Тибет где находится в какой стране
Перейти к содержимому

Тибет где находится в какой стране

  • автор:

13 вопросов о Тибете

Что такое Тибет? Это горы? Это часть Китая или отдельная страна? Какое отношение к Тибету имеет йога? А далай-лама? И вообще, кто это такой?

В этом году в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ впервые открыт набор на новую бакалаврскую программу «Монголия и Тибет». Чтобы помочь будущим студентам определиться с выбором, Arzamas попросил академи­ческого руководителя программы, профессора Анну Цендину рассказать о том, что из себя представляет Тибет.

1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы?

И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодо­родные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путеше­ственники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы.

2. Что древнее — Тибет или Русь?

Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений. В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самар­канда. . На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в . Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

3. Что такое Тибет: государство, религия или место?

Скорее место. Тибет — это географический район, состоящий из большого числа отдельных областей. В них живут народы, которые говорят на одном языке. Кроме того, у них общая религия, культура и история. Сегодня эти области относятся к разным административным районам и даже странам. Центральный Тибет образует Тибетский автономный район Китайской Народной Республики, северный регион Амдо частично входит в провинции Цинхай и Ганьсу КНР, восточный Кхам — в провинции Сычуань и Юньнань КНР, западные районы (Ладакх и другие) принадлежат Индии.

4. То есть Тибет — это часть Китая?

Сегодня Китаем часто называют КНР, но на самом деле это только часть Китайской Народной Республики. Исторически Китай — это государство, в котором в основном жили ханьцы Хань — этническая группа сино-тибетской языковой семьи. Это самый многочисленный народ Земли и крупнейшая народность в КНР. . В эпоху Маньчжурской империи, установившей в Китае династию Цин, правившую с XVII по XX век, власть Пекина стала распространяться на соседние территории Восточного Туркестана, Монголии, Тибета. После революции 1949 года образовалось новое государ­ство, КНР: части этих районов вошли в него на правах автономий. В 1951 году в Пекине было подписано соглашение о присоединении к КНР Тибета, и Народно-освободительная армия Китая заняла Лхасу Лхаса — бывшая столица независимого Тибетского государства, а сейчас городской округ в Тибетском автономном районе КНР. . Так был образован Тибетский автономный район, который вошел в состав КНР. Другие области, населенные тибетскими наро­дами, стали частью провинций КНР: Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань. Однако многие тибетцы живут за пределами КНР — в Индии (в частности, в Сиккиме), Непале, Бутане.

5. Кто правит Тибетом?

Правительство КНР Речь идет о той части Тибета, которая входит в состав КНР. . Оно управляет всеми сторонами жизни — государ­ственной, административной, политической, экономи­ческой, культурной и прочими. Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четыр­надцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев. Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании. Таких насчитывается около 150 тысяч человек.

6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы) Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и мон­голы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос.

7. В Тибете говорят на тибетском?

Совершенно верно. Тибетский язык входит в тибето-бирманскую подсемью языков сино-тибетской семьи. Классический письменный язык появился в VII веке. При этом различные этни­ческие группы, живущие на территории Тибета, говорят на разных диалектах и не всегда друг друга понимают. Нап­ример, амдосец То есть житель Амдо, региона Тибета, разделенного теперь между китай­скими провинциями Цинхай, Сычуань и Ганьсу. из провинции Цинхай может не понять жителя Центрального Тибета. И наоборот.

8. В Тибете все буддисты?

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций. В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

9. Кстати, кто такой далай-лама?

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо.

10. Монахи Шаолиня тоже из Тибета?

Монастырь Шаолинь расположен в Центральном Китае и никакого отношения к Тибету не имеет. Шаолинь и Тибет объединяет только буддизм: Шаолинь, который сначала был даосским монастырем, стал буддийским почти на век раньше, чем Тибет.

11. Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему?

Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоя­тельности и собственную государственность, очень болезнен­ный. После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада. Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская). Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или еще.

12. Йогу придумали в Тибете?

Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, пись­менность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете.

13. Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электро­станции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

Тибет

Весь регион находится на высоком плато с большим количество высоких гор, включая Эверест. Часто Тибет называют «крыша мира». Район имеет свою собственную уникальную культуру, большинству путешественников, отправляющихся за экзотикой будет легко её найти, может возникнуть ощущение, что это совершенно иной мир.

Формально Тибет является автономным районом Китая, но следует помнить, что включение в Тибет в состав страны было проведено не совсем добровольным путём и даже существует движение за независимость и правительство в изгнании, возглавляемое бывшим правителем — Далай-ламой. Путешественникам следует быть достаточно осторожным выражая свою позицию по этому поводу.

Тибет также становится все более и более популярным туристическим направлением среди самих китайцев. Для них Тибет является таким же экзотическим районом, как для любого туриста из любой страны мира, при этом существует высокая транспортная доступность через хорошее железнодорожное сообщение.

Карта Координаты

Понять [ править ]

Тибет
Официальный сайт
noframe

Тибет где находится в какой стране

В юго-западной части Китая, на Тибетском нагорье, средняя высота которого составляет 4000 метров над уровнем моря, находится легендарный Тибет, занимающий площадь более 1,2 млн кв. км. На севере он соседствует с китайскими Синцзян-Уйгурским автономным районом и провинциями Цинхай, Сычуань и Юньнань. На юге и западе граничит с Бирмой, Индией, Бутаном, Непалом и Кашмирским регионом.

Тибет прекрасен! Недаром его считают третьим полюсом и называют Крышей Мира. Пики высотой более 5 км, круглый год покрытые снегом, образуют горные гряды, похожие на огромных извивающихся серебристых змей. Величественный пейзаж! Именно в Тибете находятся две самые значимые горы мира: Джомолунгма – высочайшая вершина на планете (8844,43 м над уровнем моря), расположенная на китайско-непальской границе и считающаяся самым вожделенным местом для альпинистов, и священная Кайлас, признаваемая многими религиями как центр вселенной. Кроме того на территории Тибета находятся истоки таких известных рек Азии, как Ганг, Инд, Меконг, Иравади, Брахмапутра и другие.

И вот среди этих гордых гор и прозрачных вод, местные жители – радушные и скромные, горячие и бойкие, неотъемлемая часть этого удивительного мира. Их необыкновенные обычаи, красочные одеяния, зажигательные танцы, воинственные конные состязания со стрельбой и даже «высокогорная краснота кожи» на лицах тибетских скотоводов – все проникнуто радостью и преисполнено жизненной энергией.

Священный Тибет притягивает людей своей чистотой. Люди, побывавшие там, не только оказываются потрясены увиденным, но и, главное, чувствуют себя душевно очищенными. Величественные Гималаи, десятки тысяч лет текущая сквозь них Брахмапутра, дворец Потала с вековой историей, парк Норбулинка, храм Джоканг и монастырь Ташилумпо – все это вызывает у гостей региона чувство восторга и трепета. Когда прогуливаешься между руинами древнего царства воинственной династии Гугэ или вслушиваешься в монотонное молитвенное пение, которое доносится из храмов, укрывшихся среди священных гор и озер, кажется, что былые века возвратились. Глядя в бездонную лазурь горных озер, любуясь танцем белых аистов, скача на лошади по бескрайней степи или слушая пасторали скотоводов, понимаешь, что этот край достоин самого трепетного преклонения.

Так куда же отправиться и какой маршрут выбрать?

В Тибет можно въехать как с территории Китая (из Пекина, Сианя, Шанхая, Чэнду, Гуанчжоу и других городов ежедневно в Лхасу, столицу Тибета, отправляют авиа и ж/д рейсы), так и из Непала (авиарейсом из Катманду или пересекая границу между пунктами Кодари – Джанму по автодороге Дружбы).

Прибыв в Тибет впервые и имея в своем распоряжении только 4-5 дней, начать экскурсию стоит с символа Лхасы – дворца Потала. Сразу оговоримся: посещение туристических объектов иностранцами возможно только в сопровождении имеющего лицензию гида. Например, прежде чем впустить вас во дворец Потала, охрана сначала проверит паспорта, камеры и сумки (досмотр строгий, как в аэропорту, жидкости проносить нельзя), а затем у гида спросят его лицензию, ваш пермит плюс документы, указывающие, какая фирма выдала вам разрешение, и подтверждающие, что с вами работает именно этот гид. Тибет – особый регион, здешние правила созданы для безопасности гостей, поэтому лучше принять их как данность и содействовать официальным органам в их работе.

Монастырь Дрэпунг – один из самых значимых не только в Лхасе, но и во всем Тибете. Во время главного тибетского праздника кислого молока именно в Дрэпунге проходит важнейшая церемония – вывешивание гигантской танки (тканая икона) Будды Шакьямуни. Танку еще до рассвета расстилают на горе с западной стороны монастыря, и тысячи паломников собираются здесь, чтобы ощутить воздействие энергетической ауры древней реликвии. На территории монастыря находятся огромные камни с красивейшими изображениями религиозного подвижника Цонкабы и его учеников, повсюду встречаются записи мантр.

Священный Кайлас – пик высотой 6638 метров – не похож ни на один другой. Его внешний облик поражает своей мощью и неповторимым великолепием. Гора словно стоит на большом светло-алом подножии, изрезанном талыми водами. Из-за интенсивной коррозии создается иллюзия ступеней пирамиды. Вершина круглый год покрыта снежной шапкой. На платформе по кругу отчетливо прослеживается вогнутый желоб. С июля по сентябрь вершина Кайласа часто бывает окутана облаками, и считается удачей увидеть пик открытым целиком. По-тибетски Кайлас означает «гора Богов», в Индии же ее называют раем Шивы. Кроме того, Кайлас является местом возникновения тибетской религии бон (черная вера).

Сейчас Кайлас превращен в место международного паломничества. Ежегодно к священной горе стекаются тысячи богомольцев – и местных, и иностранных: из Индии, Непала, Бутана и других стран. До сих пор пик остается девственной вершиной. Не верьте никаким описаниям «восхождений на Кайлас» – его не покорял никто! Подъем на гору невозможен не только по объективным причинам (природное строение горы), но и по причине святости места. Покорение было бы осквернением святыни и вопиющим неуважением к вероисповеданию миллионов людей. Паломники просто совершают вокруг Кайласа обход, который зовется кóрой.

Это тибетское слово так и переводится: «обход вокруг священного места». Во время коры паломники либо медленно идут, либо простираются на земле, затем встают, передвинувшись на длину своего тела, и снова простираются ниц. В буддистской традиции движение осуществляется по часовой стрелке, в традиции бон – против. Совершая кору вокруг монастырей, богомольцы выражают почтение всем божествам – описанным в книгах и нашедшим воплощение в статуях, танках и фресках.

Кайлас является самой важной святыней для тибетцев, а также для всех приверженцев буддизма, джайнизма, индуизма и религии бон как место концентрации энергии Вселенной. Считается, что путь вокруг священной горы (его протяженность – 53 км) имеет глубокий духовный смысл. За три дня коры душа символически проживает еще одну жизнь, тем самым оставляя настоящую карму позади, и получает возможность изменить дальнейшую судьбу. Таким образом, людьми, совершающими паломничество к Кайласу, движет одна цель – очистить свою карму и тем самым улучшить энергетику планеты. Наибольшее число богомольцев приходит к Кайласу в год Лошади (тибетский календарь аналогичен китайскому), поскольку считается, что Будда Шакьямуни родился именно в этот год. Тогда один полный обход вокруг Кайласа приравнивается к 13 корам.

Манасаровар, Мапамъюм-Цо, Мапам-Юмцо – все это названия пресного священного озера в 950 км к западу от Лхасы. По легенде, оно было первым, что сотворил в своем сознании Брахма. Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, в котором королева Майя зачала Будду. Санскритское название Манасаровар образовано от слов manas («сознание») и sarovara («озеро»). Вместе с горой Кайлас озеро является местом паломничества, привлекая религиозных людей из Индии, Тибета и других стран.

Долина Гаруды – столица первой в истории Тибета цивилизации Шамшунг, при которой и возникла традиционная тибетская религия бон. Название долины происходит от имени мифического существа, которое является объектом поклонения для тех, кто исповедует бон. Гаруда представляет собой полуорла-получеловека. В восточной мифологии она враг змей, которые сидят в головах тех, кто сомневается в Боге, а значит, олицетворяет борьбу с демоническими силами.

Что же сейчас мы видим на месте древнейшего царства? Необъятный пещерный комплекс. Целый город, врезанный в горы. Изучение пещер настолько увлекает, что по ним хочется продвигаться все глубже, подниматься все выше. Энергия здесь светлая, теплая, положительная. На самой вершине жил, конечно, правитель. Подняться туда тяжело, тропы опасны, песок местами осыпается. Много пещер, хранящих следы человеческой деятельности: копоть на стенах, полочки, крючки для натягивания веревки. Очень интересно с точки зрения культурологии. Жизнь здешних обитателей была тесно связана с религией, о чем говорит огромное количество фресок и медитационных пещер. Время тут остановилось, и тем не менее сильно ощущение, что люди продолжают жить в этом древнем царстве, вести дела, молиться, творить.
Подробнее узнать о «местах силы» в Тибете вы сможете в нашей следующей статье Топ-7 священных мест в Тибете.

Когда ехать?

Для Тибета характерны отличия в погоде в различных регионах плюс уникальные явления, связанные с действием ветра, облаков, дождя, инея и тумана. Местный климат обусловлен особенностями рельефа и атмосферной циркуляции. Как правило, в северо-западной части Тибета сухо и холодно, а в юго-восточной – влажно и тепло. Кроме того, явно выражена смена климатических поясов в зависимости от высоты. Необычайно красивы и здешние восходы и закаты.

Тибет – регион, не имеющий себе равных по интенсивности солнечной радиации. По числу солнечных часов в году район занимает первое место в КНР! Недаром Лхасу называют Городом солнца. Ультрафиолетовое излучение на Тибетском нагорье в 2,3 раза интенсивнее, чем на равнине. Поэтому в Тибете фактически полностью отсутствуют болезнетворные бактерии, а у тибетцев почти не возникает кожных заболеваний и заражений при травмах. Ввиду этого туристам нет надобности делать прививки перед путешествием.

Наилучшим для туристической поездки в Тибет считается период с марта по октябрь. Особенно благоприятны месяцы с мая по сентябрь – так называемый высокий туристический сезон. Но это не означает, что в холодную пору нет смысла отправляться в Тибет.

Неверно общепринятое мнение, будто «в Тибете зимой морозно». В это время года разве что не удастся совершить кору вокруг горы Кайлас (оптимальное время для этого – апрель-октябрь) и священных озер Наму-цхо и Ламула-цхо, а поездки по районам и главным достопримечательностям вполне доступны.

Зима – прекрасное время для паломничества в Лхасу, Гьянтце, Шикадзе, для посещения монастырей и ретритных (предназначенных для духовных практик) комплексов Самье и Драк Йерпа, для экскурсий к священному озеру Ямдрок-цхо, которое не покрывается льдом даже в январе, для визита в базовый лагерь Эвереста (из-за отсутствия осадков в это время года в горах всегда ясно, и можно не опасаться не увидеть вершину из-за окутавших ее облаков). Зимние месяцы – лучший период для поездки в Тибет и с целью укрепления здоровья. Например, в горячих источниках Ямбаджини и Дэчжун в это время концентрация полезных веществ максимальна. К тому же из-за довольно высокой температуры воды купаться в них намного комфортнее при холодной погоде, чем летом, когда воздух горячее.

И в заключение…

Могучими горными вершинами, сказочными, удивительного цвета озерами, уникальной религиозной культурой, отмеченной глубиной веры, Тибет привлекает множество путешественников. Одни приезжают сюда с целью паломничества и духовного совершенствования, другие – за эстетическим удовольствием, третьи – проявить свою смелость и отвагу на крутых отрогах горных хребтов. Сейчас, когда запущена в действие Цинхай-Тибетская ветка железной дороги, появилось еще больше желающих совершить путешествие по «небесному пути», чтобы своими глазами увидеть уникальный край, прочувствовать его и полюбить навсегда!

Автор: Кайденко Надежда

Вьетнам
Ханой
Грузия
Тбилиси
Индия
Нью-Дели
Индонезия
Бали
Камбоджа
Пномпень
Китай
Пекин
Малайзия
Куала-Лумпур
Монголия
Улан-Батор
Непал
Катманду
Сингапур
Сингапур
Япония
Токио
Погода 0°C 0°C 0 °C 0 °C 0 °C 0 °C 0 °C 0 °C 0 °C 0 °C 0 °C
Время 23.59 23.59 23.59 23.59 23.59 23.59 23.59 23.59 23.59 23.59 23.59
Курс валют 1$=22,776.82 1$=3.11 1$=73.95 1$=14,295.09 1$=4,079.77 1$=6.47 1$=4.19 1$=2,839.62 1$=117.92 1$=1.35 1$=110.68

© Asia Tour Group Co., Ltd. — туроператор по Азии. Все права защищены. Использование текстов, фотографий их фрагментов и любых других материалов с сайта asiatourgroup.com только с письменного разрешения компании Asia Tour Group.

Тибетский автономный район

Тибет (тиб. བོད་ — «бё», кит. 西藏 — «сицзан») — автономный район на юго-западе КНР. Расположен на большей части Тибетского нагорья; остальная часть нагорья находится в соседних регионах Китая, а также в Индии и Бутане. Тибетский автономный район граничит с Индией, Мьянмой, Бутаном и Непалом; точные границы Китая, Индии и Бутана оспариваются этими странами. В целом индийский субконтинент от Китая отделяют Гимилайские горы. Административный центр и крупнейший город Лхаса расположен в центрально-западной части Тибета. Население (2020 г.) — 3 648 100 человек (данные переписи), территория — 1,22 млн. кв. километров (вторая крупнейшая провинция КНР, после Синцзяна).

Председатель народного правительства: Сямба Пинцогс
Административный центр: город Лхаса
Адрес правительства: г. Лхаса, ул, Цзиньчжучжунлу
Веб-сайт: www.tibetinfor.com

История

В VII-IX веках н.э. на Тибетском нагорье существовала мощная Тибетская империя. Это государство возникло в конце VI — начале VII века в районе современной Лхасы; первым правителем стал Намри Сонгцэн. Его сын, Сонгцэн Гампо (604-650) считается первым великим императором, значительно расширившим пределы государства. К имперскому периоду относится распространение буддизма в Тибете. Своего полного расцвета Тибетская империя достигла в период правления императора Трисонг Децена (756-797), который контролировал обширные территории, далеко выходящие за пределы нагорья; от Ферганской долины до Бенгальского залива, и от Гималайских гор до пустыни Гоби. Последним великим императором считается Ралпачан (815-838). Империя при нем постепенно слабела, и сам Ралпачан потерял жизнь в результате дворцового переворота. Последним императором стал брат Ралпачана Ландарма (838-842), отличавшийся антибуддийскими настроениями и преследовавший буддиство, за что был убит буддийским монахом. После смерти Ландармы в империи началась гражданская война и Тибет потерял политическое единство. В результате монгольских завоеваний Тибет стал частью Монгольской империи и управлялся как своего рода автономия династией Юань (правившей в Китае и в собственно Монголии). Восстание «красных повязок» в Китае (1351 — 1368) привело к свержению монгольского правления. Формально Тибет был вассалом династии Мин, взявшей власть в Китае; фактически, вероятно, он был независимым. Впрочем, по этому вопросу нет единого мнения, не в последнюю очередь и потому, что история Тибета используется для оценки его нынешнего политического статуса (автономного района в составе КНР). Как бы то ни было, Тибет в этот период управлялся местными феодалами при минимальном вмешательстве империи Мин. Первым фактическим далай-ламой (от монг. «далай» — «океан», в значении «великий, обширный», и тиб. «лама» — «учитель, наставник») был Сонам Гьяцо, обративший в буддизм Алтан-хана, вождя монголов-тумэтов (в современной провинции КНР Внутренняя Монголия). По мнению Сонама Гьяцо, Алтан-хан был реинкарнацией Хубилай-хана — внука Чингис-хана, завоевателя Китая и основателя династии Юань — сам же Сонам Гьяцо был реинкарнацией Пагба-ламы, духовного наставника Хубилая. Номинально первым далай-ламой считается знаменитый буддийский монах Гендун Дуб (назначенный далай-ламой посмертно). С помощью монгольских кланов далай-ламы пришли к власти в Тибете; Лобсанг Гьяцо (пятый далай-лама) сумел объединить Тибет как теократическое государство под своим руководством. Маньчжурская династия Цин завоевала Китай в XVII веке, а в начале XVIII века установила контроль и над Тибетом. Воспользовавшись вторжением Джунгарского ханства (находилось на территории современного Синцзяна) в Тибет, империя Цин в 1720 году послала войска, которые изгнали джунгаров из Тибета и установили контроль над Лхасой. В дальнейшем Цин содержала в Лхасе небольшой гарнизон и поддерживала власть далай-лам. Империя Цин пришла в упадок в XIX веке; ее власть ослабела даже в основных регионах Китая. Тибет стал частью «Большой игры» — соперничества между Британской и Российской империями (которые к тому времени установили контроль над, соответственно, Индией и Центральной Азией). В 1903-1904 годах Британская империя вторглась в Тибет, который согласился, помимо прочего, выплатить контрибуцию и воздерживаться от установления отношений с другими державами (под таковыми, видимо, подразумевалась Российская империя). К 1907 году Британия и Россия пришли к соглашению «не вступать в связи с Тибетом, кроме как опосредованно, через правительство Китая». В 1910 году империя Цин, чтобы удержать контроль над регионом, решила установить прямое управление, послала в Тибет войска и объявила о низложении Далай-ламы, который бежал в Индию. В 1912 в Китае произошла революция, свергнувшая династию Цин, а в следующем году Далай-лама XIII, вернувшийся из Индии, объявил о независимости Тибета. Китайская республика, претендуя на все наследие Цин, отказалась это признать. Тем не менее, Китай из-за политического хаоса, раздробленности и гражданской войны не был в состоянии установить контроль над Тибетом, который в 1912-1949 был де-факто независимым государством. Во Второй Мировой войне Тибет участия не принимал, придерживался политики нейтралитета. После Второй Мировой в Китае возобновилась гражданская войны, обе стороны которой — Гоминьдан и Компартия — считали Тибет неотъемлемой частью Китая. Так, Компартия Китая заявляла «Китайская народно-освободительная армия освободит всю территорию Китая, включая Тибет, Сикан, острова Хайнань и Тайвань. Она не позволит ни одной пяди китайской земли остаться вне власти Китайской Народной Республики». В 1949 году Компартия Китая выиграла гражданскую войну и провозгласила образование Китайской Народной республики, и в следующем году части Народно-освободительной армии вошли в Тибет. Правительство Тибета не смогло организовать хоть сколько-нибудь серьезного сопротивления. НОАК быстро продвинулась вглубь Тибета, остановившись в 200 км. от Лхасы. В 1951 было подписано «Соглашение по мирному освобождению Тибета», согласно которому регион входил в КНР на правах автономии; в Тибете сохранялась его своеобразная политическая и социальная система и полномочия Далай-ламы, а внешнеполитические вопросы решались Пекином. Не все были довольны таким положением дел, и в 1959 в Тибете вспыхнуло антикитайское восстание. Власти КНР в ответ объявили о роспуске тибетского правительства; восстание было подавлено частями НОАК. Далай-лама и его сторонники бежали в Индию, а в Тибете были проведены масштабные реформы, изменившие традиционный образ жизни — в частности, было введено обязательное светское образование (до того образованием в Тибете традиционно осуществлялось в буддийских монастырях) и отменено крепостное право. В Индии по настоящий день базируется «Центральная Тибетская администрация», также известная как «правительство Тибета в изгнании».

Население

Население на 2019 год составляло 3,51 млн. человек — Тибет является самой малонаселенной провинцией КНР, а также и наименее урбанизированной.

Год Всего Городское Сельское Урбанизация
2005 2,80 0,58 2,22 20,7%
2006 2,85 0,60 2,25 21,1%
2007 2,89 0,62 2,27 21,5%
2008 2,92 0,64 2,28 21,9%
2009 2,96 0,66 2,30 22,3%
2010 3,00 0,68 2,32 22,7%
2011 3,03 0,69 2,34 22,8%
2012 3,08 0,70 2,38 22,7%
2013 3,12 0,74 2,38 23,7%
2014 3,18 0,82 2,36 25,8%
2015 3,24 0,90 2,34 27,8%
2016 3,31 0,98 2,33 29,6%
2017 3,37 1,04 2,33 30,9%
2018 3,44 1,07 2,37 31,1%
2019 3,51 1,11 2,40 31,6%

Коренной народ Тибета — тибетцы, народ, принадлежащий к сино-тибетской языковой группе. Составляют (по переписи 2010) более 90% населения регионы. Вторая крупнейшая группа — ханьцы (китайцы), около 8% населения.

Крупнейшие города — Лхаса (административный центр), Шигадзе, Чамдо. В отличие от других провинций КНР, большинство населения Тибета проживают в сельской местности.

Экономика

Валовой региональный продукт в 2019 г. составил 169,8 млрд. юаней — последнее место в КНР. В экономике Тибета преобладает добыча полезных ископаемых; сложный горный рельеф затрудняет эксплуатацию природных ресурсов. По производству электроэнергии Тибет также находится на последнем месте, далеко отставая от второй с конца провинции (Хайнань). Большая часть населения занимается сельским хозяйством, объем которого в 2019 составил 21,3 млрд. юаней. Из-за климата и рельефа в регионе, несмотря на обширную территорию, весьма мало земель, пригодных для земледелия; для сельского хозяйства Тибета характерен упор на скотоводство.

Климат

Горный климат, холодный и сухой. Гималайские горы являются природный барьером для муссонов Индийского океана; среднегодовые осадки в Тибете составляют всего 450 мм. В северо-западной части Тибета среднегодовая температура во многих районах ниже 0°C, преобладает вечная мерзлота. В юго-восточной части климат более благоприятный. Разница температур между сезонами невелика, но суточные колебания весьма значительны. В районе Лхасы максимальные температуры достигают 30°C, минимальные — −19°C, среднегодовая температура — 8°C.

Достопримечательности

Дворец Потала — самый высокий древний дворец в мире. Расположен в Лхасе. Назван в честь священной горы буддизма в Южной Индии. Строительство дворца было начато 5-м далай-ламой Тибета в XVII веке; на месте дворца ранее существовала значительно более древняя постройка (эпохи царя Сонгцена Гампо). Дворец являлся основной резиденцией далай-лам Тибета, а также и крепостью (построен в тибетском стиле «дзонг»). В настоящее время представляет собой музей. Площадь дворца — 360 тыс. квадратных метров. Внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Норбулингка (тиб. ནོར་བུ་གླིང་ཀ, «парк сокровищ») — дворец и окружающий его парк, расположеный в западном пригороде Лхасы, на берегу реки Кьичу, примерно в одном километре от дворца Потала. Строительство дворца относится к 1755 году. С 1780 до 1959 он использовался как летний дворец далай-лам. Ныне дворец и парк открыты для публики. Внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тибетский музей расположен в городе Лхаса. Открыт в 1999 году и является первым современным музеем Тибета. Музей занимает площадь 23,5 тыс. квадратных метров, включая выставочную площадь 10,5 тыс. квадратных метров. В музее хранится богатая коллекция доисторических культурных реликвий, включая статуи Будды, императорские нефритовые печати, золотые альбомы, подарки императоров, красочные тангки (денежная единица Тибета до 1941 года), различные санскритские и тибетские священные писания, ювелирные изделия и украшения, керамику и другие предметы; всего более 500 тыс. артефактов тибетской истории.

Эверест — гора, также известная как Джомолунгма, находится на границе Тибета и Непала; государственная граница между КНР и Непалом проходит по вершине горы. Высочайшая вершина мира (над уровнем моря), по данным 2020 года — 8848,86 метров. Из-за своей высоты гора привлекает множество альпинистов. Существует два основных маршрута восхождения: один подходит к вершине с юго-востока в Непале (так называемый «стандартный маршрут»), а другой — с севера в Тибете.

Джоканг — буддийский храм в Лхасе на центральной площади Баркор. Считается важнейшим храмом Тибета и основной целью паломничества, принимает буддистов всех школ (а не только доминирующей в Тибете школы гелугпа). Храм основан царем Сонгценом Гампо в VII веке. Древнейшие (из сохранившихся) части храма датируются 652 годом; в последующие века храм был расширен. В настоящее время площадь храмового комплекса — 25 тыс. кв. метров. Внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *