увенчан башней — башней княжны Сююмбике в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком, тут же под башней — громадные часы. Обширный вестибюль будет отделан с роскошью, стены украсят панно работы Н.К. Рериха, изображающие битву с татарами при Керженце и покорение Казани. Пол в вестибюле из черного и красного порфира. Расположенный рядом с перронным залом зал ожидающих 8-мигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом, просветы которого будут расписаны в восточном вкусе. Из вестибюля и перронного зала выходы ведут в громадный зал-ресторан I и II кл. Он будет обставлен в стиле Петровской эпохи. Стены затянуты зелеными с розовым шпалерами. Деревянный резной плафон будет изображать в аллегорическом виде города и народности тех губерний, с которыми соприкасается линия Московско-Казанской железной дороги. Особый вестибюль для прибывающих пассажиров, отделенный от зала-ресторана служебными помещениями, выводит с платформы приходящих поездов прямо на Рязанский проезд. Правая часть здания вокзала по Каланчевской площади отводится под багажный зал и зал III кл. Вход в багажный зал расположен вблизи центрального входа и будет украшен гербами Москвы, Рязани и Казани. Для пассажиров IV кл. и воинских команд отводится особое помещение. Центральную часть вокзала займут 6 крытых платформ, длиной по 80 саж., с 12-ю подъездными к ним путями.

Здание Казанского вокзала завершили в 1940 году, так как из-за отсутствия рабочих рук работы несколько раз останавливались.

Щусев пошел на смелый ход и перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади. Мотивы декора портала арочного проема башни вокзала он позаимствовал у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани. Фасад здания украсили часы со знаками зодиака на циферблате по рисункам Щусева, а башня Казанского вокзала, высотой 73 метра, стилизована под башню Сююмбике Казанского Кремля. Венчает ее шпиль с драконом Зилантом с древнего герба Казани.

Перед войной здание Казанского вокзала решили сделать роскошным и облицевали ценным уральским мрамором. Отделку интерьеров вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е.Е. Лансере. Кстати, в строках Кончился коньяк — не пропадем, — съездим к трем вокзалам и возьмем Высоцкий говорит о ресторане на Казанском вокзале, потому что он закрывался позже других.

А осенью 1941 года взрыв фугасной бомбы повредил колокола на часах работы В. Пушкарева. До 1970-х годов они молчали, а потом колокол вернули.

Рязанский вокзал

Казанский вокзал занимал в жизни Москвы особую роль.

Здесь часто балагурил Есенин, собираясь домой в Константиново. А однажды сам был провожающим, когда Айседора Дункан отправилась на гастроли на Кавказ. На Казанском вокзале Ленин и Крупская встречали гроб с умершей в Нальчике Инессой Арманд.

Отсюда же отправились на историческую «смычку» Остап Бендер и другие герои «Золотого Теленка». А Ильф и Петров и вовсе уверяли, что часы на Казанском вокзале отстают минут на 10, а в его ресторане поместится весь Ярославский вокзал.

После недавней реконструкции Казанский вокзал преобразился. К старому зданию со стороны Рязанского проезда и Новорязанской улицы пристроили новое по проекту В.М. Батырева, над железнодорожными путями появилось застекленное покрытие площадью более 19 000 м 2 . Оно опирается лишь на 8 опор.

Казанский вокзал на фотографиях разных лет:
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал, фото 2014 года
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал

А что о Казанском вокзале можете рассказать вы?

Как пройти до поездов дальнего следования Казанского вокзала

Платформы на Казанском вокзале

На Казанском вокзале 17 железнодорожных путей, 6 из которых принимают составы дальнего следования. Все они находятся на внутренней территории, но выход к ним осуществляется с разных сторон.

Как пройти от метро

Казанский вокзал

Станция метро Комсомольская расположена прямо в здании Казанского вокзала. Чтобы пройти к платформам поездов дальнего следования, вам не придется выходить на улицу.

  • Выходите из вагона, сворачиваете налево и поднимаетесь по ступенькам.
  • Согласно указателю двигаетесь к подъездам № 3-4.
  • Идете прямо до первого поворота направо.
  • Поднимаетесь по ступенькам к автоматическим камерам хранения и сворачиваете опять направо.
  • Проходите проверку на рамке и проходите через подъезд № 4.

Нумерация путей дальнего следования начинается с 11 по 16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *