Что такое регистан в самарканде
Перейти к содержимому

Что такое регистан в самарканде

  • автор:

Что такое регистан в самарканде

Площади Регистан в Самарканде уже более 600 лет. С трех сторон площадь окружают медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Каждое строение украшено уникальным декором, а все вместе они образуют архитектурный ансамбль, признанный памятник восточного зодчества. Благодаря этому комплексу Самарканд был включен в список Всемирного наследия Юнеско. Площадь поражает своей масштабностью и красотой.

Что делать на площади Регистан?

При посещении площади можно зайти в каждое из трех медресе, полюбоваться мозаиками и минаретами, посмотреть галерею современного искусства и тематические выставки восковых фигур. После захода солнца на площади включают светозвукопанораму. Знатоки города утверждают, что архитектурный комплекс в это время приобретает новое «звучание». Также здесь проводят лазерные шоу, рассказывающие об исторических событиях.

Исторические факты про Регистан

Слово «регистан» в переводе с узбекского означает «место, покрытое песком». Одна из легенд рассказывает, что площадь специально засыпали песком, чтобы он впитывал кровь казненных. По другой версии, Тамерлан с целью устрашения размещал здесь на штыках головы врагов. Также на площади регулярно оглашались указы эмира. Здесь же проходил и Великий шелковый путь, площадь использовали как рынок.

В 1989 году в Советском Союзе была выпущена юбилейная пятирублевая монета с изображением вида на Регистан.

Сколько надо времени и когда лучше приехать?

Осмотр Регистана вместе с посещением музеев занимает не более 2 часов. Посетить площадь можно в любое время, но музеи работают по графику.

Как добраться до площади Регистан и какой режим работы?

Площадь находиться в центре города, обычно обзорные экскурсии по Самарканду начинаются отсюда. Самостоятельно добраться можно на такси или на автобусах до остановки «Площадь Регистан» или «Улица Дагбитская». Ансамбль Регистан доступен для просмотра с 20 февраля по 20 ноября с 7 до 24 часов, в остальное время – с 8 до 20 часов.

Что рядом, с чем совместить посещение?

Недалеко от Регистана находятся Шахи Зинда, медресе Тилля-Кори, дом-музей С. Айни, музей «Чорсу».

Сколько денег брать для посещения Регистана?

Вход в музеи платный, для иностранных туристов стоимость билета колеблется от 40 000 до 50 000 сум. Рекомендуем покупать билеты в кассе у входа или онлайн, а не с рук у посторонних людей. За отдельную плату можно воспользоваться услугами экскурсоводов, которые расскажут об истории площади и проведут по самым интересным сувенирным лавкам.

Автор Елена Сакун

Площадь Регистан, Самарканд

Площадь Регистан

Групповой тур в Узбекистан в 2024-2025

В самом сердце древнейшего города Самарканда расположилась настоящая жемчужина – площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря таким зданиям, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История площади Регистан

В переводе с узбекского слово «регистан» означает – песчаное место. В древности эта центральная городская площадь действительно была покрыта песком. Изначально территория не была окружена медресе, великолепные строения появились несколько позже. В те времена власти города собирали на площади народ для оглашения указов хана, здесь также проводились праздники, публичные казни и сборы армий, уходящих на войны.

В былые лета вокруг площади располагались торговые ряды, на которых ремесленники и земледельцы продавали свои товары. Все большие дороги Самарканда вели к Регистану, где всегда царила оживленность, и стоял гул голосов.

Во времена разных правителей менялись главные значения площади, но с тех веков и по сей день Регистан служит центром общественной жизни города.

Сейчас на площади находится три медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари, которые и стали основными достопримечательностями города. Возводились они двумя правителями в разное время.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека, Площадь Регистан

Наследник великой державы Тимуридов, выдающийся математик и астроном Улугбек, принял власть в 1409 году. В 1417 году он отдает приказ построить медресе, которое затем будет названо в его честь. Именно это строение и стало первым на площади Регистан. Слово «медресе» происходит от арабского «мадраса» и буквально означает «место, где преподают, учат».

В 1420 году строительство медресе закончилось. Внешне здание, расположенное на западной стороне площади, выполнено в виде прямоугольника, внутри пристроен квадратный двор, в котором сделаны входы в студенческие кельи (приблизительно на 100 человек) и учебные аудитории. Фасад медресе обращен к площади, его дополняют два высоких минарета по углам. Особого внимания заслуживает богатый декор постройки. Глазурованные кирпичи создают красивые орнаменты на желтоватой кладке стен. Портал медресе украшен узорами из десятиконечных звезд, символизирующих небо, астрономию.

На тот момент это было самое крупное научно-учебное заведение Самарканда. Здесь молодым студентам преподавали философию, астрономию, математику, богословие.
Вместе с медресе в то же время были построены караван-сарай и ханака Улугбека. Уже двумя веками позже на месте пристанища торговцев и ханаки построят еще два медресе, они и завершат архитектурный комплекс, который мы можем видеть сегодня.

Медресе Шер-Дор

Медресе Улугбека, Площадь Регистан

В 1612 году эмиром Самарканда был назначен Ялангтуш Бахадур. Он был наместником бухарских ханов и к тому времени уже правил феодальными уделами, слыл ловким политиком и являлся грамотным военачальником.

Будучи правителем города, он решает создать еще одно медресе на площади Регистан, напротив здания, возведенного Улугбеком. По замыслу архитекторов новое медресе должно было располагаться на восточной стороне площади и стать зеркальным отражением уже существующего на Регистане строения. Но на самом деле абсолютно точного зеркального совпадения не получилось, так как архитектор не учел одну особенность – на то время с момента постройки медресе Улугбека прошло уже 200 лет, здание немного усело в грунт, а уровень самой площади поднялся на 2 метра. И в итоге новое медресе получилась немного выше. Но визуально эту разницу заметить трудно.

На месте запланированной для строительства территории располагалась ханака Улугбека, которая уже заметно пообветшала к тому времени. Ее разобрали, и большую часть материала использовали для возведения нового здания.

Строительство продолжалось вплоть до 1636 года. Эмир Ялангтуш Бахадур хотел, чтобы его творение не уступало медресе Улугбека ни в помпезности, ни в занимаемой площади. Несмотря на то что фасад здания полностью повторял первое медресе, в его строительстве использовались новые технологии, еще неизвестные в XIV веке. Рабочие применяли более прогрессивные приемы, которые удешевляли и ускоряли процесс.

После постройки медресе было названо в честь заказчика. Но в народе название не прижилось, и заведение переименовали в Шер-Дор. Это имя памятник получил благодаря изображениям на портале: два больших золотистых тигра, несущих на своих спинах солнце и устремленных за белыми ланями красовались над входом. Шер – в переводе означает тигр (лев) и название переводится как «украшенное тиграми». Именно этот художественный сюжет позже стал национальным символом Узбекистана.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари, Регистан

Через 10 лет после завершения строительства медресе Шер-Дор правитель Самарканда Ялангтуш Бахадур запланировал построить еще одно здание, которое должно было завершить композицию.

Строительство началось в 1646 году, в северной части площади Регистан, на месте караван-сарая. Зодчий решил, что новое медресе не должно становиться еще одной копией уже существующих зданий, хотя располагаться оно будет в центре.

Автор проекта задумал достигнуть архитектурной целостности всех сооружений и сконструировал фасад таким образом, что зрительно на площади получилось замкнутое пространство.

Строительство медресе Тилля-Кари шло более 14 лет и завершилось в 1660 году. Главный фасад здания выполнен в два этажа, центральный портал прорезан пятигранной глубокой нишей с двумя главными входами, ведущими во внутренний замкнутый двор. Слева от портала возвышается башня мечети с голубым куполом, по бокам фасадной части строения расположены два минарета. Постройка очень гармонично уравновешивает два более крупных медресе, не нарушая единства архитектурного стиля.

Название «Тилля-Кари» новая постройка получила благодаря декору. Для украшения медресе художники использовали живопись кундаль, в которой преобладает позолота. Из всех трех, именно это сооружение имеет более богатое оформление стен, поражая обилием золотых красок. Тилля-Кари — значит «Покрытая золотом».

Площадь Регистан тогда и сегодня

С момента первой постройки на площади Регистан и по сегодняшний день прошло немало времени – 6 веков. В конце XVII века Самарканд пережил сильный экономический упадок. Статус столицы был отдан Бухаре, и торговцы Великого Шелкового пути обходили город стороной. На тот период в нем осталось всего около 1000 семей, а в некогда прекрасных зданиях медресе жили дикие животные. Лишь в 1875 году Самарканду вернули былое торговое значение, а площадь Регистан выровняли и замостили.

Но в 1918 году Самарканд снова терпит изменения. Советская власть прекращает деятельность всех медресе как духовных школ. За это время сооружения претерпели много и природных разрушающих факторов: землетрясения, неблагоприятные погодные условия. Большая часть облицовки стен и расписной декор были утрачены. Но именно советское правительство отдало распоряжение отреставрировать весь Регистан и присвоить ему статус значимого исторического памятника на Великом Шелковом пути.

Реставрационные работы длились много лет и закончились незадолго до распада Советского Союза. Ученым приходилась буквально по крупицам собирать весь интерьер и экстерьер зданий и мелких фасадных фрагментов, восстанавливая все художественные элементы.

То обличие, в котором мы сегодня можем видеть Регистан – это кропотливая работа сотен реставраторов. Если бы в советское время не было принято решение восстановить уникальные творения, возможно, нашему взору никогда так и не предстал этот великолепный древний памятник.

Сейчас на Регистане проходят различные концерты, празднования и другие яркие события города, республики. К площади чуть ли не ежедневно съезжаются сотни туристов, чтобы увидеть эту величественную красоту.

Регистан – это бесценный дар, доставшийся нам от предков и олицетворяющий всю прелесть восточной архитектуры.

Площадь Регистан, Самарканд

Площадь Регистан, Самарканд

Площадь Регистан, в переводе означает «Песчаное место». Регистан — административный и торгово-ремесленный центр восточного города. Регистан в Самарканде — один из выдающихся образцов градостроительного искусства Средней Азии, сложившийся в XVII веке и состоящий из трех медресе — Улугбека (1417-1420 гг.), Шер-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (1647-1660 гг.). На нем можно «перелистать страницы» многотысячной истории Самарканда. Здесь отразилась и вся история средневекового города. С северо-восточной стороны расположено торговое сооружение Чорсу, построенное в XVIII веке. Говорят, что все дороги ведут в Рим. Бесспорно, все дороги Самарканда ведут к Регистану. К площади сходились шесть радиальных улиц, на пересечении которых в начале XV века был построен тим «Тильпак-Фурушан». С северной стороны площади Улугбеком возводится караван-сарай, названный Мирзои. Все прилегающие к нему улочки были забиты мелкими мастерскими и лавочками.

Самарканд, Узбекистан

Узбекистан, Самарканд

Спустя четыре года после строительства караван-сарая на месте, где сейчас стоит Шер-Дор, Улугбек строит ханаку. В связи с этим пришлось разобрать торговый пассаж. Каждого, кто вступает на эту площадь, охватывает особое настроение: кажется, через столетия долетают сюда зазывные крики ремесленников, гул восточного базара, голоса глашатаев, зачитывающих указы правителей.

Во времена Амира Тимура Регистан — главная торговая площадь города. Во времена правления Мирзо Улугбека она приобретает парадно-официальный характер. Однако значение центра общественной жизни, торговли и ремесленной деятельности города Регистан сохраняет и по сей день.
Выдающимся достижением творческой мысли XV века являются архитектурные ансамбли. В это время важнейшая градостроительная задача — архитектурное оформление площади Регистан.

«О, чудо! Громада его, подобная горе, твердо стоит, поддерживая небо. Величественный фасад по высоте — двойник небес, от тяжести хребет земли приходит в содроганье», — слова из старинного таджикского стиха, которые подчеркивают масштабность медресе.

Медресе Улугбека

Построенное в 1417-1420 гг. медресе Улугбека (медресе — духовное заведение мусульман от арабского «мадраса» — место преподавания) при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Так, например, курс астрономии читал «Платон своей эпохи» Салахуддин Муса ибн-Мухаммед Казы-Заде-Руми. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

Самарканд, Узбекистан

Узбекистан, Самарканд

К XV в. были разработаны основные планировочные приемы медресы. И свое наиболее блестящее, подлинно классическое решение тип среднеазиатского медресе получает в медресе Улугбека. Архитектура сооружения позволяет судить о большом мастерстве. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, автор знаменитых ансамблей в Герате и медресе в Харгирде. Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь. Северо-восточный минарет был выпрямлен в 1932 году по схеме академика В.Г. Шухова, по проекту и под руководством Михаила Федоровича Мауэра. М.Ф.Мауэр разработал уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямил не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси минарет. Это был беспрецедентный случай в инженерной практике.

Исключительно богат, разнообразен архитектурный декор медресе. На фоне желтоватой клади стен разнообразные геометрические штрихи, выложенные глазурованными кирпичами, эффектны мозаичное панно на щеках и щипце портала и майоликовый жгут, обрамляющий арку. Тимпан портала украшен орнаментом из пятиконечных и десятиконечных звезд, изображающих стилизованное звездное небо.

Сочетание смелости, простоты идеи, несложности технической арматуры и точности расчета делают честь достижениям мастеров того времени.

Реставраторы переложили тимпан портала, восстановили орнамент, расчистили и облицевали мрамором основания стен, восстановлена облицовка портала, ведется реставрация дворика медресе, а выпрямление юго-восточного минарета было проведено в 1965 г. по проекту инженера Э.М. Генделя.

Медресе Шер-Дор

На месте обветшалой и разрушенной ханаки Мирзо Улугбека с восточной стороны площади, Ялангтуш-Бахадур (Жалантос-батыр) — (военачальник, ловкий политик, правитель крупного феодального удела, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде) строит медресе, почти зеркально отражающее фасад противоположного медресе Улугбека. Самаркандский хаким старался ни в чем не уступить великим предкам — ни в пышности, ни в масштабах сооружения. Основание Шер-Дора на 1,5 м выше площади времени Улугбека. Планировка медре составляет 70х56 м, двор 30х38 м. Композиция двора традиционна: обведен двумя этажами худжр (помещений, где жили обучавшиеся в медресе), четыре айвана, по главному фасаду — две дарсхоны (учебные помещения).

Самарканд, Узбекистан

Узбекистан, Самарканд

Мозаичная часть на портале медресе гласит:

«Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, — это изящный язык, полный жемчуга. Он соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба, — это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не достигает верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв за новую луну, прикусили палец от удивления«.

Наряду с этой надписью в более скромном месте белыми буквами на черном фоне начертано: «Абдул Джаббар, зодчий», фантазией которого и трудом народных мастеров воплощены в камне и цвете честолюбивые замыслы Ялангтуша. Медресе Шер-Дор задумано архитектором в стиле «кош» (композиция из двух противостоящих зданий).

Медресе Шер-Дор строилось на двести лет позже своего оригинала. И несмотря, казалось бы, на однотипный фасад, в нем имеется много нового, характерного для строительства техники XVII века, несшей в себе наряду с прогрессивными приемами, ускоряющими и удешевляющими процесс строительства, некоторое снижение качества художественной выразительности. Однако цветовое решение и исполнение отдельных панно говорят нам о высоком мастерстве строителей, воздвигших это великолепное здание.

Планировка его повторяет общую композицию медресе Улугбека, однако в деталях есть отличие. Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой. Тигр золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью. Солнце изображено в форме белого диска, с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся композиция расположена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов с разбросанными по полю белыми цветами. Запоминающийся рисунок тимпана и определил название медресе Шер-Дор, что означает «Украшенное тиграми».

От полного разрушения тимпан был спасен реставраторами, закончившими работу в 1962 году. Исследователи собирали декор по мельчайшим фрагментам. Там, где не сохранилась мозаика, фиксировались гнезда от выпавших кусочков, оставшиеся части с одной половины тимпана накладывались на другую так, чтобы рисунок был симметричным.

Медресе Тилля Кари

Закончив строительство медресе Шер-Дор, Ялангтуш-Бахадур десятью годами позже начал сооружение медресе-мечети, которое в дальнейшем получило название Тилля-Кари. Оно строилось не менее 14-15 лет.

Сооружением Тилля-Кари окончательно сформировался замечательный ансамбль Регистана. Чтобы достигнуть единства и цельности всех сооружений площади, зодчий подчинил архитектуру медресе Тилля-Кари уже существующим постройкам и растянул фасад таким образом, чтобы получилось зрительно замкнутое пространство. Такое решение мог предложить архитектор, обладающий большим мастерством.

Самарканд, Узбекистан

Узбекистан, Самарканд

Казалось, что мечеть должна была бы занять центральное место в общей композиции медресе-мечети, но зодчий не пошел на создание еще одного центра на симметричной площади. Архитектура фасадной части Тилля-Кари воспринимается как достойный фон двум расположенным друг против друга медресе. Мечеть композиционно сбита с главной оси и расположена с западной стороны замкнутого двора с худжрами в один этаж. Главный фасад решен в два этажа, что помогает уравновесить большие по объему здания медресе Улугбека и Шер-Дор.

Главный входной портал, обращенный к площади, прорезан глубокой пятигранной нишей с двумя входами, ведущими в большой замкнутый двор. Симметрия композиции во дворе подчеркнута небольшими порталами по центрам дворовых фасадов. Слева от входа по западному фасаду расположена большая мечеть. Через главный вход в портальной нише можно попасть в центральный зал мечети, площадь которого увеличивается за счет открытия боковых стенок арочно-купольной галереи, примыкающей к мечети с двух сторон. Напротив входа расположен михраб, облицованный мрамором, рядом с михрабом ниша, указывающая на Мекку, а справа от него — своеобразная кафедра (минбар — место для проповедника) с высокими мраморными ступенями. Двор мечети также служит для проведения пятничных молений.

В интерьере мечети использована живопись кундаль (техника многокрасочной, с позолотой росписи на рельефном орнаменте). Чрезмерная насыщенность центрального зала мечети рельефной росписью и позолотой, вплоть до населения ее на мраморные панели, свидетельствует о стремлении поразить роскошью и богатством. Обилие позолоты и определило название медресе — Тилля-Кари, что означает «Покрытое золотом».

Облицовка медресе была в большей части утрачена. Реставраторам пришлось много потрудиться, чтобы спасти уцелевшие фрагменты и по ним восстановить разрушенные части. В 1979 году была завершена работа по восстановлению золочения росписи в интерьере мечети. Между медресе Шер-Дор и Тилля-Кори распологается монументальное мраморное надгробие — Дахма Шейбанидов, свое время установленная над семейной усыпальницей первой узбекской династии XVI столетия.

Мой прадед, Мауэр Михаил Фёдорович, разработал уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямил не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси северо-восточный минарет медресе Мирзо Улугбека в Самарканде.Это был беспрецедентный случай в инженерной практике. Кстати, меня назвали в честь Серафимы Васильевны — жены Михаила Фёдоровича, фельдшер-акушерки, работавшей и похороненой в Самарканде. С уважением к вам и памяти моего прадеда, Серафима Михайловна.

Мауер Серафима Михайловна

Площадь Регистан

Площадь Регистан входит в число красивейших площадей мира, ее называют жемчужиной Центральной Азии. Эту славу площадь приобрела благодаря уникальным памятникам средневекового восточного зодчества, окружающим ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646-1647). Этот ансамбль считается величайшим среди сооружений Исламского мира.

Все три медресе (в старину на востоке так называли религиозные учебные заведения) обращены своими порталами к центру площади и создают гармоничную ансамблевую композицию. Причем каждое строение отличается своим неповторимым декором — узором филигранной резьбы по камню, украшающей стены и порталы. Голубые купола над медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи выложены глазурованной плиткой, которая сияет на солнце, с какой бы стороны оно ни светило.

По преданиям, название памятника Регистан произошло оттого, что территория площади была засыпана песком («рег» — песок и «стан» — место, т.е. Регистан — песчаное место), чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершались здесь почти до начала ХХ века.

Как главная городская торговая площадь и торгово-ремесленный центр средневекового Самарканда, Регистан начал формироваться в XIV-начале XV вв. Именно Улугбек (1394-1449гг.), внук Амира Тимура, начал строительство монументальных сооружений на площади Регистан.

Во времена его правления на Регистане было построено первое здание комплекса — медресе Улугбека (1417-1420 годы). Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий(комнат), и в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В этом медресе читали лекции по астрономии, богословию, математике и другим предметам многие выдающиеся ученые XV века: сам Мирзо Улугбек, Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи и другие.

После смерти Улугбека строительство на Регистане продолжил эмир Ялангтуш. В период его правления (первая половина XVII века) на Регистане были построены ещё два монументальных здания — медресе Шер-Дор и Тилля-Кори. Эти строения отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, однако по своим художественным и архитектурным достоинствам всё же уступают своему прототипу — медресе Улугбека. Медресе Шер-Дор — «обитель львов», было построено спустя два века после того, как на площади появилось медресе Улугбека. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака — обитель для суфиев. Здание строилось почти 17 лет (1619-1636 годы). Автором его был зодчий Абдул Джаббар. Медресе Шер-Дор практически зеркально повторило первое здание ансамбля — медресе Улугбека, но в искажённых пропорциях. Все стены Медресе Шер-Дор исписаны цитатами из Корана. В центре арки входного портала помещена свастика. С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолоты. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор. В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий(комнат) строг и аскетичен.

Спустя десять лет в 1646 году на месте бывшего караван-сарая началось строительство медресе Тилля-Кори, строительство продолжалось четырнадцать лет и закончилось в 1660 году. Эта постройка замыкает площадь Регистан с севера, образуя, таким образом, законченный архитектурный ансамбль, фасадом обращённый на юг. Медресе Тилля-Кори, помимо своей основной задачи обучения студентов, выполняло роль соборной мечети. поверхности стен и свода мечети сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб — направление на Мекку и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори(отделанное золотом). Так в XVII веке Регистан приобрёл свой величественный вид, в каком он в основном предстаёт перед нашими глазами и ныне. В 2001 году этот ансамбль Регистан вместе с другими древними постройками Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *