На какой реке стоит город челябинск
Перейти к содержимому

На какой реке стоит город челябинск

  • автор:

Река Миасс – главная водная артерия Челябинской области

Миасс – одна из важнейших рек Челябинской области и главная река Челябинска, самый крупный приток реки Исети. Длина реки Миасс составляет 658 км, превышая длину самой Исети (606 км). Протяженность реки на территории Челябинской области — 384 км (самая длинная в области).

Река Миасс в окрестностях деревни Наилы

Река Миасс берет начало на восточном склоне хребта Нурали в Учалинском районе Республики Башкортостан, на высоте около 600 м. Впадает в Исеть в 20 км севернее поселка Каргаполье в Курганской области (в 218 км от ее устья). Падение высоты от истока до устья – 508 м.

Истоки реки Миасс на хребте Нурали

Основным источником питания реки является снежный покров, на долю которого приходится около 90% годового стока. В Миасс впадают 27 относительно крупных притоков с длиной более 10 км, их общая протяженность 749 км. Наиболее крупные притоки: Зюзелка (длина 65 км), Бишкиль (51 км), Большой Киалим (46 км), Биргильда (36 км), Атлян (31 км), Верхний Иремель (29 км), Куштумга (25 км). Общая площадь водосбора – 19100 км2. Средний расход воды около устья 16,2 м³/с.

Река Миасс в верховьях

В пределах водосбора располагается почти 2 тысячи озер, наиболее крупные из которых — Большое Миассово, Большой Кисегач, Большой Теренкуль, Малое Миассово, Тургояк.

Количество и состав рыбы в реке отличается в зависимости от местонахождения. В реке Миасс встречается плотва, уклейка, лещ, щука, окунь, ерш, карась, елец, линь, налим.

Порог на месте плотины

Однозначной трактовки названия Миасс нет. Одни лингвисты проводят параллели с тюркскими словами «миия» — «болото, топь» и «су» — «вода, река». Обычно название реки Миасс переводят именно как «топкое, болотистое место». А краевед Владимир Поздеев считает, что топоним может быть связан с древним языком пушту. На этом наречии «мис» («мий») означает «медь», а «ас» («аз») — «вода», «река». То есть «медная долина». Другие утверждают, что название реки относится к древнетюркским временам и смысл топонима утрачен. Кстати, в старых источниках реку называют Мияс.

Краевед Валерий Кузнецов приводит легенду, по которой Пугачев спросил двух своих служивых людей, когда выехал на берег Миасса: кто первый увидел реку. Людей было двое, русский и башкир. Башкир сказал: мин (я), русский ответил — я-с. Отсюда дескать и пошло название реки Миасс. Но эта легенда, конечно, никакого отношения к реальности не имеет.

Железнодорожный мост через реку Миасс около Устиновского каньона

Берега Миасса и характер реки серьезно отличаются на всей протяженности реки. В верхнем течении рельеф окрестностей гористый, в среднем – холмистый, в нижнем — равнинный. Древесная растительность в верховьях реки представлена преимущественно сосной с примесью лиственницы, в среднем течении (ниже Аргазинского водохранилища) – березой, осиной (лесостепная зона). Глубина реки изменяется от 20 см на перекатах до 7 м на плесах, скорость течения — от 2 до 0,1 м/с.

Д.Н. Мамин-Сибиряк в путевых заметках «По Зауралью» делился впечатлениями от реки Миасс:

«Именно здесь начинался Южный Урал, и быстрый Мияс являлся его самой живой артерией, образуя прелестнейшую горную долину, какой нам еще не случалось видеть до сих пор: дорога шла прямо черноземом, по сторонам пестрым ковром расстилались настоящие башкирские пастбища, где сейчас трава была по пояс, тут же мелькали березовые рощи, отдельно стоявшие сосны и перелески. Извилистое течение Мияса все было затянуто вербой, так что воду можно было видеть только по излучинам».

Наиболее интересная достопримечательность в верховьях Миасса – Устиновский каньон (Устиновские известняки) с живописными скалами и небольшими пещерами.

Устиновский каньон на реке Миасс

На реке расположен одноименный город Миасс. Здесь с XVIII века создан Миасский пруд. В окрестностях этого города река изрезана драгами. Места здесь богаты золотом, в том числе находили много крупных самородков. Именно в окрестностях Миасса был обнаружен самый большой в мире золотой самородок из сохранившихся – Большой Треугольник. Его можно увидеть в Алмазном фонде Кремля. Добывается этот драгоценный металл и в наши дни. На Миасском пруду можно увидеть действующие драги.

В лесу между Миассом и Карабашом (в районе деревни Наилы) неподалеку от реки Миасс расположена так называемая Французская горка, где можно увидеть руины старых промышленных построек.

Миасс около Французской горки

Ниже по течению создано Аргазинское водохранилище – самое крупное в Челябинской области (объем 980 млн м3). Оно является резервным источником водоснабжения города Челябинска. Археологические раскопки, произведенные на дне сильно обмелевшего в 1975-76 годы Аргазинского водохранилища, показали, что эти места на протяжении последних 7-8 тысяч лет были довольно плотно заселены людьми. После серьезной засухи в 1975 году к Аргазинскому водохранилищу был прорыт канал из озера Увильды для наполнения водоема.

Аргазинское водохранилище на реке Миасс

Далее, уже в черте Челябинска, путь реке преграждает плотина Шершневского водохранилища (объем 176 млн м3). Оно используется для питьевого и промышленного водоснабжения столицы Южного Урала.

Подпружен Миасс и в центре Челябинска. Река здесь разливается в ширину до 300 м. Из-за плотины река в черте города превратилась в стоячий водоем, стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке. Периодически поднимается вопрос о расчистке реки и отказе от плотины.

Река Миасс в центре Челябинска

Длина реки Миасс в пределах Челябинска составляет 36 км. Увы, в черте города река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками (хотя и выше река страдает от городов Миасс и Карабаш). Начиная от Челябинска река экстремально загрязнена.

На правом берегу Миасса на юго-западной окраине Челябинска расположен Челябинский городской бор, а в северной части города – Каштакский сосновый бор. Близ реки Миасс находится исторический центр города Челябинска, некогда начинавшегося с крепости.

Очень красивы берега Миасса ниже Челябинска. В районе села Большое Баландино на реке Миасс возвышаются красивые скалы, река быстро бежит в скалистом каньоне, имея горный характер. В русле много больших камней. На левом берегу есть небольшие пещеры и искусственные штольни. Здесь много археологических памятников, в том числе городищ. Интересны и мраморные карьеры, а также старые известковые печи. Здесь популярные места для туризма и отдыха челябинцев. Весной тут устраивают соревнования туристы-водники и спортсмены. Окрестностям Большого Баландино посвящена отдельная подробная статья на сайте проекта «Ураловед».

Река Миасс около Большого Баландино

Кому интересно, рекомендую посмотреть видео про 7 чудес Баландино, которое снял во время нашей поездки в это красивое место.

Большая плотность населения и концентрация промышленных предприятий привели к дефициту водных ресурсов реки и высокой степени ее загрязнения. Основные источники загрязнения: промышленные и бытовые сточные воды, поверхностный сток с городских и сельскохозяйственных территорий во время дождей и таяния снега, а также осаждающееся загрязнение из воздуха.

Павел Распопов

Читайте также:

  • Река Ай: особенности, история и путеводитель по реке
  • Город Миасс: история и достопримечательности
  • Рекорды Челябинской области

Географическое положение

Географическое положение

Челябинск расположен на восточном склоне Уральских гор, на 201 км южнее Екатеринбурга. Высота над уровнем моря — ок. 200—250 м. Геологическое расположение — западная часть — Урал (граниты), восточная часть — Западная Сибирь (осадочные породы), таким образом город находится на границе Урала и Сибири. Ленинградский мост соединяет «уральский» и «сибирский» берега р. Миасс, таким образом является «мостом из Урала в Сибирь».

Город стоит на реке Миасс, территорию города омывают Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое. Рельеф города слабо холмистый на западе с постепенным понижением к востоку и «разрезается» долиной р. Миасс и ложбинами с озёрами и болотами. Берега Миасса покрыты местами лесом и кустарником. Климат — континентальный.

С юго-запада до севера Челябинск подковообразно укутывает Сосновский район. С восточной стороны к Челябинску примыкает город-спутник Копейск. На северо-востоке Челябинск граничит с Красноармейским районом.

Историческая справка: о Челябинске – самое главное

История Челябинска уходит своими корнями в XVIII век. Он был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург.

Основателем Челябинска является полковник Алексей Иванович Тевкелев. Настоящие фамилия и имя – Маметов Кутлу-Мухамет. Он принял решение, где должна размещаться и как должна строиться крепость. По распоряжению А. И. Тевкелева она стала заселяться первыми поселенцами. Не исключено, что и имя новой крепости было дано при его участии.

В 1743 г. Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В крепости находились Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками (с 1799 г. входили в состав Оренбургского казачьего войска), духовное правление, гостиный двор. В период пугачевского восстания в 1774 году крепость перешла на сторону восставших и несколько месяцев здесь держалась казачья республика.

В 1781 г. Челябинск получил статус уездного города, а в июне 1782 г. получил свой герб.

Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири.

В считанные годы он превратился в один из крупнейших торговых центров России и занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло. Если в 1897г. оно составляло около 20 тысяч человек, то в 1917г. население города насчитывало уже около 70 тысяч человек, а территория увеличилась на треть.

Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище, женская прогимназия, реальное училище, торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро входил во всероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования.

После октябрьской революции власть Советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооруженным путем. Только во второй половине 1919 г. в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан Революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. В сентябре 1919 г. Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии, преобразованной в 1924 г. в Челябинский округ Уральской области. 17 января 1934 г. город стал областным центром Челябинской области.

В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.

Важнейшую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе эвакуированных предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии — ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя — Танкоград. Танкоград – такого города не было на карте, но о нем сообщалось в сводках Совинформбюро, о нем знали солдаты на фронте. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным — вся эта громада переключилась на выпуск танков. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. 7 ноября 1941 года челябинские танки участвовали в параде на Красной площади, боевое крещение они прошли под Москвой. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш». Танкоград был награжден орденом Кутузова I степени, а на Комсомольской плошади Тракторозаводского района воздвигли памятник героям Танкограда – боевой танк на гранитном постаменте с надписью: «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом».

В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для страны. Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории. В начале 50-х гг. здесь еще преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Но уже в 1947 г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Штрихи к портрету современного Челябинска

Сегодня Челябинск является городом-«миллионником», административным центром Челябинской области, входит в состав Уральского федерального округа РФ.

Территория Челябинска занимает около 53 тысяч гектаров. Она всего в два раза меньше площади Москвы.

По численности населения Челябинск занимает второе место в Уральском федеральном округе. Еще в 1976 году здесь родился миллионный житель.

Челябинск располагается на восточном склоне Уральских гор по обоим берегам реки Миасс, на геологической границе Урала и Сибири. С запада и севера город окаймлен сосновым бором. Богатая акватория внутри городской черты помимо реки Миасс включает Шершневское водохранилище, озеро Смолино, озеро Первое, озеро Синеглазово и другие многочисленные водные объекты. В общей сложности они занимают 18% территории Челябинска.

Город Челябинск наделен статусом городского округа с внутригородским делением, которое предусматривает наличие семи районов в городе: Калининского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического, Советского, Тракторозаводского, Центрального.

Челябинск сегодня – это крупный транспортный узел, в котором сходятся грузопотоки Азии и Европы. Челябинский железнодорожный вокзал является одним из крупнейших в стране. Также в Челябинске имеется крупный аэропорт, способный принимать как внутренние, так и внешние авиарейсы. В 2019 году аэропорту Челябинска присвоено имя Игоря Васильевича Курчатова русского и советского физика, «отца» советской атомной бомбы. Основателя и первого директора Института атомной энергии. В декабре 2019 года Международный аэропорт Челябинск (Баландино) имени Игоря Курчатова открыл свои двери и принял пассажиров в новый терминал внутренних авиалиний.

Челябинск входит в тройку российских мегаполисов с наиболее развитой транспортной инфраструктурой. Пассажирские перевозки осуществляются троллейбусами, трамваями, автобусами, маршрутными и легковыми такси.

Современный Челябинск — крупный промышленный мегаполис, деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны.

Промышленные гиганты Челябинска известны далеко за пределами региона и страны. Среди них — Челябинский металлургический и электрометаллургический комбинаты, Челябинский трубопрокатный завод, завод Трубодеталь, Челябинский кузнечнопрессовый завод, Челябинский тракторный завод-Уралтрак (ЧТЗ), Челябинский завод дорожных машин им. Колющенко, Челябинский автоматно-механический завод, Челябинский механический завод. и другие. Наряду с металлургическим и машиностроительными предприятиями, в Челябинске развита пищевая промышленность, а также сфера услуг и торговля. У российского потребителя пользуется спросом продукция кондитерской фабрики «Южуралкондитер», агропромышленного объединения «Макфа», Центра пищевой индустрии «Ариант», объединения «СоюзПищепром».

Современный Челябинск не стремится выглядеть исключительно как индустриально-промышленный город. В нём также есть места для отдыха, развлечений и искусства. Например, пешеходная зона улицы Кирова является визитной карточкой города и по благоустройству и красоте может сравниться с московским Арбатом.

За столицей Южного Урала прочно закрепилась слава одного из крупных образовательных центров России. В настоящее время в городе насчитывается около 30 государственных и частных высших учебных заведений. Крупнейший из них – Южно-Уральский государственный университет (имеющий статус национального исследовательского университета). Здесь обучается более 57 тысяч студентов, работает свыше 5 тысяч сотрудников. ЮУрГУ – инновационный вуз, вкладывающий ресурсы в современную научно-учебную базу и создание мощного суперкомпьютерного центра. Челябинский государственный университет (ЧелГУ) – первый классический вуз области и один из ведущих научных центров региона.

В самом сердце южноуральской столицы расположена Челябинская областная универсальная научная библиотека – одна из старейших на Урале. По составу фондов входит в десятку крупнейших библиотек России. Сегодня здесь хранится свыше 2,1 млн. экземпляров книг.

К достопримечательностям Челябинска относятся краеведческий музей и картинная галерея. Областной краеведческий музей расположен у реки Миасс на месте бывшей Челябинской крепости. По задумке архитекторов, внешние очертания здания напоминают крепостные башни и стены. Здание музея признано одним из красивейших архитектурных сооружений.

У жителей и гостей города есть возможность посетить четыре муниципальных театра и пять государственных: Театр оперы и балета имени М. В. Глинки, Театр драмы имени Наума Орлова, Челябинский молодежный театр, Челябинский государственный областной театр кукол имени В. Вольховского и др.

Город признан одним из самых спортивных в России. В городе действует около 1800 спортивных сооружений, в числе которых современная ледовая арена «Трактор» на 7,5 тысяч мест и дворец «Уральская молния», названный в честь знаменитой челябинской спортсменки Лидии Скобликовой.

С каждым годом Челябинск становится более удобным и благоустроенным, сохраняя при этом свое историческое своеобразие и уникальный природный ландшафт.

Интересные факты из жизни Челябинска

15 февраля 2013 года в Челябинске произошло уникальное событие. Над городом на огромной скорости пролетел и взорвался метеорит, диаметром около 17 метров и массой порядка 10 тыс. тонн. Он вошел в атмосферу Земли на скорости около 18 км/с. Через 32 секунды метеорит взорвался, его обломки упали в озеро Чебаркуль, откуда позднее был поднят самый крупный осколок, и доставлен в челябинский краеведческий музей. Позже метеориту было присвоено имя «Челябинск». Для властей города визит космического гостя стал настоящим испытанием. Морозной зимой зданиям города был нанесен ущерб, от взрывной волны из окон вылетело много стекол.

Что еще носит название Челябинск:

История Челябинска

Председатель Челябинской Думы

Площадь: 500,98 кв.км.
Население: по данным на 01.01.2012 года, 1143,4 тыс. человек.
Город основан в 1736 году.
История становления Челябинска уходит своими корнями в XVIII век. Он был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. В 1743 г. Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В крепости находились Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками (с 1799 г. входили в состав Оренбургского казачьего войска), духовное правление, гостиный двор. В 1781 г. Челябинск получил статус уездного города. В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. Уже к середине XIX столетия Челябинск занял прочное место в ярмарочной торговле Урала. Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири. В считанные годы он превратился в один из крупнейших торговых центров России и занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло (1897 — ок. 20 тыс. человек, 1910 — более 60 тыс., 1917 — ок. 70 тыс.), а территория увеличилась на треть. Вокруг железнодорожной станции появилось много поселков. Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская прогимназия (1870), реальное училище (1902, с 1905 в собственном здании), торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро входил во всероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования. После октябрьской революции власть Советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооруженным путем. Только во второй половине 1919 г. в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан Революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. В сентябре 1919 г. Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии, преобразованной в 1924 г. в Челябинский округ Уральской области. 17 января 1934 г. город стал областным центром Челябинской области. В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. В начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы. Важнейшую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе эвакуированных предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии — ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя — Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным — вся эта громада переключилась на выпуск танков. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш». В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для страны. Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории. В начале 50-х гг. здесь еще преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Но уже в 1947 г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям. Был окончательно сформирован промышленный потенциал, определивший структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство. Так, с 1954 г. машины с маркой завода Колющенко вышли на мировой рынок и поставлялись в 40 стран мира. На трубопрокатном заводе в 1956 г. введена в строй первая очередь крупнейшего в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие вступило в строй 18 новых цехов, а в 1958 г. запущена доменная печь № 5 — завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ (сейчас — ЧМК) становится флагманом черной металлургии СССР. Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз науки и производства. В 1951 г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинский политехнический институт (сейчас — ЮУрГУ). Его выпускники-инженеры особенно ценились как высококвалифицированные специалисты. К 1960 г. в Челябинске уже насчитывалось около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале — ЧелГУ был основан в 1976 г. К 80-м гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. Начало 70-х гг. для Челябинска было ознаменовано развитием здравоохранения и образования. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские учреждения. В короткие сроки была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. 13 октября 1976 г. в Челябинске родился миллионный житель. К 1980 г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, до 40% дорожных машин. В это время отмечается бурное развитие культурной жизни Челябинска. Открывается драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобретает Челябинский кукольный театр. В 1986 г. Челябинск отметил 250-летие со дня своего основания. К юбилею города были открыты Геологический музей, Зал камерной и органной музыки и многочисленные памятники монументального искусства (памятник И.В. Курчатову, «На новый путь» и другие). Первая половина 90-х гг. стала сложнейшим периодом для всей страны: банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование социальных программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. В городе, сохранившим свой статус крупного индустриального центра, несмотря на закрытие целого ряда предприятий, стали развиваться современные технологии производства. Многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск попал в первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия Челябинска состоялось открытие зоопарка, а к 2004 г. была построена пешеходная улица Кировка, ставшая любимым местом прогулок челябинцев и гостей города. Во второй половине 2000-х гг. в Челябинске началась полномасштабная реконструкция и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были построены новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения. В 2008 г. город сдал рекордное количество жилья за всю свою историю — 880 тысяч квадратных метров В столице Южного Урала сильны и спортивные традиции. Действуют крупные стадионы и бассейны, Центр дзюдо, в котором в 2012 году впервые в России прошел Чемпионат Европы, ледовые арены «Юность», «Трактор» и «Уральская молния» имени шестикратной олимпийской чемпионки, уроженки Челябинской области Лидии Скобликовой. Здесь тренируются конькобежцы, хоккеисты, фигуристы, созданы условия для занятий керлингом и шорт-треком. Говоря о спорте, невозможно не упомянуть о старейшем в стране легендарном челябинском хоккейном клубе «Трактор». Он был основан в 1947 году как спортивный клуб Челябинского тракторного завода. Золотой эпохой в советской истории «Трактора» стали 70-е годы. Клуб и сегодня продолжает воспитывать юных хоккеистов, а основной состав «взрослой» команды выступает в Континентальной хоккейной лиге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *