Какие два направления безопасности существуют в га
Перейти к содержимому

Какие два направления безопасности существуют в га

  • автор:

О принципе обеспечения безопасности международной гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Право»

ПРИНЦИП / БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО / КОНВЕНЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ПРАКТИКА / СТАНДАРТЫ / ВОЗДУШНОЕ СООБЩЕНИЕ / PRINCIPLE / SECURITY / INTERNATIONAL AVIATION LAW / CONVENTION / CIVILIAN AVIATION / PRACTICE / STANDARDS / AIR COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пиджаков А.Ю., Волков Г.А., Майор М.Н.

Авторы рассматривают становление и юридическое значение термина «обеспечение безопасности международных полетов», а также роль международных конвенций в вопросах безопасности гражданских авиасообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пиджаков А.Ю., Волков Г.А., Майор М.Н.

К 70-летию конвенции о международной гражданской авиации

Юридическая природа и проблемы практического применения международных авиационных регламентов, регулирующих вопросы обеспечения авиационной безопасности

О концепции совершенствования российского воздушного кодекса
Правовые основы международных авиаперевозок РФ

Новое в правовом регулировании международных воздушных сообщений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the principle of provision of security in international civilian aviation

The authors consider establishment and legal significance of the term “provision of security of international flights”, and the role of international conventions in the issues of security of civilian air communications.

Текст научной работы на тему «О принципе обеспечения безопасности международной гражданской авиации»

О принципе обеспечения безопасности международной гражданской авиации

д-р юрид. наук, д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУГА), Заслуженный деятель науки РФ

пилот 1-го класса, профессор кафедры безопасности полетов, декан заочного факультета СПбГУ ГА

канд. филос. наук, доцент, декан гуманитарного факультета СПбГУ ГА

Обеспечение безопасности международной гражданской авиации (ГА) является одним из основных принципов международного воздушного права и играет важную роль в организации технической безопасности пассажирских авиаперевозок, а также в борьбе с актами террора. Авторы рассматривают становление и юридическое значение термина «обеспечение безопасности международных полетов» и роль международных конвенций в вопросах безопасности гражданских авиасообщений.

Авиационная безопасность представляет собой состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства. Недостаточная проработанность российской нормативной базы в области гражданской авиации сказывается и на безопасности ее функционирования. Совершенствовать законодательство нельзя, не уточнив понятийный аппарат, в том числе принцип обеспечения безопасности международной ГА.

Воображение и научное предвидение человека давно предвещали его победу над воздухом. Еще в начале XVIII в. известный философ и политик Рене-Луи дАржансон пророчески говорил:

«Я убежден, что одно из первых открытий, которое будет сделано, — найти способ летать по воздуху. Этим способом люди будут путешествовать быстро и удобно, и даже товары будут перевозить на больших летающих судах». В 1782 г. первое воздушное судно оторвалось от земли, а в 1785 г. воздушный шар пересек пролив Ла-Манш [1]. К этому времени относятся и начальные попытки регулирования воздушного передвижения правовыми нормами. После удавшихся опытов с воздушными шарами, парижская полиция 23 апреля 1784 г. издала постановление, запрещающее использовать шары, согреваемые спиртом и другими опасными в пожарном отно-

шении веществами. В 1819 г. было выработано первое распоряжение о безопасности воздушной навигации, а в 1822 г. в Соединенных Штатах вынесено решение по первому судебному делу о причинении вреда воздушным судном [2].

Дальнейшее развитие воздушных сообщений между государствами привело к возникновению основных принципов международного воздушного права, применимых исключительно к данной области взаимодействия государств, без соблюдения которых невозможно международное воздушное сообщение.

Вопрос о правовой природе воздушного пространства обстоятельно исследован в науке международного права. Однако применительно к теме настоящей статьи следует рассмотреть основные принципы международного воздушного права, которыми являются:

1) принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной и водной территорией.

Этот принцип закреплен как в международных соглашениях (ст. 1 Чикагской Конвенции 1944 г.), так и в законодательстве разных государств, в частности, в воздушном кодексе РФ 1997 г., а также в законодательных актах большинства стран мира и обладает всеобщим международно-правовым признанием. Согласно ст. 1 Чикагской конвенции «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией»;

2) принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве.

К открытому или международному воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. В настоящее время положение воздушного пространства, находящегося за пределами суверенного воздушного пространства не кодифицировано ни в одном международно-правовом акте. Женевская конвенция об открытом море 1982 г. закрепила принцип свободы полетов над открытым морем;

3) принцип взаимности.

Он выделен в международном воздушном праве относительно недавно и играет исключительно важную роль в защите экономических интересов как государства, так и авиаперевозчиков

при осуществлении международных воздушных перевозок. Юридическим средством реализации общих экономических интересов являются права доступа на национальный рынок международных авиаперевозок, охватывающие права на маршруты, права на эксплуатацию и права перевозок. Хотя изначально заинтересованность исходит от государства, фактическими держателями и распорядителями таких прав выступают авиаперевозчики;

4) обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

В соответствии с этим принципом государства обязаны принимать меры по обеспечению технической безопасности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации является одним из основных в международном воздушном праве и играет исключительно важную роль в обеспечении технической безопасности международных гражданских коммуникаций и в борьбе с актами террора на воздушном транспорте. Он определяет общую направленность правового регулирования большого круга вопросов, связанных с обеспечением безопасности международных полетов над государственной территорией и открытым морем, с управлением и обслуживанием движения на международных воздушных линиях, с осуществлением международных авиаперевозок.

Неуклонное соблюдение всеми государствами принципа обеспечения безопасности — важное условие дальнейшего развития международных воздушных сообщений, которые в наше время играют существенную роль в укреплении политических, экономических, культурных и других связей между странами и народами. Проблема безопасности воздушных судов актуальна и составляет одну из важнейших задач международного воздушного права. Повышение роли гражданской авиации в международных перевозках пассажиров и грузов, возрастание интенсивности движения на международных линиях, быстрое развитие авиационной техники требуют особого внимания к вопросам международно-правового обеспечения безопасности ГА.

Данный вопрос должен решаться в

двух направлениях. Во-первых, требуется принять соответствующие меры и установить правила с целью обеспечения технически надежной эксплуатации авиационной техники как таковой, своего рода «технику безопасности». Во-вторых, необходимо учитывать специфические правовые аспекты борьбы с актами незаконного вмешательства человека в деятельность гражданской авиации, угрожающими ее безопасности. Именно в этих двух направлениях шло развитие международно-правовых норм, связанных с обеспечением безопасности международной ГА. Анализ данных положений дает возможность составить представление об истории и характере становления в международном воздушном праве принципа «обеспечения безопасности международной гражданской авиации» [3].

Уже в первой международной конвенции по вопросам воздушного передвижения — Парижской конвенции 1919 г. о воздушной навигации — вопросам обеспечения безопасности было отведено значительное место. В документе были закреплены основные обязательства государств по обеспечению технической надежности международной аэронавигации. Однако при заключении конвенции в намерения ее участников не входило принятие норм, направленных на борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В то время такой проблемы в ее международном аспекте не существовало. Поэтому если в данном случае и можно говорить о зарождении в международном воздушном праве принципа обеспечения безопасности гражданской авиации, то исключительно в плане закрепления норм и технических регламентов, призванных обеспечить надежную эксплуатацию авиационной техники. Лишь с принятием Чикагской конвенции 1944 г. основное внимание международно-правового регулирования международных воздушных сообщений было направлено на вопросы всестороннего правового и технико-юридического обеспечения безопасности международной гражданской авиации [3]. Нормы, заложенные в Чикагской конвенции, и особенно их реализация в региональных двусторонних соглашениях, а также в национальном законодательстве, свидетельствуют об императивном обязательстве государств обеспечивать техническую безопасность международных полетов. По-

степенно по мере возрастания значения и объема регулируемых вопросов возникли и утвердились основные принципы международного воздушного права, а с появлением проблемы защиты международной гражданской авиации от актов преступных посягательств они стали основными в международном воздушном праве.

В дальнейшем в целях борьбы с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации 22 марта 1973 г. Совет ИКАО принял Стандарты и Рекомендуемую практику в Приложении 17 к Чикагской конвенции под названием «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». С принятием этого Приложения можно считать если не de jure, то de facto законченной дискуссию в рабочих органах ИКАО о том, применим ли термин «безопасность» в Чикагской конвенции к мерам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации или, иными словами, входит ли в компетенцию ИКАО обеспечение безопасности международной гражданской авиации не только в узком, но и в широком смысле этого термина. Кроме того, ИКАО опубликовала Руководство по авиационной безопасности, в котором изложены подробные практические аспекты Стандартов и Рекомендуемой практики, чье единообразие применения во всем мире играет решающую роль для обеспечения безопасности международного воздушного транспорта.

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. в ряде статей содержит термин «безопасность». В литературе выделяются три группы норм, в которых фигурирует термин «безопасность». В первой группе он употребляется в узком значении [4]. Сферой применения принципа обеспечения безопасности следует считать международную ГА, под которой понимается любая аэронавигация, если управляемый летательный аппарат перемещается (совершает полет) в условиях, когда его взлет и/или посадка не находятся исключительно в пределах территории одного и того же государства. Данный принцип определяется как основная норма международного воздушного права.

Ко второй группе относятся положения, в которых подчеркивается возможное воздействие от использования

гражданской авиации на безопасность иных сфер общественной деятельности помимо собственно гражданской авиации.

Третью группу составляют положения, в которых термин «безопасность» нельзя свести только к его узкому значению и которые одновременно касаются собственно «безопасности гражданской авиации» [5].

В соответствии с законодательством Российской Федерации, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (п. 1 ст. 11 Воздушного кодекса РФ).

Претворение в жизнь принципа обеспечения безопасности международной ГА имеет важнейшее значение на стадии производства воздушного судна, его подготовки к полету, при строительстве аэродромов, при разработке правил международных полетов и правил управления воздушным движением, а также при аттестации и квалификации членов экипажей воздушного судна и авиадиспетчеров.

Несмотря на значение принципа обеспечения безопасности требуются также значительные усилия для повышения его роли в международном воздушном праве. До сих пор принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации в международном воздушном праве не кодифицирован и существует в качестве обычной нормы международного права, что никак не соответствует его юридическому рангу.

Существует необходимость кодификации данного принципа в международно-правовом документе, что способствовало бы созданию единого подхода различных государств к решению тех или иных проблем в обеспечении безопасности международной гражданской авиации.

Необходимо закрепить принцип безопасности в договорном порядке, что, несомненно, повысит юридический

авторитет данного принципа в системе международного воздушного права.

Реализуя свои обязательства в поле международного права, государства самостоятельно избирают формы и средства обеспечения безопасного использования своего воздушного пространства и безопасности воздушных судов, совершающих полеты в пределах их территории. Это право вытекает из принципа суверенитета государств над воздушным пространством в пределах их территории и независимости в международных отношениях, а также из объективно существующей необходимости обеспечения безопасного использования воздушного пространства в различных целях. Однако без тесного сотрудничества государств в обеспечении безопасности осуществление международных воздушных коммуникаций невозможно. Поэтому объективная необходимость в установлении международных правил безопасного использования воздушного пространства является сущностью принципа обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Этот принцип может быть определен как основная норма международного воздушного права, имеющая своей целью обеспечение технической надежности и политико-правовой безопасности гражданской авиации.

Большое значение для правильной реализации принципа обеспечения безопасности международной гражданской авиации имеет точное определение сферы и объекта его действия, в отношении которых государства обладают определенными правами и несут конкретные международно-правовые обязательства в области обеспечения безопасности. Таким объектом является международная гражданская авиация, понимаемая как совокупность воздушных судов, зарегистрированных в национальных реестрах как гражданские, средств и служб, используемых для всесторонней организации и обслуживания полетов, выделенных государствами для международных воздушных сообщений.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации обладает признаками императивности, в соответствии с которыми государства не могут отклоняться от его соблюдения в своих действиях или воздерживаться от таковых. Это означает, что соответствующие требования, призванные обеспечить безопасность международных полетов, должны предусматриваться уже на ста-

дии производства воздушных судов и другой авиационной техники, строительства аэродромов, организации структуры воздушного пространства, издания правил международных полетов, квалификации членов экипажей и диспетчеров, обслуживающих воздушное движение.

Равным образом, государство должно обеспечивать соблюдение единых норм для любых пользователей воздушным пространством, не допуская возможности возникновения угрозы безопасности международных полетов. С другой стороны, при непосредственном выполнении полетов и управления воздушным движением юридические и физические лица, а также государственные органы не должны допускать действий, способных создать угрозу безопасности любым воздушным судам, занятым в международной аэронавигации.

Нарушение принципа обеспечения безопасности международной гражданской авиации может повлечь за собой международно-правовую ответственность государств, гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность юридических и физических лиц. При этом международно-правовая ответственность государств наступает лишь в том случае, если компетентный государственный орган не принял всех необходимых мер или преднамеренно санкционировал действия, которые привели или могут при-

вести к возникновению угрозы безопасности международного полета. Ввиду повышения загруженности воздушного пространства при международной аэронавигации и влияния на нее различных видов деятельности (в том числе военно-воздушных учений, стрельб, испытаний оружия), особое значение приобретает должная организация структуры воздушного пространства и управления воздушным движением. В связи с этим следует отметить случай, произошедший в октябре 2001 г., когда ракета украинских ПВО, выполнявших учения, сбила самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь».

Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства является неотъемлемой частью принципа обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Нормы Приложения 17 к Чикагской конвенции (Безопасность. Защита от актов незаконного вмешательства), которые устанавливают организационные и административные меры борьбы с актами незаконного вмешательства в аэропортах и на борту воздушных судов, целесообразно взять за основу выработки отдельной международной конвенции.

Наряду с положениями Чикагской конвенции 1944 г., Токийской конвенции 1963 г., Гаагской конвенции 1970 г., Монреальской конвенции 1971 г. и дву-

сторонних договоров принятие нового документа будет способствовать усилению международно-правовых обязательств государств в данной области, в частности, эффективности государственных программ обеспечения безопасности гражданской авиации. □

1. Грабарь В. Э. История воздушного права // Вопросы воздушного права. Вып. № 1. М., 1927-1930.

2. Волков Г. А., Пиджаков А. Ю., Шахба-зов Р. А. Организационно-правовые основы обеспечения авиационной безопасности: учеб. пособие. СПб.: Университет ГА, 2012. 188 с.

3. Ляхов А. Г. Международно-правовое обеспечение безопасности полетов над открытым морем // Сотрудничество государств в исследовании и использовании Мирового океана. М., 1986.

4. Бордунов В. Д. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. М., 1987. С. 90-94.

5. Малеев Ю. Н. Обеспечение безопасности международной гражданской авиации как принцип международного воздушного права // Советский ежегодник международного права. М., 1975. С. 178-179.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Международная организация гражданской авиации (ИКАО), являющаяся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации. ИКАО наблюдает за безопасным и планомерным ростом международных воздушных сообщений.

Цель ИКАО состоит в удовлетворении потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.

Для выполнения этих целей и задач ИКАО:

  • принимает международные стандарты и рекомендации, применяемые к конструкциям и характеристикам самолетов и большей части их оборудования, регламентирующие работу пилотов, летных экипажей, авиадиспетчеров и сотрудников наземных служб и служб технического обслуживания, а также требований безопасности и порядка работы международных аэропортов;
  • разрабатывает правила визуального пилотирования и пилотирования по приборам, а также аэронавигационные карты, используемые в международной навигации. В сферу ее ответственности входят также системы авиационных телекоммуникаций, радиочастоты и меры безопасности;
  • принимает меры по минимизации воздействия авиации на окружающую среду за счет сокращения выбросов и ограничения уровня шума самолетов;
  • облегчает движение самолетов, пассажиров, экипажей, багажа, грузов и почтовых отправлений через границы за счет стандартизации таможенных, иммиграционных, санитарных правил и иных формальностей.

Поскольку случаи незаконного вторжения в воздушное пространство продолжают создавать серьезную угрозу для безопасности и надежности международной гражданской авиации, ИКАО проводит в жизнь ряд мероприятий и программ, направленных на предотвращение таких вторжений. ИКАО в связи с террористическими атаками 11 сентября 2001 г. на США разработала план действий по обеспечению безопасности воздушных перевозок и программу подготовки в области безопасности полетов, которая в настоящее время включает семь учебных курсов. В настоящее время ИКАО содержит 10 центров подготовки в области безопасности полетов, содействуя региональному сотрудничеству в этой важнейшей сфере.

Кроме того, ИКАО выполняет запросы развивающихся стран на оказание помощи в совершенствовании авиатранспортных систем и подготовке авиаперсонала. Она помогла в создании региональных центров обучения в нескольких развивающихся странах и обеспечила возможность для тысяч учащихся заниматься в школах, зарегистрированных ИКАО.

В настоящее время ИКАО разрабатывает спутниковую систему для удовлетворения будущих потребностей гражданской авиации в организации связи, навигации, радиолокационного наблюдения и управления воздушным движением. Для решения возрастающих эксплуатационных потребностей в этой системе используются новейшие достижения в области спутниковых и компьютерных технологий, каналов передачи данных и бортовой авиационной электроники. Эта комплексная глобальная система позволит повысить безопасность и уровень организации и эксплуатации воздушного транспорта. Система, одобренная государствами — членами ИКАО, в настоящее время находится в стадии реализации.

ИКАО сотрудничает с Международной авиатранспортной ассоциацией, Международной ассоциацией советов аэропортов, Международной федерацией ассоциаций пилотов авиатранспортных компаний и Международным советом ассоциаций владельцев самолетов и пилотов.

  • © ООН |
  • Условия пользования сайтом |
  • Конфиденциальность |
  • Указатель |
  • Остерегайтесь мошенничества |
  • Наш адрес

Основные направления природоохранной деятельности

Гарантией успешной реализации положений Экологической политики ПАО «Сургутнефтегаз» является приоритетное и обязательное исполнение всеми структурными подразделениями Компании комплексных мероприятий программы «Экология», главная задача которой – постоянное планомерное уменьшение влияния производства на окружающую среду.

Основные направления программы «Экология»:

  • строительство природоохранных объектов, включая объекты по охране атмосферного воздуха, обезвреживания и утилизации отходов;
  • охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата;
  • охрана водных ресурсов и рациональное водопользование;
  • обезвреживание и утилизация отходов производства;
  • охрана, рациональное использование земель;
  • мониторинг компонентов природной среды и контроль эксплуатации производственных объектов;
  • обеспечение экологической безопасности нефтепромысловых объектов, в том числе трубопроводов;
  • экологическое просвещение и профессиональная подготовка персонала;
  • действие принципов «зеленого офиса» во всех административных зданиях ПАО «Сургутнефтегаз»;
  • сохранение биоразнообразия на территории деятельности Компании;
  • проведение научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды.

Стабильно высокий уровень финансирования природоохранных меро­приятий способствует устойчивому развитию Компании, обеспечивает эффек­тивное управление экологическими рисками, экологическую безопасность производства ПАО «Сургутнефтегаз», планомерную минимизацию техноген­ного воздействия и рисков возникновения инцидентов и аварий на всей территории деятельности Компании.

В числе ключевых аспектов природоохранной деятельности ПАО «Сургутнефтегаз» мероприятия по ремонту и замене трубопроводов, защита нефтепромыслового оборудования и сооружений от коррозии, предупреждение и ликвидация последствий нефтяных загрязнений и отказов оборудования, охрана воздушной среды, утилизация промышленных вод, мероприятия по безопасному обращению с отходами и рекультивации земель, экологический мониторинг, научно-исследовательские работы.

В отчетном году на реализацию природоохранных мероприятий и инвестиции в строительство природоохранных объектов ПАО «Сургутнефтегаз» направило 34,7 млрд руб., план на 2023 год — 34,9 млрд руб.

В 2022 году платежи ПАО «Сургутнефтегаз» за негативное воздействие на окружающую среду составили 71,5 млн руб.

Оснащенность природоохранными сооружениями и оборудованием

Все объекты ПАО «Сургутнефтегаз», оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС), поставлены на учет. Компания эксплуатирует 97 объектов нефтедобычи, 1 объект по переработке нефти и 20 объектов по обращению с отходами, отнесенных к I категории ОНВОС. Технологии и оборудование, применяемые на указанных объектах акционерного общества, соответствуют наилучшим доступным технологиям (НДТ), включенным в информационно-технические справочники.

ПАО «Сургутнефтегаз» ежегодно консолидирует интеллектуальные и технологические ресурсы, строит и эксплуатирует природоохранные сооружения, располагает обширным парком техники и оборудования, используемым в целях охраны окружающей среды. В числе этих активов:

  • газоперерабатывающий завод;
  • 22 газотурбинные и 7 газопоршневых электростанций (ГТЭС, ГПЭС);
  • 33 компрессорные станции;
  • 3 установки подготовки попутного нефтяного газа (ПНГ);
  • 113 установок предварительного сброса воды (УПСВ);
  • 6 центров по отмывке нефтезагрязненного грунта;
  • 3 центра по обезвреживанию шлама со шламонакопителями, линиями утилизации нефтезагрязненной жидкости и трехфазными сепараторами «Хитер-Тритер»;
  • 6 мобильных установок по зачистке резервуаров и первичной отмывке нефтешламов, в том числе трехфазные центрифуги;
  • 41 одно- и многосекционный шламонакопитель суммарной вместимостью 94 тыс. м 3 ;
  • 10 установок термического обезвреживания нефтешлама суммарной производительностью 70 тыс. м 3 /год;
  • 5 полигонов твердых бытовых и промышленных отходов для размещения отходов производства и потребления суммарной вместимостью 1 924 тыс. м 3 ;
  • 30 мобильных установок типа «Форсаж» для термического обезвреживания твердых нефтесодержащих отходов суммарной производительностью 22,5 тыс. т/год;
  • установки по измельчению отходов бумаги производительностью 1 150 кг/ч и невозвратной пластиковой тары производительностью 50 кг/ч;
  • установка по переработке шин для утилизации изношенных автомобильных покрышек и камер производительностью 5 тыс. т/год;
  • цех по нанесению антикоррозионного покрытия на трубы и соединительные детали трубопроводов производительностью 720 км труб и 30 тыс. деталей в год.

Обеспечение экологической безопасности нефтепромысловых сооружений

Мероприятия по снижению риска аварий

ПАО «Сургутнефтегаз» реализует долгосрочную комплексную программу повышения эксплуатационной надежности промысловых трубопроводов (далее — ПТ), что в значительной степени определяет уровень экологической безопасности Компании.

Снижение риска аварий на промысловых трубопроводах обеспечивается внедрением инновационных технологий и методов диагностики, своевременным проведением профилактических мероприятий, заменой трубопроводов, созданием современной методической и технической нормативной базы, регламентирующей эти вопросы.

ПАО «Сургутнефтегаз» применяет системный подход, который основывается на комплексных решениях по оптимальному управлению качеством строительства, безопасной эксплуатацией промысловых трубопроводов. Направления деятельности корпоративной программы повышения эксплуатационной надежности ПТ:

  • предпроектная проработка, проектирование и оценка проектной документации с точки зрения обеспечения экологической безопасности;
  • входной контроль качества трубной продукции (труб, соединительных деталей) разрушающими и неразрушающими методами, контроль качества внутреннего покрытия;
  • обезвоживание продукции скважин на установках предварительного сброса воды;
  • применение труб с наружным и внутренним антикоррозионным покрытием;
  • ингибиторная защита трубопроводов;
  • мониторинг коррозии, проведение диагностики промысловых трубопроводов;
  • 100 %-е оснащение нефтепроводов камерами пуска-приема средств очистки и диагностики;
  • регулярное наземное и воздушное патрулирование и обследование ПТ;
  • своевременное проведение планово-предупредительных и капитальных ремонтов промысловых трубопроводов;
  • выполнение гидравлических расчетов по системам промысловых трубопроводов;
  • контроль давления и баланса объема перекачиваемых сред;
  • создание и ведение баз данных, компьютерное моделирование действующих систем промысловых трубопроводов с целью их оптимизации.

Входной контроль трубной продукции

Надежность промысловых трубопроводных систем важна на каждом этапе эксплуатации, начиная с входного контроля труб на соответствие требованиям технических условий. Его проходит 100 % труб для нефтепроводов и нефтегазопроводов ПАО «Сургутнефтегаз».

Для обеспечения экологической безопасности трубопроводов в Компании выполняется входной контроль труб как разрушающими, так и неразрушающими методами, что позволяет сохранять высокий уровень качества применяемой трубной продукции. В 2022 году выполнен входной контроль разрушающими методами 18,3 % от общего объема поставки труб, несоответствия требованиям технических условий не выявлено.

Мониторинг коррозии промысловых трубопроводов

Мониторинг коррозии, то есть постоянный контроль факторов риска, способствующих коррозии промысловых трубопроводов, позволяет с высокой долей достоверности оценивать техническое состояние трубопровода.

Основной причиной нарушения целостности ПТ остается их коррозионный износ вследствие агрессивного воздействия транспортируемой жидкости, среди других факторов риска — режим перекачки скважинной продукции, температура и состояние поверхности металла трубопровода.

В ПАО «Сургутнефтегаз» разработана и с 2008 года реализуется программа по проведению внутритрубной диагностики напорных нефтепроводов с использованием современного диагностического оборудования. Так, на сегодняшний день прошли обследование профилемерами и магнитными дефектоскопами более 83 % эксплуатируемых нефтепроводов, в том числе повторно. Вновь вводимые в эксплуатацию нефтепроводы оснащаются узлами запуска и приема средств очистки и диагностики и проходят предпусковую внутритрубную диагностику.

Мониторинг коррозии гравиметрическим методом осуществляется в 212 точках контроля. Этот метод является действенным инструментом управления эффективностью проводимых антикоррозионных мероприятий, позволяющим, в частности, отслеживать и своевременно корректировать режим ингибирования.

На основании полученных данных о состоянии трубопроводов Компанией организовано проведение планово-предупредительного и капитального ремонтов. В 2022 году выполнен капремонт трубопроводов протяженностью 672,6 км.

Ингибиторная защита

Развитие в ПАО «Сургутнефтегаз» системы управления целостностью трубопроводов позволило снизить риск их отказов в 10 раз. Ингибиторы коррозии применяются по технологии непрерывного дозирования с предварительной ударной дозировкой. Система мониторинга ингибирования обеспечивает стабильность качества ингибиторов коррозии — соответствие эталонному образцу на и стабильность эффективности ингибиторной защиты на уровне 90- 95 %.

В 2022 году в целях защиты от коррозии 1 975 км промысловых трубопроводов использовано 1 165 т ингибиторов. Подача ингибиторов осуществляется 154 блоками дозирования реагентов, которые оснащены приборами автоматического контроля с передачей параметров работы в автоматизированную систему управления технологических процессов «ОКО ЦИТС НГДУ».

Входной контроль качества ингибиторов коррозии осуществляется методом инфракрасной спектрометрии. Качество всех партий ингибиторов коррозии, поступивших в течение года, соответствует эталонному образцу. Развитие системы управления целостностью трубопроводов обеспечивает экологическую безопасность их эксплуатации.

Применение труб с внутренним антикоррозионным покрытием

Одно из важнейших мероприятий, направленных на минимизацию экологических рисков — применение труб повышенной коррозионной стойкости, а особенно — с внутренним антикоррозионным покрытием.

Актуальность применения в трубопроводных системах труб и деталей с внутренним защитным покрытием не подлежит сомнению. ПАО «Сургутнефтегаз» с 2013 года реализует программы по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту нефтегазопроводов исключительно с использованием труб с внутренним антикоррозионным покрытием.

Компания применяет продукцию собственного производства — завода по нанесению внутренних антикоррозионных полимерных покрытий на трубы и соединительные детали трубопроводов. Производство организовано с учетом ведущих современных практик, с применением нового высокотехнологичного оборудования и лучших материалов.

С момента запуска изготовлено более 5 000 км труб и 199 000 соединительных деталей с внутренним антикоррозионным покрытием. В 2022 году было изготовлено 838,2 км труб и 25 585 штук соединительных деталей трубопроводов. Защита сварных соединений труб обеспечивается за счет применения защитных втулок собственного производства, в 2022 году изготовлено более 79 000 втулок.

В 2022 году объем внедрения в ПАО «Сургутнефтегаз» трубопроводов с внутренним защитным покрытием составляет 955,6 км, в том числе 516,5 км — по плану капитального строительства, 439,1 км — в рамках программы капитального ремонта. Всего в ПАО «Сургутнефтегаз» эксплуатируется промысловых трубопроводов с внутренним защитным покрытием различного назначения более 8,3 тыс.км, в том числе 7,0 тыс.км нефтегазопроводов, что составляет 76 %.

К концу 2023 года ожидается достичь 84 % внедрения нефтегазопроводов с внутренним антикоррозионным покрытием.

Обезвоживание нефти на УПСВ

Один из эффективных методов защиты от коррозии — транспорт обезвоженной нефти. На площадках дожимных насосных станций (ДНС) Компания эксплуатирует установки предварительного сброса воды на базе трехфазных сепараторов типа «Хитер-Тритер».

Особо значимо применение данного оборудования на характерных для районов деятельности ПАО «Сургутнефтегаз» обводненных, болотистых участках, где имеется огромное количество водотоков. Для территории, на которой ведет нефтедобычу Компания, свойственен высокий уровень заболоченности: на различных участках этот показатель варьируется от 40 до 90 %.

Сегодня в эксплуатации находится 113 дожимных насосных станций, имеющих в своем составе установки предварительного сброса воды. Основным технологическим оборудованием объектов предварительной и товарной подготовки нефти являются аппараты типа «Хитер-Тритер».

Установки предварительного сброса воды позволяют эффективно отделять попутно добываемую пластовую воду и повторно использовать ее для поддержания пластового давления. Компания рационально использует водные ресурсы, сокращает протяженность трубопроводов и снижает вероятность возникновения рисков аварийных нефтеразливов.

Применение установок предварительного сброса воды позволяет Компании, кроме снижения риска аварий, сокращать металлоемкость и энергопотребление при перекачке нефти по промысловым трубопроводам, сохранять и рационально использовать водные ресурсы.

Охрана и рациональное использование земель

Рекультивация земель, охрана лесов

Экосистемный подход позволяет добиваться стабильно высоких результатов при выполнении рекультивации использованных земельных участков. Компания применяет оборудование и материалы, позволяющие минимизировать ущерб и снизить временную нагрузку на почвы во время проведения рекультивации.

Руководствуясь в первую очередь конкретными природными условиями в месте расположения нарушенного участка, специалисты выбирают приемы и методы рекультивации, которые отражаются в проектной документации. На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, представленной равнинной местностью с большим количеством рек, озер и болот, технологии рекультивации и техника для ее проведения подбираются индивидуально для каждого типа ландшафта.

После завершения рекультивационных работ специалисты продолжают вести наблюдение за молодыми растениями, при необходимости — высаживают дополнительные.

В рамках реализации мероприятий, направленных Сургутнефтегазом на охрану лесов от огня, противопожарным инвентарем оснащены все стационарные и мобильные пункты производственных площадок, применяемая техника в обязательном порядке оснащена искрогасителями. Вдоль границ лесных массивов созданы или прочищаются минерализованные полосы суммарной протяженностью 225,4 км. Организованы и эксплуатируются 63 пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, установлено и обновлено 624 противопожарных аншлагов.

ПАО «Сургутнефтегаз» ежегодно выполняет лесовосстановительные мероприятия, в 2022 году высажено более 4 600 тысяч саженцев сосны обыкновенной на площади 2 303 га.

Предупреждение, ликвидация загрязнений

Приоритетным направлением мероприятий по охране земельных ресурсов является предупреждение загрязнений земель нефтью и нефтепродуктами. Своевременная ликвидация таких загрязнений в случае необходимости осуществляется собственными силами Компании.

Для устранения возможных последствий аварий и инцидентов, ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, последующей реабилитации загрязненных земель акционерное общество обеспечивает постоянную готовность необходимых сил и средств. Комплекс высокоэффективного оборудования включает:

  • 167 нефтесборщиков-скиммеров, обеспечивающих сбор нефти в различных погодных и климатических условиях;
  • 10 катеров-нефтесборщиков и мелководных тримаранов для сбора нефти на реках и озерах;
  • 78 автономных перекачивающих насоса различного назначения (шламовые, кулачковые, роторные, высокого давления и др.);
  • 13,70 км легкосборных алюминиевых и стальных труб;
  • 20,34 км быстроразвертываемых бонов из морозоустойчивого материала, включая берегозащитные;
  • 46,83 км сорбентных бонов;
  • 49 переносных емкостей для временного хранения нефти;
  • 21 разбрызгиватель для внесения биореагентов и бакпрепаратов;
  • 9 установок для производства терморасщепленного графитового сорбента (У-СРТГ);
  • 26 многофункциональных плавающих платформ для комплексной очистки водоемов и прибрежной зоны.

Для откачки и транспортировки собранной нефти используются вакуумные самосвалы и автоцистерны российского и импортного производства. Для ведения работ по обвалованию и рыхлению используются гусеничные вездеходы с экскаватором и другим навесным оборудованием.

В целях минимизации ущерба почвам от временных проездов при проведении работ по ликвидации отказов трубопроводов и разливов нефти, ревизии и диагностики трубопроводов, рекультивации земель и добычи торфа используются плиты МДП «Мобистек» в количестве 1 083 шт.

Система ПАО «Сургутнефтегаз» по предупреждению и ликвидации разливов нефти является уникальной и соответствует мировым стандартам экологической безопасности в нефтяной отрасли.

Охрана атмосферного воздуха

ПАО «Сургутнефтегаз» является лидером среди предприятий ТЭК России по уровню утилизации попутного нефтяного газа. Мероприятия по охране атмосферного воздуха направлены на сокращение негативного влияния технологических процессов. Это достигается путем снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе за счет рационального использования ПНГ.

В настоящее время акционерным обществом обеспечен рекордный показатель – уровень утилизации попутного нефтяного газа более 99 %, который был достигнут в 2012 году. Рубеж 95 % успешно преодолен в 2008 году. По итогам 2022 года уровень рационального использования попутного нефтяного газа составил 99,41 %.

Комплексный подход к решению воздухоохранных задач позволяет акционерному обществу поддерживать низкий удельный показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на уровне 1,74 кг на 1 т добытого углеводородного сырья.

Охрана водных ресурсов и рациональное водопользование

Компания осуществляет забор воды из поверхностных и подземных водных объектов для производственных, технологических, хозяйственно-бытовых потребностей строго в соответствии с регламентирующими документами, стремится к снижению потребления пресной воды. Водоохранная деятельность Компании направлена на предотвращение загрязнения водных объектов, сбережение и рациональное использование водных ресурсов. Благодаря реализованному комплексу мероприятий ПАО «Сургутнефтегаз» удается минимизировать влияние на водные объекты. По результатам мониторинга компонентов природной среды на лицензионных участках Компании воздействие на окружающую среду характеризуется как допустимое.

Обращение с отходами производства

ПАО «Сургутнефтегаз» применяет инновационные технологии, позволяющие заниматься утилизацией отходов, их обезвреживанием и переработкой. Благодаря собственному производству Компании 100 % образующихся нефтешламов, отработанных масел, автопокрышек с металлическим и тканевым кордом утилизируются и обезвреживаются.

Комплексный подход к решению задач в области обращения с отходами, используемые технологии и применяемое оборудование позволяют Компании поддерживать низкий удельный показатель образования и захоронения отходов (0,016 т и 0,003 т на тонну добытого углеводородного сырья соответственно).

Рекультивация шламовых амбаров

Эффективное восстановление экологических функций нарушенных земель, занятых шламовыми амбарами, обеспечивается применением ПАО «Сургутнефтегаз» передовых научно и экономически обоснованных технологий рекультивации. Снижение негативного влияния отходов бурения, размещаемых в шламовых амбарах, является одним из важнейших направлений корпоративной программы «Экология».

По результатам многолетней экспериментальной и научно-исследовательской работы Компании в сотрудничестве с Институтом леса им. В.Н.Сукачева СО РАН разработана и широко используется уникальная технология так называемой лесной рекультивации. В соответствии с указанной технологией буровые шламы не засыпаются грунтом и не изолируются, а со временем становятся почвообразующей породой благодаря естественным механизмам восстановления экосистем. Лесная рекультивация позволяет в полной мере использовать природный потенциал самовосстановления, стимулирует естественный процесс зарастания шламовых амбаров, учитывая геологические и природно-климатические условия района. В 2022 году указанным методом успешно рекультивировано 9 шламовых амбаров.

Высокая эффективность метода подтверждается результатами исследования растительных сообществ, сформировавшихся на участках рекультивации. По продуктивности и разнообразию видов, среди которых появляются и краснокнижные, такие растительные сообщества многократно превосходят фоновые фитоценозы.

Технология применяется Компанией более 20 лет и демонстрирует отличные результаты: первые шламовые амбары, рекультивированные по технологии лесной рекультивации давно превратились в полноценные участки леса.

К преимуществам применения данного метода относятся:

  • уменьшение выбросов в атмосферный воздух за счёт сокращения объемов перемещения грунта, работы автомобильной и дорожной техники;
  • максимальное использование потенциальных возможностей естественного восстановления растительности;
  • отсутствие необходимости в отчуждении земель и разработке карьеров грунта.

Мониторинг компонентов природной среды и контроль эксплуатации производственных объектов

В ПАО «Сургутнефтегаз» создана система производственного экологического мониторинга (ПЭМ) — постоянного контроля состояния окружающей среды и оценки ее состояния, позволяющая своевременно выявлять негативные изменения, которые возникают под воздействием антропогенных и природных факторов.

На лицензионных участках Компании в течение многих лет функционирует наблюдательная сеть экологического мониторинга. В настоящее время площадь территории, на которой выполнены мониторинговые исследования, составляет около 150 тыс. км 2 . Сформирована обширная база данных о загрязненности компонентов природной среды лицензионных участков до начала их промышленного освоения (исходная (фоновая) загрязненность) и после ввода месторождений в разработку, при локальном экологическом мониторинге.

Производственный экологический контроль

В год экологии и особо охраняемых природных территорий в акционерном обществе начал работать Экологический совет под председательством первого заместителя генерального директора ПАО «Сургутнефтегаз», осуществляющего руководство всей системой экологического менеджмента Компании. Ее составной частью является производственный экологический контроль (ПЭК).

В акционерном обществе эффективно работает вертикально интегрированная двухуровневая система ПЭК. Задачи Экологического совета Сургутнефтегаза — сократить воздействие технологических процессов на окружающую среду, снизить экологические риски и, рационально использовать природные ресурсы. Одна из основных функций — экологическая оценка, включая прогнозную оценку, планируемой деятельности Компании на особо охраняемых природных территориях.

Организация мероприятий производственного экологического контроля ежегодно осуществляется по плану с обязательной подготовкой. Мероприятия по производственному контролю в области обращения с отходами проводятся и целенаправленно, и в составе комплексных программ, обеспечивающих соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды в целом. Порядок инспекционного и экоаналитического контроля установлен нормативно-техническими документами ПАО «Сургутнефтегаз».

Контроль осуществляется на соответствие проверяемых объектов требованиям природоохранного законодательства, нормам экологической безопасности и стандартам организации; соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами, экологических, санитарно-эпидемиологических норм, требований в области обращения с отходами, установленных локальными документами Компании, инструкциями по обращению с отходами, проектами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указываются предложения по проведению необходимых мероприятий и работ со сроками их исполнения; оформляются акты отбора проб и протоколы, результаты экоаналитического контроля.

Проверка исполнения выданных предложений и предписаний осуществляется без предварительного сообщения проверяемому. Контроль за исполнением предписаний осуществляется каждый месяц, о результатах докладывается на итоговом совещании. Для ряда руководителей структурных подразделений Компании установлены персональные целевые экологические показатели, разработанные на основе результатов ПЭК. Несоблюдение установленных экологических показателей влечет снижение размера вознаграждения руководителям по итогам отчетного месяца.

Итоги ПЭК учитываются, анализируются и обобщаются с целью дальнейшего использования при ведении хозяйственной деятельности ПАО «Сургутнефтегаз».

Экологическое просвещение и профессиональная подготовка персонала

ПАО «Сургутнефтегаз» уделяет первостепенное значение профессиональной подготовке персонала и, в частности, экологическому просвещению работников, что особенно важно для минимизации рисков, которые могут быть связаны именно с недостаточной квалификацией сотрудников.

В числе критериев выбора победителей экономических соревнований, проводимых среди буровых бригад, коллективов цехов добычи нефти и газа, а также бригад капитального и подземного ремонта скважин — недопущение аварий и брака, качественная работа, отличные показатели эффективности в области экологической безопасности объектов Компании.

Ежегодно специалисты по охране окружающей среды, в задачи которых входит контроль соблюдения на производстве всех природоохранных требований, регламентов, в числе других работников акционерного общества принимают участие в смотре-конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии», молодые ученые и специалисты — в работе научно-технической конференции ПАО «Сургутнефтегаз».

В 2022 году 539 работника повысили квалификацию в области обращения с отходами и экологической безопасности, в том числе 525 в Центре политехнического обучения (ЦПТО) ПАО «Сургутнефтегаз»: 110 человек по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля» и 415 по курсу «Повышение квалификации лиц, допущенных к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов классов опасности».

Экологическая культура, понимание важности природоохранной деятельности необходимы на всех уровнях производства, поэтому повсеместно организована разъяснительная работа, направленная на экологическое просвещение коллективов Компании и подрядных организаций. Перед каждой рабочей сменой проводится персональный инструктаж сотрудников, а на территориях с особым режимом хозяйственной деятельности, включая природный парк «Нумто», работники в обязательном порядке изучают специальные памятки и фильмы, в которых отражены основные принципы Экологической политики Компании, правила поведения на ООПТ и взаимодействия с представителями коренных малочисленных народов Севера.

Для работников ПАО «Сургутнефтегаз» и подрядных организаций всегда актуальны обязательное соблюдение требований природоохранного законодательства, бережное неравнодушное отношение к окружающей среде, ресурсосбережение, развитие собственных компетенций, повышение качества и эффективности труда.

Экологическое просвещение персонала — это существенная часть большой совместной общественно значимой работы. Многотысячный коллектив Компании массово принимает участие в реализации природоохранных инициатив, на мероприятия работники часто приходят с детьми, понимая важность формирования с самого раннего возраста системы экологических знаний в семьях.

В акционерном обществе продолжается планомерная работа по повышению квалификации персонала в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, направленная на реализацию Экологической политики ПАО «Сургутнефтегаз».

Внедрение принципов «зеленого офиса»

В целях снижения потребления природных ресурсов, экономии электроэнергии и сокращения количества отходов в Компании действуют принципы «зеленого офиса». Экостандарты, позволяющие уменьшить затраты на содержание офисных помещений, поддерживаются во всех административных зданиях ПАО «Сургутнефтегаз».

Принципы «зеленого офиса» реализуются посредством следующих мероприятий:

  • использование в системах наружного и внутреннего освещения современных энергосберегающих (светодиодных, индукционных, люминесцентных) ламп и светильников;
  • применение электронной пускорегулирующей аппаратуры в люминесцентных световых приборах;
  • использование программаторов, датчиков движения в системе внутреннего освещения, фотореле и автоматических выключателей наружного освещения;
  • оптимизация режима электрооборудования и теплопотребления зданий;
  • замена кондиционеров на мультисистемы;
  • внедрение энергоэффективных насосных агрегатов и вентиляторов;
  • применение на рабочих местах сетевых фильтров для одновременного выключения нескольких единиц техники по окончании их использования;
  • внедрение приборов учета, регуляторов расхода воды, потребления тепла.

ПАО «Сургутнефтегаз» использует систему электронного документооборота. При необходимости печати или копирования документов принтеры, используемые во всех офисах Компании, автоматически настроены для двусторонней черно-белой печати. Все это позволяет существенно сократить объемы потребления бумаги.

Отходы канцелярской деятельности — использованную бумагу, картон и другую макулатуру в офисах Сургутнефтегаза направляют на обработку с помощью собственной установки измельчения и прессования бумаги. Полученное вторсырье является ценным ресурсом, востребованным для дальнейшего применения специализированными предприятиями.

Сохранение биоразнообразия

Сохранение биологического разнообразия — одно из ключевых направлений экологической политики ПАО «Сургутнефтегаз» и неотъемлемая часть комплексной Программы «Экология», направленной на сохранение исходного состояния территории деятельности Компании и минимизацию влияния производства на окружающую среду.

Программа по сохранению биологического разнообразия на территории деятельности ПАО «Сургутнефтегаз» направлена на охрану земель, водных объектов, воспроизводство биологических ресурсов, мониторинг компонентов природной среды, включая изучение биоты, а также мониторинг видов — индикаторов биологического разнообразия.

Для реализации мероприятий по сохранению биологического разнообразия на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Тюменской области и Республики Саха (Якутия), где расположено наибольшее количество производственных объектов Компании, разработаны списки видов — индикаторов разнообразия основных биоценозов (сосудистых растений, мхов, лишайников, птиц, млекопитающих). Эта работа выполнена специалистами Московского государственного университета (МГУ) им. М. В. Ломоносова, Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН и Института биологических проблем криолитозоны Якутского научного центра Сибирского отделения РАН. Мониторинг биологического разнообразия ведется в районах, где Компания осуществляет основную деятельность по поиску, разведке и добыче углеводородов.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Республики Саха (Якутия) и Тюменской области в целях восстановления водных биологических ресурсов и поддержания биоразнообразия с июня по август 2022 года при содействии Компании выпущено в водные объекты более 48,12 млн.шт. молоди и личинок пеляди и 1,022 тыс.шт. молоди нельмы. Для этого ПАО «Сургутнефтегаз» выделило 50,7 млн руб.

ПАО «Сургутнефтегаз» ежегодно выполняет лесовосстановительные мероприятия, в 2022 году высажено 4 600 тысяч саженцев сосны обыкновенной на площади 2 303 га. Финансирование этого направления программы по сохранению биоразнообразия составило 430,8 млн руб.

В рамках программы по сохранению биоразнообразия в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре Компания ведет биологический мониторинг на территории деятельности ПАО «Сургутнефтегаз», сопредельной с территорией природного парка «Нумто» с привлечением научных организаций, имеющих богатейший опыт проведения исследований в регионе. Компанией разработаны мероприятия по минимизации экологических рисков при размещении производственных объектов в болотных экосистемах, снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на гидрологию болот, мероприятия по орнитологической безопасности. Ведется регулярный мониторинг гидрологического режима болот с оценкой эффективности работы водопропускных сооружений.

Результаты исследований подтверждают эффективность природоохранных мероприятий и отсутствие негативного воздействия на чувствительные экосистемы природного парка «Нумто».

В Республике Саха (Якутия) на протяжении 6 лет силами Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения Российской академии наук осуществляется мониторинг биологических ресурсов и криолитозоны с оценкой техногенного воздействия на окружающую среду со стороны нефтегазового комплекса. Полученные материалы и рекомендации используются при разработке смягчающих и компенсационных природоохранных мероприятий в проектной документации.

При планировании работ на особо ценных и чувствительных территориях проводится эколого-биологическая оценка участков перспективного освоения, выполняется пространственный анализ экологических рисков. Такие научно-исследовательские работы в пойме Иртыша проводились специалистами Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН.

Созданная в геоинформационной системе Компании уникальная база данных с информацией о выявленных местах встречи (произрастания) редких и находящихся под угрозой исчезновения представителей биоты обновляется по мере получения новых результатов исследований.

Поддержка особо охраняемых природных территорий и других территорий с особым режимом хозяйствования

ПАО «Сургутнефтегаз» выполняет требования лицензионных соглашений на право пользования участками недр и ведет производственную деятельность в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и других территорий с особым режимом хозяйствования, руководствуясь корпоративной Программой «Экология», направленной на сохранение исходного состояния территории деятельности Компании и минимизацию влияния процесса нефтедобычи на окружающую среду.

При наращивании объемов производства сохраняются устойчивость и биоразнообразие экосистем, а территория, на которой размещены объекты нефтедобычи, получает дополнительные социально-экономические выгоды, положительно влияющие на развитие общества.

ПАО «Сургутнефтегаз» руководствуется Экологической политикой, предусматривающей соблюдение правил и обычаев, принятых в местах проживания представителей коренных малочисленных народов Севера, на территориях традиционного природопользования. Компания обеспечивает максимальную сохранность исконной среды обитания, хозяйствования и промыслов коренного населения.

Для реализации основных принципов в области сохранения этносов акционерное общество обеспечивает достижение следующих целей и решение следующих задач:

  • минимизация количества и площади промышленных площадок и линейных объектов путем применения наилучших доступных технологий по разведке, добыче и транспортировке нефти и газа;
  • сведение к минимуму негативного воздействия на окружающую среду посредством сокращения количества выбросов, сбросов и отходов, полного предотвращения любого техногенного воздействия вне отведенных под промышленные объекты территорий;
  • исключение нахождения и передвижения техники и персонала за пределами промышленных площадок и предназначенных для этих целей объектов без соответствующих разрешений;
  • организация полевых работ по обследованию территории предполагаемого размещения промышленных площадок на предмет наличия этноархеологических и этнографических объектов, в случае их наличия — перенос производственных объектов за пределы данных зон в соответствии с технологическими возможностями;
  • проведение детальных полевых исследований территорий предполагаемого размещения промышленных площадок и учет особенностей экосистем на стадии проектирования объектов для обеспечения последующего восстановления природных функций экосистем, в том числе ресурсных возможностей, способствующих сохранению традиционного образа жизни и промыслов КМНС;
  • ограничение несанкционированного проезда на территории традиционного природопользования и ООПТ;
  • контроль за соблюдением правил поведения персонала, работающего в границах ООПТ.

В рамках соглашения между ПАО «Сургутнефтегаз» и БУ ХМАО-Югры «Природный парк «Нумто» с 2022 по 2024 годы дирекции парка будут перечислены более 14 млн руб. для обновления материально-технической базы учреждения, проведения научных работ.

Всесторонне поддерживая научную деятельность на территории ООПТ, Компания участвует в реализации проекта геокриологических исследований в парке «Нумто». Программа геокриологического мониторинга разработана сотрудниками БУ ХМАО-Югры «Природный парк «Нумто» и ПАО «Сургутнефтегаз» совместно. В 2019 году при организационной поддержке Компании сотрудниками Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН и Тюменского индустриального университета были пробурены термометрические скважины, установлены термодатчики и автоматические станции слежения за температурой воздуха и измерения высоты снежного покрова. В 2021 году система геокриомониторинга была расширена. Благодаря этому в природном парке ведутся исследования, которые в дальнейшем позволят сформировать представление о температурном состоянии мерзлых грунтов в естественных условиях, определить тенденции его изменения и оценить перспективы динамики состояния криолитозоны. Материалы исследований дополняют данные международной программы по наблюдению за изменениями в зоне многолетней мерзлоты.

В 2022 году в границах объекта культурного наследия местного значения достопримечательное место «Священное озеро Имлор» и прилегающих к ним территорий продолжен мониторинг компонентов природной среды и производственный экологический контроль объектов Компании. По итогам проверочных мероприятий установлено отсутствие нарушений экологического состояния территории. Все промысловые трубопроводы в районе озера Имлор выполнены только с внутренним антикоррозионным покрытием.

Акционерным обществом эффективно реализуется комплекс мероприятий, призванных обеспечить охрану водных ресурсов, атмосферного воздуха, не допустить захламления территории отходами производства и потребления, предупредить разливы нефти. Осуществляется экологический мониторинг территории.

Принятые меры позволяют ПАО «Сургутнефтегаз» обеспечить безаварийную работу и значительно снизить риск возникновения аварий и инцидентов, как следствие — сохранить места обитания охотничье-промысловых видов животных и сбора дикоросов, необходимые для традиционного образа жизни коренного населения.

Для ограничения несанкционированного проезда к местам традиционного проживания коренных жителей, с целью охраны объектов топливно-энергетического комплекса на участках промысловых дорог Компании установлены контрольно-пропускные пункты. Персонал ПАО «Сургутнефтегаз», работая в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, руководствуется следующими принципами:

  • понимание и соблюдение традиций, обычаев, обрядов, являющихся составной частью культуры коренных жителей;
  • учет опыта партнерства и постоянное совершенствование системы взаимоотношений с представителями КМНС;
  • немедленное информирование отдела по работе с коренным населением управления по землепользованию, управления экологической безопасности и природопользования ПАО «Сургутнефтегаз» в случае возникновения взаимного непонимания, угрозы конфликта или нарушения установленных требований;
  • обеспечение разрешения конфликтных ситуаций и возникшего недопонимания путем обсуждения и переговоров;
  • недопустимость конфликтов работников Компании с коренными жителями;
  • обеспечение невмешательства в частную жизнь представителей коренных малочисленных народов Севера;
  • следование природоохранным нормам и требованиям.

Проведение научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды

Компания эффективно сотрудничает с научными организациями, многие из которых входят в состав Российской академии наук, а также проводит собственные научные исследования, используя огромный аналитический материал, накопленный в ходе многолетних наблюдений за состоянием окружающей среды.

Акционерное общество длительное время сотрудничает с научными организациями, многие из которых входят в состав Российской академии наук, для получения независимой экспертной оценки состояния природной среды в районе производственной деятельности ПАО «Сургутнефтегаз», разработки и внедрения новых наиболее эффективных технологий, способствующих минимизации воздействия на окружающую среду.

По результатам исследований в области экологической безопасности, экологического мониторинга и эколого-биологической оценки территорий присутствия Компании за почти четыре десятилетия накоплен обширный аналитический материал, позволяющий выстраивать стратегию и тактику природоохранной деятельности ПАО «Сургутнефтегаз».

В 2022 году продолжился биологический мониторинг, который выполняют сотрудники МГУ им. М.В.Ломоносова, Почвенного института им. В.В. Докучаева, Юганского заповедника на участках недр акционерного общества, граничащих с территориями природного парка «Нумто». Вновь подтверждено отсутствие угрозы не только местам обитания редких видов флоры и фауны, но и в целом состоянию экосистем в районе деятельности ПАО «Сургутнефтегаз.

На территории участков недр ПАО «Сургутнефтегаз» в Республике Саха (Якутия) биологические исследования проведены сотрудниками Института биологических проблем криолитозоны Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Научными сотрудниками выполнены полевые исследования деятельного и верхнего слоев многолетнемерзлых пород, земельных ресурсов, поверхностных вод, почвы, растительного покрова, водных биоресурсов и животного мира. Проведение биологического мониторинга необходимо для оценки экологических параметров территории, находящейся под потенциальным воздействием объектов нефтепромысла и отслеживания динамики изменения экосистем во времени, а также для прогнозирования дальнейших изменений.

Санкт-Петербургским федеральным исследовательским центром РАН выполнены всесторонние комплексные эколого-токсикологические исследования буровых шламов.

В 2022 году на заболоченных участках Нижне-Обского бассейна завершены гидрохимические и ихтиологические исследования различных типов водных объектов, не затронутых техногенным воздействием. В зимний период проведены исследования заморных явлений на водных объектах.

Результаты исследований позволяют с большей точностью выполнять оценку ущерба, наносимого водным биоресурсам и среде их обитания в ходе осуществления хозяйственной деятельности ПАО «Сургутнефтегаз», тщательно проводить предпроектную проработку и детальный анализ экологических рисков при планировании размещения производственных объектов.

Выстраивая стратегию и тактику природоохранной деятельности, Компания использует результаты исследований для принятия управленческих решений, направленных на минимизацию негативного влияния объектов нефтедобычи на окружающую среду.

ПАО «Сургутнефтегаз» входит в число ведущих предприятий отрасли, обладающих современной производственно-технологической базой, позволяющей постоянно внедрять новейшие экологические технологии и рационально использовать природные ресурсы, что подтверждено:

  • 2008 году — ПАО «Сургутнефтегаз» признано лауреатом ежегодной премии Министерства природных ресурсов и экологии РФ в номинации «Лучший экологический проект года»;
  • в 2009 году — независимое экологическое рейтинговое агентство, учрежденное Международным социально-экологическим союзом, по результатам анализа сведений о природоохранной деятельности ПАО «Сургутнефтегаз» с 2000 года, данных государственной статистики по объемам использования природных ресурсов, загрязнения воды и воздуха, отходов и площади нарушенных земель, включило ПАО «Сургутнефтегаз» в число лидеров российского рейтинга социально-экологически ответственных компаний по итогам 2009 года (5 место);
  • в 2012 и 2013 годах — ПАО «Сургутнефтегаз» награждено дипломом «Лучшее предприятие топливно-энергетического комплекса Югры;
  • в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» среди предприятий с добычей нефти более 5 млн т;
  • в 2013 году — ПАО «Сургутнефтегаз» названо лауреатом конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент» и победителем акции «Впиши себя в историю Югры в Год охраны окружающей среды»;
  • в 2014 году — ПАО «Сургутнефтегаз» возглавило Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России, организатором которого является группа «КРЕОН»;
  • в 2015 году — ПАО «Сургутнефтегаз» вновь заняло первое место в рейтинге экологической ответственности нефтегазовых компаний России, определяемом с участием Национального рейтингового агентства, а также признано победителем окружного конкурса ХМАО-Югры «Лучшее нефтегазодобывающее предприятие Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» в номинации «Предприятия с добычей нефти более 5 миллионов тонн в год»;
  • в 2016, 2017 годах ПАО «Сургутнефтегаз» вошло в тройку лидеров рейтинга экологически ответственных нефтегазовых компаний России, заняв почетное третье место;
  • в 2017, 2018 годах ПАО «Сургутнефтегаз» стало победителем XIII и XIV Всероссийского конкурса «Лидер природоохранной деятельности в России-2017» в номинации «Лучшая экологически ответственная компания в нефтегазодобыче», в 2019 году — в номинации «Экологический менеджмент и управление отходами в промышленности»;
  • в 2018 году экологический менеджмент Компании отмечен дипломом за первое место по результатам рейтинга открытости нефтегазовых компаний России в сфере экологической ответственности. Итоги рейтинга представлены Национальным рейтинговым агентством;
  • в 2019 году по результатам рейтинга открытости нефтегазовых компаний России в сфере экологической ответственности Сургутнефтегаз отмечен дипломом за лидерство в области снижения воздействия на окружающую среду.
  • в 2019, 2020 годах в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре акцио­нерное общество «Сургутнефтегаз» признано победителем конкурса «Лучшее нефтегазодобывающее предприятие Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» в номинации «Предприятия с добычей нефти более 5 миллионов тонн в год»;
  • В 2020 году Общество заняло второе, а в 2021 году третье место в рейтинге открытости экологической информации нефтегазовых компаний, составляемым Национальным рейтинговым агентством.
  • В 2022 году Компания отмечена диплом победителя, как «Лучшее нефтегазодобывающее предприятие Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» в I категории «Предприятия с добычей нефти более 5 миллионов тонн в год».

628415, Российская Федерация, Тюменская обл.,
г.Сургут, ул.Григория Кукуевицкого, 1, корпус 1

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Межрегиональные
территориальные
управления

Система управления безопасностью полетов (СУБП)

Внедрение принципов управления безопасностью полетов в гражданской авиации

Начиная с 2001 года, положения об управлении безопасностью полетов постепенно включались ИКАО в различные Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации.

Во исполнение рекомендации 2/5 Конференции высокого уровня по безопасности полетов 2010 года (HLSC/2010) Совет ИКАО поддержал разработку нового Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, сводящего воедино всеобъемлющие положения об управлении безопасностью полетов из Приложения 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу», Приложения 6 «Эксплуатация воздушных судов», Приложения 8 «Летная годность воздушных судов», Приложения 11 «Обслуживание воздушного движения», Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» и Приложения 14 «Аэродромы».

25 февраля 2013 года Совет ИКАО единогласно принял Международные стандарты и Рекомендуемую практику «Управление безопасностью полетов» (Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации) с датой начала применения 14 ноября 2013 года.

В 2016 году Совет ИКАО признавая необходимость в определении взаимосвязи между восемью критическими элементами государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов, поправкой 1 вводит новые и измененные SARPS по СУБП, включая несколько дополнительных пояснительных примечаний, направленные на содействие реализации. Поправка 1 также распространяет применение СУБП на организации, ответственные за конструкцию типа и изготовление двигателей и воздушных винтов, чему способствует упоминание этих организаций в Приложении 8.

Также, поправка 1 обеспечивает повышенные меры защиты данных и информации о безопасности полетов, а также их источников. Один из ключевых элементов поправки – это повышение статуса инструктивного материала, содержавшегося в прежнем дополнении B Приложения 19, до статуса SARPS, которые включены в новое добавление.

В результате принятия поправки 1 опубликовано второе издание Приложения 19. Это издание отражает существенный характер внесенной поправки, что завершает второй этап разработки настоящего Приложения.

Поправка 1 была принята Советом 2 марта 2016 года, вступила в силу 11 июля 2016 года и начала применяться 7 ноября 2019 года.

Приложение 19 устанавливает следующие основные термины:

Безопасность полетов. Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

Система управления безопасностью полетов (СУБП). Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.

Требования к системе управления безопасностью полетов поставщика услуг

В Российской Федерации системный подход к управлению безопасностью полетов обеспечивается посредством:

  • структуры и функций федеральных органов исполнительной власти;
  • Воздушного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 24.1 который устанавливает, что реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации;
  • Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2022 № 642 (далее – Правила разработки и применения СУБП).

Дальнейшее развитие требований Воздушного кодекса Российской Федерации и Правил разработки и применения СУБП содержится в следующих федеральных авиационных правилах:

1) Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки:

требования пунктов 5.5-5.8, 5.12 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128;

2) Для юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов:

3) Для поставщиков услуг, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов:

требования Главы XII Обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 № 293;

4) Для операторов сертифицированных аэродромов гражданской авиации:

требования пункта 41 Федеральных авиационных правил

Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия и аннулирования документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.11.2022 № 441.

5) Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку пилотов гражданских воздушных судов:

6) Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих авиационные работы :

требования пунктов 4.6, 4.7 и 6.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128;

7) Для физических и юридических лиц, организующих и выполняющих полеты воздушных судов, не относящихся к легким или сверхлегким, в целях авиации общего назначения:

требования пунктов 4.6, 4.7 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 ;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *