Мцк что это в москве
Перейти к содержимому

Мцк что это в москве

  • автор:

Moscow.org городской портал Москвы

Главное меню

Московское центральное кольцо (МЦК) — представляет собой внутригородской пассажирский электропоезд, курсирующий по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МЖД). По сути – это городская электричка, частично интегрированная с Московским метрополитеном.

На схемах метро кольцо обозначено белой линией с красной окантовкой и цифрой 14. Протяженность МЦК составляет 54 километра. На линии имеется 31 остановочный пункт с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных направлений железной дороги.

История

Московская окружная железная дорога начала работать в 1908 году. Строилась она по проекту архитектора и инженера П.И. Рашевского в период с 1903 по 1908 годы. Отсчет протяженности кольца измеряли от точки его пересечения с Николаевской железной дорогой по часовой стрелке. На кольце построили 14 станций, оформленных в стиле московского модерна: «Владыкино», «Воробьевы горы», «Братцево», «Серебряный бор», «Лихоборы», «Лефортово», «Канатчиково» и проч. Часть этих станций сохранилась до нашего времени. Кроме того, были еще две остановки: у Николаевского моста и рядом с Ходынскими военными лагерями (Военное поле). Постройки для пассажиров располагались внутри кольца, ближе к центру города, а товарные платформы разместили с внешней стороны. До 1917 года основными пассажирами кольца были рабочие и служащие, однако дорога все равно была недостаточно загружена, и в 1934 году пассажирское движение по МОЖД закрыли.

После окончания ВОВ Московских железнодорожный узел перевели на электротягу, и вслед за этим возникла необходимость электрифицировать Малое кольцо. Однако денег на это не было, и вопрос на долгое время отложили. К концу 20 века стало ясно, что старые мосты мешают экономно электрифицировать трассу. Кроме того, чтобы возобновить пассажирские перевозки, нужно было строить новые пассажирские платформы в местах с развитой транспортной инфраструктурой, чтобы пассажиры могли совершать пересадки.

Современность

В 2001 году был разработан проект, предусматривающий использование Малого кольца МЖД в качестве наземной линии метро с пересадками на станции метро и остановки пригородных поездов на радиальных железнодорожных направлениях. Проект создавался в рамках программы «Город, удобный для жизни», целью которой являлось обеспечение транспортной доступности и ликвидации пробок в Москве. Для реконструкции кольца и запуску пассажирского движения в 2011 году была учреждена компания ОАО «МКЖД». Во время реконструкции на кольце заменили старые пути на бесстыковые, обеспечивающие бесшумное движение поездов. Также осуществили реконструкцию мостов, электрифицировали линию, построили 31 остановочный пункт, обновили системы сигнализации и автоблокировки на линии. Для того чтобы грузовые перевозки в дневное врем не мешали пассажирским, построили третий путь длиной в 2/3 всего кольца.

Открытие МЦК состоялось в День города, 10 сентября 2016 года. На церемонии присутствовали президент РФ В. Путин, и мэр Москвы С. Собянин. Ко дню открытия не все станции были готовы – на некоторых еще велись отделочные работы. В полном объеме МЦК заработало 8 ноября 2016 года.

Открытие пассажирского движения по МКЖД снизит нагрузку на Кольцевую линию Московского метрополитена, а также разгрузит железнодорожные платформы радиальных направлений ЖД. В честь события выпустили памятную серию карты «Тройка», а проезд пассажиров в первый месяц был бесплатным.

23 декабря 2016 года перевезен 25-миллионный пассажир. Платформы МКЦ открываются в 05:30 и работают до 01:00. Для оплаты проезда используются единые для Московского городского транспорта бесконтактные магнитные билеты и перемагничиваемые смарт-карты, Для билетов с ограниченным числом поездок предусмотрена возможность бесплатной пересадки между МЦК и расположенными поблизости станциями монорельса и метро в течение 90 минут с момента прохода без дополнительного гашения поездки или списывания денег.

Беспрепятственные пересадки между метрополитеном и МЦК отсутствуют на всех ТПУ. Поэтому в случае необходимости пересадки с МЦК в метрополитен или наоборот, без дополнительного гашения поездки в течение 90 минут пассажиру нужно сохранить билет, использованный им при входе, и использовать его при входе через турникеты во время пересадки.

Пересадка осуществляется между станциями разных рельсовых транспортных систем (МЦК — метро — монорельс) в течение 90 минут. При этом билет не должен использоваться в наземном транспорте и между проходами через турникеты метро, монорельса и МЦК, иначе при проходе через турникет станции после поездки на наземном транспорте списывается еще одна поездка.

Допускается не более одного входа на станции МЦК или монорельса и не более двух входов на станции метрополитена, включая монорельс, если между ними был совершён проход на МЦК.

Бесплатная пересадка по использованному ранее билету с ограниченным числом поездок может осуществляться только между определёнными станциями разных систем московского рельсового транспорта, обозначенными на схеме как пересадочные, во всех остальных случаях происходит списание ещё одной поездки.

МЦК обслуживают скоростные электропоезда «Ласточка», производства Siemens AG. Поезда состоят из 5 вагонов, но при необходимости количество вагонов можно будет увеличить до 10. Вагоны просторные, могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -40 до +40 градусов Цельсия. Благодаря системе климат-контроля в вагонах в любое время года может поддерживаться комфортная температура. Переходы между вагонами соединены при помощи резиновой «гармошки». Тамбуров в вагонах нет. С каждой стороны вагона располагаются двустворчатые двери прислонно-сдвижного типа. Ширина прохода составляет 1м30см, высота – 2м5см. С внешней и внутренней стороны имеются кнопки открытия дверей по требованию пассажира.

Все оборудование вынесено за пределы салона. Салоны отделаны в светлых тонах. На потолке располагаются элементы освещения, громкоговорители, цифровые табло, вентиляционные решетки системы кондиционирования. Окна остеклены теплосберегающими стеклопакетами из небьющегося стекла. В районе полок для ручной клади установлены розетки на 220 В. Также вагоны оснащены санузлами с биотуалетами, приспособленными для маломобильных пассажиров.

Максимальная скорость поезда: 160 км/ч.

Максимальная вместимость поезда: 1200 пассажиров.

Интервал движения в часы пик: 6 минут, в непиковое время: 11-15 минут.

Транспортно-пересадочные узлы МЦК

Владыкино

ТПУ «Владыкино» располагается в Северо-Восточном административном округе Москвы, в районах Отрадное и Марфино. Транспортный узел обеспечивает пересадку на станцию «Владыкино» Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена. В метро можно попасть по надземному пешеходному переходу, который соединяет оба вестибюля станции «Владыкино».

Автобусы: № 259, 33, 53, 637, 154, 238, 33, 637, 24, 24к, 76, 85

Окружная

ТПУ «Окружная» располагается в Северо-Восточном и Северном административных округах города Москвы, на территории районов Марфино, Отрадное, Тимирязевский и Бескудниковский. «Окружная» обеспечивает пересадку на одноименную станцию Савеловского направления МЖД и на перспективную станцию московского метро с таким же названием.

Автобусы: № 154, 238, 24, 24к, 282, 692, 82, 85, 114, 149, 170, 179, 191, 206, 215, 215к, 63, 656

Троллейбусы: № 36, 47, 56, 78

Лихоборы

ТПУ «Лихоборы» располагается в Северном административном округе города Москвы в границах районов Коптево, Головинский, Западное Дегунино и Тимирязевский. Со станции МЦК «Лихоборы» пассажиры могут пересесть на платформу НАТИ Ленинградского направления МЖД, а также на наземный городской пассажирский транспорт. Остановочные пункты расположены вдоль проезда Черепановых.

Автобусы: № 114, 123, 179, 204, 87

Коптево

ТПУ «Коптево» располагается в Северном административном округе Москвы, на территории районов Головинский и Коптево. К остановкам наземного транспорта устроен надземный пешеходный переход.

Автобусы № 123, 621, 90, 22, 72, 801, 87

Балтийская

ТПУ «Балтийская» располагается в Северном административном округе Москвы, в Войковском районе. Недалеко от ТПУ находится станция метро «Войковская» Замоскворецкой линии. Для пересадки на наземный общественный транспорт построены остановки и отстойно-разворотные площадки на ул. Адмирала Макарова и Новопетровском проезде. Над путями проложен надземный пешеходный переход между ул. Адмирала Макарова и Новопетровским проектом. На концах перехода устроены посадочные платформы. Кроме того, переход связан с ТЦ «Метрополис», откуда можно выйти прямо к метро. Также от МКЦ имеется наземный переход к метро. Рядом с ТПУ располагается природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево».

Автобусы № 780, 905, Н1, 114, 179, 204, 621, 90

Троллейбусы № 57, 43, 43к, 6

Стрешнево

ТПУ «Стрешнево» располагается в Северном и Северо-Западном административных округах Москвы, на территории районов Сокол, Войковский, Щукино и Покровское-Стрешнево. В 2017 планируется открыть отсюда пересадку на рижское направление Московской железной дороги.

На общественный транспорт можно пересесть с остановок, устроенных вдоль Волоколамского шоссе и 1-го Красногорского проезда. Неподалеку от ТПУ располагается природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево».

Троллейбусы № 12, 70, 82

Трамваи № 23, 30, 31, 15, 28, 6

Панфиловская

ТПУ «Панфиловская» располагается в Северном и Северо-Западном округах Москвы, на территории районов Сокол и Щукино. Ближайшие остановки общественного транспорта находятся на улицах Панфилова, Алабяна и Народного Ополчения. От «Панфиловской» всего несколько минут ходьбы до станции метро «Октябрьское поле» Таганско-Краснопресненской линии. В северо-восточном направлении от ТПУ находится памятник культурного наследия «Архитектурно-планировочный комплекс поселка Сокол», а также Братское кладбище для воинов, умерших в войну 1914 г. и сестёр милосердия Московских общин, также парк «Березовая роща».

Автобусы № 100, 105, 26, 691, 88, 800

Троллейбусы № 19, 59, 61

Зорге

ТПУ «Зорге» располагается в Северном и Северо-Западном административном округах Москвы, на территории районов Хорошево-Мневники, Щукино, Сокол и Хорошевский. Недалеко от ТПУ находится станция метро «Октябрьское поле». Остановки общественного транспорта устроены на ул. Зорге и Маршала Бирюзова.

Автобусы № 48, 64, 39, 39к

Троллейбусы № 43, 86, 65

Хорошево

ТПУ «Хорошево» располагается в Северном и Северо-Западном административных округах города Москвы, на территории районов Хорошево-Мневники и Хорошевский. Остановки общественного транспорта устроены на проспекте Маршала Жукова и 3-ей Хорошевской улице. Кроме того, в пределах пешеходной доступности располагается станция «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена. В дальнейшем, неподалеку от ТПУ будет построена станция метро «Хорошевская».

ТПУ включает в себя северный и южный пассажирский терминалы, надземный пешеходный переход с объектами обслуживания и остановочным пунктом с платформами.

Автобусы № 39, 39к, 155, 155к, 271, 294, 48, 800

Троллейбусы № 20, 20к, 21, 35, 35к, 43, 85, 86

Шелепиха

ТПУ «Шелепиха» располагается в Центральном административном округе Москвы, в Пресненском районе.

ТПУ «Шелепиха» обеспечивает пересадку на остановочный пункт «Тестовская» Смоленского направления Московской железной дороги и на станцию «Шелепиха» Третьего пересадочного контура Московского метрополитена.

Деловой центр

ТПУ «Деловой центр» располагается в Центральном административном округе Москвы, в Пресненском районе. Это один из самых крупных пересадочных узлов на Московском центральном кольце. По переходу можно попасть на станцию метро «Международная». Недалеко от ТПУ располагается платформа «Тестовская» Смоленского направления. В планах – строительство паркинга, подземного перехода к комплексу Москва-сити, а также надземной пешеходной галереи, ведущей в здание Москва-сити.

Кутузовская

ТПУ «Кутузовская» располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Дорогомилово. В пешей досягаемости от ТПУ располагается станция метро «Кутузовская» Филевской линии Московского метрополитена.

Автобусы: № 116, 157, 205, 477, 840, 91, Н2

Троллейбусы: № 2, 39, 44, 7

Лужники

ТПУ «Лужники» расположен вдоль ул. Хамовнический Вал, в районе Хамовники Центрального административного округа. С ТПУ имеется пешеходная пересадка на станцию «Спортивная» Сокольнической линии Московского метрополитена.

Автобусы: № 015, 05, 132, 64

Площадь Гагарина

ТПУ «Площадь Гагарина» располагается в Академическом районе Западного административного округа Москвы. ТПУ обеспечивает пересадку пассажиров на станцию «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии Московского метрополитена. Это единственный на МКЦ пересадочный пункт, который построен под землей.

Автобусы: № 111, 144, Н1, 196

Троллейбусы: № 33, 33к, 4, 62, 7, 84

Крымская

ТПУ «Крымская» расположен на территории Южного и Юго-Западного административных округов Москвы, в районах Донской, Нагорный и Котловка. С ТПУ предусмотрен переход на вторую очередь железнодорожной станции «Севастопольская». Также имеется надземный переход на железнодорожную платформу между 4-м Загородным проездом и Севастопольским проспектом.

Автобусы: № 121, 41, 826

Троллейбусы: № 26, 38

Верхние котлы

ТПУ «Верхние котлы» располагается в Южном административном округе, на территории районов Донской, Нагатино-Садовники и Нагорный. «Верхние Котлы» расположены между станциям «Тульская» и «Нагатинская» Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена и остановочным пунктом «Нижние Котлы» Павелецкого направления ЖД.

В ближайшее время планируется строительство платформы для пересадки на Павелецкое направление МЖД.

Автобусы: № 25, 44, 142, 147, 275, 700

Троллейбусы: № 1, 1к, 40, 71, 8

Трамваи: № 16, 3, 35, 47

ЗИЛ

ТПУ «ЗИЛ» располагается в Даниловском районе Южного административного округа Москвы. В состав ТПУ входят два терминала с кассами и турникетами. В планах развития – строительство административно-делового комплекса с магазинами, автостоянки, надземного и подземного паркинга.

Автозаводская

ТПУ «Автозаводская» располагается в районе Даниловский Южного административного округа Москвы. В пределах пешей досягаемости от ТПУ находится станция метро «Автозаводская» Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Автобусы: № 186, 216, 263, 8, 142, 193, 291, 44, 142, 193, 291, 44

Дубровка

ТПУ «Дубровка» располагается в Юго-Восточном административном округе Москвы, на территории районов Южно-Портовый и Печатники. ТПУ будет обеспечивать пересадку на станцию Люблинско-Дмитровской линии «Дубровка».

Автобусы: № 161, 193, 9, 670, 186, 633

Трамваи: № 20, 40, 43, 12

Угрешская

ТПУ «Угрешская» располагается в районах Южно-Портовый и Печатники Юго-Восточного административного округа Москвы. По Южнопортовой улице проходят маршруты к станции метро «Кожуховская», а по улице Шарикоподшипниковой – до станции «Дубровка».

ТПУ состоит из двух терминалов и надземного перехода. От северного терминала построена технологическая связка до Волгоградского проспекта.

Автобусы: № 154, 33, 603, 71, 195, 134, 185, 61, 628, 789

Новохохловская

ТПУ «Новохохловская» располагается в Юго-Восточном административном округе Москвы, в районах «Текстильщики» и «Нижегородский». Помимо пересадки на общественный городской транспорт, ТПУ будет обеспечивать пересадку на Курское направление Московской железной дороги.

Автобусы: № 106, новые маршруты

Нижегородская

ТПУ «Нижегородская» располагается на территории районов Лефортово и Нижегородский Юго-Восточного округа Москвы. Помимо пересадки на наземный общественный транспорт, с ТПУ осуществляется пересадка на остановочный пункт «Карачарово» Горьковского направления железной дороги. В 2018 году в состав ТПУ войдет станция «Нижегородская улица» Кожуховской линии Московского метрополитена.

Автобусы: № 143, 143к, 279, 29к, 51, 805, 59, 759, 859

Андроновка

ТПУ «Андроновка» располагается на территории районов «Лефортово», «Нижегородский» и «Перово» Юго-Восточного и Восточного административных округов Москвы.

ТПУ «Андроновка» обеспечивает пересадку на железнодорожную платформу Фрезер Рязанского направления ЖД и наземный городской пассажирский транспорт с подвозом к станции «Авиамоторная» Калининской линии метрополитена. В непосредственной близости располагается объект культурного наследия «За Камер-коллежским валом».

Шоссе энтузиастов

ТПУ «Шоссе энтузиастов» располагается в районе Соколиная гора и частично в районе Перово Восточного административного округа Москвы. В южной части ТПУ находятся выходы со станции метро «Шоссе Энтузиастов». С платформы МЦК пассажиры могут выйти в подземный переход, соединяющий улицу Уткина и шоссе Энтузиастов.

Автобусы: № 141, 36, 83, 125, 141, 254, 702, 214, 46, 659

Троллейбусы: № 30, 53, 68

Трамваи: № 24, 34, 36, 37, 8

Соколиная гора

ТПУ «Соколиная гора» располагается в Восточном административном округе Москвы, на территории районов Измайлово и Соколиная гора. В непосредственной близости от ТПУ нет станций метро, ближайшие – «Партизанская» и «Шоссе Энтузиастов».

С востока ТПУ граничит с природно-историческим парком «Измайлово».

Измайлово

ТПУ «Измайлово» располагается на территории районов Соколиная гора и Преображенское Восточного административного округа Москвы. При помощи надземного пешеходного перехода платформа ТПУ соединяется со станцией метро «Партизанская» Арбатско-Покровской линии. Пересадочный узел имеет два вестибюля с кассами, санитарными комнатами и лифтами.

Автобусы: № 20, 211

Троллейбусы: № 22, 87

Трамваи: № 11, 34 , 32

Локомотив

ТПУ «Локомотив» располагается в Восточном административном округе Москвы, на территории районов Преображенское, Гольяново и Измайлово. Вблизи ТПУ находится станция Сокольнической линии «Черкизовская». Пересадка осуществляется через южный вестибюль станции метро «Черкизовская». Вблизи павильонов станции, вдоль Окружного проезда установлены остановки общественного транспорта.

Автобусы: № 171, 230, 34, 34к, 52, 716, 716с

Троллейбусы: № 171, 230, 34, 34к, 52, 716, 716с

Бульвар Рокоссовского

ТПУ «Бульвар Рокоссовского» располагается в Восточном административном округе Москвы, на территории районов Богородское и Метрогородок. ТПУ построен рядом со станцией «Бульвар Рокоссовского» Сокольнической линии Московского метрополитена.

Для пересадки на наземных общественный транспорт построены отстойно-разворотные площадки и остановки вдоль Открытого шоссе, 6-го проезда Подбельского и Ивантеевской улицы.

Автобусы: № 265, 80, 86, 86к, 3, 75, 775, 822

Трамваи: № 213, 36, 2, 29, 33, 46, 4л, 7

Белокаменная

ТПУ «Белокаменная» располагается в Восточном административном округе Москвы, на территории районов Богородское и Метрогородок. Непосредственное расположение ТПУ – Национальный парк «Лосиный остров». Ближайшая станция метро – «Бульвар Рокоссовского».

Ростокино

ТПУ «Ростокино» располагается в Северо-Восточном административном округе Москвы, в районах Ярославский, Ростокино и Свиблово. С восточной стороны к ТПУ прилегает Национальный заповедник «Лосиный остров». Основное движение транспорта происходит по проспект у Мира, Ярославскому шоссе и Северянинскому путепроводу. «Ростокино» обеспечивает пересадку на остановочный пункт «Северянин» Ярославского направления Московской железной дороги. Остановки общественного транспорта располагаются вдоль проспекта Мира в направлении ул. Летчика Бабушкина.

Автобусы: № 136, 172, 244, 316, 317, 388, 392, 425, 451, 499, 551, 576, 789, 834, 93

Троллейбусы: № 14, 76

Ботанический сад

ТПУ «Ботанический сад» располагается в Восточном административном округе Москвы, на территории районов Свиблово, Останкинский и Ростокино. ТПУ располагается в непосредственной близости от станции метро «Ботанический сад». На станцию ведет подземный пешеходный переход.

Автобусы: № 154, 33, 603, 71, 195, 134, 185, 61, 628, 789

Московское центральное кольцо: вокруг столицы за 82 минуты

Вадим Скрябин/ ТАСС

МОСКВА, 10 сентября. /ТАСС/. Пассажирское движение открылось сегодня на Московском центральном кольце (МЦК, ранее МКЖД): горожанам доступны 26 станций, с 11 из которых можно перейти на линии столичного метро, с 5 — на остановки пригородных электричек.

Читайте также
Московское центральное кольцо в цифрах и фактах. Досье

Москвичи с интересом исследовали новую, наземную ветку, выяснил корр. ТАСС, проехав полный круг на МЦК.

«Кольцо проходит по 26 районам Москвы, в которых проживают около 2 млн человек. 30% из них живут в шаговой доступности от станций МЦК. В шесть районов наземное метро придет впервые, там проживают около 600 тыс. москвичей», — сказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в преддверии старта движения поездов на кольце.

Полетели «ласточки»

В 14:00 к платформе «Лужники» приходит первый поезд, красно-серая «Ласточка». Следующую станцию — «Кутузово» — объявляет директор Народного музея московского метрополитена Константин Черкасский. «Начало движения на Московской окружной железной дороге состоялось 19 июля 1908 года на станции «Серебряный бор». Изначально движение было пассажирское, но тогда оно не прижилось», — голос Черкасского переносит в прошлое, когда Москва еще умещалась внутри той дороги, а потому она называлась окружной и никакой другой.

Спустя более чем век пассажиры вернулись на Московскую окружную железную дорогу, теперь Московское центральное кольцо. Сегодня полный круг на МЦК занял 82 минуты, среднее время в пути между станциями — 3 минуты, а интервал между поездами 5-10 минут. В поездах комфортная температура, на информационных табло указано текущее время, температура воздуха внутри салона, название станции. Станции и пересадки объявляют на русском и английском, в поезде можно зарядить телефон или почитать специальный выпуск газеты «Мое метро», посвященный МЦК.

Читайте также
Кольцевые городские железные дороги в странах мира. Досье

Кажется, в вагоне удобно всем: семьям с колясками и собаками, пенсионерам, молодежи, пассажирам с самокатами и велосипедами. Спустя час после открытия движения по кольцу в вагоне буквально негде яблоку упасть. Пассажиры обмениваются впечатлениями, спрашивают друг друга про билеты, время пересадки, изучают небольшие карты, которые раздают на входе у станций.

«Смотри, мы живем на Новохохловской, а еду я на работу на Ленинский проспект. Еду через Третье транспортное кольцо, дорога занимает где-то час, а то и все полтора. А если оставить машину и поехать здесь до Площади Гагарина, это ведь минут 20 займет всего», — говорит муж жене. Супруги решили прокатиться по кольцу вместе с тремя дочками и маленькой собачкой Кнопкой.

Пересадка пересадке рознь

Переход со станции МЦК «Площадь Гагарина» на станцию «Ленинский проспект» теплый: с платформы не нужно выходит на улицу, вход в метро расположен тут же. Таких пересадок по принципу «сухие ноги» еще четыре: на станции метро «Черкизовская», «Кутузовская», «Владыкино» и «Международная». Займут они всего пару минут. А вот на других станциях пересадка на метро или пригородные электрички требует больше времени.

Со станции «Шелепиха» можно пересесть на железнодорожную станцию «Тестовская» Белорусского направления, переход занимает 7 минут, к слову на схеме МЦК указано 9 мин. Правда, указателей не видно, дорогу приходится спрашивать у сотрудников МЦК. Любителям небоскребов переход понравится — ММДЦ «Москва-Сити» находится совсем рядом и прекрасно виден.

На «Тестовской» нет турникетов, билет на электричку можно купить в кассе, но она расположена на противоположной от входа платформе. Обратный путь до «Шелепихи» занял всего 5 мин. Местных жителей отсутствие указателей, скорее всего, не смутит. Так и есть.

Читайте также
Более 2,7 млн пассажиров активировали карту «Тройка» для бесплатной пересадки на МЦК

«Мы едем к бабушке на станцию «Балтийская», узнали об МЦК из рекламы в метро. Нам очень удобно, сейчас пришли из дома, от «Балтийской» тоже пешком. Хотим понять, сколько займет времени дорога. Очень здорово, что целый месяц можно ездить бесплатно», — рассказывает москвичка Мария Яхина.

А вот Георгий Гранкин живет между станциями метро «Отрадное» и «Владыкино», а работает на «Спортивной». Сегодня, возвращаясь с работы, он решил поехать на МЦК. «Хочу посмотреть, сколько по времени займет, кажется, выигрываю минут пять, но здесь удобнее, народу меньше и дышать легче, не то, что под землей», — говорит он, добавляя, что хорошо бы немного сократить интервалы между поездами: тогда будет так же быстро, как в метро, но удобнее.

Между тем, объявляют станцию «Балтийская», только непонятно, с какой стороны платформа — звучит информация о пересадках, также голос напоминает о необходимости нажать кнопку на двери, чтобы она открылась.

Путь от «Шелепихи» до «Балтийской» занял 11 минут. Выйти со станции можно только по ступеням — эскалаторы еще не включили — зато по крытому переходу сразу попадаешь в торговый центр «Метрополис», любителям шоппинга на заметку. Пересадка на станцию метро «Войковская» занимает 10 минут. Указателей снова нет, зато новый билет покупать не нужно: бесплатно пересесть с МЦК на метро можно в течение 90 минут.

Знакомая незнакомая Москва

Равнодушных лиц в поезде на МЦК нет. Пассажиры внимательно разглядывают проносящиеся за окном пейзажи. «Вот здесь раньше была свалка, а теперь парк», — удивляется женщина. «Это же Измайловский Кремль!» — восклицает мужчина.

Очевидно, что для многих сегодня открытие МЦК — повод комфортно «прогуляться» по столице. «Слов нет, мне так нравится. Я села на «Шоссе Энтузиастов», решила сделать круг. У меня как подруга с дачи приедет, мы с ней обязательно поедем по кольцу», — смеется пенсионерка Татьяна Пацуло.

До станции МЦК она доехала на трамвае из Новогиреева. «На платформу можно на лифте подняться, все работает», — добавляет она.

Напомним, что до конца года откроются станции «Дубровка», «Коптево», «Соколиная гора», «Зорге», «Панфиловская». Таким образом, к началу 2017 года заработают все станции — 31, станут доступны 14 пересадок на линии метро и шесть — на пригородные электрички. А в 2018 году откроются все 17 пересадок на метро и 10 на пригородные поезда.

Всего с запуском МЦК москвичи и гости столицы могут совершить более 350 пересадок, а время в пути при передвижениях по столице сократится в три раза.

© Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Что такое МЦК? Департамент транспорта Москвы ответил на вопросы читателей

На станциях МЦК будет комфортно.

А мы консервативные пассажиры и, пока не выясним всё до мелочей, не отважимся прокатиться в «Ласточке» по новым рельсам. Чтобы помочь в этом нашим читателям, мы передали их вопросы в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, получили ответы и их публикуем.

Самый-самый переход

Понятно, что переходы между метро и МЦК будут разными — где-то короче, где-то длиннее. Но, чтобы сориентироваться, сколько времени они займут, можно сказать, какими будут самый длинный и самый короткий переходы?

Все кассы МЦК - в одной системе с метро.

Статья по теме

Долгое время метро и Окружная железная дорога развивались отдельно друг от друга. Поэтому соединить их непросто. Но власти и проектировщики сделали всё возможное, чтобы пересадка с МЦК на метро и обратно была как можно более быстрой и лёгкой.

Переходы будут проходить по тёплым контурам или по улице. Как правило, по тёплому контуру идти придётся меньше. Самая короткая такая пересадка займёт всего 2-3 минуты. Самая длинная — 10-15 минут пешком. Придётся пройти расстояние примерно в 600-700 метров. В общем-то, это вполне сопоставимо с переходами в метро, потому что МЦК — это теперь его часть.

Там, где переходить придётся по улице, территорию благоустроят, проложат удобные дорожки, обустроят места для отдыха.

Работает ли проездной?

Если я купил проездной в конце августа, будет ли он действовать на МЦК?

Будет, только его нужно обновить. С «Единым» билетом или «90 минут» нужно подойти в кассу, и его обновят бесплатно. А на карте «Тройка» нужно просто пополнить баланс — достаточно на 1 руб. Это можно сделать как в кассе, так и в терминале. Все билеты, купленные после 1 сентября, в этом не нуждаются.

Кстати, хоть и не ожидают в Дептрансе большого пассажиропотока на МЦК на первых порах, тем не менее, по данным метрополитена, ещё до запуска движения многие пассажиры решили обновить свои билеты — до 550 тыс. в день обращались в кассы по этому поводу.

Билет на «бесплатно»?

Говорят, чтобы ездить по МЦК, надо обновить проездные метро. Зачем, если пообещали, что в сентябре оно будет работать бесплатно?

Пассажиры в салоне электропоезда Московского центрального кольца.

Статья по теме

Да, проезд по МЦК сейчас бесплатный. И для тех, кто желает прокатиться только по этому кольцу, работает половина турникетов на его станциях — чтобы пройти через них, никакой билет не нужен. Но если ваш маршрут — это метро+МЦК+метро, то вам нужно будет после поездки по Центральному кольцу ещё раз бесплатно войти в метро.

Для таких «транзитчиков» есть другие турникеты. К ним при входе на МЦК нужно приложить проездной или карту «Тройка». И тогда, проехав отрезок пути по земле, вы спуститесь в подземку бесплатно, потому что система будет знать, что вы продолжаете свой путь, а не начинаете его.

Почему переименовали?

Некоторые названия станций на Окружной железной дороге переименовали, а некоторые — нет. Почему?

Те станции, которые не примыкают к метро, остались со старыми названиями. А в отношении тех, что стали частью пересадочных узлов, логично возник вопрос переименования. Ведь если это единое пространство, то и название должно быть единым. С РЖД договорились так: там, где МЦК практически примыкает к метро, станции нужно переименовать по названию станций метрополитена. А там, где они удалены на 300 или даже 500 м, пусть сохранят прежние названия. РЖД издали соответствующий приказ. И сегодня на МЦК есть 7 станций с едиными со станциями метрополитена названиями: «Шоссе Энтузиастов», «Дубровка», «Автозаводская», «Кутузовская», «Бульвар Рокоссовского», «Владыкино», «Ботанический сад».

Сколько времени займёт путь?

В метро всё привычно да и интервалы между станциями примерно одинаковые. А как понять, сколько времени займёт путь, если воспользоваться МЦК?

В мире давно и удачно работает тандем метро и ЖД. Теперь эта система заработала и в Москве.

Статья по теме

Круг по Московскому центральному кольцу поезд совершает за 75-80 минут. Между станциями расстояния, конечно, разные. Но в конце августа Московский метрополитен и компания «Яндекс» подписали соглашение о сотрудничестве в области развития информационно-коммуникационных технологий. И главное направление этого сотрудничества — информирование пассажиров о расписании движения поездов, открытии новых станций, в том числе на МЦК.

Это значит, что информация о движении по Центральному кольцу уже включена в «Яндекс.Карты», а также другие геосервисы и мобильные приложения компании. В любом из них можно построить путь от станции до станции и сразу узнать, какое время займёт дорога.

Благодаря сотрудничеству с метрополитеном «Яндекс» будет оперативно получать информацию о переменах в движении. К примеру, если открыта новая станция, а какая-то временно закрыта — об этом сразу узнают электронные сервисы и проложат оптимальный путь.

Кроме того, интерактивная схема метро и МЦК есть на главной странице сайта mkzd.ru С её помощью можно даже найти ближайшую к дому станцию на новом кольце — для этого нужно просто вбить в строку поиска свой адрес.

Не будет ли шумно?

Живу неподалёку от МЦК. Очень беспокоит возможный шум. Скажите, сильно ли громким будет движение пассажир­ских поездов?

Вопрос-ответ

Для того чтобы движение по МЦК не создавало сильного шума, при реконструкции дороги использовали технологию так называемого «бархатного пути». По всему кольцу уложены новые рельсы с бесшовными стыками. Привычного для поездов стука колёс не будет слышно.

Кроме того, на некоторых участках — там, где по­близости есть жилые дома — установлены шумозащитные экраны. Где-то их ещё не успели установить, но в ближайшее время они обязательно появятся.

Как передвигаться маломобильным?

Не будет ли проблемы в передвижении для маломобильных пассажиров?

При реконструкции МЦК, конечно, не забыли и о мало­мобильных пассажирах: мамочках с колясками и тех, кто передвигается в инвалидном кресле. На 26 транспортно-пересадочных узлах будут лифты и эскалаторы, а на 5 станциях, где высота для установки лифтов недостаточная, — специальные подъёмники. Входы на все станции оборудованы пандусами, тактильной плиткой. На каждом ТПУ есть санитарные комнаты, которые приспособлены и для тех, кто передвигается в инвалидном кресле. В специальных кассах, отвечающих стандартам Конвенции ООН о правах инвалидов, высота расположения окон ниже метра — чтобы пассажиры в колясках могли приобрести билет без труда. Как и на станциях метрополитена, здесь будут работать сотрудники центра обслуживания маломобильных пассажиров. Закуплены инвалидные коляски, терминалы связи и другое необходимое оборудование. Ну а в поездах для пассажиров с ограниченными физическими возможно­стями есть специальные места — в 1-м и 5-м вагонах.

Плюс неделя в год

Понятно, что для многих поездки по Москве теперь значительно сократятся. А есть ли расчёты, сколько в среднем выиграет пассажир?

Для некоторых маршрутов (к примеру, с северо-востока на северо-запад или с севера на северо-восток) Московское центральное кольцо сократит время в пути в 3 раза. Так, например, с 39 до 12 минут уменьшится оно на дорогу от станции «Владыкино» до «Бульвара Роко­ссовского». С 28 до 10 минут — от «Международной» до «Ленинского проспекта».

А в среднем поездки по столице теперь быстрее на 20 минут. Это значит, что среднестатистический москвич, ежедневно пользующийся наземным метро, получит в своё распоряжение почти 7 лишних суток в год!

Вопрос-ответ

Зелёное кольцо или спортивное?

Считается, что МЦК проходит через промзоны, но ведь и через парки тоже! Значит, в метро теперь будут две зелёные ветки?

Вообще-то 100 лет назад Окружную железную дорогу прокладывали практически сквозь леса. Потом на месте зелёных массивов образовывались пром­зоны. Однако несколько лесных оазисов уцелели за сот­ню лет прогресса — теперь это городские лесопарковые зоны.

Их и соединило кольцо — усадьбу «Михалково», Ботанический сад, зелёные территории ВДНХ, национальный парк «Лосиный Остров», парк «Сокольники», природный заказник «Воробьёвы горы», усадьбу «Покровское-Стрешнево» и другие. Поэтому МЦК по праву называют зелёным кольцом Москвы.

А ещё оно соединило крупные спортивные объекты — из окон вагонов можно увидеть стадионы «Лужники», «Локомотив», ЦСКА, «Крылья Советов», а также Ледовый дворец на территории бывшего ЗИЛа. То есть дорогу можно назвать и спортивным кольцом. Это кому как больше нравится.

А ещё поезда будут проезжать мимо отреставрированных старинных станций, которые сохранили свой облик с начала прошлого века. Например, из окон «Ласточки» можно будет увидеть старинную станцию «Канатчиково» (расположена между остановочными пунктами «Севастопольский проспект» и «Площадь Гагарина»), «Белокаменная» (на одноимённой станции МЦК), «Лихоборы».

мцк

Урны — кстати

Железнодорожное кольцо и подземку фактически объединили. Тогда почему на станциях МЦК урны появились, а в метро на платформах их как не было, так и нет?

Действительно, на всех станциях МЦК установлены урны, что для пассажиров очень кстати. Дело в том, что, хоть Центральное кольцо и стало фактически новой веткой метрополитена, всё же требования к безопасности у них разные и объясняются чаще всего технологическими отличиями. В подземке, к примеру, контактный рельс идёт внизу, а на МЦК — сверху.

Где зарядить телефон?

При реконструкции не подумали о том, чтобы по дороге было где телефон подзарядить?

Электропоезд у транспортно-пересадочного узла «Лужники» Московского центрального кольца в Москве.

Статья по теме

Подумали, ведь современный пассажир всегда на связи — и звонки нужно сделать, и почту проверить, и в Интернете что-то уточнить. А те, у кого забот не так много, по дорогое зависают в соцсетях. Поэтому розетки для зарядки мобильных гаджетов установлены и на 14 станциях, и в поездах. А на крупных ТПУ и в поездах к тому же работает бесплатный Wi-Fi.

Есть ещё мелочи, которые могут оказаться весьма кстати: удобные скамейки, авто­маты с едой и напитками, банкоматы и даже зеркала. Туалеты, приспособленные в том числе для пассажиров с ограниченными возможно­стями здоровья, имеются на всех станциях МЦК, а также в первом и последнем вагонах поездов.

Зачем английский?

Зачем на станциях МЦК таблички на английском?

В Москву много приезжает туристов из разных стран мира: за последние годы их стало больше на треть. Им трудно сориентироваться в городе. И английский язык в навигации — это дань вежливости и выражение нашего гостеприим­ства. Как радушные хозяева, мы делаем всё, чтобы перемещение гостей в нашей столице было комфортным.

Кстати, английский по­явился не только на навигационных указателях. Объявления в поездах тоже дублируются по-английски, а на всех станциях нового кольца есть англо­говорящие сотрудники, которые с удовольствием окажут помощь растерявшемуся иностранцу.

Шесть главных фактов о МЦК

10 сентября, в День города, мэр Москвы Сергей Собянин запустил движение на Московском центральном кольце (МЦК). В один из самых амбициозных российских транспортных проектов вложено более 100 млрд руб., однако многое пока не достроено. РБК представляет досье на МЦК

Высокоскоростной электропоезд «Ласточка» на тестовом запуске по МЦК, 2 сентября 2016 года

Высокоскоростной электропоезд «Ласточка» на тестовом запуске по МЦК, 2 сентября 2016 года (Фото: Олег Яковлев / РБК)

1. Что запустили

В День города пассажиров впервые приняло Московское центральное кольцо — городская железная дорога протяженностью 54 км. Всего на МЦК будет 31 станция (точное название — транспортно-пересадочный узел, ТПУ). 17 из них будут сопряж​ены со станциями метрополитена, в том числе на 11 станциях будут построены крытые галереи от МЦК к метро; в мэрии такие переходы называют «сухие ноги». Пунктов пересадки с МЦК на пригородные электрички будет девять (без интеграции с кольцом останется только киевская линия пригородного сообщения). В час пик поезда будут появляться на станциях каждые шесть минут, в обычное время — раз в 11–15 минут; полный круг поезд будет совершать за полтора часа. Табло на платформах будут показывать время прибытия следующего поезда. На станциях обещают установить порты для подзарядки гаджетов.

После запуска проекта РЖД отойдет вся железнодорожная инфраструктура, а право собственности на платформы и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) город делегирует ГУП «Московский метрополитен». В первый месяц работы МЦК проезд по нему будет бесплатным, затем зайти на станцию МЦК можно будет по карточкам, единым для московского общественного транспорта.

Строительство крытой галереи от МЦК к станции метро Владыкино; в мэрии такие переходы называют «сухие ноги», июль 2016 год

Строительство крытой галереи от МЦК к станции метро Владыкино; в мэрии такие переходы называют «сухие ноги», июль 2016 год (Фото: Олег Яковлев / РБК)

2. Кто придумал

Московскую окружную железную дорогу, соединяющую промзоны на окраине Москвы, начали строить в 1902 году.​ Запустили ее в 1908-м, позже плановых сроков, поскольку из-за Русско-японской войны были перебои с финансированием. В основном по МОЖД шли грузовые перевозки. Ходили и пассажирские составы, но в 1934 году с развитием трамвайного движения в городе и началом строительства метро кольцо для людей закрыли.

С выводом большинства заводов за пределы Москвы эта грузовая магистраль стала не нужна. В конце 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков и президент РЖД Владимир Якунин подписали соглашение о работе над проектом по перепрофилированию грузового кольца в пассажирскую магистраль. Планировалось, что все работы завершатся в 2010–2011 годах. Сроки переносились неоднократно. Фактически строительство началось в 2012 году.

3. Какими будут поезда

По МЦК будет курсировать около 30 поездов. В качестве «городских электричек» используют «Ласточки», разработанные Siemens по заказу РЖД для перевозок пассажиров во время зимних Игр 2014 года в Сочи. Нынешний руководитель Московского метрополитена Дмитрий Пегов руководил проектом по запуску «Ласточек» в Сочи, когда работал в структуре РЖД.

В поезде пять вагонов (с возможностью расширения до десяти). Все «Ласточки» для столичного кольца оборудуют Wi-Fi и кондиционерами, будут специальные места для велосипедов, которые в отличие от метро по МЦК можно провозить в неразобранном виде. В каждой «Ласточке» будет два туалета.

Высокоскоростной электропоезд «Ласточка» в эксплуатационном депо, ноябрь 2015 год

Высокоскоростной электропоезд «Ласточка» в эксплуатационном депо, ноябрь 2015 год (Фото: Сергей Гусев)

4. Сколько потратили

К моменту запуска МЦК на реализацию проекта потрачено более 100 млрд руб. Основным инвестором стало ОАО «РЖД»: госкомпания вложила в строительство железнодорожной инфраструктуры 74 млрд руб. (планировали потратить 54 млрд руб., но снос объектов и перенос коммуникаций обошелся непредвиденно дорого, рассказал РБК источник, хорошо знакомый со строительством МЦК).

Правительство Москвы потратило 19 млрд руб. на строительство 31 станции кольца и интеграцию их со станциями метро. Еще 10,6 млрд руб. ушло на реконструкцию путепроводов (самым дорогим стал Волоколамский путепровод, он обошелся в 5 млрд руб. — властям пришлось в том числе менять окна в ближайших к путепроводу жилых домах на шумозащитные).

Город ежегодно будет платить РЖД по 3,8 млрд руб. за транспортное обслуживание пассажиров на новом кольце. Стороны уже заключили 15-летний контракт.

Станция «Лужники», июль 2016 года

Станция «Лужники», июль 2016 года (Фото: Олег Яковлев / РБК)

5. Что дальше

В утвержденном проекте возле 11 ТПУ на средства инвесторов должны были быть построены коммерческие объекты — торговые и деловые центры, отели. Принадлежащая правительству Москвы управляющая компания ОАО «МКЖД» должна оформить на собственных «дочек» имущественные права на земельные участки под коммерческое строительство и затем продать с аукционов инвесторам.

К моменту запуска движения по кольцу с молотка ушел только один такой участок: за 1,14 млрд руб. ГК «Пионер» получила 100-процентную долю в ООО «Ботанический сад» и право застройки территории возле ТПУ «Ботанический сад». Компания, которая реализует неподалеку жилой проект «LIFE — Ботанический сад», собирается возвести там торговый и офисный центры и апарт-отель.

«Все остальные участки под строительство ТПУ будут реализованы в течение 2016–2017 годов. Мы предполагаем выручить на этих аукционах минимум 14 млрд руб., максимум 19 млрд руб., в зависимости от конъюнктуры. То есть мы вернем практически все средства, которые город вложил в строительство технологической части станций», — утверждает собеседник РБК в мэрии Москвы, добавляя, что строительство ТПУ даст толчок к освоению территорий вокруг МЦК девелоперами. По словам собеседника РБК, до конца 2016 года планируется выставить на аукцион четыре-пять объектов, остальные — в следующем году.

Строительство станции «Ботанический сад», июль 2016 года

Строительство станции «Ботанический сад», июль 2016 года (Фото: Олег Яковлев / РБК)

6. Что даст новое кольцо

«К 2020 году, когда будут завершены все проекты по интеграции с метро и электричками, реализованы проекты торговых и офисных центров, мы планируем, что пассажиропоток составит 300 млн человек в год», — рассказал источник РБК в мэрии Москвы, добавив, что такое же количество пассажиров в год перевозит действующая Кольцевая линия метрополитена. Пока же новое кольцо будет перевозить около 75 млн человек в год, рассчитали в мэрии.

Запуск МЦК разгрузит метрополитен, особенно в центре, и повысит доступность целого ряда районов, где до сих пор не было станций метро, уверены в мэрии. Глава столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин делился оценками, что загруженная Кольцевая линия метро станет свободнее на 15% — людям не придется ехать с окраин в центр, чтобы сделать пересадку на Кольцевой. На сайте МЦК приводятся расчеты: поездка для среднестатистического пассажира метрополитена станет на 20 минут короче.

Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егор Мулеев подчеркивает неоднозначность таких расчетов: по его словам, польза от запуска МЦК — как от велодорожек в Москве: некоторым это действительно облегчит передвижение, но для многих не изменит ничего.

«Кольцо вводят без полноценных пересадочных узлов. Сильно сомневаюсь, что даже в ближайшие годы оно будет востребовано пассажирами в том объеме, на который рассчитывают власти, — полагает старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин. — Есть вопросы к пересадкам на многих радиусах. Они находятся на удалении 500–700 м от станций МЦК».

Возле четырех станций МЦК уже в этом году появятся перехватывающие парковки

Возле четырех станций МЦК уже в этом году появятся перехватывающие парковки (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Впрочем, по мнению эксперта, жителям отдельных районов Москвы новое кольцо будет очень полезным. «На Ярославском шоссе по направлению в Богородское и Лефортово оно облегчит ситуацию. Некоторые северо-западные сектора, Коптево и другие районы оно разгрузит, — перечисляет эксперт. — Но что касается юга, тут МЦК находится очень близко к Кольцевой линии метро, и разница между ними небольшая». Также запуск МЦК, по его мнению, сделает проще маршруты для жителей отдельных городов Подмосковья, особенно для пассажиров, едущих из Мытищ и Королева.

Что не успели

Ко дню официального запуска МЦК строители не успели подготовить к работе семь станций. Их список обнародовал ТАСС со ссылкой на источник в правительстве Москвы. Первые поезда кольца проедут без остановки «Коптево», «Панфиловскую», «Зорге», «Хорошево», «Измайлово», «Андроновку» и «Дубровку». Эту информацию РБК подтвердил собственный источник в управляющей проектом компании ОАО «МКЖД».

За полтора месяца до Дня города высокопоставленный источник РБК в правительстве Москвы утверждал, что «при запуске будет готова вся инфраструктура, все платформы на 31 остановочном пункте». «Это must-have, и нет никаких сомнений, что это будет готово к запуску», — уверял собеседник РБК. Однако 2 сентября первый замруководителя департамента транспорта Гамид Булатов сообщил журналистам, что открытие семи станций МЦК в день старта движения по кольцу «находится под вопросом», пообещав, что за неделю до торжественного открытия будет оглашен полный список станций, которые начнут функционировать сразу.

Но официальный список готовых станций не был оглашен и в четверг, когда до торжественной церемонии оставалось менее двух суток. Источник РБК в ОАО «МКЖД» сообщил, что окончательное решение по числу станций, которые будут доступны для пассажиров в первый день работы МЦК, будет принято лишь за сутки до открытия кольца. При этом собеседник рассказал, что семь из 31 станции «точно не откроют», а еще по двум «есть сомнения».«Не успели, не везде еще установлено все необходимое оборудование. Может быть, откроем сразу 24 станции, а потом две закроем ненадолго на доделки», — сообщил источник РБК в МКЖД, добавив, что до конца года для пассажиров «точно будут доступны все станции МЦК».

Не готово большинство крытых галерей для перехода на платформы к поездам метро и три пункта пересадки с МЦК в метрополитен. Но эти объекты в отличие от собственно станций изначально планировалось строить после запуска движения по МЦК.

Какие поезда не поедут

Изначально по МЦК должны были курсировать другие поезда с птичьим именем — «Иволги». Тендер на организацию движения электричек по МКЖД на 15 лет за 57 млрд руб. выиграла компания ЦППК — оператор пригородных электричек, совладельцем которой был вице-мэр Москвы, глава департамента транспорта Максим Ликсутов. В интервью РБК Ликсутов заявлял, что победу в тендере ЦППК одержала за счет более выгодного для Москвы предложения, и уверял, что сам он после перехода на госслужбу не следит за бизнесом своих бывших компаний. «В конкурсе принимали участие три компании, в том числе сами РЖД, которые предложили менее выгодные для города условия и поэтому проиграли», — объяснял Ликсутов РБК в феврале 2015 года.

Компания ЦППК планировала заключить с «Трансмашхолдингом» (совладельцами компании являются Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, до 2011 года Ликсутов также был совладельцем этой компании) контракт на производство электричек «Иволга». Поезда позиционировались как конкуренты «Ласточек», при этом полностью сделанные из отечественных материалов и дешевле на 40–50%.

Но «Иволга» не смогла пройти сертификацию, а без нее поставить поезда этой модели на МЦК было невозможно. Представитель АО «ВНИИЖТ», которое проводит испытания опытного образца «Иволги», отказался сообщить РБК, почему не сертифицировали поезд.

В январе 2016-го — спустя несколько месяцев после того, как главой РЖД вместо Владимира Якунина стал Олег Белозеров, — оказалось, что права на обслуживание пассажиров и 56-миллиардный контракт также достанутся РЖД. Как поясняет источник в РЖД, Олег Белозеров посчитал ситуацию несправедливой для РЖД: «Получалось, что государство построило на свои деньги всю инфраструктуру, на которой будут зарабатывать деньги бизнес-партнеры Ликсутова, которые поставят поезда и будут получать деньги за перевозку. В середине января 2016 года ЦППК неожиданно решила переуступить договор на транспортное обслуживание РЖД».

Городской электропоезд ЭГ2Тв «Иволга»

Городской электропоезд ЭГ2Тв «Иволга» (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Генеральный директор ЦППК Михаил Хромов заявил, что инициаторами переуступки соглашения были РЖД и городские власти — «они были достаточно убедительны, чтобы мы согласились». Официально в РЖД также признают, что получили контракт после «многосторонних консультаций с участием правительства Москвы». Теперь возить пассажиров МЦК будет РЖД на своих «Ласточках».

Источник РБК в правительстве Москвы, впрочем, утверждает, что «Иволги» еще могут вернуться в проект. «Если «Иволга» пройдет сертификацию, то РЖД сможет ею заменить «Ласточку», — говорит собеседник РБК. — У нас в договоре не зафиксировано, что все 15 лет будет только «Ласточка». На мой взгляд, это вопрос эффективности подвижного состава, стоимости обслуживания и т.д.».

ЦППК в итоге достался только контракт на 2,1 млрд руб. на организацию продажи билетов и работы контролеров сроком на четыре года. Однако билетная система нового кольца также будет полностью интегрирована в систему городского, а не пригородного транспорта, на котором специализируется ЦППК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *