Аэроэкспресс это какой вид транспорта
Перейти к содержимому

Аэроэкспресс это какой вид транспорта

  • автор:

Аэроэкспресс

Аэроэкспресс

Аэроэкспрессы Москвы – это самый практичный, быстрый и удобный вид транспорта, позволяющий добраться до аэропортов Внуково, Домодедово, Шереметьево, а также до центра Москвы из этих авиаузлов. ООО «Аэроэкспресс» является фирмой, которая специализируется на интермодальных пассажирских перевозках. Название фирмы получили и электропоезда, поэтому их чаще всего называют «аэроэкспрессами».

Аэроэкспресс

Главный центр «Аэроэкспресс» находится на территории аэропорта Шереметьево. В год данным транспортом пользуются миллионы пассажиров. Рекордное число пассажиров было достигнуто в 2013 году и составляло свыше 20 миллионов. В среднем каждый день компания обслуживает 198 маршрутов. Поезда представляют собой 11 двухэтажных состава фирмы Stadler и 8 одноэтажных поездов отечественного производства.

История движения поездов

Первые поезда такого формата стали отправляться в 2002 году. Тогда было принято решение соединить железнодорожные вокзалы с международными аэропортами. Кроме того, на протяжении 10 лет был аэроэкспресс, который доставлял пассажиров в город Лобня, пригород Москвы. С 2011 года стали осуществляться провозки в пригородных направлениях.

В 2012 году компания «Аэроэкспресс» стала заниматься перевозками за пределами столицы России. Тогда был соединен аэропорт Адлер с железнодорожным вокзалом города Сочи. Однако их союз был недолгим, и через год перевозчик передал свои полномочия компании «РЖД». В 2013 году был запущен аэроэкспресс в Казани, между вокзалом и аэропортом. Такая потребность возникла в связи с проведением Летней Универсиады. Однако, через два года сотрудничество компании с Казанью, как и с Владивостоком было прекращено.

В 2017 году составы были заменены на более современные. Запустили двухэтажные поезда фирмы «Stadler» из Домодедово и Внуково. А вот до Шереметьево данные составы ходить не будут, из-за преград на Белорусском вокзале. Преимуществом новых поездов является, прежде всего, вместимость, которая увеличилась на 20 %, а также скорость передвижения, которая составляет до 160 км/час. Ехать в таких поездах довольно комфортно. Кресла удобные и трансформируются. Имеются розетки, это очень удобно для подзарядки мобильных устройств. Кроме того предоставляется бесплатный доступ к интернету благодаря беспроводной сети Wi-Fi.

Примечательно, что принято называть подобным образом и поезда, соединяющие международные аэропорты Кольцово с Екатеринбургом и Курумоч с Самарой. В 2009 году компания вошла во всемирную ассоциацию интермодальных перевозок International Air Rail Organization (IARO).

Почему выбирают Аэроэкспресс?

  1. Значительная экономия времени. Пробки, плохие погодные условия, загруженность на дорогах делает поездки на такси и автобусе долгими и неудобными. Другое дело аэроэкспресс. Он делает немного остановок, имеет фиксированное время пути, в среднем 45 минут. Кроме того, поезда курсируют регулярно, обычно каждые полчаса. Это позволяет легко рассчитать время и избежать ненужного стресса.
  2. Цена на проезд. Конечно, если сравнивать с поездкой на такси то аэроэкспресс будет более выгодным вариантом, особенно для семей. Услуги такси стоят около 2000 рублей, значительно больше, чем на поезде.
  3. Комфорт и безопасность. Поезда движутся плавно, в одном темпе. А вот такси часто движется слишком быстро, что порой делает поездку волнительной. Вагоны оснащены кондиционерами. Имеются столики для перекуса и чтения. В аэроэкспрессе можно купить холодные или горячие напитки.

Аэроэкспресс это какой вид транспорта

Главный вопрос — каково определение общественного пригородного транспорта?
Предистория такова. Есть у меня знакомый, который служит в ПВО в области. Убывая в отпуск, он улетал с семьей из Домодедово, до которого добирался самым надежным способом — аэроэкспрессом. Как известно, военнослужащим пока еще оплачивается дорога в отпуск, соответсвенно, должна оплачиватсья и дорога до аэропорта. Но в этом году ему отказываются оплатить аэроэкспресс, ссылаясь на постановление правительства №47 от 31 января 2005 г.:
.
для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) . производится выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах.
.
Т.е. говорят, что проезд на аэроэкспрессе уже компенсирован вышеупомянутым постановлением. Вот я и заинтересовался, насколько аэроэкспресс попадает под общественный пригородный транспорт? Ездят ли в нем бесплатно пенсионеры? Ездят ли пенсионеры бесплатны, например, в мытищинском экспрессе? А до Тулы обычной электричкой, экспрессом? Знакомому кажется, что до закона о монетизации, ему оплачивали аэроэкспресс, т.е. тогда военные в нем платили. Значит была какая ж.д. уловка, позволившая вывести аэроэкспресс из пригородного общественного траспорта.
З.Ы. а попадает ли под пригородный общественный транспорт автобус-экспресс Домодедовская-Домодедово? В нем то точно все платят.

Редактировано 3 раз(а). Последний раз 28.09.07 22:35 пользователем Александр К..

автобус в домодедово
житель ЗАО 29.09.2007 19:52

> З.Ы. а попадает ли под пригородный общественный
> транспорт автобус-экспресс
> Домодедовская-Домодедово? В нем то точно все
> платят.
С автобусами система какая: все маршруты проходят регистрацию в соответствующем органе субъекта РФ (в данном случае — Минтрансе МО по согласованию с ДТиС Москвы) и далее если власти выделяют дотации на его обслуживание, то маршрут работает в режиме ТОП (с предоставлением льгот и проездных), если нет (как в данном случае) — то коммерция

Re: Определение пригородного общественного транспорта
Toman 29.09.2007 21:04

Что касается пенсионеров просто как таковых — не знаю. А вот конкретно с моим отцом оказалось вот что — а он пенсионер и одновременно ветеран труда, совершенно неожиданно оказалось, что когда он летел из Домодедово в командировку, то оказалось, что проезд в аэроэкспрессе для него бесплатный (именно по соцкарте). Чего никто заранее даже не ожидал, по понятным причинам.

Re: автобус в домодедово
Александр К. 29.09.2007 21:13

житель ЗАО писал(а):
——————————————————-
> С автобусами система какая: все маршруты проходят
> регистрацию в соответствующем органе субъекта РФ
> (в данном случае — Минтрансе МО по согласованию с
> ДТиС Москвы) и далее если власти выделяют дотации
> на его обслуживание, то маршрут работает в режиме
> ТОП (с предоставлением льгот и проездных), если
> нет (как в данном случае) — то коммерция
Юридически коммерция не является общественным транспортом, в данном случае пригородного сообщения?

Вот что написано на avtoline.ru: «для . Автолайн . установлен статус предприятий транспорта общего пользования«, но, вероятно, с юридической точки зрения общего пользования не есть общественный. У Автолайна есть хоть один маршрут, в котором действуют обычные талончики и проездные?

А на mosgortrans.com сказано явно: «Подвижной состав «Мосгортранса» выполняет более 47 % от общего объема пассажироперевозок, осуществляемых в городе общественным транспортом«. Остальные 53% приходится на метрополитен?

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.09.07 21:14 пользователем Александр К..

Re: Определение пригородного общественного транспорта
Александр К. 29.09.2007 21:17

Toman писал(а):
——————————————————-
> Что касается пенсионеров просто как таковых — не
> знаю. А вот конкретно с моим отцом оказалось вот
> что — а он пенсионер и одновременно ветеран труда,
> совершенно неожиданно оказалось, что когда он
> летел из Домодедово в командировку, то оказалось,
> что проезд в аэроэкспрессе для него бесплатный
> (именно по соцкарте). Чего никто заранее даже не
> ожидал, по понятным причинам.
А социальная карта просто пенсионера и пенсионера-ветерана труда чем то различаются?
Кстати, есть же некоторое московское постановление, по которому в маршрутках одно место выделяется бесплатно для ветеранов войны. Только для ветеранов войны и только одно место или список шире?

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.09.07 21:18 пользователем Александр К..

Re: автобус в домодедово
Антон Чиграй 29.09.2007 21:30

> Юридически коммерция не является общественным
> транспортом, в данном случае пригородного сообщения?

Юридически общественным транспортом ничто являться не может (см. ниже).

> Вот что написано на avtoline.ru: «для . Автолайн
> . установлен статус предприятий транспорта
> общего пользования», но, вероятно, с юридической
> точки зрения общего пользования не есть общественный.

НЯЗ, законодательно определённого термина «общественный транспорт» не существует.

> У Автолайна есть хоть один маршрут, в котором действуют
> обычные талончики и проездные?

«Обычных талончиков и проездных» в Москве и Московской области не существует вообще. Все существующие средства предварительной оплаты проезда выпускаются только конкретными перевозчиками и действительны только в транспортных средствах, принадлежащих «эмитенту».

> А на mosgortrans.com сказано явно: «Подвижной
> состав «Мосгортранса» выполняет более 47 % от
> общего объема пассажироперевозок, осуществляемых в
> городе общественным транспортом». Остальные 53%
> приходится на метрополитен?

А это вообще бред.

Re: Определение пригородного общественного транспорта
Антон Чиграй 29.09.2007 21:37

> А социальная карта просто пенсионера и
> пенсионера-ветерана труда чем то различаются?

Различаются. Парой байт в мозгах карты.

> Кстати, есть же некоторое московское постановление,
> по которому в маршрутках одно место выделяется бесплатно
> для ветеранов войны. Только для ветеранов войны и только
> одно место или список шире?

Только одно место. Список может расширяться, в общем случае он свой у каждого перевозчика. Где-то только инвалиды войны, где-то все участники войны, где-то участники войны + все инвалиды I-II групп, и т.д.

Re: автобус в домодедово
Александр К. 29.09.2007 21:37

Антон Чиграй писал(а):
——————————————————-
> . законодательно определённого термина
> «общественный транспорт» не существует.
А как бы юридически подтвердить, что не существует юридического понятия «общественный транспорт».

> «Обычных талончиков и проездных» в Москве и
> Московской области не существует вообще. Все
> существующие средства предварительной оплаты
> проезда выпускаются только конкретными
> перевозчиками и действительны только в
> транспортных средствах, принадлежащих «эмитенту».
А где кроме Мосгортранса и его областного коллеги существуют средства предварительной оплаты проезда?

> Различаются. Парой байт в мозгах карты.
То есть, может быть так, что в аэроэкспрессе просто пенсионерам проезд платный?

> Только одно место.
Независимо от вместимости — хоть Газель, хоть Scania?

> Список может расширяться.
Но, в любом случае, просто пенсионеров в нем не бывает?

Редактировано 4 раз(а). Последний раз 29.09.07 21:51 пользователем Александр К..

Re: автобус в домодедово
Александр К. 29.09.2007 22:26

Александр К. писал(а):
> А как бы юридически подтвердить, что не существует
> юридического понятия «общественный транспорт».
Вот что удалось обнаружить благодаря форуму На связи.ru:
1. неюридическое определение:
«Общественный транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкой публикой.
Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).
Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.
За редким исключением, услуги общественного транспорта предоставляются за определённую плату. Транспортное средство не является при этом собственностью пассажира.
В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ей. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома).
Кроме того, такие виды транспорта как, например, самолёт, формально удовлетворяющие всем требованиям, на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. По той же причине к общественному транспорту не относят роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси.
Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п. так как их функцей не является перевозка пассажира.»;

2. Есть некое письме минтранса от 5 ноября 2003 года №УАПТ-1/1-784-ис, найти бы его полностью:
«Под городским общественным транспортом следует понимать транспорт общего пользования, так как его услугами может воспользоваться любой гражданин или юридическое лицо.»;

3. ГК РФ:
«Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования. «.

Итак, получается, что упомянутое ранее постановление правительства некорректно, так как использует в себе неопределенное понятие общественного транспорта.

Редактировано 3 раз(а). Последний раз 05.10.07 22:29 пользователем Александр К..

талончики и проездные
житель ЗАО 30.09.2007 14:30

> «Обычных талончиков и проездных» в Москве и
> Московской области не существует вообще. Все
> существующие средства предварительной оплаты
> проезда выпускаются только конкретными
> перевозчиками и действительны только в
> транспортных средствах, принадлежащих «эмитенту».

В Московской области как раз есть 😉 (смотрим на любой проездной билет по МО)

В АЛ льготы одни и те же что и в МГТ, разница в кол-ве мест только СКМ автолайновцы упорно не признают (-)

житель ЗАО 30.09.2007 14:33

Александр К. писал(а):
——————————————————-
> Toman писал(а):
> —————————————————
> ——
> > Что касается пенсионеров просто как таковых —
> не
> > знаю. А вот конкретно с моим отцом оказалось
> вот
> > что — а он пенсионер и одновременно ветеран
> труда,
> > совершенно неожиданно оказалось, что когда он
> > летел из Домодедово в командировку, то
> оказалось,
> > что проезд в аэроэкспрессе для него бесплатный
> > (именно по соцкарте). Чего никто заранее даже
> не
> > ожидал, по понятным причинам.
> А социальная карта просто пенсионера и
> пенсионера-ветерана труда чем то различаются?
> Кстати, есть же некоторое московское
> постановление, по которому в маршрутках одно место
> выделяется бесплатно для ветеранов войны. Только
> для ветеранов войны и только одно место или список
> шире?

Re: автобус в домодедово
Vlad 02.10.2007 01:55

> А где кроме Мосгортранса и его областного коллеги
> существуют средства предварительной оплаты
> проезда?

В Московском метрополитене

> Независимо от вместимости — хоть Газель, хоть
> Scania?

По Автолайну могу сказать, что зависит от конкретного маршрута
Например, в Сканиях на маршруте 398 (от м. Теплый Стан в г. Троицк) 4 места (самые передние в салоне)предоставлены для бесплатного проезда всех владельцев СКМ (т.е. всех имеющих право на льготный проезд в МГТ, а не только участников/инвалидов войны)

> Но, в любом случае, просто пенсионеров в нем не
> бывает?

Как видите — бывают.

Re: автобус в домодедово
Александр К. 05.10.2007 22:34

Vlad писал(а):
> В Московском метрополитене
Тогда уж и на железной дороге:)
> Как видите — бывают.
Опять же касательно ж.д. — на обычных электричках бесплатно могут ездить все пенсионеры или только начиная с ветеранов труда? И, повторюсь, тот же вопрос касательно аэроэкспресса?

Полагаю, так:
ZavGar 05.10.2007 23:25

Общественный транспорт (транспорт общего пользования):
1)движущийся по установленным маршрутам согласно расписанию (или в опрелелённые часы суток с известным интервалом) и с заренее определёнными остановками.
2)услуги предоставляются на условиях публичной оферты, т.е. любому желающему, способному заплатить по тарифу.
3)лица, в настоящий момент пользующиеся этим транспортом, не в праве препятствовать другим лицам воспользоваться этим же транспортным средством (единицей подвижного состава), в отличие от такси.

Компания

«Аэроэкспресс» – динамично развивающаяся компания, осуществляющая железнодорожные пассажирские перевозки между столицей и аэропортами Московского авиационного узла (Шереметьево, Домодедово и Внуково), а также автобусные экспресс-перевозки между станцией метро «Ховрино» и аэропортом Шереметьево, станцией метро «Домодедовская» и аэропортом Домодедово. Компания основана в 2005 году.

«Аэроэкспресс» является неотъемлемой частью современной транспортной системы Московского региона. В условиях загрузки основных автомагистралей компания предоставляет удобный и точный по времени способ добраться до аэропорта практически из любой точки Москвы и напрямую способствует улучшению автомобильного трафика. Железнодорожные терминалы и станции, с которых отправляются поезда «Аэроэкспресс», удобно расположены вблизи станций Московского метрополитена и Московского центрального кольца. Это позволяет пассажирам делать удобные и быстрые пересадки с одного вида транспорта на другой.

С момента основания «Аэроэкспресс» перевез порядка 170 млн пассажиров.

Подвижной состав

В 2017 году «Аэроэкспресс» первым в России запустил двухэтажные электропоезда нового поколения. Составы были разработаны по специальному техническому заданию компании с учетом специфики перевозок в аэропорт. Сегодня эти поезда курсируют по маршруту Одинцово – Белорусский вокзал – аэропорт Шереметьево. Компания эксплуатирует 11 двухэтажных поездов. Каждый вагон оснащен несколькими экранами, розетками, удобными креслами, полками для багажа, системой климат-контроля. Также компания эксплуатирует 7 одноэтажных составов, разработанных по специальному заказу на Демиховском машиностроительном заводе, и 3 скоростных поезда «Ласточка».

Сервисное обслуживание и ремонт подвижного состава производится в собственном депо компании. Оно было создано в 2012 году на базе арендованных площадей Локомотивного депо имени Ильича. «Аэроэкспресс» — первый частный перевозчик в пригородном пассажирском сообщении, самостоятельно обслуживающий эксплуатируемый подвижной состав. В настоящее время в депо осуществляется обслуживание более 50 составов, принадлежащих компании «Аэроэкспресс», а также Центральной пригородной пассажирской компании.

Экспресс-автобусы

В 2019 году компания запустила первый регулярный автобусный экспресс-маршрут от станции метро «Ховрино» до терминалов В и С аэропорта Шереметьево. Маршрут проходит по платной трассе М-11 без дополнительных остановок, время в пути составляет порядка 20 минут. На маршруте задействованы современные низкопольные автобусы, оснащенные кондиционерами и багажными полками.

В 2022 году заработал второй автобусный экспресс-маршрут №1185 от станции метро «Домодедовская» до аэропорта Домодедово. Пассажиров перевозят автобусы туристического класса с высоким комфортабельным салоном и просторным багажным отделением. Поездка занимает 30-40 минут, при минимальной загруженности дороги – около 20 минут.

Промежуточные остановки

С 2018 года компания начала работу по интеграции в транспортный каркас Москвы, благодаря чему пассажирам «Аэроэкспресс» стали доступны удобные и быстрые пересадки на метро, МЦК, МЦД и пригородные направления.

В 2018 году появились первые промежуточные остановки на Окружной на маршруте до Шереметьево и на Верхних Котлах на маршруте до Домодедово. Обе станции интегрированы с одноименными станциями МЦК.

В 2019 году «Аэроэкспресс» был интегрирован с МЦД-1 и маршрут из Шереметьево был продлен до Одинцова. Благодаря этим изменениям добраться в аэропорт Шереметьево напрямую, без пересадок и за фиксированное время и стоимость стало возможным не только с Белорусского вокзала и Окружной, но и еще с 12 станций: Одинцово, Баковка, Сколково, Немчиновка, Сетунь, Рабочий Поселок, Кунцевская, Славянский бульвар, Фили, Тестовская, Беговая, Савеловская, которые в совокупности имеют пересадки на 10 из 15 линий метро, включая МЦК.

В 2021 году были введены остановки в городе Домодедово на Домодедовском направлении и на ТПУ «Аминьевская» Внуковского направления, где пассажиры за считанные минуты по подземному переходу могут перейти на одноименную станцию БКЛ метро.

Сервисы для пассажиров

Приобрести билет на «Аэроэкспресс» можно на сайте компании, в одноименном мобильном приложении, в кассах и билетных автоматах, у сотрудников в общих и «чистых» зонах аэропортов, на турникетах, у партнеров – на сайтах авиакомпаний, в приложении Сбербанк Онлайн и в онлайн-трэвел агентствах.

Оплатить поездку онлайн можно различными способами: при помощи банковской карты, сервисов SberPay, Yandex Pay, СБП (Система быстрых платежей), счета Билайн.

Оплата на турникетах возможна банковскими картами платежных систем MasterCard, Maestro, Мир, Union Pay и Visa или при помощи мобильного устройства с подключенными платежными сервисами Samsung Pay, Sber Pay и Mir Pay с привязанной картой платежной системы «Мир», а также транспортной картой «Тройка» и с помощью системы биометрической оплаты.

Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями доступна бесплатная услуга сопровождения «Персональный помощник».

Терминалы

У компании есть собственный железнодорожный терминал в Южном терминальном комплексе аэропорта Шереметьево площадью более 50 000 кв. м, составляющий единый транспортный узел с терминалами Шереметьево D, E и F. Все терминалы, включая терминал «Аэроэкспресс», соединены между собой пешеходными галереями. В терминале три пути, две платформы с навесом и пятиэтажный пассажирский комплекс, в котором расположены кассовая зона, магазины, кафе и отели, офисные помещения (в том числе офис и Единый диспетчерский центр компании «Аэроэкспресс»).

В 2021 году компания открыла железнодорожный терминал в аэропорту Домодедово общей площадью 23 600 кв. м. Он включает две железнодорожные платформы с навесом, четыре пути и четырехэтажный многофункциональный комплекс для обслуживания пассажиров, в котором также есть кассы и билетные автоматы, магазины, кафе и отель. Аэровокзал соединен с терминалом «Аэроэкспресс» удобной пешеходной галереей. Маршрут от аэроэкспресса до стоек регистрации занимает не более пяти минут.

«Аэроэкспресс» имеет также железнодорожный терминал на Павелецком вокзале, его площадь составляет 2 000 кв. м. На территории терминала есть отдельный выход на ж/д платформу, лифты и эскалаторы, авиакассы.

Социальная ответственность

В своей деятельности «Аэроэкспресс» учитывает интересы социально незащищённых слоёв населения. Пассажирам с ограниченными физическими возможностями предоставляется бесплатная услуга «Персональный помощник». Вагоны электропоездов оборудованы откидными рампами для пассажиров в коляске, специальными местами и туалетными комплексами, приспособленными для маломобильных граждан. Кассы в терминалах компании оснащены переговорными устройствами для людей с пониженным слухом. Платформы вокзалов и терминалов оборудованы тактильной плиткой, позволяющей незрячим пассажирам передвигаться самостоятельно. Двухэтажные поезда оснащены уникальным лифтом для перемещения пассажиров в инвалидных колясках между этажами.

Также компания предоставляет льготный (бесплатный) проезд гражданам-получателям социальных услуг федерального и регионального уровней.

«Аэроэкспресс» является обладателем сертификата, подтверждающего полное соответствие деятельности компании требованиям международного стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Свидетельство было выдано Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта.

Аэроэкспресс это какой вид транспорта

30 мая 2019 года

Автор Максим Корсаков

Давайте поговорим о том, как устроен «Аэроэкспресс», почему в нём почти не слышно шума, куда ему засунули аккумулятор, и как вообще всё устроено в самом поезде. И в депо тоже, потому что компания «Аэроэкспресс» имеет свои поезда, своё депо для их обслуживания и свои бригады машинистов. То есть всё своё, кроме рельсов и электричества.

На этой фотографии из депо видно три поколения электропоездов: новый двухэтажный поезд ЭШ2, довольно старый ЭД4 (таким было первое поколение экспрессов до аэропорта) и ЭГ2Т, «средняя» по характеристикам между ними хорошая рабочая лошадка, которую тоже ремонтируют в депо Аэроэкспресса.

Это очень, очень интересный пример компании на инфраструктуре РЖД.

Что это такое?

Аэроэкспресс — это комфортабельный электропоезд до аэропортов Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово и Шереметьево) с Киевского, Павелецкого и Белорусского вокзалов из Москвы. Быстрый способ попасть из города в аэропорт с минимумом остановок: из Домодедово есть остановка на пересадочном контуре Верхних Котлов, а из Шереметьево — теперь на Окружной, и всё это мимо пробок. Как и везде в мире, такой способ дороже классического общественного транспорта, но дешевле такси. Перевозка по международным определениям считается интермодальной, поскольку бесшовная — это доставка пассажиров из хаба в хаб (с аэропорта на вокзал).

Как всё начиналось?

В 2005-2007 годах компания только продавала билеты. Подвижной состав и всё, что с ним связано, был арендован у РЖД. В 2008 году были закуплены первые собственные поезда (которые курсируют до сих пор на Шереметьевском направлении). Вот один из них на обслуживании:

В 2011 году появилась первая собственная локомотивная бригада, то есть кроме поездов компания «Аэроэкспресс» начала работать и с эксплуатацией.

В 2012 году забрали себе и обслуживание, для чего взяли в долговременную аренду старинное депо около Белорусского вокзала, построенное ещё в XIX веке для паровозов. Вот поворотный круг:

Что за депо?

Часть с веером — это депо, построенное в XIX веке. За ним — уже нормальное, более современное депо образца 1960 года из трёх ступеней (помещений). Именно эти три ступени взял «Аэроэкспресс» и начал модернизировать.

Исторически это паровозное депо. Каждая ступень должна была вместить два паровоза на одной канаве (из нескольких канав), то есть длина корпусов была по 72 метра на ступень. Потом из-за новых видов тяги — дизельной и электрической — депо расширили. Первая ступень осталась неизменной. Вторая удлинилась, к части со сводами достроили продолжение. Вот старые своды:

Вторая ступень стала 125 метров. Третья ступень — это самая новая часть, длиной уже 260 метров, её достраивали дольше всего. Это сейчас единственное депо в Москве и области с цехом не прямой, а изогнутой формы. Эту изогнутую часть закончили в 1975-1976 годах из-за развития пригородных перевозок. Тогда пригородные поезда состояли из двух вагонов, потом — из шести на электропоезде рижского производства. Потом составность стала расти. Достроили депо на 12 вагонов ЭР2 (сейчас эти поезда почти все списаны). Латвийский завод, кстати, до сих пор делает компоненты, которые применяются в ЭД4, новых ЭП2, и на «Иволгах» с третьего номера — тоже компоненты Рижского завода. Сейчас электрическую часть делает Латвия, поставляет вагонокомплекты на ТВЗ, а там их собирают, делают пуско-наладку, испытания и вводят в эксплуатацию.

Как появились двухэтажные Аэроэкспрессы?

В 2012 году стало понятно, что пассажиропоток будет расти. Через три года нужно было новое решение. Традиционное — прицепить ещё вагонов. Но расчётные 12 вагонов не помещались на платформы, а модифицировать платформы — удовольствие не из дешёвых.

Вторая особенность — чем длиннее поезд, тем выше затраты на его эксплуатацию на инфраструктуре железных дорог.

Мировой опыт — два этажа. За образец взяли немецкую Deutsche Bahn и голландскую NS. Решили закупить двухэтажные поезда. Сейчас современный шестивагонный поезд Аэроэкспресса имеет больше посадочных мест, чем десятивагонный первого поколения, обслуживается в 6 раз реже, и затраты на его эксплуатацию гораздо меньше.

Закупили новые поезда, сдали арендованные обратно в РЖД. Сейчас в собственности 7 ЭД4МКМ-АЭРО и 11 ЭШ2. Из двухэтажных девять 6-вагонные и два 4-вагонные. Двухэтажные ходят во Внуково и Домодедово, но не могут в Шереметьево. Физически пролезают, но не могут пройти по допускам приближения строений. Этот вопрос сейчас обсуждается, надо на одном из путепроводов чуть поднять контактный провод.

Как выбирали вендора для двухэтажного поезда?

Объявили тендер, в рамках которого нужно было довольно много чего разрабатывать под особенности именно Аэроэкспресса с учётом опыта эксплуатации и потом производить, поставлять и обслуживать поезда по гарантии. В финал тендера прошли Stadler (читается «Штадлер»), Škoda, и Alstom. Были заявки из Китая и Кореи, в частности, от Hyundai, но у них не было опыта строительства двухэтажных поездов, то есть всю разработку почти с начала предполагалось делать на этом проекте. А у остальных финалистов поезда уже были в эксплуатации, пускай и не совсем такие, но двухэтажные. В итоге по потребительским качествам победил Stadler. Закупили 11 поездов. То есть современный двухэтажный Аэроэкспресс — это очень сильно модифицированный Stadler KISS. Двухэтажный такого габарита от этого же общего предка ходит в Азербайджане и Грузии, а меньших габаритов на Европе уже много, и давно.

Мы остановились на депо… Что там сделали?

В 2012 году была масштабная реконструкция на более чем миллиард рублей. Длилась два года — это чтобы обслуживать двухэтажные поезда. Реконструкция спонсировалась полностью за счёт собственных средств компании. Получилось интересно. Смотрите:

Видите эти жёлтые домкраты?

Это не просто домкраты, это установка на 12 мобильных колонн. Одновременно вся установка в любом месте депо может поднять три вагона в сцепке. То есть чтобы сменить тележку на шестивагонном Аэроэкспрессе, не надо разбирать весь поезд. Можно расцепить его ровно пополам, поднять половину, сделать работы, поставить обратно. По российским меркам это почти как бокс Формулы-1 по скорости. Сейчас как раз Stadler меняет тележки. Кстати, в сравнении с классическими способами это очень быстро, почти без вывода поездов из эксплуатации.

А это подрельсовый колесотокарный станок Koltech. Нужен для обточки колёсных пар, это важная часть обслуживания любого поезда, чтобы колёса были одинакового размера после износа. В метродепо обычно надо снимать пары, чтобы обслужить. Они сейчас обдумывают закупку таких станков. А тут достаточно просто поставить поезд сверху и начать работу.

Ящик стружки набирается за три дня:

ЦППК тоже ставит свои поезда в это депо на обслуживание: это из-за качества и опыта.

Всё такое зелёное из-за зелёной светодиодной ленты у контактного шинопровода. Шинопровод в депо нужен, чтобы обслужить поезд целиком и проверить во всех режимах на ремонтной позиции. Ранее это делалось в парке. И гирлянда — часть безопасности. Когда зелёный, на контактном проводе нет напряжения. Можно лезть на крышу и работать. Напряжение не включится, если открыта хоть одна дверь на эстакаду. Потом загорится красный.

А что это у него на крыше?

Почти всё оборудование нового Аэроэкспресса — на крыше. Крыша в середине гладкая. Соответственно, персонал должен находиться рядом. Эта эстакада выдвигается полностью к поезду, поручни вытаскиваются.

Вот что там обслуживается. Климатический блок (там кондиционер, доготовка воздуха, УФ-пакет ламп и так далее):

П-образная — это радиоантенна:

Аккумулятор в боксе:

Аналогичная крыша позапрошлого поколения и прошлого:

Так откуда второй этаж?

Низ вагона гладкий — это почти пол пассажирского салона:

У нас внизу компонуют ПСН, АКБ и прочие устройства, в конце поста будет ссылка на примеры с ТВЗ. Зато всё оборудование здесь скомпоновано сверху над тамбурами. Тамбурам второй этаж не нужен. Вот так это выглядит изнутри вагона:

Многое куда компактнее. Вот двигатель постоянного тока на предыдущем поколении Аэроэкспресса:

А вот он раза в три меньше и в два раза мощнее на новом поколении:

На новом поколении появился асинхронный привод, новый тяговый преобразователь и много других технологических чудес. Тоже компактных и действенных.

А где все провода и трассы?

Сцепка беззазорная двойная. Внешняя герметичная исключает попадание внутрь поезда новых пассажиров и защищает трассы от пыли и влаги. А внутренний тамбур-шлюз нужен для движения пассажиров.

Пневматическая магистраль снизу, жёсткая, без рукавов:

Рядом, кстати, 380В для берегового питания вагонов (в частности, для систем диагностики при стоянке):

Изнутри выглядит так:

Самая опасная вещь для поезда — это покрышка на путях (дети иногда оставляют). Потому что она прыгает под вагонами и разъединяет рукава тормозной магистрали. Поезд встаёт. Машинист всегда при виде препятствия или опасности применяет экстренное торможение. Так вот, здесь магистрали защищены от таких вещей.

Ещё часть коммуникаций и оборудования спрятана под панели:

Двери очень толстые, с двойным или тройным уплотнением:

Что в вагоне?

Бизнес-класс, широкие кресла, много места:

Вообще, встраивание разных подсистем — больной вопрос. Все эти вещи надо считать в момент проектирования вагона, чтобы они выглядели как родные. Если вдруг после сборки надо повесить пожарные датчики — они будут уродовать всё. Новый Аэроэкспресс проектировали со всеми фичами сразу.

Вот туалет, он обычный:

Стоп-кран непрямого действия:

Аварийные лестницы под багажными полками:

Они нужны, чтобы в случае необходимости подняться на крышу состава где-то в глуши. Они же — для эвакуации через окно.

В вагоне до 10 камер, в кабине ещё регистратор и камера для фиксации действий машиниста.

Это аппарель между платформой и вагоном для людей с ограниченными физическими возможностями. Вот подъёмник внутри вагона для маломобильных пассажиров:

А это туалет для маломобильных пассажиров:

Столик откидывается для пеленания. За ним — пакет УФ-ламп для обеззараживания столика (лампы горят, когда столик закрыт):

Как поезд обслуживается?

Новый сильно проще, чем прошлые поколения. В депо около 150 человек. На обслуживание 11 новых поездов нужно всего 10-15 человек из этих 150. Цикл ТО такой же, как раньше, 3-4 часа, но новый поезд заезжает в депо раз в месяц, а не раз в 6-8 дней (при пробеге 500 км в день). Вот, смотрите, Stadler меняет пары, и видно, что колодки за год почти не износились:

Стеклопакет достаётся одним действием, он под этой резинкой:

Токоприёмники с композитными материалами:

На фото такой, который изнашивается в ледяной дождь за сутки. Новые уже гораздо лучше.

Что в кабине?

Машинист. Сейчас, на время манёвров по депо, на месте машиниста — сотрудник бригады обслуживания:

Если приборную панель поднять, будет вот такая красота:

Ну и микроволновка машиниста, и чайник есть рядом.

Выходим из кабины!

Высота — 1300 мм от головки рельса.

И идём домой по зелёной тропинке:

Она, кстати, безопасна только в середине. Многие годы при СССР тут ремонтировали стёкла вагонов, поэтому почти везде на земле лежат осколки стекла.

И выходим на платформу Белорусского вокзала:

В депо с нами был Вадим Бахитов, начальник производственно-технического отдела:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *