Когда тибет вошел в состав китая
Перейти к содержимому

Когда тибет вошел в состав китая

  • автор:

13 вопросов о Тибете

Что такое Тибет? Это горы? Это часть Китая или отдельная страна? Какое отношение к Тибету имеет йога? А далай-лама? И вообще, кто это такой?

В этом году в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ впервые открыт набор на новую бакалаврскую программу «Монголия и Тибет». Чтобы помочь будущим студентам определиться с выбором, Arzamas попросил академи­ческого руководителя программы, профессора Анну Цендину рассказать о том, что из себя представляет Тибет.

1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы?

И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодо­родные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путеше­ственники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы.

2. Что древнее — Тибет или Русь?

Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений. В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самар­канда. . На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в . Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

3. Что такое Тибет: государство, религия или место?

Скорее место. Тибет — это географический район, состоящий из большого числа отдельных областей. В них живут народы, которые говорят на одном языке. Кроме того, у них общая религия, культура и история. Сегодня эти области относятся к разным административным районам и даже странам. Центральный Тибет образует Тибетский автономный район Китайской Народной Республики, северный регион Амдо частично входит в провинции Цинхай и Ганьсу КНР, восточный Кхам — в провинции Сычуань и Юньнань КНР, западные районы (Ладакх и другие) принадлежат Индии.

4. То есть Тибет — это часть Китая?

Сегодня Китаем часто называют КНР, но на самом деле это только часть Китайской Народной Республики. Исторически Китай — это государство, в котором в основном жили ханьцы Хань — этническая группа сино-тибетской языковой семьи. Это самый многочисленный народ Земли и крупнейшая народность в КНР. . В эпоху Маньчжурской империи, установившей в Китае династию Цин, правившую с XVII по XX век, власть Пекина стала распространяться на соседние территории Восточного Туркестана, Монголии, Тибета. После революции 1949 года образовалось новое государ­ство, КНР: части этих районов вошли в него на правах автономий. В 1951 году в Пекине было подписано соглашение о присоединении к КНР Тибета, и Народно-освободительная армия Китая заняла Лхасу Лхаса — бывшая столица независимого Тибетского государства, а сейчас городской округ в Тибетском автономном районе КНР. . Так был образован Тибетский автономный район, который вошел в состав КНР. Другие области, населенные тибетскими наро­дами, стали частью провинций КНР: Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань. Однако многие тибетцы живут за пределами КНР — в Индии (в частности, в Сиккиме), Непале, Бутане.

5. Кто правит Тибетом?

Правительство КНР Речь идет о той части Тибета, которая входит в состав КНР. . Оно управляет всеми сторонами жизни — государ­ственной, административной, политической, экономи­ческой, культурной и прочими. Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четыр­надцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев. Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании. Таких насчитывается около 150 тысяч человек.

6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы) Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и мон­голы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос.

7. В Тибете говорят на тибетском?

Совершенно верно. Тибетский язык входит в тибето-бирманскую подсемью языков сино-тибетской семьи. Классический письменный язык появился в VII веке. При этом различные этни­ческие группы, живущие на территории Тибета, говорят на разных диалектах и не всегда друг друга понимают. Нап­ример, амдосец То есть житель Амдо, региона Тибета, разделенного теперь между китай­скими провинциями Цинхай, Сычуань и Ганьсу. из провинции Цинхай может не понять жителя Центрального Тибета. И наоборот.

8. В Тибете все буддисты?

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций. В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

9. Кстати, кто такой далай-лама?

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо.

10. Монахи Шаолиня тоже из Тибета?

Монастырь Шаолинь расположен в Центральном Китае и никакого отношения к Тибету не имеет. Шаолинь и Тибет объединяет только буддизм: Шаолинь, который сначала был даосским монастырем, стал буддийским почти на век раньше, чем Тибет.

11. Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему?

Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоя­тельности и собственную государственность, очень болезнен­ный. После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада. Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская). Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или еще.

12. Йогу придумали в Тибете?

Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, пись­менность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете.

13. Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электро­станции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

Когда тибет вошел в состав китая

Тибет часто называют «крышей мира» и «третьим полюсом Земли». Этот труднодоступный район с древней историей и культурой, расположенный на горном плато в Тибетском нагорье, на протяжении столетий служит духовным центром буддистов и поклонников восточных философских учений. Сюда приезжают, чтобы посетить древние храмы и монастыри, полюбоваться великолепной природой и почувствовать особую духовную атмосферу священного места.

Что делать в Тибете?

Осмотреть главные достопримечательности города Лхаса: бывшую резиденцию далай-ламы Дворец Потала, Храм Джоканг и монастыри Сера, Дрепунг и Ганден — почитаемые центры духовной культуры Тибета. Недалеко от Лхаса находится монастырский комплекс Самье — древнейшая святыня тибетцев. Обязателен к посещению базовый лагерь у Эвереста, откуда открываются отличные виды на его вершину. По возможности стоит включить в программу поездку в Западный Тибет, чтобы увидеть Дворец Гуге — оплот правителей древнего царства, расположенный в окрестностях священной горы Кайлас. Активным туристам будет интересно прогуляться по маршруту Ганден-Самье-Тибет и полюбоваться потрясающей природой Гималаев.

Исторические факты про Тибет

Королевство Тибет было основано в VII веке, когда царь Сонгцен Гампо задался целью объединить разрозненные племена в одну империю. В последующие столетия в стране строилось множество буддийских храмов, а Тибет получил статус одного из главных религиозных и культурных центров. В XIII веке земли завоевали монголы под предводительством Чингисхана, а спустя три столетия монгольский царь Алтан-хан впервые присвоил себе титул Далай-ламы. Тибет вошел в состав Китая в 1724 года во времена династии Цин. Все это время регион оставался закрытым от европейцев. Ситуация изменилась только с усилением влияния Британской империи, которая в 1904 году вынудила китайские власти подписать торговое соглашение. Сегодня Тибетский район сохраняет автономию, но на протяжении последних десятилетий продолжает борьбу за полную независимость от Китая. Ежегодно сюда приезжает более 8 млн туристов.

Сколько надо времени и когда лучше приехать?

Продолжительность туров по Тибету составляет от 4 до 8 дней, но за один раз все достопримечательности охватить не получится. В короткую программу обычно включают экскурсию по Лхасе и поездку к Эвересту. Лучшее время для путешествия приходится на период с июля по сентябрь. Осенью и зимой пешие прогулки не принесут такого удовольствия, но будут вполне комфортны за счет активности солнца.

Как добраться до Тибета и какой режим работы?

В Тибет проще всего попасть через Катманду (Непал), где есть прямые авиарейсы до Лхасы. Второй способ — сесть на поезд в Пекине или Гуанчьжоу. Из Китая в Тибет летают самолеты, но с пересадками. В этом случае необходимо долететь до Ченду, а там пересесть на автобус.

Что рядом, с чем совместить посещение?

Если время путешествия не ограничено, советуем отправиться в пеший поход на священную гору Кайлас и вместе с паломниками принять участие в ритуале, который приносит удачу во всех делах. Не менее интересной будет поездка на высокогорное озеро Нам-Цо, расположенное на высоте 4,6 тысячи метров над уровнем моря.

Сколько денег брать для посещения Тибета?

Цены на недельные туры в Тибет стартуют от 1600 долларов, двухнедельное путешествие обойдется не менее 2700 долларов. Дополнительная статья расхода — покупка авиабилетов.

Автор Анатолий Платонов

Как Китай вторгся в Тибет и аннексировал его

Тибет имел свою собственную культуру, язык, религию и историю. Китайские коммунисты всегда хотели аннексировать его. 7 октября 1950 года НОАК вошла в Тибет.

Что произошло после этого?

Когда китайские войска вторглись в Тибет 7 октября 1950 года, большинство тибетцев не знали о вторжении. Дава Норбу, в то время еще совсем малыш, написал в 1978 году для журнала Worldview: “Новости о китайском вторжении 1950 года достигли нас где-то в 1952 году”.

Таким был Тибет в 1950 году. На “крыше мира”, отдаленной земле, далекой как от благ, так и от бед современности, новости распространялись медленно, а беспокойство — еще медленнее. “Несмотря на тревожные новости, никто в Сакье не наточил свой меч и не почистил лук и стрелы”, — написал Норбу.

Жители Сакья и представить себе не могли, что китайское вторжение фактически положит начало постоянной оккупации, которая навсегда изменит Тибет. Спустя семьдесят три года после вторжения мы помним, как оно разворачивалось.

Мотивы Китая для захвата Тибета

Еще до провозглашения Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года Коммунистическая партия Китая (КПК) сделала аннексию Тибета своим главным приоритетом. За этим стояли как идеологические, так и прагматические мотивы. Коммунисты хотели укрепить юго-западную границу Китая и получить доступ к богатым природным ресурсам Тибета. Идеологически для КПК Тибет был феодально-теократическим государством, народ которого нуждался в “освобождении”. Кроме того, аннексия Тибета рассматривалась как кульминация исторического проекта — Тибет всегда был частью Китая, и для недавно утвердившегося китайского государства инкорпорация Тибета была просто выполнением зова судьбы.

Но история Тибета была другой. До 1950 года Тибет исторически существовал независимо от китайского контроля, со своей собственной уникальной культурой, языком и религией. Даже после 1720 года, когда династия Цин установила свой сюзеренитет над Тибетом, тибетцы оставались в значительной степени свободными от какого-либо прямого вмешательства Китая в их дела. А после окончания правления династии Цин в 1911 году Тибет стал де-факто независимым государством.

Как продвигалось вторжение коммунистов

Напряженные переговоры велись между Лхасой и Пекином на протяжении большей части 1949-50 годов. У Китая было предложение из трех пунктов: 1) чтобы Тибет рассматривался как часть Китая, 2) чтобы Китай отвечал за оборону Тибета и 3) чтобы Китай отвечал за торговлю и внешние сношения Тибета. Одновременно Народно-освободительная армия (НОАК) неуклонно наращивала силы на восточной границе Тибета. Идея состояла в том, чтобы принудить Тибет к участию в переговорах. У Тибета была небольшая, плохо оснащенная армия, которая не могла сравниться с мощью НОАК. Его границы были пористыми, а население относительно небольшим и рассредоточенным. В случае вторжения у Тибета не было ни единого шанса без иностранной поддержки — и никто, казалось, не шел ему навстречу.

НОАК пересекла реку Цзиньша (Янцзы) и вошла в провинцию Кхам ранним утром 7 октября 1950 года. К 19 октября она захватила город Чамдо и нейтрализовала там тибетский гарнизон. Более 3000 тибетцев были взяты в плен, и по меньшей мере 180 погибли в ходе боевых действий (хотя некоторые источники оценивают потери более чем в 3000 человек). Вскоре после этого Китай прекратил военные действия — точка была поставлена. Оно отправило побежденного губернатора Чамдо Нгабо Нгаванга Джигме в Лхасу, чтобы повторить свое предложение Далай-ламе, которому тогда было всего 15 лет.

Тибет был насильственно подчинен китайцам

В мае 1951 года, под большим давлением, тибетские полномочные представители подписали то, что обычно называют Соглашением из семнадцати пунктов. Соглашение фактически подчинило Тибет Китаю, позволило НОАК занять позиции внутри страны, передало все международные дела под контроль Пекина и позволило Китаю “реформировать” экономику. Однако это также гарантировало невмешательство во внутреннее управление, тибетскую культуру и религию. “Тибетский народ имеет право осуществлять национальную региональную автономию под единым руководством Центрального народного правительства”, — говорится в пункте 3 соглашения.

Но еще до того, как высохли чернила на договоре, китайцы начали его нарушать. С угрожающим присутствием НОАК по всему Тибету усилилось китайское вмешательство в Тибет. Мало-помалу это подорвало автономию тибетской администрации, и вскоре в Кхаме и Амдо были проведены крупномасштабные коммунистические “реформы”.

Национальное восстание и изгнание Далай-ламы.

К 1954 году сопротивление в Тибете росло, поскольку китайцы начали разрушать монастыри и проводить коллективизацию. Имело место вмешательство во все аспекты тибетской жизни, от школьного образования до культурных верований. Также возник постоянный поток беженцев в Лхасу и центральный Тибет, особенно из восточных регионов, где последствия реформ ощущались сильнее всего. Растущее разочарование среди тибетского населения достигло апогея в марте 1959 года, когда вспыхнуло восстание, сначала в Лхасе. Из-за опасений, что КПК может арестовать Далай-ламу, протестующие заполонили улицы Лхасы и вступили в столкновения с НОАК.

Китайские репрессии были жестокими. По некоторым оценкам, число убитых тибетцев превысило 80 000 человек. НОАК непрерывно обстреливала Лхасу, превратив многие из ее прекрасных монастырей в руины. 23 марта Далай-лама бежал из Лхасы, чтобы никогда больше не возвращаться, поскольку город был взят китайцами. Даже когда его везли в Индию (Таванг, в современном Аруначале), молодой Далай-лама отказался от Соглашения из семнадцати пунктов и провозгласил себя единственным законным представителем Тибета. С 1959 года власть Китая над Тибетом была абсолютной. Она подавила инакомыслие, утвердила свой собственный народ на религиозных позициях и способствовала притоку китайских иммигрантов-ханьцев в Тибет, изменив как его демографический, так и культурный состав.

Тибет: история и суть конфликта. ИНФОграфика

10 марта 1959 года в столице Тибета Лхасе произошли вооруженные столкновения между подразделениями китайской армии и местным населением. Далай‑лама был вынужден покинуть Лхасу и бежать в Индию, где было создано правительство в изгнании.

В различные периоды истории Тибет был независимым государством, либо территорией в составе Монгольской империи и зависимым государством в составе Китайской империи династии Цинь. В 1912 году династия Цинь была свергнута, ее заменила республика, и Тибет провозгласил независимость. В 1949 году после провозглашения КНР новое правительство Мао Цзэдуна стало настаивать на том, что Тибет является частью Китая. Китайские войска вошли в Восточный Тибет, подавив номинальное сопротивление плохо вооружённой тибетской армии.

В 1951 году тибетское правительство подписало с Пекином «Соглашение о мирном освобождении Тибета из 17 пунктов», в котором подтверждались китайские права на Тибет.

10 марта 1959 года в столице Тибета Лхасе произошли вооруженные столкновения между подразделениями китайской армии и местным населением. Во избежание кровопролития далай‑лама был вынужден покинуть Лхасу и бежать в Индию. В Индии было создано правительство в изгнании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *