Что такое фирменный поезд ржд
Перейти к содержимому

Что такое фирменный поезд ржд

  • автор:

Чем фирменный поезд отличается от обычного и скорого

Чем фирменный поезд отличается от обычного и скорого

Те, кто редко путешествует по железной дороге, зачастую не слишком разбираются в особенностях фирменного поезда. Чем он отличается от стандартных составов и скорых, расскажем далее.

Что значит «обычный» поезд, фирменный и скорый

Обычным называют состав с исключительно пассажирскими вагонами, в которых перевозят людей, домашних животных, багаж. Он состоит из локомотива и определенного числа вагонов.

Фирменный поезд имеет такое же назначение – пассажирские перевозки, но имеет узнаваемое оформление и повышенный класс комфортности. Такие поезда появились еще в СССР и с тех пор категория успешно применяется для маркировки особенных поездов российских железных дорог.

Скорый поезд может внешне не отличаться от обычного или являться фирменным. Его особенность – в графике движения и развиваемой скорости, которые позволяют добраться в пункт прибытия максимально быстро.

Отличия фирменных поездов

Чаще фирменные поезда курсируют по определенному маршруту. Так, фирменный электропоезд «Лотос» ходит от Москвы до Астрахани и обратно, а «Байкал» связывает российскую столицу с Иркутском.

Обычный состав от фирменного отличается:

  • оформлением;
  • уровнем комфортности;
  • стоимостью проезда.

Вагон-ресторан фирменного поезда предлагает более разнообразное меню, в которое включены горячие блюда, холодные закуски, прохладительные напитки. Обязательно есть кондиционеры, которые эксплуатируются не дольше 12 лет.

Пассажирам также бесплатно раздают прессу и постельное белье из ткани высокого качества. При этом зачастую верхние полки уже застелены. Также выдаются гигиенические наборы, которые отличаются классом билета. В экономе в набор входит зубная щетка, паста, зубочистка, расческа, влажные и бумажные салфетки. В бизнес-классе набор дополняется мылом, носовыми платками, косметическим набором, рожком для обуви и салфеткой для ее чистки. Пассажирам с люкс-билетами дополнительно выдают шампунь, губку для тела, гель, крем для рук, махровый халат и тапочки.

В фирменном вагоне более трепетное обслуживание пассажиров. По первому запросу проводник сообщает о времени прибытия, участке следования, других важных моментах путешествия. В вагонах соблюдается строгий регламент по температуре: зимой – плюс 18-22 градуса, летом – 22-26.

Уровень комфорта влияет на стоимость, поэтому цена билета в фирменный поезд дороже на 25-50%. На стоимость билета также влияют:

  • период покупки билета до даты отправления;
  • класс комфортности – эконом, бизнес, люкс.

Умение отличать стандартный поезд от фирменного позволяет путешествовать с максимальным комфортом или экономить на проезде.

Особенности фирменных поездов

Фирменные поезда отличаются большей комфортностью. Билет стоит несколько дороже, чем на обычный скорый поезд, но ехать в них удобнее. Помимо привычных, есть двухэтажные фирменные поезда. В их составе могут быть купейные вагоны (например поезд 103/104 Москва — Адлер, поезд 23/24 Москва — Казань и др. ) со спальными полками и дополнительными удобствами или вагоны с местами для сидения (например поезд 738/737 Москва — Воронеж).

  • Фирменные поезда назначают на самое удобное время (а на некоторых направлениях в удобное время ходят только они). При этом поезд едет быстрее обычного скорого.
  • Во всех вагонах, независимо от их класса, есть кондиционер, если климатические условия позволяют его эксплуатировать. Температура регулируется во всём вагоне сразу (исключение – мягкие вагоны, где кондиционер индивидуальный на каждое купе).
  • Все фирменные поезда оснащены современными биотуалетами с одноразовыми накладками на сидения, жидким мылом, бумажными полотенцами, освежителями воздуха и т.п. – по 2 туалета на вагон (в мягких вагонах душ и туалет находятся в каждом купе).
  • Пассажирам предоставляется набор путешественника. Его состав зависит от класса вагона и может различаться от поезда к поезду.
  • Постельное бельё и санитарно-гигиенические принадлежности лучшего качества по сравнению с обычными скорыми поездами. На верхних полках бельё застелено до отправления поезда.
  • В каждом поезде есть вагон-ресторан или буфет с расширенным меню. Завтрак, обед и ужин можно заказать и с доставкой в купе – проводник поможет вызвать официанта.
  • У проводника можно приобрести напитки и кондитерские изделия, сувениры, тапочки, гигиенические принадлежности и др.

Это только обязательный минимум, на который можно рассчитывать, покупая любой билет в фирменный поезд РЖД. Далее, в зависимости от конкретного поезда и класса вагона, список услуг может быть расширен. Например, в стоимость некоторых билетов уже включено горячее или холодное питание, напитки, закуски, пресса и т.п.

В фирменных поездах частных компаний и иностранных поездах условия могут несколько отличаться, есть другие типы вагонов. В любом случае, путешествовать будет комфортно.

  • Виды поездов
  • Мужские и женские купе
  • Детские ж/д билеты
  • Заказ такси онлайн

Что такое фирменный поезд ржд

Знаете, чем фирменный поезд отличается от обычного? Тем, что у него подушка должна весить как минимум 2 килограмма. Подушка тяжёлая и ухватистая — значит, точно фирменный. Лёгкая и маленькая — нефирменный. Шутка, конечно, сейчас этот стандарт уже давно устарел и не применяется.

На самом деле в РЖД есть «минимальные системные требования» и рекомендованные. Минимальные — это когда в вагоне топят, окна могут открываться и закрываться больше одного раза, а туалет иногда бывает доступен. Рекомендованные — например, новые вагоны (до 12 лет), спецобучение проводников, хорошее бельё, большое меню вагона-ресторана, пресса на борту, кондиционер, туалеты с жидким мылом и накладками для сиденья, мониторинг подсистем вагонов. Если поезд соответствует всем рекомендованным требованиям из норматива, то его называют фирменным. И часто дают ему имя.

А ещё поезда могут отличаться чертовски разными вещами.

Почему они разные?

Поезда и вагоны принадлежат разным перевозчикам и имеют разные депо, разные услуги, разные типы обслуживания. И вообще они разные. Где-то стоят биотуалеты, где-то есть хорошее бельё, где-то в каждом купе индивидуальный кондиционер, где-то сундуки под нижними полками не убрали (их убирают, чтобы было легче мыть плацкарты) и так далее.

В фирменных поездах обязательно застилают верхние места (кроме боковых) бельём. И фирменному поезду дают лучшее расписание из возможных — например, выезд из Москвы поздним вечером и приезд в Петербург к открытию метро. Нефирменный может прибыть за час до открытия метро или в обед, когда большинству пассажиров это неудобно. Фирменный поезд подаётся на станцию отправления как можно раньше, обычно минимум за полчаса до отправления. Обычный в регионе может прийти за 10 минут, все в спешке сядут — и он поедет.

И, конечно, фирменный поезд получает право на имя. Например, «Красная стрела», «Сапсан» или «Лев Толстой». «Мегаполис», один из лучших поездов между Москвой и Петербургом, долго был нефирменным, но соответствовал всем стандартам фирменности.

Кто такие перевозчики?

Упрощённо — владельцы вагонов, то есть компании, которые оказывают услугу по доставке пассажиров. Именно они заботятся о том, чтобы в поезде было хорошо.

В России один большой перевозчик на пассажирских поездах дальнего следования — это Федеральная пассажирская компания (если вы будете считать её РЖД — не сильно ошибётесь). Плюс куча-куча частных перевозчиков: относительно большой ТКС (ТрансКлассСервис) или, например, «Гранд Экспресс» — это единственный поезд перевозчика «Гранд Сервис Экспресс». Плюс на территорию России заезжают поезда из сопредельных стран (чаще всего нам попадается белорусский аналог нашей ФПК), плюс единичные поезда других стран.

Каждый перевозчик имеет свои особенности, и каждый поезд — тоже. Частные перевозчики стараются повышать впечатления от поезда, поэтому очень вкладываются в то, чтобы было круто. У них бывает реально отличный премиум с душем в купе, например.

Единственный момент — ТКС не владеет тягой (нет «паровозов», то есть тягачей), поэтому они цепляют свои вагоны внутрь других поездов. Но чаще всего по классу вагоны примерно совпадают.

Чем ещё отличаются поезда?

Например, душем. Душ может быть как в каждом люкс-купе (если вы ездите в премиальном поезде по дорогой цене), так и в штабном вагоне один на весь поезд. Почти в любом поезде дальнего следования можно вполне официально купить услугу душа в штабном вагоне. Пассажир может узнать у проводника, где это чудо технологии, прийти в нужный вагон, встать в очередь и оплатить пользование. Обычно, если не бегать по плацкартам и не кричать «ТАМ ЕСТЬ ДУШ!», очереди не будет, а цены там довольно земные — около 100–200 рублей.

Ещё проводника можно попросить застелить место — и он застелет. Приоритет у инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и пассажиров с детьми. Учитывая, что они это делают как настоящие мастера — быстро и тихо, — услуга крайне удобна для тех, кто «вписывается» на промежуточной станции в спящий вагон, чтобы не будить соседей.

Есть гендерные купе. Это такие, где первый пассажир в купе назначает ему признак пола. То есть если вы мальчик и купили билет первым в купе, то а) с вами точно будет потом ещё три мальчика, б) или вы можете разрешать садиться рядом пассажирам любого пола. А рядом в соседнем купе могут поехать четыре девочки, потому что там купила билет первой девочка. Вот, например, тут класс 1У — как раз гендерное купе: первый пассажир выбирает, будет это купе только его пола или смешанное.

Откуда взялись гендерные купе вообще? Ещё при царе было так принято для приличия. А в 2007 году эта история была перезапущена (судя по пресс-релизам), потому что до сих пор многие девушки предпочитают ехать в компании других девушек. Считают, что так безопаснее. И трезвее, возможно.

Зачем нужен проводник?

Для порядка. Формально — встречает на входе, проверяет билеты, пускает провожающих, выгоняет провожающих, ещё раз проверяет билеты. Может налить чаю (чаще всего за деньги), продать и застелить постельное белье (можно купить бельё онлайн, а можно купить на месте), у него есть печеньки, пресса, он же может помочь с чем-то. Если что-то сломано, не работает — он поможет. В последнее время они ещё играют роль техподдержки из-за распространения Wi-Fi в вагонах. Могут настольные игры выдать, если они есть. Если питание включено — спрашивают, когда подать и что именно (если есть выбор). А ещё проводник должен будить пассажира «за ногу», чтобы тот вышел на своей станции. Когда пассажир пропускает станцию — это недоработка проводника. При этом отечественный проводник не имеет права проверять те же визы, поэтому вы можете сесть в поезд в шенген-зону без шенгена, но высадят вас уже пограничники.

Чем отличаются поезда на коротких переездах?

Бывает поезд дальнего следования, бывает пригородный поезд с предоставлением мест и бывает электричка. Как это ни странно, электричка бывает и без электричества (например, рельсовый автобус). Смысл этих трёх классов вот в чём:

  • Поезд дальнего следования имеет билеты с закреплением мест, и чаще всего там есть вагоны разного класса, очень часто встречаются лежачие места (например, в «Сапсане» — нет, а он дальнего следования). Билеты поступают в продажу за 45, 60 или 90 (чаще) дней. Вход с перрона, то есть не нужен турникет. Часто есть электронная регистрация, достаточно показать штрихкод с телефона или просто документы.
  • Пригородный поезд с предоставлением мест — это нечто среднее между электричкой и поездом дальнего следования. То есть едет он недалеко, но делает это очень серьёзно. Билеты в продаже обычно за 10 дней до отправления, в вагонах проводники. Бывают люксовые места, а бывают вагоны как в обычных электричках, но только у вас есть место. Сервис-класс часто выше электричек.
  • Электрички (пригородный поезд) — это почти всегда сидячие вагоны без предоставления мест. То есть по факту — сидяче-стоячие, особенно на популярных направлениях. Билеты надо покупать незадолго до поездки (исключение — разные проездные), при себе надо иметь сам билет для прохода через турникет. Про них очень много отдельных интересных вещей, пожалуй, мои коллеги расскажут позже.
  • А еще бывает гибридный поезд. Это когда на один поезд можно купить билет и как на пригородный с предоставлением мест, и как на электричку, то есть без места. Например, есть поезд Владимир — Москва, в который можно купить билет по двум схемам, но только с промежуточной станции Железнодорожная.

Чем отличается скорый поезд от скоростного и обычного?

Обычный поезд едет так, чтобы собрать всех пассажиров со всех сёл по дороге. Его задача — транспортная доступность. Скорый останавливается далеко не везде, а только в основных пунктах, он обычно немного дороже, но едет процентов на 15 быстрее (зависит от маршрута, конечно). Скоростной — это который при этом показывает среднюю маршрутную скорость от 91 километра в час. Высокоскоростной — это который делает «вжух!» (например, «Сапсан»), его маршрутная скорость по-прежнему от 91 километра в час, но при этом максимальная скорость в пути не меньше 200 километров в час.

Очень просто отличить поезд по нумерации. Чётный едет по карте вверх и вправо, нечётный номер — вниз и влево (чаще всего).

1–150 — скорые круглогодичные, 151–298 — сезонные и разовые скорые, 301–450 — обычные круглогодичные, 601–698 — пассажирские в местном сообщении, между ними — обычные сезонные и детские (детские ползут со скоростью до 50 километров в час). 701–750 — скоростные, 751–788 — высокоскоростные. 921–940 — туристические (коммерческие). 961–970 — грузопассажирские. Пригородные имеют нумерацию от 6001 до 7598 и тоже бывают разной скорости. Остальные редкие вещи вроде почтово-багажных поездов можно посмотреть вот тут.

А ещё есть регулярные поезда и временные, они отличаются тем, что временные — это для сезона высокого спроса — например, когда из Сочи в Москву едет много людей. Бывают поезда для туристов — например, такие запустят на футбольный чемпионат. Их вводят по ситуации, чтобы удовлетворить спрос на направление. Ещё бывают регулярные поезда, которые ходят неделю в году, — например, когда ФПК знает, что в это время совершенно точно наступит неделя железных дорог и населённость поездов удвоится. Под Новый год часто встречаются такие варианты, и они задолго до отправления появляются в расписании.

Фирменные поезда

Поезда, гордо носящие статус фирменных, отличаются от прочих по многим параметрам. Сейчас ОАО «ФПК» располагает 97 фирменными поездами, среди которых 4 – класса «Премиум». «Фирменность» поезда означает в первую очередь высококлассный сервис в вагоне – в таких поездах все делается для максимального комфорта пассажиров.

Отличить фирменный поезд от нефирменного можно уже на этапе выбора – этот параметр обязательно указывается. Часто фирменные поезда имеют собственные названия. Самым первым подобным поездом стала знаменитая «Красная стрела», отправившаяся в путь из Москвы в Санкт-Петербург в июне 1931 года. Поезда получают свои названия в соответствии с направлением – например, «Арктика» (Москва – Мурманск), «Сибиряк» (Москва – Новосибирск) или «Марий Эл» (Москва – Йошкар-Ола). Несколько поездов носят имена выдающихся личностей – «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки), «Смена. А. Бетанкур» (Москва – Санкт-Петербург) назван в честь ректора первого ректора Петербургского государственного университета путей сообщения Августина де Бетанкура. Среди необычных названий можно встретить «Италмас» (в переводе с удмуртского – «купальница», цветок-символ республики) и «Малахит» (в честь цикла «Уральские сказы» П. Бажова).

Фирменные поезда отправляются с начальной станции и прибывают на конечную в максимально удобное для пассажиров время. Все они – скорые, время в пути у них существенно меньше, чем у «коллег» по маршруту.

Фирменные поезда

Фирменные поезда формируются из новых вагонов (согласно правилам, вагоны не должны быть в эксплуатации больше 12 лет). Ранее поезда имели также свою фирменную внешнюю окраску, сейчас такая традиция сохранилась лишь в интерьере некоторых поездов («Малахит», «Красная стрела»). Вагоны кондиционируются, во многих установлены биотуалеты, белье на верхних полках уже застелено. У постельного белья для фирменных поездов небольшой срок службы, поэтому оно всегда новое. В составе фирменного поезда, как правило, есть вагон-ресторан. Пассажиры купейных и спальных вагонов могут заказать доставку блюд прямо на место. Цены на билеты в фирменные поезда выше, чем в не имеющие такого статуса.

Персонал фирменных поездов – вышколенные проводники. Для работы в фирменных поездах все сотрудники проходят курсы повышения квалификации. Форма проводников выдержана в едином стиле.

Фирменные поезда курсируют как во внутрироссийском, так и в международном сообщении. В 2013 году появился первый двухэтажный фирменный поезд – на нем можно добраться из Москвы до Адлера.

Знаете ли вы
Как купить ж/д билет?

  • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
  • Выберите подходящий поезд и места.
  • Оплатите билет одним из предложенных способов.
  • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.

Как вернуть купленный ж/д билет?

Любой купленный на tutu.ru ж/д билет можно сдать в соответствии с правилами РЖД. Возврат осуществляется прямо в личном кабинете Туту.ру или в железнодорожных кассах. Если вы оплатили электронный ж/д билет банковской картой, деньги вернут на ту же карту. При сдаче купленного билета не возвращаются сервисные сборы и комиссии, дополнительно РЖД взимает рекламационный сбор. Общие потери при сдаче билета зависят от суммы и способа оплаты. За один сданный билет в среднем удерживается около 500 рублей. При возврате билета менее чем за 8 часов до отправления поезда штрафы РЖД существенно увеличиваются.

Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу. Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1. Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure : Verified by Visa и MasterCard SecureCode. Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств. Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

Что такое электронный билет и электронная регистрация?

  • либо пройти электронную регистрацию;
  • либо распечатать билет на вокзале.

Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.

Распечатать электронный билет можно в любое время до отправления поезда в кассе на вокзале либо в терминале саморегистрации. Для этого нужен 14-значный код заказа (вы получите его по СМС после оплаты) и оригинал удостоверения личности.

Актуальна ли информация на сайте?

Мы уверены в точности нашей информации, потому что эти же данные из АСУ «Экспресс-3» сейчас видит кассир на вокзале.

Наши преимущества:

  • Выбор мест на схеме вагона.
  • Скидки и спецтарифы РЖД.
  • Свой контакт-центр — ни один звонок или письмо не остается без ответа.
  • Вы можете вернуть свой билет онлайн в личном кабинете Туту.ру или в любой кассе РЖД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *