Биробиджан где находится в какой области
Перейти к содержимому

Биробиджан где находится в какой области

  • автор:

О регионе

Еврейская автономная область — субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Административный центр — город Биробиджан. Граничит на юге с Китаем (по реке Амур), на западе — с Амурской областью, на востоке — с Хабаровским краем.

Южная граница Еврейской автономной области является и государственной границей Российской Федерации с Китайской Народной Республикой.

Область образована 7 мая 1934 года.К изначальной площади в 35 тысяч квадратных километров тогда еще Биробиджанского района присоединили в 1934 году на западе поселок Облучье.

После преобразования всех остальных автономных областей России в республики в начале 1990-х годов Еврейская АО осталась единственной автономной областью в РФ.

В составе области пять районов:

· Биробиджанский район
· Ленинский район
· Облученский район
· Октябрьский район
· Смидовичский район

Еврейская автономная область — один из важных сельскохозяйственных регионов Дальнего Востока. Также развита горнодобывающая промышленность.

Климат умеренный, муссонный. Зима малоснежная и холодная, лето тёплое и влажное. Значительное влияние на климат оказывает рельеф местности. В течение года выпадает 600—700 мм осадков.

Земельные ресурсы области составляют 36 266 км². На территории Еврейской автономной области выявлены месторождения более 20 видов полезных ископаемых, в том числе крупные месторождения железа, марганца, олова, золота, графита, брусита, магнезитов, цеолитов, имеются источники минеральных вод.

По насыщенности месторождений и рудопроявлений, концентрации полезных ископаемых область является одной из богатейших территорий России. Подавляющая часть продукции минерально-сырьевого комплекса вывозится, перерабатывающих предприятий крайне мало.

Численность населения области составляет 166 120 чел. (2016). Плотность населения — 4.58 чел./км 2 . ЕАО — один из самых малонаселённых субъектов РФ. Городское население — 68.56 % (113891).

Через территорию области с запада на восток проходит Транссиб. Река Амур с её притоками на юге области судоходна и пригодна для водного транспорта. По территории области проходит две шоссейные дороги: одна тянется с запада на восток через всю область от Облучья до Хабаровска, а вторая проходит с юга на север в направлении от Нижне-Ленинского через Лазарево до Биробиджана.

Экономика

В структуре валового регионального продукта наибольший удельный вес занимают такие виды экономической деятельности как «транспорт и связь», «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «строительство», «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «обрабатывающие производства».

В промышленное производство области включены виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В обрабатывающем производстве наибольший удельный вес занимают производство прочих неметаллических минеральных продуктов (39,9 %), обработка древесины и производство изделий из дерева (13,7 %), производство пищевых продуктов (11,4 %), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (10,0 %), текстильное и швейное производство (9,2 %).

Производство пищевых продуктов ориентировано на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания. В области создана сеть малых и средних предприятий по переработке местной сельскохозяйственной продукции, выпуску продуктов питания. Они производят колбасы и другие мясные продукты, хлебобулочные, макаронные и кондитерские изделия, молочную, алкогольную, рыбную продукцию.

На предприятиях текстильного и швейного производства, производства обуви области производится одежда, кожаная обувь, трикотажные и чулочно-носочные изделия.

Предприятия по обработке древесины и производства изделий из дерева осуществляют заготовку и переработку древесины, производят пиломатериалы.

Биробиджан где находится в какой области

[

Биробиджан, или ЕврейскаЯ автономнаЯ область?

Борис Котлерман

Выведенный в заголовке вопрос несомненно озадачит нынешних жителей дальневосточного района Российской Федерации, официально называющегося с 7 мая 1934 года Еврейской автономной областью. И в самом деле: всем известно, что Биробиджан – это город, «столица» ЕАО, получивший свое название от двух рек, протекающих по территории области – Бира и Биджан. В то же время за границами бывшего СССР официальное название – Еврейская автономная область – в общественном сознании не укрепилось, и лишь разъяснение о том, что речь идет о «Биробиджане», ставит все на свои места. С чем связана такая терминологическая путаница?

Группа переселенцев в Биробиджане. 1929 год.

17 января 1928 года еврейская переселенческая организация КОМЗЕТ (Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при Совете национальностей) обратилась в ЦИК СССР с просьбой передать в ее распоряжение для сплошного заселения евреями некую территорию на Дальнем Востоке под условным названием «Бирско-Биджанский район» (на деле – Михайло-Семеновский и Екатерино-Никольский административные районы и часть Хингано-Архаринского района) [1] . ЦИК СССР не поскупился: его постановление от 28 марта 1928 года закрепило за КОМЗЕТом свободные земли в Приамурской полосе ДВК, включающие Бирско-Биджанский район и доходящие почти до самого Хабаровска. При этом сразу была оговорена «возможность образования на территории указанного района еврейской национально-административно-территориальной единицы» [2] . Автоматически весь выделенный район упоминался как Бирско-Биджанский. При переводе на идиш, подчиняясь правилам грамматики, это название трансформировалось в «Бире-Биджанер район», коротко «Бире-Биджан» (Биребиджан) или, на русский манер, «Биро-Биджан» (Биробиджан; соединительная гласная «о» не свойственна идишу). Во второй половине 30-х годов обе формы постепенно слились в одну – русскую – в результате реформ в советском идише.

В считанные недели не существовавший до этого ни на одной карте «Биро-Биджан» стал достоянием еврейской и нееврейской общественности. Так, уже 1 марта 1928-го, еще до решения ЦИК СССР, в новом киевском литературно-политическом журнале «Пролетарише фон» появилось вдохновенное стихотворение Довида Гофштейна «Бире-Биджан», в котором поэт воспевает некую страну на «Дальнем Севере у великого моря», еще не вполне представляя себе ее географическое положение.

Анализ всех этих административно-территориальных пертурбаций и их целей заслуживает отдельной статьи. В данном случае нас интересует другой аспект. В еврейской литературе и публицистике территория «Биро-Биджана» вне зависимости от ее официального статуса с самого начала называлась «ланд» – страна, причем уже тогда это означало «еврейская страна». Жители этой «страны» назывались биробиджанцами; первый совхоз, основанный в мае 1930-го на базе корейского села Благословенное, был назван Биробиджанским зерносовхозом; 1 января 1931 года в селе Екатерино-Никольское начались занятия в Биробиджанском техникуме механизации сельского хозяйства; общерайонные (позже областные) газеты на русском и на идише, основанные в октябре 1930 года, также получили соответствующие названия – «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер штерн». Города Биробиджана на тот момент еще не существовало: лишь в ноябре 1931-го, по той же логике, центр района станцию Тихонькая переименовали в рабочий поселок Биробиджан. Первое беллетристическое произведение на идише на биробиджанскую тематику, вышедшее в 1929 году – путевые заметки Меира Альбертона «Биро-Биджан», – посвящено первым еврейским переселенцам; строительству «еврейской страны Биробиджан» была посвящена первая вышедшая в самом Биробиджане в 1932 году книга на идише – сборник стихов 19-летнего поэта Эммануила Казакевича «Биребиджанбой» (Биробиджанстрой); рассказ Мойше Гольдштейна «Биребиджанер афн Амур» (Биробиджанцы на Амуре) посвящен строителям коммуны Икор и т. д. и т. п.

На Биробиджанской швейной фабрике.

До 1937 года.

Преобразование района в Еврейскую автономную область постановлением ЦИК СССР от 7 мая 1934 года (окончательная территория составила около 36 тыс. кв. км: Амуро-Тунгусский район был возвращен Хабаровскому краю по просьбе Биробиджанского руководства, а на западе к области присоединили поселок Облучье и окрестности) [6] придало более солидный официальный статус «еврейской стране Биро-Биджан», но практически не изменило ее сути, став лишь очередной внешней характеристикой. На вопрос «Что такое Биро-Биджан?» отныне следовало отвечать: «Еврейская автономная область». Официозный сборник, изданный к 50-летию области, – «Земля, на которой я счастлив» – разъясняет решение ЦИК СССР от 28 марта 1928 года, утверждая следующее: «Идея создания Еврейской автономной области лежит в самой сути национальной политики Коммунистической партии и Советского правительства». Это утверждение, сделанное много лет спустя после образования области, как и многие другие, является по сути дела манипуляцией, основанной на подмене понятий. В том же духе составлено уже в 1992 году и местное учебное пособие «Еврейская автономная область»: «Мысль о создании автономной области для евреев возникла давно. Еще Ленин в 1919 году указывал на целесообразность устройства еврейской автономной единицы. » [7] Так о чем идет речь – об автономной области как таковой или о какой-то иной «автономной административно-территориальной единице»? Автономии ведь бывают разные. Создается впечатление, что «автономная область» – это максимальный статус, на который евреи с самого начала могли рассчитывать в СССР, в отличие, например, от немцев, для которых была создана автономная республика на Волге.

На самом деле 28 марта 1928 года ЦИК СССР не ставил своей конечной задачей именно «создание Еврейской автономной области», как не ставил он этого и при провозглашении ЕАО в 1934 году. Речь шла лишь об очередном шаге по закреплению за евреями данной территории. В кулуарах же Центрального бюро евсекций при ЦК ВКП(б) с самого начала поговаривали об автономной республике. А через три недели после провозглашения ЕАО, 28 мая 1934 года «всесоюзный староста» Михаил Калинин заявил на встрече с еврейскими рабочими Москвы и представителями еврейской прессы, что преобразование области в республику – это вопрос времени: нужно лишь подождать, пока в «Биро-Биджане» будут сконцентрированы 100 тыс. евреев. Калинин подчеркнул, что правительство видит в Биро-Биджане национальное еврейское государство, являющееся основой для еврейской нации [8] .

Таким виделся «Биро-Биджан» современникам – как «еврейское национальное государство» по своей сути, тогда как «район», «область» и даже так и не созданная «республика» – лишь его внешние и, при всей их важности, формальные характеристики (определение Татарии как Советской Автономной Социалистической Республики не меняет ее сути как татарского национального государственного образования). То есть, в принципе, неважно, как определяется это государственное образование, важно лишь, насколько оно в самом деле автономно и национально. Евреи, поселившиеся в «Биро-Биджане», должны были во всех отношениях стать счастливыми хозяевами этой земли. Надежду именно на это выражает широко распространенная до сегодняшнего дня в «Биро-Биджане» цитата из Э. Казакевича: «Земля, на которой я счастлив», где «земля» – это «Биро-Биджан», а «я» – собирательный образ именно еврея, причем слово «земля» объединяет как минимум два семантических поля – во-первых, кампанию по «землеустройству трудящихся евреев», а во вторых – извечную тему особой «еврейской Земли». Сочетание «биробиджанский еврей» должно было превратиться в особое понятие, вызывающее чувство национальной гордости и причастности не только у местного населения, но и у всей еврейской «диаспоры». Ярким примером этому могут служить слова наркома путей сообщений Лазаря Кагановича, неожиданно потребовавшего на встрече с артистами Московского ГОСЕТа в конце 1936 года кардинальным образом изменить репертуар: «Я бы хотел видеть, что ваша игра вызывает чувство гордости за сегодня и за вчера. Где Маккавеи, где Бар-Кохба. где биробиджанский еврей?» [9]

Самодеятельный духовой оркестр.

1936 год. Фото П. Ганина.

Со второй половины 1934 года название «Еврейская автономная область» вошло в широкий обиход, особенно в административном делопроизводстве, при этом массовое использование топонима «Биро-Биджан» не прекратилось. Эта «двойная география» существовала вполне официально и никого не смущала [10] вплоть до начала войны с нацистской Германией, когда еврейское переселение практически прекратилось. На борту выпущенных во время войны на средства биробиджанских колхозников самолетов уже было выведено «Еврейский колхозник» [11] , что говорит о формировании нового топонима: не все колхозники были евреями, но все они жили в еврейской области. С возобновлением переселения в 1946 году и возрождением планов по провозглашению Еврейской Автономной Социалистической Республики Биро-Биджан снова зафигурировал совершенно открыто как символ «еврейской страны». Так, новый литературно-публицистический альманах областного союза писателей получил название «Биробиджан». Художественную литературу, как советскую, так и зарубежную, вопросы административного статуса мало интересовали. Отголоски этого дошли и до совсем недавних времен: в 1984 году в Москве вышел посвященный ЕАО литературный сборник на идише под редакцией редактора «Советиш Геймланд» Арона Вергелиса «Биробиджан – а кант а вайтер ун ноентер» («Биробиджан – далекий и близкий край»), где Биробиджан упоминается как «край», а не как город.

Официальный статус «Биро-Биджана» никогда не был понят не только западной общественностью, не искушенной в нюансах советского административно-территориального деления, но даже и такими искренними друзьями Советского Союза, как лидеры американской еврейской организации ИКОР [12] , принявшей в свое время активное участие в «землеустройстве трудящихся евреев» [13] . Понимая это, советская сторона старалась говорить с зарубежными друзьями на языке понятных им символов. Так, в первой половине 1946 года в западной прессе появилось сообщение советского информационного агентства о том, что «с увеличением еврейского населения Биробиджан превратится в еврейскую республику» [14] . До сегодняшнего дня даже в академических кругах на Западе царит полная неразбериха по отношению к Биробиджану: выпущенный в ноябре 2001 года Лейденским университетом каталог наивно предлагает исследователям фильмокопии книг и документов на тему «еврейской автономной республики в СССР», которая, как известно, так никогда и не была провозглашена.

25–26 июля 1949 года в г. Биробиджане прошла печально известная 7-я областная партконференция, вскрывшая, что «в идеологических учреждениях области долгое время хозяйничала группа националистов, пропагандировавшая в области сионистско-националистические идеи» [15] и практически положившая конец Биробиджанскому переселенческому проекту. При этом власти еврейскую область официально не отменили, а предпочли «всерьез и надолго» закрепить в общественном сознании «государственность евреев» в скромном статусе автономной области (к тому же в краевом подчинении), идея которой якобы изначально лежала в самой сути советской национальной политики. Символично, что очередной местный литературно-публицистический альманах, подготовленный в Хабаровске в 1959 году на русском и на идише, получил название «Еврейская автономная область». Понятие же «Биро-Биджан» постепенно сжалось до размеров города Биробиджана. Топоним «Биро-Биджан» в его первоначальном виде, вызывавший столь откровенные ассоциации с «еврейской национальной государственностью», не вписывался в новый статус района. Сжатие «Биро-Биджана» до размеров одного города (плюс пригородный поселок Валдгейм) автоматически привело к сокращению пространства, выделенного на собственно еврейскую культурную жизнь. Так еврейская автономная область окончательно превратилась из административного статуса в название собственное.

Кустарная добыча бираканского мрамора.

Середина 1930-х годов.

Нет никакого сомнения в том, что современники остро чувствовали произошедшую перемену, не совсем понятную сегодня, по прошествии более чем полувека. Показательна тут судьба повести «Биробиджан» (1947) местного писателя Бузи Миллера, «националистическое» содержание которой стало одним из пунктов обвинения, вылившегося в долгие годы в ГУЛАГе. Не вдаваясь в содержание повести, отметим некоторые изменения, внесенные автором в ее исправленный русский вариант, вышедший в Москве в 1957 году, уже после отсидки автора. Прежде всего, повесть получила новое название – «Братья». И если это изменение можно отнести на счет общих «интернациональных» тенденций, то другие нововведения уже в самом тексте имеют непосредственное отношение к нашей теме. Так, герои Миллера из «евреев» превратились просто в «людей» (не заострять национальный вопрос!). Прежде они ехали в Биробиджан, в русском же варианте они едут по большей части на Дальний Восток. А из открытого окна в квартире главного героя почему-то исчезли окружающие область горы, создававшие ощущение большого пространства. Большое пространство стало действительно неактуальной величиной: за пределами города еврейское присутствие стремительно сокращалось и в конце концов единственным еврейским символом «автономии» осталось само название области. Местная русскоязычная пресса и литература (не говоря уже о рядовых жителях-неевреях), ощущая некое неудобство, заключенное в этом названии, пыталась обойтись нескладными поэтическими эвфемизмами типа «Приамурье родное», предпочитая более нейтральную «самоидентификацию». При этом вынесенное в название области определение «еврейская» парадоксальным образом все больше превращалось из национального в чисто географическое. Результатом этого стало, с одной стороны, массовое неприятие советскими евреями еврейской области как их национальной «метрополии», с другой же стороны – вылилось в обобщающую характеристику для всех жителей ЕАО, независимо от их национальной принадлежности. Любой коллектив, от школьной спортивной команды и до заводской делегации, автоматически определялся за пределами области как «евреи». И действительно, почему бы жителям еврейской автономной области не называться евреями, как, например, жители Эстонии называются эстонцами, а Израиля – израильтянами?

Еврейские литераторы Биробиджана. Слева направо. Бузи Миллер, Макс Риант, Любовь Вассерман, Сальвадор Боржес, Ицик Бронфман, Гершл Рабинков. 1958 год.

На самом же деле вопрос самоидентификации жителей «Биро-Биджана» достаточно запутанный. В последние два десятилетия он еще больше обострился в связи с отъездом большинства представителей титульной нации, а также с выходом области из состава Хабаровского края в начале 90-х годов. При этом, в отличие от других административно-территориальных образований современной России, как, например, соседние Хабаровский край или Амурская область, статус автономии нераздельно связан с так называемым «национальным компонентом». Озабоченное этим вопросом местное руководство поддерживает искорки еврейской жизни в городе Биробиджане и селе Валдгейм, прибегая подчас к традиционным наивным фальсификациям. Например, в юбилейном буклете «Городу Биробиджану – 60 лет» английский текст под одной из фотографий сообщает: «Дети одного из биробиджанских детсадов: урок идиша, их родного языка» [16] . Нет, однако, никакого сомнения в том, что именно попытка решения еврейского вопроса в СССР сформировала хозяйственное, культурное и даже демографическое лицо сегодняшней ЕАО. Отдают ли жители Соцгородка Смидовичского района себе отчет в том, что название их деревушки – это отголосок попытки иностранных евреев-переселенцев построить образцовое еврейское местечко будущего – Соцштетл, а в названии всего района увековечено имя первого председателя КОМЗЕТа белоруса Петра Смидовича? Другими словами, особая историческая судьба «Биро-Биджана», отличающая его от соседних регионов – это важный и, возможно, единственный общий «национальный компонент» для большинства местных жителей, как евреев, так и неевреев. Видимо, только осознание этой «особости» и превращение ее в достояние коллективного сознания может оправдать сегодняшние претензии биробиджанских «евреев» на автономное самоуправление.

ЛЕХАИМ — ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

[1] См. Левави (Бабицкий) Я. Еврейская колонизация в Биробиджане. Иерусалим, 1965. С. 349 (на иврите).

Биробиджан

Биробиджан — столица Еврейской автономной области, один из самых маленьких региональных центров и единственный в России город, где названия дублируют на идиш, хотя евреев здесь почти не осталось, да и в прежние годы их было немного. Интересен с этнографической точки зрения по принципу «чего только не бывает на свете». Значимых достопримечательностей в Биробиджане практически нет.

48.79109 132.93178

Открыть карту

Карта

Карта Координаты

Понять [ править ]

Биробиджан
Пешеходная улица в центре города
Полезная информация
Население 75 542 (2013)
Телефонный код +7 42622
Часовой пояс UTC+11
noframe

Биробиджан вырос из станции Тихонькая, построенной на Транссибе в 1912 году. Превращение станционного посёлка в город произошло в начале 1930-х по причине создания здесь Еврейской автономной области. При этом название было дано в местном духе, по протекающей в городе реке Бира («биджан» в переводе с тунгусского означает «стойбище»). Особенности и последствия создания Еврейской АО подробнее описаны в соответствующей статье. Для Биробиджана это означало, что на пустое место внезапно приехали переселенцы, в городе началось активное строительство, а вместе с ним и культурная жизнь, которая, впрочем, быстро закончилась по причине репрессий и возвращения большинства переселенцев в европейскую часть России. Например, часть еврейского театра Соломона Михоэлса, переехавшая в Биробиджан из Москвы в середине 40-х, благополучно растворилась, а театр был закрыт по идеологическим причинам и ввиду низкой востребованности среди местного населения. Писатель Эммануил Казакевич, приехавший в Биробиджан в 1931-м, уехал уже в 1938, бежав от репрессий. Остававшиеся в Биробиджане евреи благополучно уехали в Израиль в конце 80-х, поэтому сейчас доля евреев в населении составляет около 1%, да и в лучшие, предвоенные годы она доходила лишь до 21 %.

Разумеется, ничего еврейского в городе нет за исключением пары синагог, культурного центра и некошерного(!) ресторана еврейской кухни. Некоторые официальные надписи дублированы на идиш, однако ожидать от жителей города знания какого-либо языка кроме русского по меньшей мере наивно. Несколько городских зданий числятся памятниками архитектуры, хотя понятно, что ничего древнее советской архитектуры здесь не может быть по определению, а современная архитектура отсутствует ввиду малого размера и незначительности города в российских масштабах. Основой местной промышленности был завод «Дальсельмаш», производивший комбайны. Сейчас он закрыт и разрушен, экономика города зиждется на лёгкой промышленности. Впрочем, Биробиджан выглядит вполне благополучным, спокойным и очень ухоженным, впечатляет красивыми парками и обилием зелени. Здесь приятно погулять, хотя, честно говоря, нет ничего выдающегося.

Как добраться [ править ]

На самолёте [ править ]

Региональный аэропорт Биробиджана «Жёлтый Яр» закрыт и заброшен. Ближайший аэропорт находится в Хабаровске, откуда лучше всего ехать в Биробиджан поездом.

На поезде [ править ]

В Биробиджане останавливаются все поезда, следующие по Транссибирской магистрали: 3-4 раза в день на Владивосток (15 ч), один раз в день в Благовещенск (11-12 ч), 3 раза в день в западном направлении на Читу, Иркутск и ещё 2 раза в день на север, в Нерюнгри и Чегдомын. Любой поезд, следующий на восток, довезёт вас и до Хабаровска (2 ч), однако билет по разумной цене можно взять лишь в общий вагон, который есть не всегда и не везде. Для местных поездок в Волочаевку или Хабаровск лучше использовать электрички (3 раза в день, 2 ч 15 мин), одна из которых зовётся экспрессом «Ерофей Хабаров» и имеет вагоны двух классов: с обычными лавками и с мягкими креслами. Билеты по пригородному тарифу, но почему-то с указанием мест. Есть также электрички на запад, в Облучье (2 раза в день, 3.5 ч).

1 Железнодорожный вокзал ( Биробиджан-I ) , ул. Калинина, 10 . ☎ +7 (42622) 9-17-00 . �� Круглосуточно . Находится в самом центре Биробиджана. Сверху надпись «Биробиджан» на русском и на идиш, а вот надпись «Вокзал» (со стороны города) уже не дублирована. Войдя в здание, вы попадёте в центральный зал с небольшим количеством кресел, газетным киоском и киоском с пирожками. Справа маленький кассовый зал, слева — коридор, ведущий в комнаты отдыха (тел. +7 (42622) 9-16-05 ) и зал ожидания повышенной комфортности.

Вариантов питания три: кафе «Экспресс» в здании вокзала (9:00 – 23:00) — маленькая, но довольно приятная столовая с горячей едой и стеклянными столами. Слева от вокзала (если смотреть со стороны города) — столовая «Стрела» (Пн–Пт 8:00 – 20:00, Сб–Вс 8:00 – 18:00), где примерно такая же еда, но более просторно и более примитивная обстановка. Наконец, расположенная справа от вокзала закусочная «Прохлада» (Пн–Сб 8:00 – 29:00, Вс 8:00 – 18:00) предлагает салаты и малосъедобную горячую еду, а также неплохие пирожные местного производства. Цены всюду низкие, 50-70 руб за горячее блюдо. Круглосуточный продуктовый супермаркет находится через дорогу.

На автомобиле [ править ]

Через Биробиджан проходит автодорога M58 «Амур» (Чита — Хабаровск), до Хабаровска 180 км, до Благовещенска 470 км. Также можно приехать из Китая, переправившись через Амур в Нижнеленинском или Амурзете (см. Еврейская автономная область).

На автобусе [ править ]

Автобусное сообщение в Биробиджане развито мало. Автобусы в основном ходят внутри Еврейской АО, для попадания в город они решительно бесполезны. В направлении Хабаровска всего 6-7 автобусов в день (в пути 2.5-3 ч), один из которых следует потом в Комсомольск-на-Амуре (9.5 ч). Также через Биробиджан проходит ночной автобус Хабаровск–Благовещенск.

2 Автовокзал , ул. Калинина, 4 . ☎ +7 (42622) 6-95-39 , +7 (42622) 6-07-71 . �� 6:00 – 21:00 . Автовокзал находится в 200 м от ж/д вокзала, маленький и неуютный. Внутри 3 ряда по 6 кресел, кассы, несколько киосков и закусочная «Минутка» (6:00 – 21:00) с разогреваемыми пирожками и отвратительного вида горячей едой.

Маршрутки по области отправляются с небольшой площадки левее вокзала, рядом с памятником первым переселенцам.

Транспорт [ править ]

Сориентироваться в Биробиджане проще простого. Железная дорога идёт параллельно реке. Примерно посередине между ними проходит улица Шолом-Алейхема — центральная улица, в начале которой есть пешеходная часть, часто именуемая «Арбатом». Перпендикулярно расположен широкий бульвар (улицы Горького и Октябрьская), начинающийся от вокзала и ведущий к филармонии — это и есть центр города. Пройти его пешком можно минут за 15, а за полчаса вы легко доберётесь от центра до окраин. Основным городским транспортом являются ПАЗики, маршруты которых так или иначе сходятся в центре, у ж/д вокзала. Проезд 15 руб (2013), оплата кондуктору. Маршруты и расписания [dead link] .

Достопримечательности [ править ]

1 Новая синагога , ул. Ленина, 19 . Построена в 2004 году при поддержке международных еврейских организаций. Это вполне рядовое каменное здание, огороженное забором с любопытными украшениями в виде семисвечника с гроздью винограда. На той же территории здание религиозной общины «Фрейд» (тоже новое) и мемориальный камень памяти жертв Холокоста. Перед оградой скульптура человека похожего на раввина, который то ли пьёт что-то из длинного рога, то ли трубит в рог — точнее, в традиционный еврейский шофар.

2 Старая синагога , ул. Маяковского, 9 . Находится в восточной части города, её происхождение неизвестно. По сути, это обычный одноэтажный деревянный дом, на котором развешаны шестиконечные звёзды. Территория огорожена деревянным забором, внутри есть даже что-то вроде бассейна для омовения. Вероятно, сама синагога не очень старая, а прежде это был обычный частный дом, но когда именно он стал синагогой — никто точно не знает. Похоже, что подобные синагоги существовали в Биробиджане ещё при Советской власти, находясь на полулегальном положении и перебираясь из дома в дом. Сейчас старая синагога принадлежит течению литваков, в отличие от новой синагоги, где обосновались хасиды.

3 Вокзал и привокзальная площадь , ул. Калинина, 10 . Вокзал построен в 1935 году, это одно из старейших зданий города. В его рубленных формах есть что-то от конструктивизма, но сделать точное отнесение стиля здесь трудно. Довоенная архитектура Дальнего Востока вообще довольно необычна, а местами даже самобытна, и биробиджанский вокзал является прекрасным примером этой особой дальневосточной традиции. Обратите внимание на полукруглые элементы на фасаде, над входом — трудно сказать, на что ориентировался автор, но мимолётное сходство с декором синагоги здесь есть. Скульптуры на привокзальной площади относятся к новейшему времени: это семисвечник с фонтаном по центру площади и стоящий чуть поодаль памятник первым переселенцам, сидящим на телеге с запряжённой в неё лошадью. Телега едет на восток, но злые языки всё равно утверждают, что памятник посвящён тем переселенцам, которые отчаялись, собрали чемоданы и решили уехать обратно на запад.

4 Здание мэрии , ул. Ленина, 29 . Построено в 1934 году. Наряду с вокзалом, это одно из первых каменных зданий города. Если верить табличке, архитектура здания имеет «элементы стиля баухаус». Впрочем, издалека оно больше похоже на обычный конструктивизм.

5 Редакция газеты «Биробиджанская звезда» , ул. Ленина, 30 . Здание построено в 1938 году в духе неоклассицизма. Вполне рядовая сталинская архитектура предвоенного времени. Сама газета, издаваемая с начала 1930-х и выпускаемая до сих пор, выходит на двух языках, русском и идиш. В советское время она была важным инструментом идеологической борьбы, демонстрируя мнимое равноправие братских народов.

6 Памятник Шолом-Алейхему , угол улиц Шолом-Алейхема и Пушкина . Памятник стоит в самом начале пешеходной улицы, названной, кстати, именем Шолом-Алейхема. Интересно, что памятник появился лишь в 2004-м, а вот улицу переименовали ещё в конце 1940-х. Разумеется, Шолом-Алейхем никогда не был в Биробиджане и не мог даже догадываться о его существовании, да и герои писателя вряд ли бы сюда поехали, но имя Шолом-Алейхема здесь очень чтят. На постаменте барельефы со сценами из книг писателя.

  • Набережная реки Бира

Чем заняться [ править ]

1 Краеведческий музей , ул. Ленина, 25 . ☎ +7 (42622) 6-83-21 . �� Ср–Чт 10:00 – 18:00, Пт 10:00 – 17:00, Сб–Вс 9:00 – 17:00, обед 13:00 – 14:00 . 60 руб (2013). Музей состоит из 6 залов. На первом этаже пара каменных находок времён империи чжурчжэней, довольно наглядная карта продвижения на Дальний Восток русских первопроходцев, зал природы с чучелами, диорама Волочаевской битвы (см. Волочаевка) и выставка обрядовых иудейских предметов неизвестного происхождения. На втором этаже три исторических зала с фотографиями и документами. Многого вы тут не узнаете (да и сотрудники музея ничего толком не знают), но сможете понять контекст: кто ехал в Биробиджан в 1930-х, какими идеологическими установками это сопровождалось и чем закончилось.

12 Музей современного искусства , ул. Шолом-Алейхема, 11 ( Дом культуры ). ☎ +7 (42622) 2-34-85 . В контексте Биробиджана любопытно выглядит коллекция «Ветхий Завет – глазами современных художников», но говорят, что увидеть её можно не всегда: в музее всего один зал со сменной экспозицией, и показывают там всё подряд.

2 Дом культуры , ул. Шолом-Алейхема, 11 . ☎ +7 (42622) 6-62-88 . Концерты и праздничные мероприятия.
3 Кинотеатр «Родина» , ул. Октябрьская, 7 . ☎ +7 (42622) 2-30-52 . Выглядит весьма современно.
4 Филармония , пр. 60-летия СССР, 14 . ☎ +7 (42622) 6-72-85 .

Покупки [ править ]

1 Дом книги , ул. Димитрова, 5 . ☎ +7 (42622) 6-80-33 .
2 Книжный магазин , ул. Пушкина, 8 . �� Пн–Пт 9:00 – 18:00, Сб–Вс 10:00 – 16:00 .

3 Рынок , Квартал между пешеходной частью улицы Шолом-Алейхема и Октябрьской улицей . Редкий случай, когда вход на городской рынок находится прямо на центральной пешеходной улице. Внутри довольно типичная картина: крытый павильон с рыбой/мясом, ряды столов, с которых торгуют овощами, фруктами и всяческими дарами леса, а также преимущественно китайская барахолка. По рынку разбросаны несколько кафе-столовых не самого привлекательного вида.

4 ЦУМ , ул. Шолом-Алейхема, 5 . �� 10:00 – 21:00 . Торговый центр со множеством мелких магазинчиков, торгующих одеждой, обувью и, в меньшей степени, хозтоварами. На верхнем, четвёртом этаже находится развлекательный центр «Гулливер», внутри которого спрятаны детские аттракционы, настольные игры и неплохое кафе (см. Еда). Там же, но за пределами развлекательного центра, характерный биробиджанский кафетерий с традиционными пирожными, съедобными салатами и сомнительного вида горячей едой.

5 ТЦ «Великан» , ул. Советская, 58 . �� 10:00 – 21:00 . Этот торговый центр встретится вам по соседству со старой синагогой. Его основную часть составляет продуктовый супермаркет «Самбери» — едва ли не крупнейший в Биробиджане.

6 ТК «Мегаполис» , ул. Шолом-Алейхема, 6 . �� Пн–Пт 10:00 – 19:00, Сб–Вс 10:00 – 18:00 . По аналогии с ЦУМом хочется сказать «ГУМ», но на столь громкое название в Биробиджане всё-таки не решились, хотя оно и было бы здесь уместно: «Мегаполис» — тот же ЦУМ, только более современный и шикарно оформленный. По состоянию на 2013 год часть торговых площадей пустует, точек общественного питания нет. Продают исключительно одежду и спортовары.

Еда [ править ]

Если вы дочитали до этого места, то, наверное, понимаете, что искать в Биробиджане традиционную еврейскую еду — всё равно что выйти на улицу и обращаться к прохожим на идиш. Следы национального колорита присутствуют в кафе «Симха», куда обязательно стоит сходить, однако если вы по каким-то причинам нуждаетесь в кошерной пище, даже это кафе не сможет удовлетворить ваших запросов. Из типичной и уже совсем не национальной еды обращают на себя пирожные местного производства, которые есть буквально повсюду: в каждой закусочной, столовой, кафе. Эти пирожные не отличаются ни низкой калорийностью, ни тонким вкусом, ни изысканным внешним видом, однако имеют некий налёт «старорежимности» и совершенно типичны для маленьких провинциальных городов в любой части России.

Дёшево [ править ]

1 Sandgasty , ул. Шолом-Алейхема, 4 . �� 10:00 – 20:00 . От 100 руб (2013). Кафе с сэндвичами по образцу Subway, сидеть практически негде. Стоимость сэндвича определяется его длиной.

2 Кафе PitStop , пр. 60-летия СССР, 3 . ☎ +7 (42622) 2-28-09 . �� 9:00 – 21:00 . Недорогая столовая в самом центре.

12 Кафе «Атмосфера» , ул. Октябрьская, 7 ( кинотеатр «Родина» ). �� 10:00 – 24:00 . Соседство с кинотеатром накладывает свой отпечаток: кормят здесь в основном гамбургерами и wrap’ами — тем, что можно быстро съесть перед сеансом. Тем не менее, для желающих посидеть в кафе найдутся также блины, симпатичные десерты и кофе. Заявлен Wi-Fi.

3 Кафе «Какаду» , ул. Шолом-Алейхема, 9 . ☎ +7 (42622) 4-61-80 . �� 10:00 – 22:00 . Гамбургеры: 60–70 руб (2013). Фастфуд в самом центре, на пешеходной улице. Выглядит непривлекательно, меню сводится к гамбургерам, куриным палочкам и картошке фри.

4 Кафе «Перекрёсток» , ул. Шолом-Алейхема, 33 . ☎ +7 (42622) 6-14-95 . Добротная городская столовая-кулинария с большим выбором местной выпечки. Еду подают в одноразовой пластиковой посуде. авг 2016

12 Кафе «Тридевятое царство» , ул. Шолом-Алейхема, 5 ( ЦУМ, 4 этаж ). �� 10:20 – 30:00 . Горячие блюда: 100–150 руб (2013). Уютное кафе, разместившееся в развлекательном центре на 4 этаже ЦУМа (не путать с более дешёвым и гораздо более убогим кафетерием по соседству). В меню несколько горячих блюд, блины, недорогие коктейли. Варят кофе.

Обратите также внимание на привокзальные столовые (см. Как добраться), там есть дешёвая и вполне приличная еда.

Средней стоимости [ править ]

5 Кафе felicita , ул. Ленина, 15 . ☎ +7 (924) 645-70-70 . �� 10:00 – 24:00 . Паста, салаты: 200–300 руб; пицца: 300–400 руб (2013). Итальянская кухня в ассортименте. Нельзя сказать, чтобы здесь мастерски готовили пасту, но обстановка очень приятная.

6 Кафе-бистро «Ани» , Комсомольская ул . На первый взгляд, это забегаловка с довольно высокими ценами. Если верить названию, еда должна быть армянской. На самом же деле, подают здесь всё подряд: долму, плов, шурпу и хинкали — получается что-то вроде чайханы узбекско-кавказской дружбы.

7 Кафе «Диамант» , ул. Миллера, 8 ( в центре ). ☎ +7 (42622) 4-07-95 . Китайская кухня.

8 Кафе «Симха» , ул. Ленина, 19 ( рядом с синагогой ). �� 10:00 – 23:00 . Горячие блюда: 200–300 руб (2013). Некошерная еврейская кухня, что как нельзя лучше отвечает общему состоянию еврейского наследия в Биробиджане. Меню иллюстрировано анекдотами про евреев, еда в основном обычная русская, но для колорита добавлены все характерные еврейские блюда — гефиллте фиш, форшмак, цимес. Интерьер довольно современный, хотя семисвечники тоже присутствуют. На первом этаже «детское кафе», то есть небольшая кофейня с ассортиментом пирожных. В целом, это весьма колоритное место, поэтому если уж вы добрались до Биробиджана, питаться стоит именно здесь.

9 Кафе-пекарня «Бурекас» , ул. Пионерская, 78а ( жилой массив на западной окраине ). ☎ +7 (42622) 2-51-76 . �� 10:00 – 22:00 . Горячие блюда: 200–300 руб (2013). Симпатичная кофейня, где среди прочего подают арабские блюда, которые местные жители почему-то считают еврейской кухней, хотя они в лучшем случае относятся к современной израильской традиции, но никак не к биробиджанским евреям: фалафель, хумус, кебабы и шаурма — для Биробиджана этот набор весьма необычен.

10 Кофейня «Пенал» , ул. Шолом-Алейхема, 43 . �� 8:00 – 22:00 . Торты: от 100 руб, горячая еда: 200–300 руб (2013). Ни размер Биробиджана, ни характер местного населения не позволяют предполагать наличия в городе кофейни, и всё-таки она есть: совсем маленькая, всего шесть или семь столиков, но очень уютная, с симпатичной кованой мебелью и хорошим кофе, который сопровождается изысканными пирожными (вероятно, неместного производства) и типичным для российских кофеен ассортиментом супов, салатов, пасты и других горячих блюд. Wi-Fi.

Дорого [ править ]

11 Ресторан «Корея-хаус» , ул. Шолом-Алейхема, 121 ( западная окраина ). ☎ +7 (42622) 3-54-05 . Хорошие отзывы.

12 Ресторан «Театральный» , пр. 60-летия СССР, 14 ( филармония ). ☎ +7 (42622) 4-00-26 . �� Вс–Чт 12:00 – 24:00, Пт–Сб 12:00 – 3:00 .

12 [dead link] Ресторан «Харбин» , ул. Советская, 64 ( в южной части города ). ☎ +7 (42622) 4-49-87 . �� Вс–Чт 12:00 – 24:00, Пт–Сб 12:00 – 1:00 . Горячие блюда: от 300 руб (2013). Один из немногочисленных китайских ресторанов. Цены выше чем в среднем по Биробиджану. Можно зайти ради колорита и поесть китайских пельменей, которые здесь относительно недороги.

Ночная жизнь [ править ]

1 Royal Club , пр. 60-летия СССР, 14В ( площадь перед филармонией ). �� 19:00 – 7:00 .

2 XO Club , пр. 60-летия СССР, 3 . ☎ +7 (42622) 2-21-20 . �� Пт–Сб 20:00 – 5:00 .

Где остановиться [ править ]

1 Гостиница «Барбарис» , ул. Комбайностроителей, 16 ( на западной окраине ). ☎ +7 (42622) 7-07-88 , +7 (924) 747-08-08 , +7 (914) 815-88-60 . Двухместный номер: от 2500 руб (2013). Из центра 10 минут на автобусе или полчаса пешком. Новая гостиница в непримечательном двухэтажном доме, окружённом деревянными бараками и силикатными трёхэтажками. Внутри, впрочем, чисто и красиво, есть сауна и собственное кафе. Для дешёвого размещения существует шестиместный номер «эконом» за 6000 руб, но работает ли он в режиме хостела — неизвестно.

2 Гостиница «Восток» , ул. Шолом-Алейхема, 1 . ☎ +7 (42622) 6-53-30 . Двухместный номер: 3500 руб (2013). Центральная гостиница Биробиджана. Несмотря на недавний ремонт, номера выглядят довольно-таки скромно. Постояльцы в целом довольны, однако цены по меркам Биробиджана откровенно завышены. Wi-Fi работает, но не везде.

3 Гостиница «Ника» , ул. Пионерская, 75-б . ☎ +7 (42622) 3-38-38 .

12 Комнаты отдыха на ж/д вокзале , ул. Калинина, 10 . ☎ +7 (42622) 9-16-05 . 430 руб/чел (2009). По слухам, условия неплохие. Душ за отдельную плату.

Привокзальная площадь увешана объявлениями о посуточной аренде квартир.

Связь [ править ]

1 Почта , пр. 60-летия СССР, 16 . �� Пн–Пт 9:00 – 21:00, Сб–Вс 9:00 – 18:00 . Два компьютера с доступом в интернет.

Меры предосторожности [ править ]

Днём Биробиджан выглядит совершенно спокойным городом, хотя туристы здесь, очевидно, бывают нечасто, а потому человек с фотоаппаратом вызовет некоторое удивление. Что происходит вечером — доподлинно неизвестно (да и не факт, что в Биробиджане стоит ночевать), но лучше, наверное, проявлять осторожность. В этом смысле Биробиджан похож на среднестатистический российский райцентр, где обычно каждый пьёт сам по себе, и никому нет до вас дела, но неосмотрительное поведение наряду с чрезмерным употреблением алкоголя местными жителями могут привести к неприятностям.

Окрестности [ править ]

  • Волочаевка — небольшое село, выросшее из станции на Транссибе в том месте, где от него отходит линия, ведущая в Комсомольск-на-Амуре и Советскую Гавань. Особого транспортного значения не имеет, так как всего в часе езды находится Хабаровск, и пересаживаться с поезда на поезд гораздо удобнее там. Историческое же значение Волочаевки довольно велико, поскольку здесь произошло одно из крупнейших сражений Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Волочаевский бой в феврале 1922 года позволил Красной армии занять Хабаровск. В память об этом выдающемся событии уже в 1928 году на сопке Июнь-Корань в километре к северо-востоку от станции Волочаевка-1 был построен мемориал — довольно необычный, как и все памятники первых лет Советской власти. На крыше белого здания со странно выпуклыми стенами стоит с поднятой рукой красноармеец: не то, чтобы впечатляюще или красиво, но интересно как памятник эпохи. В советское время мемориал имел большое идеологическое значение, однако позднее был заброшен. В 2012 году на той же сопке построена часовня, в остальном же здесь сохраняется некоторая заброшенность и запущенность. Существовавший когда-то музей закрыт, по-видимому, навсегда. Как добраться: в Волочаевке две станции. Волочаевка-1 стоит на Транссибе, здесь делают короткую остановку все проходящие поезда. Волочаевка-2 находится на боковой ветке, там останавливаются лишь немногочисленные поезда в Комсомольск-на-Амуре, которые, в свою очередь, всегда идут с востока и не заезжают на Волочаевку-1. Станционные посёлки являются двумя независимыми населёнными пунктами, которые так и называются — Волочаевка-1 и Волочаевка-2. Мемориал находится рядом с первой, через неё же проходит автомобильная трасса.

Этот путеводитель является пригодным.
В нем есть некоторые сведения о транспорте, достопримечательностях, местах питания и ночлега.
С ним вы не пропадёте в дороге, но, пожалуйста, дополните эту статью — Вперёд!
  • Страницы с общим баннером
  • Статьи с неработающими внешними ссылками
  • Статьи о городах
  • Пригодные статьи
  • Пригодные статьи о городах
  • Страницы с картами

Биробиджан

Биробиджан (Еврейская автономная область). Герб города

Области знаний: Регионоведение. Еврейская автономная область Современное государство: Российская Федерация Субъект РФ: Еврейская автономная область Численность населения: 70,4 тыс. чел.

Российские города Российские города

Биробиджан

Биробиджа́н, город в России, административный центр Еврейской автономной области (Еврейской АО; Дальневосточный федеральный округ), образует одноимённый городской округ.

Общие сведения

Биробиджан на карте Еврейской автономной области

Название города происходит от Бирско-Биджанской территории (междуречье рек Бира и Биджан). Слово «Биробиджан» не имеет прямого отношения к еврейской топонимии, т. к. названия рек Бира и Биджан – тунгусо-маньчжурского происхождения. Биробиджан (Еврейская автономная область). Границы показаны по состоянию на 1 октября 2022 г. Биробиджан (Еврейская автономная область). Границы показаны по состоянию на 1 октября 2022 г. При переводе названия «Бирско-Биджанский район» на идиш, в соответствии с правилами грамматики, название трансформировалось в «Бире-Биджанер район» или «Бире-Биджан», в русском варианте – «Биробиджан». Слово «бира» в переводе на русский язык означает «большая вода». «Биджан», с учётом уменьшительного значения суффиксов -кан, -джан, переводится как «небольшая большая вода (река)», также слово «биджан» в переводе с тунгусского «бираджикан» означает «стойбище людей в далёком месте».

Площадь города составляет 169,4 км 2 (2020).

Официально город не имеет административного деления, но территориально его можно разделить на 4 района: северный, центральный, южный и восточный. Между этими районами находятся природные (река Бира) и техногенные (железнодорожное полотно) барьеры.

Биробиджан расположен в северо-восточной части Еврейской АО, в центральной части Среднеамурской низменности, в предгорьях Буреинского хребта , на берегах реки Бира (левый приток реки Амур ) в её среднем течении. Бира разделяет город на две части: равнинную левобережную часть, защищённую от паводков укреплённой дамбой, и возвышенную правобережную. Биробиджан находится в 75 км от границы с Китаем. Удалённость от Москвы составляет 8361 км (по автодороге), от Хабаровска – 172 км.

Биробиджан (Еврейская автономная область). Панорама города

Биробиджан (Еврейская автономная область). Панорама города. Биробиджан (Еврейская автономная область). Панорама города. Городской транспорт представлен двумя видами: автомобильным и железнодорожным. Положение Биробиджана на Транссибирской железнодорожной магистрали обеспечивает транспортную доступность и обслуживание перевозок из Европейской части России, Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В черте города находятся узловая станция Биробиджан I (ветка до станции Ленинск к пограничному переходу в КНР) с железнодорожным вокзалом и станция Биробиджан II (реконструирована для подготовки к введению в эксплуатацию нового мостового пограничного перехода Нижнеленинское – Тунцзян, 2021; примерный объём перевозок грузов: Россия – Китай – 9,6 млн т/г., Китай – Россия – около 1,0 млн т/г., 2021).

Близ города проходит федеральная автомобильная дорога Р-297 «Амур» Чита – Хабаровск. Региональными автодорогами Биробиджан связан с сёлами автономной области, в том числе с центрами Ленинского (село Ленинское) и Октябрьского (село Амурзет) районов, в которых расположены пункты пограничного перехода в КНР. Функционируют два автодорожных и один железнодорожный мост через реку Бира. В 2007 г. завершено строительство объездной автодороги для транзитного автотранспорта. Ближайший аэропорт – в Хабаровске (190 км).

Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются автомобильным транспортом. Транспортные услуги населению оказывают компания «Пассажирские автотранспортные перевозки» и индивидуальные предприниматели.

Близлежащие посёлки имеют тесные связи с городом, к пригородным населённым пунктам относятся сёла Птичнинского сельского поселения: Кирга (290 человек) и Раздольное (315 человек) к северо-западу от Биробиджана, село Птичник (2,732 тыс. человек), практически сросшееся с городом, к востоку.

Население

Численность населения города 70,4 тыс. человек (1 января 2021). Динамика численности населения (по данным переписей; тыс. человек, год): 75,4 в 2010, 77,3 в 2002, 83,7 в 1989, 68,6 в 1979, 55,7 в 1970, 40,7 в 1959.

Преобладающую часть населения (Всероссийская перепись населения 2010) составляют русские – 92,7 %; среди других этнических групп: украинцы – 2,8 %, евреи – 0,9 %. В городе функционируют 3 организации, созданные по национальному признаку, деятельность которых направлена на сохранение и развитие национальных и культурных ценностей: Еврейская национально-культурная автономия муниципального образования «Город Биробиджан» (включает ориентировочно 45 человек), Ассоциация корейцев г. Биробиджан (около 35 человек), Региональное отделение Союза армян России в Еврейской АО (около 100 человек).

С 2018 г. в Биробиджане наблюдается естественная убыль населения (–1,8 на 1 тыс. человек, 2019). В 2015–2019 гг. отмечалось общее снижение рождаемости (с 15,5 на 1 тыс. человек до 11,9 на 1 тыс. человек) и смертности (с 14,4 на 1 тыс. человек до 13,7 на 1 тыс. человек).

Миграционный отток из города в период 2015–2019 гг. увеличился с 4 до 15,9 на 1 тыс. человек населения.

Религия

Биробиджан – многоконфессиональный город, на территории которого размещаются религиозные организации традиционных конфессий: иудаизма , ислама , христианства – православия и различных направлений протестантизма (евангельское христианство, пресвитерианство, христианство адвентистов седьмого дня, евангельских христиан- баптистов ). В городе действует Биробиджанская епархия Русской православной церкви Московского патриархата (кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы). Активно работают две иудейские общины. После распада СССР первая в Биробиджане религиозная иудейская община «Бейт Тшува» (входит в состав Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России) зарегистрирована в 1996 г. (синагога «Бейт Тшува» функционирует с 1990-х гг.).

В 1997 г. создана Биробиджанская еврейская религиозная община ортодоксального иудаизма «Фрейд» (в составе Федерации еврейских общин России), при которой действуют Центр общины «Фрейд» (2000), Биробиджанский еврейский народный университет, молодёжный клуб «Хаверим», женский клуб, клуб бывших малолетних узников гетто и концлагерей, культурно-просветительское общество «Эйникайт», воскресная еврейская школа, детский сад. В 2004 г. построена синагога «Бейт Менахем».

Соборная мечеть мусульманской общины «Махалля Ахли Тарикат» открыта в 2019 г.

Архитектура

Центральная часть будущего города возникла на левом берегу реки Бира, на месте основанного в 1912 г. селения Тихонькая, которое обслуживало строительство и эксплуатацию участка Амурской железной дороги. Застройка Тихонькой представляла собой типичный пример периферийного железнодорожного посёлка: деревянное здание вокзала, водонапорная башня, бревенчатые дома-пятистенки (все не сохранились).

С 1928 г. из-за притока переселенцев селение застраивалось стремительно и хаотично. В 1-й половине – середине 1930-х гг. возводились типовые деревянные и глинобитные дома-бараки вокруг центров местной промышленности: обозного завода, деревоотделочной фабрики «Деталь», швейной фабрики и др. Деревянные дома середины 1930-х гг. сохранились вдоль современных улиц Калинина и Транспортной.

В середине 1930-х гг. сложилась градостроительная ситуация, во многом повлиявшая на характер развития города в последующие периоды: территорией для строительства была определена узкая полоса между Транссибирской магистралью и рекой Бира.

В стремлении исправить существующую застройку и наметить пути развития города с 1933 по 1938 гг. создано несколько вариантов генерального плана Биробиджана: первый эскизный план, выполненный планировочным бюро № 7 института «Гипрогор» (1933–1934, архитекторы Д. А. Гандурин, С. А. Сальвин, под руководством Х. Майера ), генеральный план города, выполненный бригадой хабаровского треста «Дальпрогор» (1935–1936, руководитель Н. А. Орлов); второй эскизный план, выполненный «Гипрогором» (1937–1938, архитекторы А. А. Байдалинова, В. В. Покшишевский, под руководством Д. М. Пиллера). Каждый из генеральных планов, оставшихся только в эскизном варианте и не утверждённых на верхнем уровне, вносил изменения в существующую застройку левобережной части города, а также намечал строительство на правом берегу Биры, однако более благоприятные территории правобережья были заняты военным ведомством и город продолжил развиваться в пределах полосы между Транссибирской магистралью и рекой.

В застройке правобережного района сохранилось выполненное в стиле советского неоклассицизма здание военного госпиталя (1937–1938). Основной же массив довоенной архитектуры Биробиджана сосредоточен в центральных кварталах вдоль улиц Ленина, Горького и Октябрьской. Среди характерных примеров – здание облисполкома (1933–1935, ныне мэрия города), железнодорожный вокзал (1934–1936, архитектор Х. Майер), кинотеатр «Родина» (1935–1937, архитектор П. Е. Аппак), здания педагогического техникума (1936–1937), типографии и редакции биробиджанских газет (1938), гостиница «Биробиджан» (1937–1938, архитектор А. С. Савенков), здание библиотеки (1936–1944, архитектор В. Г. Гельфрейх ; ныне Биробиджанская областная универсальная научная библиотека имени Шолом-Алейхема и Областной краеведческий музей). В архитектуре сооружений этого периода преобладают черты постконструктивизма . В этот же период, согласно схеме Х. Майера, на левобережной стороне разбит парк культуры и отдыха (1936), который по проекту должен был дополнять так и не реализованный центральный парк на правом берегу. По линии наркомата просвещения в Биробиджане в середине – конце 1930-х гг. были построены несколько школ: ныне утраченные еврейская школа (1934–1935) и русская школа (1936–1938; на 880 мест; автор типового проекта архитектор А. А. Полгар), две школы на 280 мест – современные школы № 9 и № 10 (1938–1940, автор типового проекта архитектор А. Сапего). Еврейская школа, здание облисполкома и дом специалистов (1937–1938) сформировали первую городскую площадь (ныне площадь Дружбы) в пределах улиц Ленина и Шолом-Алейхема (в 1930-х гг. соответственно Постышевская и Партизанская). 14 сентября 2002 г. в центре площади был установлен памятник в знак дружбы между городами Биробиджан и Хэган (КНР).

В 1945–1950-х гг. в Биробиджане возобновилось строительство промышленных предприятий, возводились жилые дома по уже сформированной сетке улиц, в первую очередь по улице Шолом-Алейхема, ставшей главной магистралью города. В 1954–1958 гг. достроена ТЭЦ (проект утверждён в 1934). Построены крупные объекты административных и культурных учреждений: здание универмага (1954–1955, архитектор Р. П. Кухарский), Городской дворец культуры (1961–1963, автор типового проекта архитектор К. К. Бартошевич). В 1962–1967 гг. институтом «Ленгипрогор» разработан новый генеральный план Биробиджана (руководитель Л. Н. Путерман), исправленный и детализированный в 1975 г. тем же проектным институтом. Изначально призванные решить вопрос размещения новой индустриальной застройки генеральные планы 1967 и 1975 гг. определили возведение новых жилых кварталов в западной и восточной частях города (кварталы имени Бумагина, имени Стяжкина, кварталы в районе улиц Невской и Широкой), а также на правом берегу реки, что стало возможным после строительства капитального автодорожного и пешеходного моста (1962).

В 1960–1980-х гг. окончательно сформировался масштаб центральных улиц города, ветхая деревянная застройка сменилась типовыми капитальными зданиями высотой от трёх до пяти этажей, сформирован силуэт города со стороны реки. В 1970–1972 гг. на возвышении на правом берегу Биры построена телевизионная башня высотой 225 м, ставшая символом современного города.

Согласно генеральному плану также оформилась набережная Старого города, ключевыми архитектурно-композиционными узлами которой стали крупные здания Биробиджанской областной филармонии и девятиэтажного жилого дома, а также центральная площадь имени В. И. Ленина. По завершении строительства зданий областного комитета КПСС и исполкома областного Совета народных депутатов (1972–1975, архитекторы Е. Д. Мамешин, А. Е. Мамешин), а также установки памятника В. И. Ленину (1978, скульптор Л. Е. Кербель , архитектор Л. В. Мисожников) центральная площадь окончательно сформировалась. С западной стороны набережную фланкирует крупный объём здания Биробиджанской областной филармонии, спроектированного в русле советского модернизма архитекторами московского проектного института «Гипротеатр» (1981–1984, архитектор А. А. Агафонов). В отделке его фасадов использовалась розовая мраморная плитка из местного бираканского месторождения. Восточная граница набережной определена мостом на противоположный берег и высотной доминантой девятиэтажного жилого дома с одноэтажной пристройкой (1985) – самого крупного жилого дома в городе. По проекту 1967 г. центр Биробиджана должен был быть застроен жилыми домами в 9, 12 и 16 этажей, однако после внесённых изменений в нормы проектирования в сейсмических районах от этого варианта было решено отказаться.

В 1990–2000-х гг. в Биробиджане возведены культовые постройки: православные деревянная церковь Святителя Николая (1997–1999, архитектор А. К. Какорин), часовня Державной иконы Божией Матери (2001) и кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (2003–2005, архитектор А. К. Какорин), здания воскресной школы еврейской общины «Фрейд» (2000) и синагоги «Бейт Менахем» (2004).

Постсоветский период в истории архитектуры Биробиджана отмечен крупными проектами реконструкции городских дорог и площадей, установкой на них новых памятников. В 2003 г. организована привокзальная площадь (архитектор А. Е. Мамешин), на ней установлен памятник первым переселенцам (2004, художник В. А. Цап). В 2004 г. к 70-летнему юбилею Еврейской АО по проекту архитектора А. К. Какорина реконструирована Театральная площадь перед зданием филармонии (с добавлением скульптур).

В 2005–2009 гг. проведена реконструкция набережной Биры и создана пешеходная улица в центре города путём ограничения автомобильного движения по части улицы Шолом-Алейхема. С обеих сторон пешеходной улицы возведены крупные торговые объекты, изменившие масштаб застройки центральных кварталов: здания торговых центров «Мегаполис» (2008), ЦУМ (2011). В начале «Биробиджанского Арбата» поставлен памятник еврейскому писателю Шолом-Алейхему (2004, художник В. А. Цап, скульптор Цю Вэйгуй).

К 2015 г. с устройством Аллеи Героев завершилось формирование сквера Победы, заложенного в 1975 г. в квартале между улицами Октябрьской и Горького; в центре сквера возведена стела в память погибших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (1975), в 1984 зажжён Вечный огонь .

В стилевом отношении архитектура Биробиджана 2000-х – 2010-х гг. эклектична, выполнена в духе постмодернизма с широким применением стекла и фасадных панелей. Жилая архитектура этого периода представлена квартальной застройкой на месте сносимого ветхого деревянного фонда постройки конца 1930-х гг. в западном районе (квартал Лотос, конец 2000-х – начало 2010-х гг.) и в центральных кварталах города (застройка западного участка улицы Ленина, улица Шолом-Алейхема).

Наука. Образование. Библиотеки

Единственное научное учреждение Биробиджана – Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (1990), проводит научные исследования в области естественных и общественных наук.

В городе действует Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (1989), объединяет семь факультетов (два из них среднего профессионального образования) и один лицей (2010). Общее количество студентов университета составляет 1,323 тыс. человек (2021), лицеистов 107 человек.

Среди организаций среднего профессионального образования – Биробиджанский медицинский колледж (1935), Биробиджанский колледж культуры и искусств (1946 – Хабаровский краевой культурно-просветительный техникум по подготовке клубных и библиотечных работников, 1994 – Биробиджанский областной колледж культуры, 2014 – современные статус и название), Технологический техникум (1973), Политехнический техникум (1973).

На территории Биробиджана функционируют 37 муниципальных образовательных организаций (2021), в том числе: 20 дошкольных образовательных учреждений; 12 общеобразовательных учреждений; 4 учреждения дополнительного образования: детская музыкальная школа (1937), Центр детского творчества (1941), детская художественная школа (1973), детско-юношеская спортивная школа (1991). Открыта детская цирковая студия «Счастливое детство» (с 1972, при Городском дворце культуры). Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет включительно – 74,3 % (2020).

С 2019 г. в городе начал работать детский технопарк «Кванториум».

В Биробиджане расположен Государственный архив Еврейской АО (1940; вместимость 400 тыс. единиц хранения, 2021) и 2 библиотеки: Биробиджанская областная универсальная научная библиотека имени Шолом-Алейхема (1940), Центральная городская библиотека (1976; включает 5 филиалов, в том числе Центр детской и юношеской книги).

Музеи

Работают Областной краеведческий музей (создан в 1944–1945; свыше 73 тыс. единиц хранения, коллекции предметов из археологических раскопок, исторических документов о Еврейской АО, предметов иудаики, личных вещей географа Г. И. Радде и др.), Музей современного искусства Еврейской АО (1988–1989; картины дальневосточных художников), Музей Центра детского творчества (1984), Музей противопожарной пропаганды в Еврейской АО (1988), Музей иудаики религиозной общины «Фрейд» (2005), единственный в России Музей истории пенсий (2008).

Музыкальная жизнь

В Биробиджане существуют детские и юношеские вокально-танцевальные коллективы, в их числе – ансамбль еврейской песни «Иланот» (1999). С 2003 г. при Центре народного творчества Еврейской АО функционирует вокальный ансамбль «Роза ветров» (с 2006 – в статусе народного коллектива).

Главная концертная площадка автономной области – Биробиджанская областная филармония (1977). Творческий коллектив филармонии регулярно выезжает с концертами в районы Еврейской автономной области, Амурской области, Приморского и Хабаровского краёв, участвует в фестивалях.

Театральная жизнь

В 1934–1949 гг. в городе работал Биробиджанский государственный еврейский театр имени Л. М. Кагановича (БирГОСЕТ). Основу труппы составили ученики С. М. Михоэлса – выпускники театрального училища при московском ГОСЕТе . Первым директором стал будущий писатель Э. Г. Казакевич (в 1935–1938 заведующий литературной частью театра; перевёл для труппы на идиш пьесы Э. Ростана , М. Горького , К. Гуцкова , А. Н. Арбузова и др.). Театр был закрыт в разгар компании по борьбе с «буржуазным космополитизмом» в 1949 г. Некоторые из оставшихся в Биробиджане актёров БирГОСЕТа внесли существенный вклад в деятельность функционировавших в городе в 1960–1970-х гг. Русского и Еврейского народных театров. В 1977–1995 гг. работал Камерный еврейский музыкальный театр. Из-за организационных и финансовых трудностей в 1995 г. Законодательное собрание народных депутатов Еврейской АО приняло решение о ликвидации театра.

В Биробиджане работают самодеятельные коллективы: еврейский народный музыкально-драматический театр «Когелет» (2003), детская хореографическая студия «Мазлтов» (1984), театр кукол «Кудесник» (1990), а также театр-студия «Образ», студенческий театр-студия Ets Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, студенческий театр «Метафора» Биробиджанского колледжа культуры и искусств, театр-студия «Обыкновенное чудо», театр танца «Авансцена», театр танца «Премьера» и др.

В 2002 г. на базе театра танца «Сюрприз» (организован в 1994) учреждена Детская хореографическая школа. Центр народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия Еврейской автономной области (создан в 1979, современный статус с 2011).

Редакция театра, кино, танца

Фестивали. Городские праздники

На сцене Биробиджанской областной филармонии проводятся Международный фестиваль еврейской культуры и искусства (1989; до 1999 – Фестиваль еврейской песни и музыки; 1 раз в 2 года), Дальневосточный межрегиональный фестиваль славянской культуры «Русь многоликая» (с 2000).

В городе проводятся региональный фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Театральная весна», областной фестиваль художественной самодеятельности воспитанников детских домов и школ-интернатов Еврейской АО «Росток надежды» (с 1992; 1 раз в 2 года), ежегодный фестиваль самодеятельного театрального творчества «Маска» (с 2003), фестиваль национальных культур «В семье единой» (с 2011) и др. В 2019 г. в рамках Года театра в России состоялся межрегиональный фестиваль детских самодеятельных театральных коллективов «Театральные подмостки».

Ежегодно на городском уровне отмечаются еврейские праздники (Пурим, Песах, Лаг ба-Омер, Рош ха-Шана, Суккот, Симхат Тора, Ханука). Также в Биробиджане проводится фольклорный праздник «Веселись, Масленица!».

Парки

Среди зелёных зон города выделяется парк культуры и отдыха (1936), расположенный в центре города. В 1964 г. с целью защиты территории парка от разливов Биры построена дамба.

В 1975 г. близ железнодорожного вокзала открыт сквер имени 30-летия Победы (с 2001 – сквер Победы). В его северо-восточной части расположен мемориальный комплекс, получивший статус объекта культурного наследия регионального значения (2014).

На территории города в 1995 г. основан дендрологический парк (площадь 19 га, 2021), территория которого относится к Дальневосточной хвойно-широколиственной лесной области. Преобладают хвойно-широколиственные леса с обилием аборигенных речных видов растений, произрастают растения, занесённые в Красную книгу РФ и Красную книгу Еврейской АО: адонис амурский, пионы обратнояйцевидный и молочноцветковый, карагана маньчжурская, венерин башмачок настоящий, лимонник китайский и др. Дендропарк находится под охраной Департамента по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской АО, проводится высадка древесных растений.

Здравоохранение

В городе действуют областная, детская областная, психиатрическая, инфекционная больницы, онкологический, противотуберкулёзный и кожно-венерологический диспансеры и ряд других государственных и частных медицинских учреждений.

Спорт

Наиболее популярные виды спорта – хоккей с мячом, бокс, борьба, теннис, настольный теннис, восточные единоборства и др. Главная спортивная команда города по хоккею с мячом – «Надежда» (основана в 1939 под названием «Металлист», впоследствии неоднократно меняла название, с 1992 – современное название); принимает соперников на стадионе «Дальсельмаш» (около 3 тыс. мест). Другой известный стадион города – «Дружба» (12 тыс. мест; прежнее название – «Строитель»). В сентябре 2020 г. открыта первая в истории города крытая ледовая арена «Победа».

Хозяйство

Биробиджан – административный, торговый, промышленный, образовательный и культурный центр Еврейской АО. Объём отгруженных товаров собственного производства – 4289,5 млн руб. (2017; 19,6 % областного показателя), в том числе обеспечение электрической энергией, газом и водоснабжением – 3408,4 млн руб. (свыше 90 % областного значения). Среднегодовая численность работников организаций – 19,7 тыс. человек (2018; 44,9 % среднего значения по области), численность безработных – 418 человек (около 7,0 % от суммарного по области). Общее количество предприятий и организаций – 2,087 тыс. единиц (2017), свыше 20 % приходится на торговлю.

Оборот розничной торговли – 6407,1 млн руб. (2017; 85 % оборота автономной области). На территории городского округа функционируют крупные торговые центры «Гигант» и «Великан», развиваются продовольственные сети соседних регионов Дальнего Востока, такие как «Самбери», «Столица» (обе – из Хабаровского края), «Винлаб» (из Приморского края), торговая сеть товаров для дома и красоты «Любимый» (из Хабаровского края) и торговые точки сетей «Оджи», «О’Стин», «Селла» и др. В целях обеспечения реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров местных производителей регулярно проводятся розничные ярмарки.

Туризм является одним из направлений развития экономики Биробиджана (в 2018 город посетило около 3 тыс. китайских туристов); реализуется проект въездного туризма «Еврейское местечко».

Доля занятых на крупных и средних предприятиях крайне незначительна (по виду деятельности «обрабатывающие производства» – 1,5 % занятых на предприятиях города; «обеспечение электрической энергией, газом и водой» – 7,1 %, 2017). Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности – лёгкая и пищевкусовая. Среди предприятий лёгкой промышленности: швейная фабрика «Виктория» (около 4,0 млн пар чулочно-носочных и свыше 1,5 млн штук трикотажных изделий в год, 2017) и Биробиджанская обувная фабрика «Росток» – единственное обувное предприятие на Дальнем Востоке (39,9 тыс. пар, 2016).

Пищевкусовая промышленность представлена малыми и средними предприятиями, основная выпускаемая продукция – колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, рыбные консервы, молочная продукция, хлебобулочные изделия. Основные предприятия: колбасный завод «Бридер» (2015; единственное мясоперерабатывающее предприятие в Еврейской АО; 900 т колбасных изделий, копчёностей и полуфабрикатов в месяц, 2017), молочный завод «Бипико Сыр» (переработка 15 т цельного коровьего молока, производство 1,2 т сыров, 3,6 т йогурта, 1,0 т сметаны в сутки, 2017), «Рыбная компания» (переработка рыбы; рыбные консервы, солёная и копчёная рыба), ликёро-водочный завод «Тайга-Восток», «АгроСояКомплект-Биробиджан» (переработка соевых бобов, соевое масло, жмых и шрот).

Среди предприятий других отраслей промышленности: электротехническая компания «Биробиджанский завод силовых трансформаторов» (с 2012 входит в производственную группу «Трансформер»; специализируется на производстве трансформаторов общего и специального назначения), завод лёгких металлических конструкций «Шанс», мебельный комбинат «ФОМА» (торговая марка FOMA; корпусная, офисная и специальная мебель), мебельная фабрика, кирпичный завод «Брик» (мощность 30 млн полнотелого строительного кирпича в год), завод железобетонных изделий и предприятие компании «Синтез» (изделия из бетона, гипса и цемента).

Теплоснабжение города и ближайших окрестностей обеспечивает Биробиджанская ТЭЦ (1958; установленная тепловая мощность 338 Гкал/ч), работающая в режиме котельной.

Окрестности

В 33 км к северу от Биробиджана – Государственный природный заповедник Бастак (1997; площадь 127,1 тыс. га, 2021), созданный для охраны экосистем северного Приамурья – хвойно-широколиственных (кедрово-липовых) лесов.

Опубликовано 9 июня 2023 г. в 15:22 (GMT+3). Последнее обновление 6 июля 2023 г. в 17:26 (GMT+3). Связаться с редакцией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *