Семафор железная дорога как работает
Перейти к содержимому

Семафор железная дорога как работает

  • автор:

Семафор (железная дорога)

Семафо́р (фр. Sémaphore, от греч. σήμα — знак, сигнал и φορός — «несущий») — механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой и централизацией стрелок и сигналов.

Семафор состоит из металлической мачты, несущей одно, два или три сигнализирующих крыла и сигнальные фонари. К крыльям семафора во многих системах сигнализации жёстко прикреплены светофильтры со стёклами различных цветов (на семафорах стран бывшего СССР цветные стёкла-линзы закреплены в специальных, опускаемых вниз для удобства обслуживания, люнетах). Перемена положений крыльев и огней производится сигнальным приводом, состоящим из лебёдки и гибкой тяги.

В разговорной речи семафорами часто называют также и железнодорожные светофоры, что с технической точки зрения категорически неправильно.

Связанные понятия

Автоматическая блокировка (автоблокировка) — система автоматического регулирования интервалов между железнодорожными поездами, попутно следующими по железнодорожному перегону.

Железнодорожный светофор — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (а именно, цветом, миганием, числом, расположением огней). Как правило, показание светофора предназначено для членов локомотивной бригады или для машиниста подвижного состава, а сам светофор, за исключением локомотивного светофора, является напольным устройством.

Стрелочный перевод — это наиболее широко распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на один (или более) примыкающий путь.

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) — система сигнализации на рельсовом транспорте, передающая сигнальные показания на пост управления подвижного состава (например, в кабину локомотива, моторвагонного поезда, дрезины и т. п.)В состав системы АЛС входят напольные передающие устройства, приёмные и дешифрующие устройства на подвижном составе, а также устройства, согласующие работу АЛС с другими компонентами сигнализации и блокировки, индикаторы, датчики и исполнительные устройства на подвижном.

Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ) — Станционная система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.

Упоминания в литературе

Для передачи сигнала бедствия может также использоваться ручной флажной семафор. Каждая буква передается по семафору определенным положением рук с флажками. Сигнальщик, стоя на каком-либо возвышении на судне, сначала передает сигнал вызова, а затем сигнал СОС или полное сообщение о бедствии с указанием судна и характера аварии.

Связанные понятия (продолжение)

Пост электрической централизации (пост ЭЦ) — помещение на железнодорожной станции (здание, транспортабельный модуль), в котором располагается комплекс технических средств для управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, обеспечивающих функционирование сигналов (светофоров), стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль проследования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов.

Полуавтомати́ческая блокиро́вка (ПАБ) — система регулирования движения поездов, применяемая на малодеятельных участках железных дорог. При ПАБ неделимым является весь перегон между соседними станциями и/или блок-постами (межстанционный или межпостовой перегон). На станциях, ограничивающих перегон, установлены блок-аппараты и релейные приборы, связанные электрически двухпроводной линейной цепью. Разрешением на занятие перегона, на котором может находиться только один поезд, служит зелёный огонь выходного.

Жезловая система — способ связи при движении поездов на однопутных участках железных дорог. Жезловая система обеспечивает безопасность движения, исключая одновременное пребывание на перегоне более одного поезда.

Железнодоро́жный перего́н — участок железнодорожной линии, который соединяет смежные раздельные пункты.

Дежурный по железнодорожной станции — сменный помощник начальника железнодорожной станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог. Дежурный по железнодорожной станции — это высшее должностное лицо на определённой станции, обладающее большими правами в области руководства движением поездов.

Железнодорожная сигнализация — совокупность средств и объектов, обеспечивающих движение по железнодорожным путям.

Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.

Автосто́п — комплекс устройств на локомотиве и на пути, который, в случае потери бдительности машинистом, приводит в действие автотормоза состава, тем самым осуществляя экстренное торможение поезда. Автостопы применяются совместно с устройствами автоматической локомотивной сигнализации.

Сортиро́вочная го́рка (в железнодорожной терминологии и на жаргоне — просто «горка») в сортировочных станциях или сортировочных парках станций — вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона.

Железнодорожная светофорная сигнализация — часть сигнализации на железных дорогах и подобном рельсовом транспорте, выполненная на основе железнодорожных светофоров. Имея в целом конструктивно и внешне сходные светофоры, разные системы рельсового транспорта используют различные системы значений (сигнальных показаний), то есть приказов машинисту (водителю подвижного состава), обладающих разным смыслом, и различные системы передачи показаний в виде зрительного образа.

Соединённый поезд — поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой поездов. Согласно ПТЭ, одним из условий соединённого поезда является наличие в голове каждого поезда действующих локомотивов (у сформированного соединённого поезда они будут располагаться в голове и середине), однако зачастую локомотивы могут располагаться и в хвосте (не путать с толкачом) сформированного поезда, также существуют соединённые поезда, составленные из МВПС. Не стоит путать соединённые поезда с применением.

Парк путей — группа станционных путей одного назначения, специализированных в зависимости от характера и объема работы станции.

Поездной диспетчер — ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям, машинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Диста́нция пути — структурное подразделение железных дорог, основной задачей которого является содержание объектов путевого хозяйства в надлежащем состоянии.

Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.

График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов.

Маневро́вая рабо́та — это внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон (согласно Правилам технической эксплуатации (ПТЭ)).

Конта́ктная сеть — техническое сооружение электрифицированных железных дорог и других видов транспорта (метро, трамвая, троллейбуса, фуникулёра), служащее для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижной состав.

Взрез стре́лки (взрез стрелочного перевода) — инцидент на железнодорожном транспорте, заключающийся в переводе стрелки колёсами подвижного состава, движущегося по неустановленному маршруту в направлении от корневого крепления остряков к их концам (пошёрстное движение).

Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и классным требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта, так как их выполнение позволяет обеспечить.

Поворо́тный круг — устройство, с помощью которого можно развернуть на 180° или поставить на нужный путь в веерном депо единицу подвижного состава, обычно локомотив, реже вагон или автомотрису.

Пассажирская железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, осуществляющий обслуживание пассажиров, подготовку подвижного состава к перевозкам и организацию движения пассажирских поездов. Такие станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах.

Локомотивная бригада — группа инженерно-технических работников на железнодорожном транспорте на которую возлагается обязанность обслуживания локомотива (тепловоза, электровоза, паровоза, МВПС) и безопасное ведение поезда.В состав локомотивной бригады, обычно, входят два человека — это машинист, возглавляющий бригаду и его помощник.

Горловина станции — крайняя часть железнодорожной станции, где происходит развитие пути (путей) перегона в пути станции, то есть увеличение числа путей. Своё название получила за сходство в плане с горловиной бутылки. Горловина, через которую на станцию прибывают чётные поезда (следующие на север и восток), называется чётной, через которую прибывают нечётные — нечётной. При ручных стрелках в каждой горловине, как правило, находится стрелочный пост, работник которого (дежурный стрелочного поста) по.

Сортировочный парк — парк путей (сортировочных), предназначенная для накопления перерабатываемых вагонов согласно назначениям плана формирования и имеющая необходимое техническое оснащение. Часть сортировочного комплекта сортировочной станции, идущая после сортировочной горки и перед парком отправления.

Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.

Пункт технического обслуживания (или ПТО) — пункт, в котором проводится техническое обслуживание подвижного состава.

Подъездной путь — типологическая разновидность железнодорожного пути необщего пользования, противопоставляемая железным дорогам общего пользования. В статистике железных дорог длина обоих типов магистралей показывается раздельно.

Конта́ктный рельс — жёсткий контактный провод или третий рельс, предназначенный для осуществления скользящего контакта с токоприёмником подвижного состава (электровоза, моторного вагона) изобретенный афро-американским инженером Гранвиллом Вудсом.

Железнодорожный переезд — место одноуровневого пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги либо велосипедной или пешеходной дорожки. Железнодорожный переезд — объект повышенной опасности, поэтому для предупреждения несчастных случаев переезды оборудуются светофорами, шлагбаумами и звуковыми сигналами, а также УЗП (устройство заграждения переезда) — металлическими плитами, которые поднимаются, заграждая проезд (за исключением переездов на малоактивных участках железных дорог, которые.

Автосце́пка Ша́рфенберга — автоматическое сцепное устройство жёсткого типа, применяемое на железнодорожном и легкорельсовом транспорте Европы, России, стран СНГ для сцепления между собой единиц подвижного состава. В сцепке Шарфенберга осуществляется одновременное механическое соединение и подключение электрических цепей. Сцепка применяется, как правило, только на электрических моторвагонных поездах, где её сложность оправдана удобством эксплуатации.

Автосце́пка — автоматическое сцепное устройство, которое осуществляет сцепление единиц подвижного состава без участия (либо при минимальном участии) человека. Чаще всего применяется для сцепки железнодорожного подвижного состава (вагоны, локомотивы) друг с другом.

Путеочиститель, метельник (устаревшее название: скотоотбрасыватель, скотосбрасыватель, скотоотбойник от англ. cowcatcher, также бытует жаргонизм наметельник) — схожее с бульдозерным отвалом приспособление, смонтированное на передней части локомотива или головном вагоне МВПС, для сброса с железнодорожного пути любых посторонних предметов: скота, снега, брёвен, автомобилей и т. п., не допуская попадания их под подвижной состав, что может вызвать повреждение находящегося под днищем оборудования (особенно.

Шлагба́ум (нем. Schlagbaum — упавшее дерево) — устройство для быстрого преграждения и освобождения пути в виде поворачивающейся вокруг горизонтальной (вертикальный шлагбаум) или вертикальной (горизонтальный шлагбаум) оси стрелы. Шлагбаумами обычно снабжены пересечения автомобильных и железнодорожных путей. Также их ставят для регулирования въезда на охраняемые территории.

Штабной вагон (вагон-штаб) — так называют специальный вагон, предназначенный для начальника поезда, один из типов пассажирских вагонов. Он похож на купейный вагон, но при этом несколько отличается от последнего. Главное отличие — в порядке расположения купе. В штабном вагоне часть купе не предназначены для пассажиров. В штабном вагоне есть купе начальника поезда, купе для сотрудников МВД, сопровождающих поезд, а также радиоточка и купе для хранения постельного белья. В современных штабных вагонах.

Верхнее строение пути — часть железнодорожного пути, предназначенная для принятия нагрузок от колёс подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колёс по рельсовой колее.

По́езд в современном понятии — сформированный и сцепленный состав, состоящий из группы вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящими его в движение, и имеющий установленные сигналы (звуковые и видимые), которые обозначают его голову и хвост. Помимо этого, на многих (в том числе и российских) железных дорогах каждый поезд получает определённый номер, позволяющий отличать его от остальных поездов. К поездам также относят локомотивы без вагонов, моторные.

Тормозная магистраль — система воздухопровода, находящегося под днищем (преимущественно) вагона или поезда, в которую подаётся воздух из компрессора локомотива и способствует торможению поезда. Также к тормозной магистрали относятся концевые краны (клапанного или шаровидного типа), тройники с разобщительными кранами и соединительные рукава.

Тя́говая подста́нция — в общем случае, электроустановка для преобразования и распределения электрической энергии.

Грузовой поезд — группа грузовых вагонов во главе с локомотивом. Поезд предназначен для перевозки грузов. Устаревшее название — товарный поезд, в просторечии товарняк.

Тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода). Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Токоприёмник для контактного рельса — предназначен для осуществления подвижной электрической связи между третьим контактным рельсом и электрическим оборудованием вагона. Токоприёмники для контактного рельса в основном применяются на метрополитенах. Существуют три вида таких токоприёмников: для верхнего, бокового и нижнего токосъёмов.

Бу́ферные фонари́ — светосигнальные приборы, расположенные на буферном брусе рельсового подвижного состава. Вкупе с габаритными огнями и огнём прожектора локомотива предназначены для обозначения головы или хвоста поезда, одиночных локомотивов, работающих путевых машин. Обычно имеют прозрачно-белый и красный огни; другие сигнальные цвета (например, жёлтый) показываются с помощью цветного светофильтра, устанавливаемого на белый огонь.

Однопу́тная систе́ма движе́ния — железнодорожная система движения, где один путь используется для движения составов в обоих направлениях. Так строят участки, где железная дорога нужна, но интенсивность движения предполагается невысокой.

«Авро́ра» — скоростной фирменный поезд № 159А/160А сообщением Москва — Ленинград (Санкт-Петербург), Октябрьской железной дороги. В начале эксплуатации и до 1984 года (по другим данным 1985 года) поезд имел № 9/10. Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс «Сапсан». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги «Невский экспресс», а в 1984—2009 годах.

HTTP код 402 — требуется оплата

Мы полагаем, что на компьютере, через который вы выходите в Интернет, работает Бот — зловредная программа, которая создает неоправданную нагрузку на наш сервер. Боты на этом сайте обслуживаются только за деньги.

Если это — ошибка (т.е. Вы — человек и ничего такого не используете), или если Вы хотите договориться об оплате доступа для вашего бота — пишите на e-mail: wzadm%yandex.ru (ставьте @ вместо % на нужное место), в письме укажите ваш IP-адрес. ( Узнать свой IP-адрес — вариант 1 или узнать свой IP-адрес — вариант 2)

HTTP status 402 — payment required

We believe there is a bot running on Your computer (malicios program, that puts stress on our server). Bots require advance payment to be used at this site!

If this is a mistake (You are a human), or You would like to negotiate — send an e-mail to wzadm%yandex.ru (put @ instead of %) including your ip-address (Your IP-address is shown at here or here)

Чем железнодорожный светофор отличается от семафора

Чем железнодорожный светофор отличается от семафора

Нередко можно услышать, как современные приборы световой сигнализации, используемые на железной дороге, люди называют семафорами. Это – распространенная ошибка. Сейчас и на железной, и на автомобильной дороге используются светофоры. Исключения бывают, но они крайне редки.

Но почему железнодорожные светофоры так часто называют семафорами?

На заре развития железных дорог сигнализации никакой вообще не было. Когда-то в ней просто не было необходимости. Поездов было немного, они, как правило, друг другу не мешали, да и скорость у них была сначала невелика, чтобы быстро и безопасно остановиться. Однако время шло, количество поездов увеличивалось, росли и скорости. И железнодорожники в какой-то момент задумалось о том, что движение поездов нужно как-то регулировать.

К слову, наша страна была одним из пионеров в деле внедрения средств сигнализации на железной дороге. Именно в России и в Британии впервые начали использовать различные сигналы для машиниста, которые давали бы ему понять, можно ли отправляться со станции. В нашей стране для этих целей использовался поворотный диск, установленный на крыше вокзала. По его положению машинист паровоза знал, разрешено ли ему трогаться, или нужно еще подождать. Для того, чтобы этот диск было лучше видно, его окрашивали в красный цвет. Таким образом, красный тогда по факту являлся не запрещающим, а скорее разрешающим сигналом. Со временем сигналы и обозначения стали более разнообразны и вышли за пределы станций.

Это стало возможным с появлением семафора. Семафор представляет собой высокую мачту с одним или несколькими крыльями, положение которых (подняты они или опущены) указывало машинисту на то, свободен ли путь, и как именно ему разрешается (если разрешается) проследовать по пути.

По ночам крыльев семафора не было видно, потому на них вручную каждый вечер зажигали газовые фонари, а сами семафоры были оборудованы цветными стеклами. Таким образом семафоры, подобно сегодняшним светофорам, сигнализировали машинисту издалека.

Разумеется, в те годы никакой автоматики не было. Управлял семафорами дежурный стрелочного поста, поскольку и оборудовались они в основном при стрелках. Однако, чтобы машинист мог понимать заранее, можно ли ему продолжать движение, устанавливались они на значительном расстоянии от поста. Естественно, дежурный стрелочник не бегал к ним по километру и более каждый раз, когда нужно было сменить сигнал. Управлял он ими прямо с поста при помощи тянущихся до семафора тросов.

На железных дорогах нашей страны семафорная сигнализация активно использовалась до середины 50-х годов прошлого века. После этого ей на смену пришла более совершенная — светофорная система, которая используется сейчас. Но, как ни странно, можно и сегодня встретить участки, где по-прежнему установлены семафоры, хотя увидеть это в наши дни будет большой редкостью. Обычно семафорами регулируют движение на грузовых, фабричных и подобных им небольших участках пути. В основном же на железной дороге используют светофоры — специальные устройства, передающие машинисту сигналы при помощи света, проходящего через линзы разных цветов.

По материалам ресурса «Железнодорожный рельс».

Все наоборот: почему на железнодорожных светофорах красный сигнал расположен снизу

Железнодорожный светофор (кстати, называть его семафором категорически неправильно), точно так же, как и любой другой, предназначен для регулирования движения, однако расположение сигналов на нем отличается от автомобильного. Почему?

Александр Пономарёв
Gallo images
Рассказываем, почему на железной дороге светофоры перевернуты вверх ногами

Светофор на железной дороге нужен для регулирования движения поездов и маневровых составов. В связи с общим сходством как по назначению, так и по конструкции, к железнодорожным можно отнести и светофоры метрополитенов, и легкорельсового транспорта. По эксплуатационным свойствам основное отличие железнодорожного светофора от большинства автомобильных — гораздо более узкая направленность основного луча (около 3 градусов), поскольку в большинстве случаев показания светофора предназначены только для машиниста, находящегося на определённом участке пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также важное отличие железнодорожного светофора заключается в том, что однозначное восприятие показаний должно происходить на значительно больших расстояниях – обычно от 800 метров до 1,5 километров, что практически исключает использование каких-либо фигур или силуэтов в пределах видимости. В любой железнодорожной светофорной сигнализации в целом требуется достаточно много различных показаний, а количество возможных для применения цветов ограничено — как правило, от трех до шести, поэтому использование только одного огня какого-либо цвета в масштабе всей системы сигнализации оказывается невозможным.

Поэтому на железных дорогах применяются светофоры, выражающие сигнал либо только взаимным расположением огней, либо только их цветом (или миганием), либо как цветами, так и расположением, причем системы сигнализации могут быть как простыми, так и довольно сложными для изучения и восприятия. В светофорной сигнализации на постсоветском пространстве применяются красный, желтый, зеленый, лунно-белый и синий сигналы. В системах на базе французской добавляется также фиолетовый цвет. В некоторых системах желтый огонь называют оранжевым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В разговорной речи железнодорожные светофоры порой называют семафорами, что категорически неправильно. Семафор – это механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах. Он состоит из металлической мачты, несущей 1-3 сигнализирующих крыла и сигнальные фонари. К крыльям семафора во многих системах сигнализации жестко прикреплены светофильтры со стеклами различных цветов, а перемена положений крыльев и огней производится сигнальным приводом, состоящим из лебедки и гибкой тяги. С этим как раз и связаны нюансы расположения огней на светофорах.

На автомобильных светофорах, как мы все знаем, красный сигнал всегда размещается сверху как наиболее важный — чтобы привлекать больше всего внимания. От отличие от них, на железнодорожных светофорах жесткого порядка расположения цветов нет. Обычно красный сигнал располагают не над, а под зеленым светом. Так сложилось на этапе перехода от механических семафоров к традиционным светофорам: семафор открывает составу путь, когда его крыло поднято под углом 45 градусов, а закрывает, когда опущено горизонтально. Именно поэтому более естественным посчитали расположение зеленого сигнала сверху, а красного — снизу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *