Что есть в третьяковской галерее
Перейти к содержимому

Что есть в третьяковской галерее

  • автор:

Что посмотреть в первую очередь в Третьяковской галерее

Государственная Третьяковская галерея — одно из крупнейших в мире собраний русского искусства. В её коллекции — 200 000 экспонатов. В основном в музейном комплексе в Лаврушинском переулке собраны живописные, графические, иконописные и скульптурные произведения начиная с эпохи Древней Руси и до начала XX века. Именно здесь находятся главные шедевры, о которых мы думаем сразу же при упоминании Третьяковки. При планировании маршрута по залам галереи посетителям часто сложно определить, что посмотреть в первую очередь, если мало времени. В этом кратком путеводителе представлены самые известные картины Третьяковской галереи, на которые стоит обратить внимание.

«Всадница», К. Брюллов (Зал №9)

При посещении Третьяковской галереи первым пунктом вашего маршрута может стать «Всадница» Карла Брюллова. Полотно было написано по заказу графини Юлии Самойловой, с которой живописца связывали давние дружеские и романтические отношения. На картине — её воспитанницы Джованнина и Амацилия. Впервые в истории живописи молодая девушка была изображена в стиле парадных портретов военачальников и императоров. До Брюллова никто на такое не осмеливался. Также автор будто бы пренебрегает законами физики. Лошадь, на которой скачет всадница, начинает вставать на дыбы. Лицо и положение тела Джованнины невозмутимы, кудри в её прическе статичны, хотя должны были бы развеваться на ветру. Вероятно, целью художника было передать личные черты всадницы, её гармоничность и спокойствие, а также показать незыблемость красоты в изменчивом мире.

«Явление Христа народу», А. Иванов (Зал №10)

Те, кто не видел эту картину раньше, в первую очередь поражаются её масштабу. Это огромное полотно размером шириной семь с половиной метров и высотой четыре метра сорок сантиметров. Можно часы провести в этом зале Третьяковской галереи, рассматривая мельчайшие детали: лица героев картины, их одеяния, природу вокруг. Не менее важен символический масштаб картины. Александр Иванов писал её 20 лет, создал к ней 600 эскизов. Интересный факт — человека в коричневом одеянии слева от двух всадников в правой части картины живописец писал с Николая Гоголя. В Италии они тесно общались.

«Княжна Тараканова», К. Флавицкий (Зал №16)

Константин Флавицкий за это самое известное своё произведение получил звание профессора исторической живописи. Однако княжна предстаёт на картине в не совсем исторически достоверном облике. В бальном платье, полураздетая, с отчаянием и ужасом на лице, явно раскаиваясь в содеянном, Тараканова вжимается в стену темницы, пытаясь спастись от потопа. В реальной жизни кончина Елизаветы — той самой княжны Таракановой — не была настолько трагичной. Она умерла от болезни лёгких, находясь под стражей по повелению Екатерины II за то, что выдавала себя за незаконнорожденную дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовала на российский престол.

«Охотники на привале», В. Перов (Зал №17)

Следующий шедевр Третьяковской галереи — картина Василия Перова «Охотники на привале». Он создал её в 1870 году, когда постепенно начал отходить от социальной тематики в работах. Художник-передвижник сам был ярым любителем охоты. Поэтому удивляют некоторые несостыковки в изображённых на полотне предметах. Например, лесная птица рябчик никак не могла бы быть поймана вместе с зайцем-русаком, обитающим в полях. Есть мнение, что Перов написал «Охотников» ради забавы зрителя — создал картину-анекдот, спрятав в ней ещё несколько подобных загадок. Среди охотничьего инвентаря — рог, использовавшийся на псовой охоте, но гончих нигде не видать. При этом зайца-русака обычно ловят с собаками. Сапоги одного из охотников на высоких каблуках, такая обувь совершенно не предназначена для походов за дичью.

«Грачи прилетели», А. Саврасов (Зал №18)

Становление пейзажной школы в России началось с ещё одного передвижника — Алексея Саврасова. Его самое известное полотно «Грачи прилетели» можно увидеть в Третьяковской галерее. На холсте — типичный русский пейзаж: берёзы, деревушка с храмом, начало половодья, тающий снег и прилетевшие птицы, знаменующие начало весны. Зарисовки для картины Алексей Саврасов делал близ Костромы в селе Молитвино. Пётр Третьяков купил «Грачей» ещё до того, как картина впервые была представлена на выставке. Впоследствии это вызвало недовольство императрицы Марии Александровны — ей пришлось довольствоваться только копией.

«Незнакомка», И. Крамской (Зал №20)

Удивление ждёт посетителя Третьяковской галереи сразу же: попытка найти картину Ивана Крамского «Незнакомка» не увенчается успехом. Всё потому, что правильное название — «Неизвестная». Полотно шокировало общественность на XI выставке передвижников, поскольку изображённая на картине дама явно принадлежала к полусвету. Она одета роскошно, по последней моде, выглядит самоуверенной, вызывающей и в чём-то даже демонической. Из-за «красоты порока» на посещение выставки был установлен возрастной ценз 16+. О «Неизвестной» «Незнакомке» всегда говорили в связи с литературой и поэзией. «Незнакомкой» считали то Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, то толстовскую Анну Каренину. А уж какое число изданий иллюстрировало этой картиной стихотворение Блока «Незнакомка», и сосчитать сложно. Современники Ивана Крамского думали, что это дочь художника София, любовница императора Александра II Екатерина Долгорукова или даже некая крестьянка Матрёна. Но сам живописец всегда отвечал: «На картине — неизвестная».

«Утро в сосновом лесу», И. Шишкин (Зал №25)

В Третьяковской галерее нет картины Ивана Шишкина «Три медведя» — правильно она называется «Утро в сосновом лесу». Медвежат и медведицу Ивану Шишкину помог написать художник Константин Савицкий. Лес был от начала до конца написан гением пейзажа Иваном Шишкиным. Работа создавалась по заказу Павла Третьякова. Поэтому когда привезли холст, к которому приложил руку не только знаменитый Шишкин, но и гораздо менее известный Савицкий, коллекционер был рассержен. В результате он стёр подпись Константина Савицкого и выставил «Утро в сосновом лесу» в галерее.

«Боярыня Морозова», В. Суриков (Зал №28)

Василий Суриков — ещё один художник-передвижник в маршруте по основным шедеврам Третьяковской галереи. Замысел картины Боярыня Морозова пришёл к нему, когда он однажды увидел чёрную ворону, распростёртую на белом снегу с отставленным крылом. Этот символ передан в композиции: на холсте мы видим боярыню Феодосию Морозову в чёрных монашеских одеяниях, которую по белому снегу увозят в заключение за противоборство церковной реформе. Эта картина — портрет московских сословий той поры. Типажи для прорисовки второстепенных персонажей Василий Суриков искал по всей Москве и её окрестностям три года.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин (Зал №30)

К созданию этой зловещей картины Илью Репина подтолкнули не менее жуткие события — покушение на Александра II и последовавшие за ним казни зачинщиков. Красные тона на холсте повсюду — в богатых коврах, в узорах на стенах и, конечно, в крови. Создаётся впечатление, что кровь залила всё пространство. Полотно всегда преследовала дурная слава. С самого его создания его хотели запретить то члены Святейшего Синода, то некие группы патриотически настроенных граждан. В 1913 году на «Ивана Грозного» совершили первое покушение. В мае 2018 года с картиной произошла ещё одна катастрофа: её в трёх местах при помощи металлического ограждения повредил вандал. Реставрацию завершили в мае 2022 года.

«Демон сидящий», М. Врубель (Зал №32)

Это полотно Михаила Врубеля называют первым в жанре русского символизма. Картина выполнена не кистями, а мастихином — тонкой пластиной из металла. Благодаря резким мазкам создаётся характер Демона: хотя он сидит неподвижно, весь его дух его находится в метаниях и вот-вот готов вырваться наружу. «Демоническая» тема у Врубеля продолжилась картинами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Маршрут на карте

Все эти картины расположены в порядке следования от зала к залу, чтобы не ходить по Третьяковской галерее кругами, а следовать от одной исторической эпохи в русской живописи к другой, от одного шедевра — к следующему. Чтобы не пропустить экспонаты, к которым необходимо сходить в первую очередь, можно проложить маршрут на карте галереи, скачав план экспозиции.

Если на посещение одного из крупнейших собраний русского искусства в России и мире у вас совсем мало времени, стоит заранее наметить маршрут. С помощью этого краткого гида по Третьяковской галерее вы не пропустите ни одного произведения искусства из тех, что нужно обязательно посмотреть.

Что есть в третьяковской галерее

СПЕЦПРОЕКТЫ
  • Залы 1–7. Живопись и скульптура XVIII века
  • Залы 8–15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
  • Залы 16–31, 35–37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
  • Врубелевские залы 32–34
  • Залы 38–48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков
  • Залы 49–54. Графика ХVIII — начала ХХ века
  • Зал 55. Сокровищница
  • Залы 56–62. Древнерусское искусство

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми
Антон Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой»
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина
Карл Брюллов. «Всадница»
Александр Иванов. «Явление Христа народу»
Иван Крамской. «Неизвестная»
Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»
Василий Суриков. «Боярыня Морозова»
Виктор Васнецов. «Богатыри»
Михаил Врубель. «Принцесса Греза»
Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь»
Михаил Врубель. «Демон сидящий»
Зинаида Серебрякова. «За туалетом»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»
Валентин Серов. «Девочка с персиками»
Андрей Рублев. «Троица»
Спас Нерукотворный
Владимирская икона Божией Матери
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Создание Третьяковской галереи
Создание Третьяковской галереи

Годом основания Третьяковской галереи считается 1856-й — именно тогда московский купец Павел Третьяков приобрел для своей коллекции две первые картины. Это были «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. С этого момента Третьяков задумал создать большой музей русского искусства. Коллекция разместилась в его усадьбе в Лаврушинском переулке — там, где сейчас находится главный корпус Третьяковки. С 1867 года галерея открылась для публики. К тому времени в ней хранилось более 1300 работ российских художников и 84 картины зарубежных мастеров. Часть произведений была создана специально для этой коллекции, по заказу самого Павла Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

В том же 1827 году Пушкин написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов. Всадница. 1832
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.

Брюллов написал эту картину в духе традиционных конных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, тревожным фоном. Искусствовед Мира Ракова писала, что это произведение — «апофеоз красоты и жизнерадостной юности, апофеоз безмятежности ощущения жизни».

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры составляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки.

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.

Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Иван Крамской. Неизвестная. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворению Александра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны. Но таким нарядом художник не стремился подчеркнуть высокое происхождение своей героини: наоборот, в аристократическом обществе считалось дурным тоном строго следовать моде. Подобным образом одевались так называемые «дамы полусвета», которые чаще всего жили за счет богатых покровителей.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891

Илья Репин. Эскиз маслом к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие его известные современники. Например, прообразом писаря стал сам Дмитрий Яворницкий, для изображения высокого худого казака с длинными усами позировал солист Мариинского театра Федор Стравинский, а запорожца в высокой черной шапке рядом с писарем Репин писал с мецената Василия Тарновского.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.

Третьяковская галерея

Художественный музей с историей в почти два века

Одна из самых масштабных и впечатляющих коллекций живописи хранится в московском художественном музее — Государственной Третьяковской галерее. Собрание насчитывает более 100 тысяч произведений искусства, среди которых преобладают живописные полотна, иконы, графика и скульптура. Экспозиция Третьяковки размещена в нескольких зданиях в центре столицы, которые посещает более полутора миллионов человек в год.

В этой статье подробно описано, где находятся основные помещения музейного комплекса, какие экспозиции там выставлены, на каких видах транспорта до них проще добраться. Дана подробная информация о времени работы музеев, стоимости билетов, вариантах их приобретения и возможностях записаться на экскурсию.

История

Желание Павла Третьякова сохранить полотна российских живописцев стало отправной точкой для создания музейного комплекса «Государственная Третьяковская галерея». С ростом числа экспонатов увеличивались и площадь экспозиций. В 80-90-е годы прошлого века рядом с Главным зданием выстроили Инженерный корпус. Также в это время в состав Третьяковки вошло здание Центрального дома художника.

Эскиз фасада Галереи в «русском стиле», В. М. Васнецов • 1898, Экспозиция Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых • 1984, Строительство Депозитария
Фото: сайт Третьяковской галереи

До их пор Третьяковка — активно посещаемый туристами музейный комплекс. Каждый приезжающий в столицу путешественник стремится осмотреть не только экспонаты постоянных экспозиций, но и побывать на временных выставках.

Большие и малые музеи Третьяковской галереи

Главное здание, Инженерный корпус и Новая Третьяковка относятся к большим музеям. Кроме них, в комплекс «Государственная Третьяковская галерея» входит несколько небольших экспозиций: Музей Павла и Сергея Третьяковых, Музей художника Виктора Васнецова, Музей-квартира пейзажиста Аполлинария Васнецова, Музей-мастерская советского скульптора Анны Голубкиной и другие.

Главное здание

С ростом коллекции увеличивались и площади для хранения. Главное здание Третьяковской галереи несколько раз перестраивалось, пока не приобрело современный вид. Сегодня 62 залах. Тут выставлены работы российских мастеров, созданные в период с XII по начало XX века. Среди самых старинных — «Троица» Андрея Рублёва, работы иконописцев Дионисия и Симона Ушакова. Сильное впечатление производит коллекция русской живописи конца XIX века. В ней собраны произведения передвижников: В. М. Васнецова, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина и других художников. Их можно рассматривать часами и ни капельки не устать. Посетители надолго задерживаются у подлинников картин, хорошо знакомых всем россиянам с детства по репродукциям: «Не ждали», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Аматоры живописи получают огромное удовольствие от полотен дореволюционных художников Б. М. Кустодиева, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, И. Е. Репина, В. А. Серова. Творчество советских мастеров представлено работами Н. А. Андреева, И. И. Бродского, И Э. Грабаря, Б. В. Иогансона, С. Т. Конёнкова, П. П. Кончаловского, П. Д. Корина, М. А. Савицкого, Б. С. Угарова и других художников и скульпторов.

+1

1894, «Над вечным покоем», И. И. Левитан • 1903, «Молчание», М. В. Нестеров • 1880-1883, «Крестный ход в Курской губернии», И. Е. Репин • 1886, «Осенний вечер. Домотканово», В. А. Серов
Фото: сайт Третьяковской галереи

Выставочные помещения прекрасно спланированы. Они имеют мягкое естественное освещение, которое подчеркивает красоту экспонатов. Всю галерею можно обойти примерно за четыре часа, везде есть скамеечки, чтобы присесть и отдохнуть. В холле размещён подробный план, где посетитель может самостоятельно разработать для себя маршрут знакомства с экспонатами. Кроме этого, в Третьяковской галерее проводятся лекции, семинары и творческие занятия, а также работают временные выставки.

Новая Третьяковка

Главная сокровищница русской живописи XX века открылась в 1983 году. В ней знакомятся со всеми направлениями живописи прошлого века: сюрреализмом, абстракционизмом, дадаизмом и др. Привлекают внимание имеющие всемирную известность шедевры: «Купание красного коня» К. С. Петрова-Водкина, «Тверской бульвар» А. В. Лентулова, «Натурщица» В. Е. Татлина, «Венчание» М. З. Шагала, «Импровизация холодных форм» В. В. Кандинского, «Композиция. Корабли» П. Н. Филонова. Конечно же, никто не может пройти мимо картины «Чёрный квадрат» К. С. Малевича, все пытаются разгадать его тайну… У картин хорошая подсветка, что позволяет увидеть тончайшие детали художественных полотен. Оформление каждого зала имеет индивидуальное концептуальное решение. В Новой Третьяковке проводятся лекции о современном искусстве, практические занятия для взрослых и детей. Периодически в здании организуются выставки молодых художников.

Инженерный корпус

Возле основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке, 12, находится Инженерный корпус. Это самая молодая, построенная в 1989 году, часть комплекса. Тут размещены службы, которые контролируют и обеспечивают работу всех инженерно-технических систем Третьяковской галереи. В здании также функционируют выставочные павильоны, детская изостудия, конференц-зал на 400 мест. Устраиваются выставки классического и современного искусства, демонстрируются редкие кинофильмы, проводятся образовательные программы. В конференц-зале установлено уникальное оборудование для показа фильмов, снятых на плёнке 16 и 35 миллиметров. Расписание показов размещается на сайте в разделе «Кино».

Культурный центр в Толмачах

Выставочный зал центра находится рядом с красивым, уютным храмом-музеем Святого Николая в Толмачах. Церковь действующая, посетителей привлекает возможность увидеть древнюю икону «Богоматерь Владимирская», созданную в начале XII века. Она хранится в храме с 1997 года. Пребывание в этой церкви наполняет душу покоем и умиротворением. Здесь молился основатель Третьяковской галереи и члены его семьи. Что касается самого культурного центра, то он представляет собой точную реконструкцию здания конца XIX века. Для его реставрации даже заказывали специальную растворную смесь и кирпич. В здании центра располагается творческая студия и лекционный зал, которые используются для различных мероприятий.

Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова

Здесь художник и исследователь истории Москвы Аполлинарий Михайлович Васнецов прожил почти 30 лет вместе с женой и сыном. Теперь здесь находится музей-квартира, где можно увидеть личные вещи, мебель, книги и более 200 картин художника. В этом месте ощущается дух того времени. Тут проходили творческие вечера и дружеские встречи, на которых присутствовали известные писатели И. А. Бунин, В. А. Гиляровский, художники М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, певец Ф. И. Шаляпин. В квартире очень точно воссоздана атмосфера литературно-музыкального салона начала XX века. Периодически здесь проводятся творческие вечера, лекции, концерты.

Фото: сайт Третьяковской галереи

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова

В уютном здании-теремке, которое спроектировал сам художник, посетители знакомятся с собранием из 25 тысяч подлинных экспонатов XX века. Здесь представлена живопись, мебель, предметы быта времён жизни художника, коллекции фотографий. Необычное здание музея находится в переулке Васнецова, 13. В постройке есть элементы модерна и древнерусской архитектуры. Фасад декорирован изразцами, окна украшены наличниками в виде лепных колонок и кокошников. Более 30 лет в этом доме жила семья художника. После его смерти творческое наследие бережно хранилось потомками. По их инициативе в 1948 году, к столетию художника, было принято решение о создании мемориального музея. Экспозиция открылась в августе 1953 года и с тех пор продолжает принимать посетителей

Фото: сайт Третьяковской галереи

Музей Павла и Сергея Третьяковых

Открытие музея в 1-м Голутвинском переулке, 16, строение 1, прошло в январе 2022 года. В этом доме родились братья Третьяковы (Павел в 1832 году, Сергей в 1834-м). На первом этаже экспозиция преимущественно интерактивная. В виде мультимедийных инсталляций представлены архивные документы и материалы из истории семьи Третьяковых: «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции». Часть предметов быта воссоздана по архивным документам, часть — мемориальная. На втором этаже демонстрируются живописные полотна из коллекции Третьяковых. Сергей собирал картины западноевропейских мастеров, а Павел отдавал предпочтение работам русских художников. Сама экспозиция периодически обновляется.

Музей-мастерская Анны Семёновны Голубкиной

Творческое наследие скульптора Анны Семёновны Голубкиной насчитывает более 300 произведений. Часть из них представлена в музее-мастерской в Большом Лёвшинском переулке, 12. Творчество пламенной революционерки, женщины со сложной судьбой представляет направление в искусстве начала прошлого столетия, которое принято называть Серебряным веком. Оно тесно связано с именами В. А. Серова и М. А. Врубеля в живописи, А. А. Блока и И. А. Бунина в поэзии и литературе, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова в музыке.

1900, фрагменты каталога выставки картин журнала «Мир искусства» • Около 1908, Ваза «Туман» из мрамора
Фото: сайт ВК «Музей Анны Голубкиной»

В нескольких залах экспозиции музея представлены произведения разных лет, исполненные в разнообразных материалах (гипс, дерево, мрамор, бронза). В мемориальной части дома посетители знакомятся с предметами обихода, коллекцией фотографий, а также инструментами, которыми работала скульптор. Экспозиция оставляет сильное впечатление, давая полное представление о нелёгком труде талантливой женщины-скульптора.

Музей Павла Дмитриевича Корина

Павел Дмитриевич Корин — художник, исследователь истории Москвы, собиратель старинных икон. В экспозиции музея представлено более 200 икон: «Рождество Богоматери», «Богоматерь Одигитрия со святыми на полях» и другие. В этом доме Павел Корин жил вместе с семьёй в 30-60-е годы прошлого века. Здесь сохранилось несколько жилых комнат и мастерская художника с подлинной обстановкой. Они также доступны к посещению. Расположен музей по адресу: Москва, Малая Пироговская улица, 16, строение 2.

Фото: сайт Третьяковской галереи

Правила посещения

Правила поведения при посещении музеев, условия фото- и видеосъёмки подробно описаны в документе «Правила посещения Третьяковской галереи», размещенном на сайте.

Цена на входные билеты в Третьяковку в 2024 году

Третьяковская галерея

Стоимость полного входного билета составляет 700 российских рублей для взрослых, 400 — для студентов и пенсионеров и 350 — для детей. Дети до 6 лет включительно посещают все здания музея бесплатно. Отметим, что на посещение временных выставок льготы могут не распространяться.

Где купить билеты?

Большинство посетителей покупают билеты в кассе музея в день посещения. Удобнее это сделать онлайн, чтобы не стоять в очереди. Бронирование посещения в составе экскурсионной группы проводится на сайте музея. Ознакомиться со льготами и порядком переоформления, возврата купленных билетов можно в документе «Правила приобретения и возврата билетов в Третьяковской галерее».

Часы работы Третьяковской галереи

Третьяковка открыта шесть дней в неделю. Выходной — понедельник. Режим работы главного комплекса по дням распределяется следующим образом: во вторник, среду и четверг посетителей принимают с 10:00 до 18:00; в четверг, пятницу и субботу с 10:00 до 21:00. За час до закрытия доступ посетителей в здание прекращается. Небольшие музеи-филиалы работают по индивидуальному графику.

Как добраться?

Основные здания Третьяковки расположены недалеко от центра столицы. Попасть туда можно на автобусе, метро или пешком.

На метро

  • «Третьяковская» — от неё до галереи нужно пройти примерно 350 метров через Ордынский тупик и Лаврушинский переулок.
  • «Новокузнецкая» — от неё до главного здания музея около 750 метров. Чтобы попасть в галерею, нужно перейти на станцию «Третьяковскую», а далее двигаться, как написано выше.
  • «Полянка» — от неё до галереи нужно пройти примерно 750 метров.

Возле Новой Третьяковки расположены две станции метро: «Октябрьская» и «Парк культуры». С любой из них за 10 минут добраться до музея.

Фото с экскурсии «Третьяковская галерея: загадки великих шедевров»

На автобусе

Недалеко от галереи есть остановка «Метро “Третьяковская”». Там ходит автобус м90. От остановки необходимо пройти по Большому Толмачёвскому переулку мимо сквера, затем повернуть направо к музею. Но проще добираться на метро, потому что в Москве часто бывают пробки.

До Новой Третьяковки довезёт автобус Б или с910, остановка называется «Парк Горького».

Пешком

Главный корпус Третьяковской галереи в Москве расположен в двух километрах от Красной площади. Прогуляться пешком от главной площади столицы до основного здания музея лучше всего через Большой Каменный мост, Репинский сквер, Лужков мост и Лаврушинский переулок.

Филиал на Крымском Валу располагается на расстоянии 1,5 километра от Главного здания Третьяковки. Дойти до него пешком можно всего за 20-25 минут — пройдя по Лаврушинскому переулку до Москвы-реки и затем прогулявшись по благоустроенной набережной.

Заключение

Обойти все залы Третьяковской галереи можно за четыре часа. Однако, чтобы в полной мере насладиться красотой произведений искусства, сюда лучше прийти несколько раз. Так путешествие по галерее будет не гонкой за фото для соцсетей, а настоящим погружением в мир высокой живописи!

что есть в третьяковской галерее кроме картин? _?

Коллекция Государственной Третьяковской галереи по категориям:
Иконопись
Живопись
Графика
Скульптура
Иное
А это значит, что в Третьяковской галерее кроме картин есть много интересного.
Вот одна из самых известных икон:
Андрей Рублев
Спас. Из Деисусного чина («Звенигородский»)
Начало XV века (1410-е)
Дерево, темпера
158 х 106
Лаврушинский переулок, 10, зал 60

Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма.
Неизвестный иконописец
Богоматерь Владимирская
Первая треть XII века
Дерево, темпера
104 х 69, первоначальный размер 78 х 55
Б. Толмачевский переулок, зал Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Специальный раздел Галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с мягким искусственным освещением.
Врубель Михаил Александрович
Роза
1904
Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш
29,8 х 18,5

В залах галереи экспонируется скульптура:
Врубель Михаил Александрович
Волхова
1899-1900
Майолика
В. 41
Лаврушинский переулок, 10, зал 33

Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII — начале XX века.

Коллекция искусства ХХ века располагается в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Вот там то можно увидеть экспонаты из категории «иное»:
Васильев-МОН Юрий Васильевич
Страдание современной женщины
1962
Ассамбляж. Смешанная техника
122,5 х 71,5

Пригов Дмитрий Александрович
Банки
1976–1980
Консервная банка (жесть) , гипс, дерево, бумага, машинописный текст, шариковая ручка, газета, картон, фломастер
В. 12,5

К Третьяковке также относятся:
Музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира А. М. Васнецова, Дом-музей П. Д. Корина.
Так что можно увидеть очень много интересного.
Но знаменита Третьяковская галерея прежде всего коллекцией картин русских художников.

Остальные ответы

Плюс ещё есть буфет с пироженными!

Забавные смотрительницы залов !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *